- Преподавателю
- Информатика
- Лабораторная работа № 3 MS Access
Лабораторная работа № 3 MS Access
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шавкова А.В. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Работа 3. Создание базы данных, состоящей из трех таблиц
Цели работы:
-
научиться создавать таблицу базы данных с помощью Мастера таблиц;
-
закрепить навыки по добавлению и удалению записей;
-
закрепить навыки по заполнению и редактированию таблиц базы данных;
-
научиться использовать фильтр в таблице.
Этапы работы
-
Проектирование структуры базы данных.
Создадим более сложный вариант базы данных. В ней будет три таблицы: Список, Группы и Личные данные. -
Конструирование пустых таблиц базы данных.
Воспользуемся еще одним способом изготовления таблиц. Новую таблицу Личные данные создадим с помощью Мастера таблиц. Структуру таблиц Список и Группы скопируем из базы прошлого занятия. -
Создание схемы базы данных.
В данном случае таблицы Группы и Список объединены связью "один-ко-многим", таблицы Список и Личные данные - связью "один-к-одному". Таблицы Группы и Личные данные прямо не связаны. -
Ввод данных в таблицы.
Создадим форму для ввода данных и воспользуемся ею. Использование базы данных для практических задач.
Ход работы
Задание 1. Откройте учебную базу данных, созданную на прошлом занятии.
Порядок работы:
-
Вызовите программу Access. Для этого дважды щелкните по пиктограмме Microsoft Access. Перед вами откроется окно системы управления базами данных, в котором появится меню.
-
Включите мышкой переключатель Открыть базу данных, выделите из списка баз данных, расположенного ниже переключателя, имя вашей базы и щелкните по кнопке ОК. На экране появится окно с основными элементами базы данных.
Замечание. Используем готовые таблицы этой базы для конструирования новой. Таблицу Группа оставим в прежнем виде, исправив испорченные значения, а из таблицы Список возьмем только структуру.
Задание 2. Откорректируйте данные в таблице Группы.
Порядок работы:
Замечание.
В предыдущей работе вы удаляли записи из таблицы Группы. Их следует восстановить.
-
Откройте таблицу Группы, выделив ее и щелкнув по кнопке Открыть.
-
Добавьте недостающие записи. Исправьте существующие. Таблица должна выглядеть так, как представлено в табл. 7.
-
Закройте таблицу, предварительно сохранив ее.
Таблица 7
Учебная группа
Преподаватель
101
Верзаков С.А.
102
Белоусов А.И.
103
Масалова В.А.
104
Новикова Е.В.
105
Зачесова Т.П.
Задание 3. Удалите все записи таблицы Список, оставив ее структуру.
Порядок работы:
-
Откройте таблицу Список.
-
Выделите все записи.
-
Нажмите клавишу [Delete]. Щелкните по кнопке Да в вопросе о подтверждении удаления. (Можно выполнить команду Правка - Удалить запись или щелкнуть по кнопке - Удалить запись).
-
Закройте таблицу, сохранив ее.
Замечание. Если теперь вводить данные в эту таблицу снова, то счетчик будет меняться с того номера, который был присвоен последней записи. -
Чтобы нумерация снова начиналась с 1, выполните команду Сервис - Служебные программы - Сжать базу данных. Подождите некоторое время, чтобы программа отработала.
Задание 4. Используя Мастер таблиц, создайте таблицу Личные данные с ключевым полем.
Порядок работы:
-
Выберите закладку Таблица, если находитесь в другом окне.
-
Щелкните по кнопке Создать. В результате перейдем к работе со следующим диалоговым окном: Новая таблица. Здесь несколько вариантов, но вы выберите Мастер таблиц и щелкните по кнопке ОК. Появится диалоговое окно, представленное на рис. 14.
-
В этом окне следует выбрать: в поле Образцы таблиц - поле Студенты; в поле Образцы полей - поля КодСтудента,
Рис.14
Адрес, НомерТелефона, щелкая после каждого выбора по кнопке . Эти поля попадут в Поля новой таблицы. Щелкните по кнопке Далее.
-
В диалоговом окне задайте имя новой таблицы Личные данные. Оставьте автоматический выбор ключа. Щелкните по кнопке Далее.
Замечание.
Access проверит связи данной таблицы с другими таблицами. Так как вы еще не устанавливали связи, то они не будут найдены автоматически. В этот момент можно установить новые связи, но мы пока этого делать не будем.
-
Щелкните по кнопке Далее.
-
После появления вопроса о действиях после создания таблицы автоматически выбирайте ввод в режиме таблицы, но можно изготовить и форму. Щелкните по кнопке Готово. Вы попадете в пустую таблицу, у которой есть поля, но отсутствуют записи.
