• Преподавателю
  • Информатика
  • Методические рекомендации для организации практических работ по УД Информационные системы и технологии

Методические рекомендации для организации практических работ по УД Информационные системы и технологии

Раздел Информатика
Класс 12 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации для организации практических работ по УД Информационные системы и технологииОбластное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Валуйский колледж»









МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ»

для студентов 3 курса специальности

09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).









Валуйки, 2015


Печатается по решению

научно-методического совета колледжа

Автор:

Дуракова Т. М., преподаватель ОГАПОУ «Валуйский колледж»

Рецензент:

Жук Н. М., зав. отделением «Информационных систем», преподаватель ОГАПОУ «Алексеевский колледж»


Методические рекомендации для проведения практических работ студентов по учебной дисциплине «Информационные системы и технологии» предназначено для использования в учебном курсе студентов 3 курса специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).



Учебно-методический комплекс рассмотрен

на заседании предметно-цикловой комиссии общепрофессиональных и специальных дисциплин информационных систем от 17.12.2015 года, протокол № 5

Оглавление





Введение

В настоящее время информационные системы, применяющие базы данных, представляют собой одну из важнейших областей современных компьютерных технологий. С этой сферой связана большая часть современного рынка программных продуктов. Среди общих тенденций в развитии таких систем выделяются процессы интеграции и стандартизации, затрагивающие структуры данных и способы их обработки и интерпретации, системное и прикладное программное обеспечение, средства взаимодействия компонентов баз данных и многое другое. Современные системы управления базами данных (СУБД) основаны на реляционной модели представления данных - в большой степени благодаря простоте и четкости ее концептуальных понятий и строгого математического обоснования.

Неотъемлемая и важнейшая часть любой системы, применяющей базы данных, - языковые средства, обеспечивающие возможность доступа и действий над данными, определения их структур, способов использования и интерпретации. Язык SQL появился в 1970-е годы как одно из таких средств. Его прототип был разработан фирмой IBM и известен под названием SEQUEL (Structured English Query Language).

SQL вобрал в себя достоинства реляционной модели, в частности достоинства лежащего в ее основе математического аппарата реляционной алгебры и реляционного исчисления, используя при этом сравнительно небольшое число операторов и относительно простой синтаксис.

Использование выразительного и эффективного стандартного языка позволило обеспечить высокую степень независимости разрабатываемых прикладных программных систем от конкретного типа используемой СУБД, существенно поднять уровень и унификацию инструментальных средств разработки приложений, работающих с реляционными базами данных.

Говоря о стандарте языка SQL, следует заметить, что большинство его коммерческих реализаций имеют некоторые, большие или меньшие, отличия от стандарта. Это, конечно, ухудшает совместимость систем, использующих различные ≪диалекты≫ SQL. Но, с другой стороны, полезные расширения реализаций языка обеспечивают его развитие и со временем включаются в новые редакции стандарта. Учитывая место, занимаемое SQL в современных информационных технологиях, его знание необходимо любому специалисту, работающему в этой области.

Данное пособие в первую очередь предназначено студентам и ориентировано на обучение основам применения языка SQL по учебным курсам, связанным с изучением информационных систем, базирующихся на базах данных. В настоящее время такие курсы входят в учебные планы ряда университетских специальностей.

С этой целью в пособии большое внимание уделялось подбору материала для примеров, а также задач и упражнений, необходимых для получения практических навыков составления SQL-запросов к базе данных. При этом в определениях и примерах приоритет отдавался простоте и доходчивости материала, возможно, с некоторым ущербом строгости его изложения. По этой же причине в пособие не вошли особенности языка, требующие более глубоких знаний о функционировании современных СУБД и информационных систем, изучение и использование которых имеет смысл только при условии получения навыков практического использования базовых конструкций языка.

Организация практических работ

При изучении учебной дисциплины «Информационные системы и технологии» предполагается проведение непродолжительных практических работ, направленных на закрепление и отработку отдельных технологических приемов, а также практических занятий, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для студентов. При выполнении практических предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других дисциплин. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практических работ (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включен в домашнюю работу для студентов, в проектную деятельность.

Выполнение практических работ способствует у студентов формированию информационной компетентности и информационной культуры (осознание значимости информации и информационных технологий для общества, для себя лично в настоящее время и в будущем); формирование умения решать разнообразные проблемы, применять на практике полученные знания; формирование у студентов самостоятельности мышления, умения логически мыслить и умения планировать.

