Рабочая программа по информатике 4 класс по ФГОС

Раздел Информатика
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Вторые Тербуны

Тербунского муниципального района Липецкой области

Согласовано:

Председатель Методического Совета

_____________________ О.Н. Гулевская

протокол № _______ от_________­­­­­­_____

Утверждена приказом

директора МБОУ СОШ

с. Вторые Тербуны _________А.И. Понарьин

от_________ № ____________

















Рабочая программа

учебного курса по информатике

для 4 класса

на 2015-2016 учебный год




Учитель информатики

Болгова Н. В.


Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на базовом уровне

2015-2016 гг.

Рабочая программа

по информатике для 4 класса

(базовый курс)


I. Пояснительная записка


Рабочая программа по информатике для 4 класса разработана в целях:

  • обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования;

  • обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;

  • реализации системно - деятельностного подхода в обучении;

  • повышения профессионального мастерства педагогов

При реализации рабочей программы решаются следующие цели:

  1. формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;

  2. знакомство с базовой системой понятий информатики на уровне формирования первичных представлений;

  3. приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного рода схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей и т.д. с помощью компьютера;

  4. развитие умений строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе, при изучении других школьных предметов;

  5. обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;

  6. воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Задачи:

  1. научиться решать конкретные информационные задачи определенного класса и уровня сложности;

  2. получить первичные представления об объектах информатики, таких как «информация», «сообщение», «источник информации», «приемник информации», «канал связи», «текст», «знак», «код», «символ», «компьютер», «объект», «модель», «исполнитель», «программа», «пользователь»;

  3. научиться применять полученные в процессе изучения информатики общие учебные умения и навыки, т.е.:

    • научиться представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста и/или рисунка);

    • научиться решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера;

    • осознанно использовать в своей учебной деятельности:

- устную и письменную речь с целью общения;

- письменные сообщения для передачи информации на большие расстояния;

- кодирование как действие по преобразованию формы представления информации;

- навыки использования компьютера при решении информационных задач;

  1. понимать взаимосвязь первоначальных понятий и видеть их связь с объектами реальной действительности;

  2. получить первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем воспринимать содержание базового и профильных курсов информатики;

  3. освоить коммуникативные умения и элементы информационной культуры, научиться осуществлять сбор, хранение, обработку и передачу информации;

  4. научиться воспринимать информацию без искажений от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой, научиться пользоваться современными средствами связи (телефон, электронная почта);

  5. научиться описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

  6. получить начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач;

  7. научиться представлять информацию в виде текста; видеть ключевые слова в тексте и работать со смыслом текста; представлять одну и ту же информацию в различных формах;

  8. получить первичные представления об информационной задаче; об объекте и модели объекта.

  9. получить элементарные пользовательские навыки.

Рабочая программа по информатике в 4 классе разработана на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

приказов Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Феде рации от 6 октября 2009 г. № 373»;

от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

от 18 декабря 2012 г. № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федераций от 6 октября 2009 г. № 373»;

от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

от 28 мая 2014 г. N 598 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08. 2013 №1015»

приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10);

письма управления образования и науки Липецкой области от 27.04.2015 № СК-1350 «О реализации в образовательных организациях Липецкой области ФГОС общего образования в 2015-2016 учебном году»,

примерных основных образовательных программ начального общего образования, примерных программ по предметам,

Устава ОУ, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны;

приказа МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в соответствии с ФГОС общего образования» от 03 июня 2013 года № 167.

Рабочая программа по информатике для обучающихся по ФГОС начального общего образования разрабатываются на основе:

авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 год.

основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны;

требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы;

планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

программы формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования, программы развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования.

Данные программы были использованы для разработки рабочей программы по информатике для 4 класса, так как:

примерная программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения;

программа содержит рекомендуемый перечень уроков по каждому разделу;

способствует формирование у учащихся представлений о науке информатике;

формирует у учащихся первоначальные знания по информатике.