-
Добавьте в таблицу Личные данные еще три поля Word, Excel и Access, в которых будут находиться семестровые оценки по этим предметам. Выберите Конструктор.
-
Добавьте в конец списка полей три поля с именами Word, Excel, Access и типом данных - числовой.
-
Щелкните по кнопке - Сохранить.
-
Перейдите в режим таблицы.
-
Закройте таблицу, предварительно сохранив ее. В результате вы получите три таблицы, две из которых связаны, а третья нет.
Задание 5. Исправьте схему данных.
Порядок работы:
-
Щелкните по кнопке - Схема данных. Появится диалоговое окно Схема данных.
-
Щелкните по кнопке -Добавить таблицу. В появившемся окне Добавление таблицы выделите таблицу Личные данные и щелкните по кнопке Добавить, а затем - по кнопке Закрыть окна Добавление таблицы.
-
Поставьте мышку на имя поля КодСтудента в таблице Личные данные и, не отпуская кнопку мышки, перетащите ее на поле Код в таблице Список. Отпустите мышку. Появится диалоговое окно Связи.
-
Включите флажок Обеспечение целостности данных. Это невозможно сделать, если типы обоих полей заданы неодинаково.
-
Щелкните по кнопке Создать. Появится связь "один-к-одному". Это значит, что одной записи в таблице Список соответствует одна запись в таблице Личные данные. Схема данных представлена на рис. 15.
-
Закройте схему данных, сохранив ее.
Пояснение
Теперь встает задача ввода записей одновременно в разные таблицы: Список и Личные данные. ФИО мы храним в одной таблице, а адрес и номер телефона - в другой. Можно, конечно, попробовать ввести значения в каждую таблицу отдельно, поудобнее видеть клетки обеих таблиц для ввода дан-ных одновременно. Эту задачу легко решить вводом
-
Рис.15 -
значений через специально созданную форму, в которой присутствуют поля всех необходимых таблиц. Данные вводим в форму, а в результате заполняются таблицы.
Задание 6. Создайте форму для ввода данных.
Порядок работы:
-
В окне базы данных выберите вкладку Формы.
-
Щелкните по кнопке Создать.
-
В диалоговом окне Новая форма выберите Мастер форм. Описание Мастера появляется в левой части диалогового окна. В нижнем поле имя таблицы или запроса в качестве источника данных можно не указывать. При использовании Мастера форм источник данных для формы следует указывать в диалоговом окне Мастера.
-
Щелкните по кнопке ОК. Появится окно создания форм, представленное на рис.16.
-
Выберите все поля из таблицы Список и все поля - из таблицы Личные данные. Для этого выберите имя таблицы Список в поле Таблицы/Запросы. В результате появляется список полей в окне Доступные поля. Щелкните по кнопке , которая переносит все поля из списка. Затем выберите имя таблицы Личные данные в поле Таблицы/Запросы и вновь щелкните по кнопке
Рис.16
-
Щелкните по кнопке Далее.
-
Оставьте внешний вид формы в один столбец (выбран по умолчанию).
-
Щелкните по кнопке Далее.
-
Выберите требуемый стиль (например, Обычный). Щелкните по кнопке Далее.
-
Задайте имя формы: Общая форма. Щелкните по кнопке Готово. В результате вы получите форму, в которой можно менять существующие данные и вводить новые значения. Эти значения будут попадать в ту таблицу, в которую нужно (часть значений - в одну таблицу, часть - в другую).
Задание 7. Заполните таблицы данными.
Замечание.
Поля Код и КодСтудента заполняются автоматически.
Данные таблицы Список приведены в табл. 8, а таблицы Личные данные - в табл. 9.
Таблица 8
Код
Фамилия
Имя
Отчество
Год рождения
Школа
Класс
1
Иванникова
Анна
Ивановна
1984
1
9
2
Баранова
Ирина
Алексеевна
1983
3
10
3
Корнилова
Ольга
Владимировна
1984
5
9
4
Воробьев
Алексей
Петрович
1983
1
10
5
Воробьев
Алексей
Иванович
1984
3
9
6
Воробьев
Олег
Григорьевич
1985
5
8
7
Скоркин
Александр
Евгеньевич
1982
1
11
8
Володина
Анна
Алексеевна
1984
3
9
9
Новоселов
Алексей
Антонович
1983
5
10
10
Александрова
Елена
Алексеевна
1984
1
9
Таблица 9
КодСтудента
Адрес
Номер телефона
Word
Excel
Access
1
Центральная 11-15
51-17-22
5
5
5
2
Солнечная 8-117
51-18-22
4
4
4
3
Сиреневый 7-16
51-19-22
3
4
5
4
Центральная 14-81
51-20-22
5
5
4
5
Сиреневый 7-16
51-21-22
5
4
4
6
Солнечная 2-121
51-22-22
4
4
4
7
Школьная 5-34
51-23-22
5
5
5
8
Центральная 30-7
51-24-22
3
3
3
9
Сиреневый 7-16
51-25-22
3
4
4
10
Солнечная 6-34
51-26-22
5
5
5
-
Закройте форму, предварительно сохранив ее.