Целью выполнения практических работ является:

  • Развитие и отслеживание динамики изменения уровня образованности студентов за счет повышения прочности, глубины и системности знаний и умение применять их на практике (от понимания к переносу);

  • Помочь студентам адаптироваться к стилю и условиям жизни в современном обществе и деятельности студентов в коллективе (учебном заведении);

  • Развитие у студентов самостоятельности мышления (способность к логике, анализу, осознанию, обобщению, планированию).




Тема: Введение в язык SQL

Основой современных систем, применяющих базы данных, является реляционная модель данных. В этой модели данные, представляющие информацию о предметной области, организованы в виде двухмерных таблиц, называемых отношениями. На рисунке 1 приведен пример такой таблицы-отношения и поясняются основные термины реляционной модели.

Отношение - это таблица, подобная приведенной на рисунке 1 и состоящая из строк и столбцов. Верхняя строка таблицы-отношения называется заголовком отношения. Термины отношение и таблица обычно употребляются как синонимы, однако в языке SQL используется термин таблица.

Строки таблицы-отношения называются кортежами, или записями. Столбцы называются атрибутами. Термины - атрибут, столбец, колонка, поле - обычно используются как синонимы. Каждый атрибут имеет имя, которое должно быть уникальным в конкретной таблице-отношении, однако в разных таблицах имена атрибутов могут совпадать.

• Количество кортежей в таблице-отношении называется кардинальным числом отношения, а количество атрибутов - степенью отношения.

• Ключ, или первичный ключ отношения - это уникальный идентификатор строк (кортежей), то есть такой атрибут (набор атрибутов), для которого в любой момент времени в отношении не существует строк с одинаковыми значениями этого атрибута (набора атрибутов). На приведенном рисунке таблицы ячейка с именем ключевого атрибута имеет нижнюю границу в виде двойной черты.

• Домен отношения - это совокупность значений, из которых могут выбираться значения конкретного атрибута. То есть конкретный набор имеющихся в таблице значений атрибута в любой момент времени должен быть подмножеством множества значений домена, на котором определен этот атрибут.

В общем случае на одном и том же домене могут быть определены значения разных атрибутов. Важным является то, что домены вводят ограничения на операции сравнения значений различных атрибутов. Эти ограничения состоят в том, что корректным образом можно сравнивать между собой только значения атрибутов, определенных на одном и том же домене.

Отношения реляционной базы данных обладают следующими свойствами:

• в отношениях не должно быть кортежей-дубликатов,

• кортежи отношений не упорядочены,

• атрибуты отношений также не упорядочены.

Из этих свойств отношения вытекают важные следствия. Уникальность кортежей определяет, что в отношении всегда имеется атрибут или набор атрибутов, позволяющих идентифицировать кортеж, другими словами, в отношении всегда есть первичный ключ.

Неупорядоченность кортежей приводит к тому, что, во-первых, в отношении не существует другого способа адресации

кортежей, кроме адресации по ключу, а во-вторых - в отношении не существует таких понятий, как первый кортеж, последний, предыдущий, следующий и т.д.

• Неупорядоченность атрибутов определяет, что единственным способом их адресации в запросах является использование наименования атрибута.

Относительно свойства реляционного отношения, касающегося отсутствия кортежей-дубликатов, следует сделать важное замечание. В этом пункте SQL не полностью соответствует реляционной модели. А именно: в отношениях, являющихся результатами запросов, SQL допускает наличие одинаковых строк. Для их устранения в запросе используется ключевое слово DISTINCT (см. ниже).

Информация в реляционных базах данных, как правило, хранится не в одной таблице-отношении, а в нескольких. При создании нескольких таблиц взаимосвязанной информации появляется возможность выполнения более сложных операций с данными, то есть более сложной их обработки. Для работы со связанными данными из нескольких таблиц важным является понятие так называемых внешних ключей.

Внешним ключом таблицы называется атрибут (набор атрибутов) этой таблицы, каждое значение которого в текущем состоянии таблицы всегда совпадает со значением атрибутов, являющихся ключом, в другой таблице. Внешние ключи используются для связывания значений атрибутов из разных таблиц. С помощью внешних ключей обеспечивается так называемая ссылочная целостность базы данных, то есть согласованность данных, описывающих одни и те же объекты, но хранящихся в разных таблицах.