Данная программа наиболее полно формирует у учащихся компьютерную грамотность, позволяет работать с дополнительным материалом, проводить дискуссии, исследования. Данная рабочая программа была составлена в соответствии с учебником, изменений внесено не было. Кроме того, в календарно-тематическом планировании отражены предусмотренные стандартом, но не указанные в примерной программе по информатике, такие типы уроков и виды деятельности учащихся, как проектно-исследовательская деятельность, погружение в проблему, урок-диалог. Данные изменения позволяют формировать и развивать базовые компетенции учащихся, позволяют повысить интерес к изучению информатики.

Рабочая программа по информатике на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый базовый курс информатики сочетает в себе элементы теории и практики. Благодаря курсу информатики учащиеся приобретают навыки работы на компьютере .

Курс информатики в 4 классе способствует формированию мировоззренческой, гражданской позиций учащихся, расширяет их представление о информационном пространстве, помогает интеллектуальному и общекультурному развитию школьников. Курс информатики обладает большим познавательным, нравственным и воспитательным значением. Он призван способствовать решению следующих общекультурных задач: 1) овладение системой знаний о работе на персональном компьютере; 2) формирование логического мышления; 3) развитие познавательного интереса к предмету Информатики; 4) понимание роли Информатики в современном мире; 5) вооружение учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию

Предмет Информатика реализуется в учебном плане школы исходя из Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, который отводит на изучение предмета 35 часа за один год обучения в 4 классе, в неделю - 1 час. Контрольных работ - 4:

Практических работ - на каждом уроке в течении 10 - 15 мин;:

Проектов - 2:

Исследовательских работ - 2:

Основной формой организации образовательного процесса при обучении информатики в 4 классе является урок. Кроме того, программа предполагает использование таких форм, как урок-практикум, урок - деловая игра др. Для реализации рабочей программы по информатике в 4 классе используются следующие технологии: технология проблемного обучения, проектная технология, ИКТ, интерактивные технологии, технология развивающего обучения, технологии личностно-ориентированного обучения.

Основные механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: решение тестов, самостоятельная работа, работа в малых группах, моделирование, коллективно-творческое дело, деловая игра, поиск информации в различных источниках, работа с таблицами, выполнение проблемных заданий, практических работ.

Видами и формами контроля при обучении информатики в 4 классе (согласно Уставу школы и локальным актам) являются: текущий контроль в форме тестирования, выполнения самостоятельной работы, в том числе с таблицами, схемами, устного опроса, тестирования с применением компьютера, выполнения практических работ;

В соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы» аттестация обучающихся начальных классов проводится со 2 полугодия 2 класса. Промежуточная аттестация проводится со 2 по 11 класс по всем предметам учебного плана в форме дифференцированного зачета. Дифференцированный зачет является выставлением годовой отметки как среднего арифметического четвертных или полугодовых отметок с учётом административных контрольных работ, проведенных по итогам учебного года (при условии их проведения). Годовая отметка выставляется в классные журналы. Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по пятибалльной системе. В 4 классе промежуточная аттестация представляет собой дифференцированный зачет.

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года

В результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны

понимать:

- что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;

- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;

- что человек, природа, книги могут быть источниками информации;

что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;

знать:

- что данные - это закодированная информация;

- что тексты и изображения - это информационные объекты;

- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

- правили работы с компьютером и технику безопасности;

уметь:

- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

- работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

- осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;

- называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер);

- пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;

- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажёры и тесты;

- создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.

Учебный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника и уровнем его знаний в соответствующем классе начальной школы.

Особое внимание в начальной школе следует уделить правилам техники безопасности и первичным навыкам работы на компьютере, к которым относятся умения:

  • правильно сидеть перед компьютером;

  • правильно держать руки на клавиатуре;

  • правильно включать компьютер, находить нужную программу на Рабочем столе и запускать ее;

  • правильно выходить из программы и выключать компьютер;

  • управлять экранными объектами с помощью мыши;

  • пользоваться системой навигации, т. е. быстро и правильно находить нужное задание.