-
Перейдите на закладку Таблицы.
-
Откройте таблицу Список и убедитесь, что в них появились данные.Закройте таблицу.
-
Откройте таблицу Личные данные и убедитесь, что в них появились данные. Закройте таблицу.
Задание 8. Добавьте новое поле Портрет (рисунки или фотографии) в таблицу Список.
Пояснение.
Возможен вариант, когда появляется необходи-мость добавить новые тля в существующую таблицу. Это можно сделать, например, описанным ниже способом.
-
Откройте таблицу Список, если она закрыта.
-
Перейдите в режим Конструктора.
-
Добавьте еще одно поле (вводите имя поля ниже поля Учебная группа), имя которого Портрет, тип данных - Поле объекта OLE, общие свойства поля оставить по умолчанию.
-
Щелкните по кнопке - Сохранить.
-
Перейдите в режим таблицы, щелкнув по кнопке
-
Щелкните мышкой по клетке, где должно быть значение поля Портрет.
-
Выполните команду Вставка - Объект - Точечный рисунок Paintbrush - ОК.
-
Нарисуйте портрет.
-
Щелкните по кнопке в правом верхнем углу окна рисунка, в результате чего вы вернетесь в таблицу. Рисунок будет обозначен словами. Чтобы увидеть портрет, дважды щелкните мышкой по названию рисунка, возвращаясь в программу, где изготовлен портрет.
Самостоятельное задание.
Нарисуйте портреты всех учеников из таблицы Список
Справочная информация.
Выражения в фильтре могут состоять из точных значений, которые Access использует для сравнения в том виде, в котором они вводятся. Числа вводятся без ограничителей, например, 22. Текст должен быть заключен в кавычки, например "Александров". Даты ограничиваются символами #, например, #10/01/99#. Элементы выражения могут быть связаны операторами:
-
арифметическими: *, +, -, /, л;
-
сравнения: <, <=, >, >=, =, о;
-
логическими: And (И), Not (Нет), Or (Или);
-
Like - для использования логики замены в выражениях;
-
In - для определения, содержится ли элемент данных в списке значений;
-
Between-And - для выбора значений из определенного интервала.
Задание 9. Научитесь использовать фильтр.
Порядок работы:
-
Щелкните по кнопке - Изменить фильтр. Появится окно выбора, представленное на рис. 17.
Рис.17
-
Щелкните мышкой по полю Год рождения. У активного поля появится стрелка выбора.
-
Выберите Год рождения 1984 и щелкните по кнопке Применить фильтр. Вы автоматически попадете в таблицу, в которой будут только выбранные записи.
-
Отмените выбор. Для этого необходимо отжать эту же кнопку, которая теперь называется Удалить фильтр.
-
Щелкните по кнопке Изменить фильтр.
-
Удалите все в поле Год рождения, выделив значение и нажав клавишу [Delete].
-
Измените фильтр так, чтобы в таблице были видны только ученики школы № 5, 10-го класса (одновременный запрос в двух полях - Школа и Класс).
-
Щелкните по кнопке Применить фильтр.
-
Измените фильтр. Допустимо указывать границы изменения значений. В поле Год рождения наберите >1982. Щелкнув по кнопке Применить фильтр, вы получите таблицу, в которой присутствуют записи с годами рождения больше 1982.
-
Чтобы получить записи учеников, у которых фамилии начинаются на букву "В", в соответствующем поле наберите Like "В*" (В - в данном случае русская буква).
-
Запрос Not "В*" будет означать все записи, кроме указанных (в данном случае все записи, у которых фамилии не начинаются на букву "В"). Составьте этот запрос, щелкнув по кнопке Применить фильтр.
Самостоятельное задание.
-
Выберите учеников всех школ, кроме школы № 3.
-
Выберите всех учеников школы № 1, фамилии которых начинаются на букву "А".
-
Выберите учеников, год рождения которых 1982 или 1983 (запрос: 1982 OR 1983).
-
Отмените все запросы.
Замечание. Кнопка - Фильтр по выделенному позволяет оставить видимыми в таблице только те записи, в которых есть предварительно выделенный элемент.
-
-
Предъявите преподавателю: таблицы Список, Группы, Личные данные на экране.
Задание 10. Завершите работу с программой Access.
Порядок работы:
-
Выберите пункт меню Файл - Выход.
-
Если вы производили редактирование в базе данных, появится вопрос о сохранении изменений. Отвечайте на него утвердительно.