Отличие SQL от процедурных языков программирования

SQL относится к классу непроцедурных языков программирования. В отличие от универсальных процедурных языков, которые также могут быть использованы для работы с базами данных, SQL ориентирован не на записи, а на множества.

Это означает следующее: в качестве входной информации для формулируемого на языке SQL запроса к базе данных используется множество кортежей-записей одной или нескольких таблиц-отношений. В результате выполнения запроса также образуется множество кортежей результирующей таблицы-отношения. Другими словами, в SQL результатом любой операции над отношениями также является отношение. Запрос SQL задает не процедуру, то есть последовательность действий, необходимых для получения результата, а условия, которым должны удовлетворять кортежи результирующего отношения, сформулированные в терминах входного (или входных) отношения.

Интерактивный и встроенный SQL

Существуют и используются две формы языка SQL: интерактивный SQL и встроенный SQL.

Интерактивный SQL используется для задания SQL-запросов пользователем и получения результата в интерактивном режиме.

Встроенный SQL состоит из команд SQL, встроенных внутрь программ, обычно написанных на каком-то другом языке (Паскаль, С, C++ и др. ). Это делает программы, использующие такие языки, более мощными, гибкими и эффективными, обеспечивая их применение для работы с данными, хранящимися в реляционных базах. При этом, однако, требуются дополнительные средства интерфейса SQL с языком, в который он встраивается.

Данная книга посвящена интерактивному SQL, поэтому в ней не обсуждаются вопросы построения интерфейса, позволяющего связать SQL с другими языками программирования.

Составные части SQL

И интерактивный, и встроенный SQL подразделяются на следующие составные части.

Язык определения данных - DDL (Data Definition Language) - дает возможность создания, изменения и удаления различных объектов базы данных (таблиц, индексов, пользователей, привилегий и т.д.).

В число дополнительных функций DDL могут быть включены и средства ограничения целостности данных, определения порядка структур их хранения, описания элементов физического уровня хранения данных.

Язык обработки Данных - DML (Data Manipulation Language) - предоставляет возможность выборки информации из базы данных и ее преобразования.

Тем не менее это не два различных языка, а компоненты единого SQL.

Типы данных SQL

В языке SQL имеются средства, позволяющие для каждого атрибута указывать тип данных, которому должны соответствовать все значения этого атрибута.

Следует отметить, что определение типов данных является той частью, в которой коммерческие реализации языка не полностью согласуются с требованиями официального стандарта SQL. Это объясняется, в частности, желанием обеспечить совместимость SQL с другими языками программирования.

1. Тип данных «строка символов»

Стандарт поддерживает только один тип представления текста - CHARACTER (CHAR). Этот тип данных представляет собой символьные строки фиксированной длины. Его синтаксис имеет вид:

CHARACTER [(длина)] или CHAR [(длина)].

Текстовые значения поля таблицы, определенного как тип CHAR, имеют фиксированную длину, которая определяется параметром длина. Этот параметр может принимать значения от 1 до 255, то есть строка может содержать до 255 символов. Если во вводимой в поле текстовой константе фактическое число символов меньше числа, определенного параметром длина, то эта константа автоматически дополняется справа пробелами до заданного числа символов. Некоторые реализации языка SQL поддерживают в качестве типа данных строки переменной длины. Этот тип может обозначаться ключевыми словами VARCHAR ( j , CHARACTER VARYING или CHAR VARYING (j . Он описывает текстовую строку, которая может иметь произвольную длину до определенного конкретной реализацией SQL максимума (в Oracle - до 2000 символов).

В отличие от типа CHAR в этом случае при вводе текстовой константы, фактическая длина которой меньше заданной, не производится ее дополнение пробелами до заданного максимального значения.

Константы, имеющие тип CHARACTER и VARCHAR, в выражениях SQL заключаются в одиночные кавычки, например, 'текст'.

Следующие предложения эквивалентны:

VARCHAR [(длина)], CHAR VARYING [(длина)],

CHARACTER VARYING [(длина)].

Если длина строки не указана явно, она полагается равной одному символу во всех случаях.

По сравнению с типом CHAR тип данных VARCHAR позволяет более экономно использовать память, выделяемую для хранения текстовых значений, и оказывается более удобным при выполнении операций, связанных со сравнением текстовых констант.