Для реализации рабочей программы по информатике в 4 классе используется учебник: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса. - М.: Бином, 2013

II. Общая характеристика учебного предмета

Информатика в настоящее время - это одна из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

В процессе изучения информатики в начальной школе школьники целенаправленно осваивают приемы и способы информационной деятельности через работу с учебными текстами, устное и письменное выполнение специальных заданий, компьютерный практикум. Компьютер на уроке информатики выступает как инструмент учения, средство обучения и как объект изучения одновременно.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей младших школьников, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Непрерывность обучения информатике со 2 по 11 класс - это необходимый шаг в развитии общего образования.

Данный курс информатики в начальной школе рассчитан на широкое применение в любых образовательных учебных заведе­ниях и рассчитан на обучение с применением компьютера.

Компьютер, как правило, используется учителем в качестве электронной доски во время обсуждения нового материала. Кроме того, он применяется при организации обучающих игр, эстафет с использованием компьютера (здесь достаточно одного или двух компьютеров в классе, урок ведет учитель начальных классов), а также для организации индивидуального обучения и для поощ­рения. Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на Других уроках, в частности на уроках математики, русского язы­ка, природоведения. Происходит развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих других.

Знания, умения и навыки по информатике оцениваются разными способами. Так, требования «понимать» и «знать» оцениваются обычно в ходе устного опроса и с помощью тестирования. Требова­ния «уметь» - посредством выполнения упражнений в рабочей тетради и их электронном варианте. В процессе компьютерного практикума вырабатываются навыки владения компьютером, умение выполнять простейшие операции с файлами и данными.

В содержательном плане данный курс создавался как основа любого курса информатики, подготовленного в соответствии с минимумом содержания образовательной области «Информатика».

Содержание курса строилось на основе трёх основных идей:

  1. Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.

  2. Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.

  3. Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д., т. е. описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях информации.

III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный предмет «Информатике и ИКТ» относится к образовательной области «Технология».

Рабочая программа по информатике и ИКТ рассчитана на 35 учебных часа.

Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов для проведения контрольных: 4 часа .

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

  • основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;

  • основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;

  • основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;

  • основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

  1. Личностные результаты

  2. 1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  3. 2) развитие мотивов учебной деятельности;

  4. 3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  5. 4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  6. Метапредметные результаты

  7. 1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  8. 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  9. 3) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  10. 4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  11. 5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

  12. 6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

  13. 7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  14. 8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  15. 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

  16. 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

  17. 11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  18. Предметные результаты

1) владение базовым понятийным аппаратом:

2) владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:

  • выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;

  • проведение полного перебора объектов;

  • использование имён для указания нужных объектов;

  • использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;

  • сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;

  • выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;

  • достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;

  • использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры.

VI. Содержание учебного предмета

(35 часа)

Глава 1. Информация - 7 часов

Человек и информация. Свойства информации.

Действия с информацией. Организация данных Кодирование информации

Объект и его свойства. Информационный объект

Отношения между объектами. Отношения между действиями

Компьютер. Свойства компьютера

  • Получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

  • Работать с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.

  • Представлять материала в табличном виде.

Глава 2. Понятие, суждение, умозаключение - 9 часов

Понятие

Деление и обобщение понятий

Отношения между понятиями

Совместимые и несовместимые понятия

Понятия «истина» и «ложь»

Суждение

Умозаключение

  • Выявлять с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения.

  • Объединять предметы по общему признаку.

  • Различать целого и части.

  • Использовать простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…». Элементарное обоснование высказанного суждения.

Глава 3. Мир моделей - 8 часов

Модель объекта

Модель отношения между понятиями

Алгоритм

Виды алгоритмов

Исполнитель алгоритма

Алгоритм и компьютерная программа

  • Выполнять инструкции, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.

  • Устанавливать последовательности действий для решения учебной задачи.

Глава 4. Управление - 8 часов

Цели и основа управления

Управление собой и другими людьми

Управление неживыми объектами

Схема управления

Управление компьютером

  • Определять способы контроля и оценки деятельности;

  • Определять причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей,

  • Находить ошибок в работе и их исправление.