2. Числовые типы данных

Стандартными числовыми типами данных SQL являются:

• INTEGER -- используется для представления целых чисел в диапазоне от -231 до +231.

• SMOLLINT -- используется для представления целых чисел в меньшем, чем для INTEGER, диапазоне, а именно - от -215до +215.

• DECIMAL (точность[,масштаб]) - десятичное число с фиксированной точкой, точность определяет количество значащих цифр в числе. Масштаб указывает максимальное число цифр справа от точки.

• NUmeRIC (точность [масштаб]) - десятичное число с фиксированной точкой, такое же, как и DECIMAL.

• FLOAT [(точность)] - число с плавающей точкой и указанной минимальной точностью.

• REAL - число такое же, как при типе FLOAT, за исключением определения точности по умолчанию (в зависимости от конкретной реализации SQL).

• DOUBLE PRECISION - число аналогично REAL, но точность в два раза выше точности REAL.

СУБД Oracle использует дополнительно тип данных NUMBER для представления всех числовых данных, целых, с фиксированной или плавающей точкой. Его синтаксис:

NUMBER [(точность[масштаб])]. Если значение параметра точность не указано явно, оно полагается равным 38. Значение параметра масштаб по умолчанию предполагается равным 0. Значение параметра точность может изменяться от 1 до 38; значение параметра масштаб может изменяться от -84 до 128. Использование отрицательных значений масштаба означает сдвиг десятичной точки в сторону старших разрядов. Например, определение NUMBER (7,-3) означает округление до тысяч.

Типы DECIMAL (иногда обозначаемый DEC) и NUMERIC полностью эквивалентны типу NUMBER.

Синтаксис: DECIMAL [(точность[масштаб])], DEC [(точность [,масштаб])],

NUMERIC [(точность[,масштаб])].

3. Дата и время

Тип данных, предназначенный для представления даты и времени, также является нестандартным, хотя и чрезвычайно полезным. Для точного определения типов данных, поддерживаемых конкретной СУБД, следует обращаться к ее документации.

В СУБД Oracle имеется тип DATE, используемый для хранения даты и времени. Поддерживаются даты, начиная от 1 января 4712 года до н.э. и до 31 декабря 4712 года. По умолчанию при определении даты без уточнения времени принимается время полуночи.

Наличие типа данных для хранения даты и времени позволяет поддерживать специальную арифметику дат и времен. Добавление к переменной типа DATE целого числа означает увеличение даты на соответствующее число дней, а вычитание соответствует определению более ранней даты.

Константы типа DATE записываются в зависимости от формата, принятого в операционной системе. Например, '03.05.1999', или '12/06/1989', или '03-nov-1999', или 'ОЗ-арг-99'.

4. Неопределенные или пропущенные данные (NOLL)

Для обозначения отсутствующих, пропущенных или неизвестных значений атрибута в SQL используется ключевое слово NULL. Довольно часто можно встретить словосочетание «атрибут имеет значение NULL» Строго говоря, NULL не является значением в обычном понимании, а используется именно для обозначения того факта, что действительное значение атрибута на самом деле пропущено или неизвестно. Это приводит к ряду особенностей, что следует учитывать при использовании значений атрибутов, которые могут находиться в состоянии NULL.

• В агрегирующих функциях, позволяющих получать сводную информацию по множеству значений атрибута, например суммарное или среднее значение, для обеспечения точности

и однозначности толкования результатов отсутствующие или NULL-значения атрибутов игнорируются.

• Условные операторы от булевой двузначной логики TRUE/FALSE расширяются до трехзначной логики TRUE/FALSE/UNKNOWN.

• Все операторы, за исключением оператора конкатенации строк ≪||≫, возвращают пустое значение (NULL), если значение любого из операндов отсутствует (имеет «значение NULL»).

• Для проверки на пустое значение следует использовать операторы is NULL и is NOT NULL (использование с этой целью оператора сравнения «=» является ошибкой).

• Функции преобразования типов, имеющие NULL в качестве аргумента, возвращают пустое значение (NULL).

5. Используемые термины и обозначения

Ключевые слова - это используемые в выражениях SQL слова, имеющие специальное назначение (например, конкретные команды SQL). Ключевые слова нельзя использовать для других целей, к примеру, в качестве имен объектов базы данных.

В книге они выделяются шрифтом: КЛЮЧЕВОЕ слово. Команды, или предложения, являются инструкциями, с помощью которых SQL обращается к базе данных. Команды состоят из одной или более логических частей, называемых предложениями. Предложения начинаются ключевым словом и состоят из ключевых слов и аргументов.

Объекты базы данных, имеющие имена (таблицы, атрибуты и др.), в книге также выделяются особым образом: ТАБЛЦА1, АТРИБУТ_2.

В описании синтаксиса команд SQL:

• оператор определения «::=» разделяет определяемый элемент (слева от оператора) и собственно его определение (справа от оператора);

• квадратные скобки «[ ]» указывают необязательный элемент синтаксической конструкции;

• многоточие «...» определяет, что выражение, предшествующее ему, может повторяться любое число раз;

• фигурные скобки «{ }» объединяют последовательность элементов в логическую группу, один из элементов которой должен быть обязательно использован;

• вертикальная черта «|» указывает, что часть определения, следующая за этим символом, является одним из возможных вариантов;

• в угловые скобки «< >» заключаются элементы, объясняемые по мере того, как они вводятся.


Практическая работа №1

Цель работы: познакомиться с интерфейсом SQL, получить представления о запуске программы, основных элементах SQL.

Технология выполнения задания:

Создайте таблицу UNIVERSITY со следующими полями в программе MS-Access:

UNIV_ID-идентификатор университета,

UNIV_NAME-название университета,

RATING-рейтинг университета ,

CITY-город, в котором расположен университет.

UNIV_ID

UNIV_NAME

RATING

CITY

22

МГУ

610

Москва

10

ВГУ

296

Воронеж

11

НГУ

345

Новосибирск

32

РГУ

421

Ростов

14

БГУ

326

Белгород

15

ТГУ

373

Томск

18

ВГМА

327

Воронеж

Напишите следующие SQL запросы к данной таблице:

1.Который выполняет вывод списка университетов , рейтинг которых превышает 300 балов.

2.Для получения списка университетов расположенных в Москве и имеющих рейтинг меньший, чем у ВГУ.

3.Для получения списка учебных заведений, в названиях которых содержится слово «университет» .


Практическая работа №2

Цель работы: познакомиться с интерфейсом SQL, получить представления о запуске программы, основных элементах SQL.

Технология выполнения задания:

Создайте таблицу SUBJECT со следующими полям в программе MS-Access:

SUBJ_ID - идентификатор предмета обучения,

SUBJ_NAME -наименования предмета обучения,

HOUR - количество часов, отводимых на изучение предмета,

SEMESTER - семестр, в которм изучается данный предмет.

SUBJ_ID

SUBJ_NAME

HJUR

SEMTSTER

10

Информатика

56

1

22

Физика

34

1

43

Математика

56

2

56

История

34

4

94

Английский

56

3

73

Физкультура

34

5

Напишите следующие SQL запросы к данной таблице:

Выводящий для каждой её строк идентификатор (номер) предмета обучения, его наименования, семестр, в котором он читается, и количество отводимых на него часов.

Который для каждого предмета обучения выполняется вывод его наименования и количество часов в 4 семестре

Который выполняет выборку из таблицы названий всех предметов обучения, на которое отводится более 30 часов

Для получения списка предметов, для которых в 1-м семестре отводится более 100 часов

Который выполняет вывод названий предметов обучения, начинающихся на букву «И»

Для получения списка предметов, названия которых оканчиваются «ия»

Для получения списков предметов обучения, названия которых состоят из более одного слова.

Который для каждого предмета обучения выводит наименование предмета и максимальное значение номера семестра, в котором этот предмет преподается.

Выводящий общее количество часов, отводимое на изучение соответствующих предметов.


Практическая работа №3

Цель работы: познакомиться с интерфейсом SQL, получить представления о запуске программы, основных элементах SQL.

Технология выполнения задания:

Создайте таблицу STUDENT со следующими полями в программе MS-Access:

STUDENT-ID -числовой код, идентифицирующий студента(идентифактор студента),

SURNAME- фамилия студента,

NAM- имя студента,

STIPEND- стипендия, которую получает студент

KURS- курс, на котором учится студент,

CITY- город, в котором живет студент,

BIRTHDAY-дата рождения студента,

UNIV-ID- идентификатор университета, в котором учится студент.