Повторение - 3 часа

VII. Учебно - тематический план по информатике

для 4 класса

на 2015-2016 учебный год


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов


Контрольные мероприятия

Практические работы

Контрольные работы (тест)

1

Повторение

7

Каждый урок по 15 мин

1

2

Суждение, умозаключение, понятие

9

Каждый урок по 15 мин

1

3

Мир моделей

8

Каждый урок по 15 мин

1

4

Управление

8

Каждый урок по 15 мин

1

5

Повторение

3

Каждый урок по 15 мин


Итого:

35


4


Основное содержание по темам и количество часов,

отводимое на изучение темы

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Информация

Определять понятие информации, виды информации. Определять источники и приемники информации. Приводить примеры источников и приемников информации в из различных событий и действий в быту, в сказках.

Уметь определять составные части компьютера, выполнять элементарные операции на компьютере.

Понятие, суждение, умозаключение

Отличать носители информации древности и современные, приводить примеры кодированной информации, определять способы кодирования информации. Уметь кодировать информацию различными способами.

Определять письменные источники информации. Отличать язык людей от языков программирования.

Модели и моделирование

Описывать текстовые и графические данные. Описывать предметы которые являются помощниками человека при счете.

Предлагать способы ввода текстовых и графических данных.

Описывать десятичное кодирование

Информационное управление

Описывать процесс создания и редактирования документа.

Предлагать несколько вариантов поиска документов. Составлять электронный документ. Уметь создавать текстовый и графический документ

VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны

понимать:

- что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;

- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;

- что человек, природа, книги могут быть источниками информации;

что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;

знать:

- что данные - это закодированная информация;

- что тексты и изображения - это информационные объекты;

- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

- правили работы с компьютером и технику безопасности;

уметь:

- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

- работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

- осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;

- называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер);

- пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;

- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажёры и тесты;

- создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.

IX. Литература:

  1. Информатика. 4 кл.: рабочая тетрадь. Ч. 1. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  2. Информатика. 4 кл.: рабочая тетрадь. Ч. 2. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  3. Матвеева Н.В. Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Сост. М.Н. Бородин. - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  4. Информатика и ИКТ : контрольные работы для 4 класса Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  5. Информатика и ИКТ. 4 класс: методическое пособие Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  6. Введение в информатику: комплект плакатов и методическое пособие

  7. Интерактивный курс «Информатика 4 класс»


Х. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Аппаратные средства

  • Персональный компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Интерактивная доска - повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.

  • Принтер - позволяет фиксировать информацию на бумаге.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.

  • Устройства вывода звуковой информации - аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера, микрофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

  • Столы и стулья

Программные средства

  • Операционная система.

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.

  • Программа разработки презентаций.

  • Табличный процессор.

  • Мультимедиа проигрыватель.

  • Браузер.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР____________ О.Н. Гулевская

Календарно-тематический план по информатике в 4 классе на 2015 - 2016 уч. год

№ ур

Тема

Дата

проведения

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля и измерители

план

факт

1.

Человек в мире информации

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать: органы чувств человека; виды информации по способу восприятия; хранение воспринятой информации человеком

Уметь: приводить примеры способов восприятия человеком информации

Урок - лекция

2.

Действия с данными

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать: действия с информацией; смысл действий

Уметь: преобразовывать информацию из одного вида в другой; приводить примеры преобразования информации

Понимать: каждое действие с информацией имеет свой смысл

Практическая работа

3.

Объект и его свойства

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать: понятие «объекта»; объект имеет имя, назначение, свойства и отношения

Уметь: приводить примеры имен объектов; отличать существенные свойства от несущественных; приводить примеры групп объектов с общим свойством

Урок - лекция

4.

Отношения между объектами

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать: все объекты взаимосвязаны между собой

Понимать: различие симметричных и несимметричных отношений. Иметь представление: об отношениях - семейных, производственных, характеризующих размер, расстояние, вес. Уметь: приводить примеры отношений между объектами

Урок - лекция

5.

Компьютер как система

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать: действия компьютера с информацией; устройства, входящие в состав компьютера; данные

Понимать: назначение текстового редактора, графического редактора. Иметь представление: о системных, инструментальных, прикладных программах

Практическая работа

6.

Повторение, компьютерный практикум

Урок закрепления знаний.

Обобщающий урок

7.

Контрольная работа №1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Уметь: обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи

Контрольная работа

8.

Мир понятий

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Иметь представление: о мире понятий; отражении объектов окружающего мира в сознании человека

Уметь: приводить пример термина

Урок - лекция

9.

Деление понятий

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать: правило записи и произношения понятий

Уметь: приводить примеры деления понятий

Урок - лекция

10

Обобщение понятий

Знать: правило записи и произношения понятий

Уметь: приводить примеры обобщения понятий

11

Отношения между понятиями

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Понимать: преимущества наглядного способа представления информации; назначение диаграммы Эйлера-Венна

Уметь: приводить примеры симметричных и несимметричных отношений

Урок - лекция

12.

Понятия «истина» и «ложь»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Понимать: суть понятий «истина» и «ложь»

Уметь: приводить примеры истинных и ложных высказываний

Урок - лекция

13.

Суждение

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Понимать: что такое суждение; что суждение может быть истинным или ложным; что суждения бывают простые и сложные

Уметь: приводить пример суждения (истинного, ложного, простого, сложного)

Урок - лекция

14.

Умозаключение

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Понять: что такое посылки; на основании чего делается умозаключения

Уметь: приводить пример умозаключения; приводить пример посылок и делать на их основе заключение

Урок - лекция

15.

Повторение, компьютерный практикум

Урок закрепления знаний.

Уметь: обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи

Обобщающий урок

16.

Контрольная работа №2

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Уметь: обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи

Контрольная работа

17.

Модель объекта

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Понимать: понятие модели

Иметь представление: о целях создания модели

Знать: виды моделей объектов; свойства объектов в модели

Уметь: приводить примеры моделей объектов

Урок - лекция

18.

Текстовая и графическая модель

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Понимать: круги Эйлера-Венна - графическая модель, суждение - текстовая модель

Уметь: составлять графические и текстовые модели

Урок - лекция

19.

Алгоритм как модель действий

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Понимать: что такое алгоритм

Уметь: составлять алгоритмы

Практическая работа

20.

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать: виды алгоритмов; линейный алгоритм; алгоритм с ветвлением

Уметь: записывать алгоритм разными способами

Урок - лекция

21.

Исполнитель алгоритма

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Понимать: исполнитель алгоритма; система команд исполнителя; отличие человека-исполнителя от исполнителя-компьютера

Практическая работа

22.

Компьютер как исполнитель

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Понимать: назначение компьютерной программы; отличие человека-исполнителя от исполнителя-робота

Практическая работа

23.

Повторение, компьютерный практикум

Урок закрепления знаний.

Уметь: обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи

Обобщающий урок

24.

Контрольная работа №3

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Уметь: обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи

Контрольная работа

25.

Кто кем и зачем управляет

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Понимать: управление; цели управления; связь управления с выбором

Уметь: приводить примеры выбора

Урок - лекция

26.

Управляющий объект и объект управления

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать: цели управления собой; цели управления людьми

Уметь: приводить примеры управления собой и людьми

Практическая работа

27.

Цель управления

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать: суть управления неживыми объектами (самокат, велосипед, автомобиль, самолет, компьютер)

Уметь: приводить примеры управления человека чем-либо

Урок - лекция

28.

Управляющее воздействие

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Понимать: принципы управления без обратной связи, с обратной связью

Уметь: приводить примеры управления собой, управления без обратной связи, управления с обратной связью; выделять объект управления и управляющий объект

Урок - лекция

29.

Средство управления

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Уметь: приводить примеры управления собой, управления без обратной связи, управления с обратной связью; выделять объект управления и управляющий объект

Практическая работа

30.

Результат управления

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать: цели управления собой; цели управления людьми

Уметь: приводить примеры управления собой и людьми

31

Современные средства коммуникации

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Понимать: что управляет работой компьютера

Знать: назначение операционной системы; схему управления компьютером с обратной связью и без обратной связи

32.

Контрольная работа №4

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Уметь: обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи

33-35

Итоговое повторение

- 3 часа


© 2010-2022