Заполните таблицу данными как на рисунке:

STUDENT-ID

SURNAME

NAME

STIPEND

KURS

CITY

BIRTHDAY

UNIV-ID

1

Иванов

Иван

150

1

Орел

3/12/1988

10

3

Петров

Петр

200

3

Курск

11/12/1986

10

6

Сидоров

Вадим

150

4

Москва

7/06/1985

22

10

Кузнецов

Борис

0

2

Брянск

8/12/1987

10

12

Зайцев

Ольга

250

2

Липецк

21/05/1987

10

265

Павлов

Андрей

0

3

Воронеж

5/11/1985

10

32

Котов

Павел

150

5

Белгород

NULI

14

654

Лукин

Артем

200

3

Воронеж

11/12/1987

10

276

Петров

Антон

200

4

NULI

5/08/1987

22

55

Белкин

Вадим

250

5

Воронеж

20/01/1986

10

……

……

….

……

…..

….

…..

…..

Напишите следующие SQL запросы к данной таблице:

1.Для вывода списка всех студентов со стипендией не меньше 100,жзивущих в Воронеже-с указанием фамилии, имени, и номера курса.

2.Для получения списка студентов старше 25 лет, обучающихся на 1-м курсе.

3.Для получения списка студентов, проживающих в Воронеже и не получающих стипендию.

4.Выполняющий вывод списка фамилий студентов, обучающихся на третьем и более старших курсах.

5.Выбирающий данные фамилию, имя и номер курса для студентов , получающих стипендию больше 140.

6.Для получения списка студентов, у которых имена начинаются на букву «И» или на «С».

7.Для получения списка студентов, фамилии которых начинаются на «Ков» или на «Куз».

8.Для получения списка студентов, фамилии которых состоят из трех букв.

9.Для каждого университета напишите запрос, выводящий сумму стипендий, выплачиваемой студентам каждого курса.

10.Выпополняющий вывод имени, фамилии и стипендии при этом стипендию увеличьте в 3 раза.

11.Выполняющий вывод всей информации о студентах которые живут в город ах начинающихся на «В».

12.Выполняющий вывод столбца с надписью «Фамилия» далее поле фамилия, потом столбец «Имя» для студентов обучающихся на 1 и 2 курсах.


Практическая работа №4

Цель работы: познакомиться с интерфейсом SQL, получить представления о запуске программы, основных элементах SQL.

Технология выполнения задания:

Создайте таблицу LECTYRER со следующими полями в программе MS-Access:

LECTURER_ID - идентификатор преподавателя,

SURNAME - фамилия преподавателя,

NAM - имя преподавателя,

CITY - город, в котором живет преподаватель,

UNIV_ID - идентификатор университета, в котором работает преподаватель.

LECTURER_ID

SURNAME

NAME

CITY

UNIV_ID

24

Колесников

Борис

Воронеж

10

46

Никонов

Иван

Воронеж

10

74

Лагутин

Павел

Москва

22

108

Струков

Николай

Москва

22

276

Николаев

Виктор

Воронеж

10

328

Сорокин

Андрей

Орел

10

Напишите следующие SQL запросы к данной таблице:

Для получения списка преподавателей, живущих в Воронеже.

Для получения списка преподавателей, проживающих в городах, в названиях которых присутствует дефис.

Выполняющий вывод имени и фамилии преподавателя имеющих номера идентификатора 108, 276, 24.

Выполняющий вывод имени преподавателя используя между ними знак подчеркивания, которые живут в городе заканчивающимся на «неж».


Практическая работа №5

Цель работы: познакомиться с интерфейсом SQL, получить представления о запуске программы, основных элементах SQL.

Технология выполнения задания:

Создайте таблицу EXAM_MARKS со следующими полями в программе MS-Access:

EXAM_ID- идентификатор экзамена,

STUDENT_ID- идентификатор студента,

SUBJ_ID- идентификатор предмета обучения,

MARK- экзаменационная оценка,

EXAM_DATE- дата экзамена.

EXAM_ID

STUDENT_ID

SUBJ_ID

MARK

EXAM_DATE

145

12

10

5

12/01/2006

34

32

10

4

23/01/2006

75

55

10

5

05/01/2006

238

12

22

3

17/06/2005

639

55

22

NULL

22/06/2005

43

6

22

4

18/01/2006

Напишите следующие SQL запросы к данной таблице:

1. Позволяющий вывести все строки таблицы, в которых предмет обучения имеет номер равный 12.

2. Позволяющий получить из таблицы значение экзаменационной оценки для всех студентов, исключив из списка повторение одинаковых строк.

3. Для выбора из таблицы записей, для которых отсутствуют значение оценок.

4. Для выбора из таблицы записей, для которых проставлены значения оценок.

5. Для подсчета количества студентов, сдавших экзамен по предмету обучения с идентификатором 20.

6. Который для каждого студента выполняет выборку его идентификатора и минимальной из полученных им оценок.

7. Который для каждого студента выполняет выборку его идентификатора и максимальной из полученных им оценок.

8. Выдающий средний балл для каждого студента.

9. Выдающий средний балл для каждого экзамена.

10. Выводящий среднее значение оценок, полученных им на всех экзаменах.

11. Выводящий среднее значение оценок, полученных им по каждому предмету.


Практическая работа №6

Цель работы: познакомиться с интерфейсом SQL, получить представления о создании простых запросов, основных элементах SQL.

Теоретическая часть

Оператор SELECT (выбрать) языка SQL является самым важным и самым часто используемым оператором. Он предназначен для выборки информации из таблиц базы данных. Упрощенный синтаксис оператора SELECT выглядит следующим образом.

SELECT [DISTINCT] <список атрибутов>

FROM <список таблиц>

[WHERE <условие выборки>]

[ORDER BY <список атрибутов>]

[GROUP BY <список атрибутов>]

[HAVING <условие>]

[UNION <выражение с оператором SELECT>J;

В квадратных скобках указаны элементы, которые могут отсутствовать в запросе.

Ключевое слово SELECT сообщает базе данных, что данное предложение является запросом на извлечение информации. После слова SELECT через запятую перечисляются наименования полей (список атрибутов), содержимое которых запрашивается. Обязательным ключевым словом в предложении-запросе SELECT является слово FROM (из). За ключевым словом FROM указывается список разделенных запятыми имен таблиц, из которых извлекается информация.

Например,

SELECT NAME,SURNAME

FROM STUDENT;

Любой SQL-запрос должен заканчиваться символом «;» (точка с запятой).

Технология выполнения задания:

1. Напишите запрос для вывода идентификатора (номера) предмета обучения, его наименования, семестра, в котором он читается, и количества отводимых на этот предмет часов для всех строк таблицы SUBJECT.

2. Напишите запрос, позволяющий вывести все строки таблицы EXAM_MARKS, в которых предмет обучения имеет номер (SUBJ_ID), равный 12.

3. Напишите запрос, выбирающий все данные из таблицы STUDENT, расположив столбцы таблицы в следующем порядке: KURS, SURNAME, NAME, STIPEND.

4. Напишите запрос SELECT, который выводит наименование предмета обучения (SUB JJSIAME) и количество часов (HOUR) для каждого предмета (SUBJECT) в 4-м семестре (SEMESTER).

5. Напишите запрос, позволяющий получить из таблицы EXAM_MARKS значения столбца MARK (экзаменационная оценка) для всех студентов, исключив из списка повторение одинаковых строк.

6. Напишите запрос, который выводит список фамилий студентов, обучающихся на третьем и последующих курсах.

7. Напишите запрос, выбирающий данные о фамилии, имени и номере курса для студентов, получающих стипендию больше 140.


Практическая работа №7

Цель работы: познакомиться с интерфейсом SQL, получить представления о создании простых запросов, основных элементах SQL.

Технология выполнения задания:

1. Напишите запрос для вывода идентификатора (номера) предмета обучения, его наименования, семестра, в котором он читается, и количества отводимых на этот предмет часов для всех строк таблицы SUBJECT.

2. Напишите запрос, позволяющий вывести все строки таблицы EXAM_MARKS, в которых предмет обучения имеет номер (SUBJ_ID), равный 12.

3. Напишите запрос, выбирающий все данные из таблицы STUDENT, расположив столбцы таблицы в следующем порядке: KURS, SURNAME, NAME, STIPEND.

4. Напишите запрос SELECT, который выводит наименование предмета обучения (SUB JJSIAME) и количество часов (HOUR) для каждого предмета (SUBJECT) в 4-м семестре (SEMESTER).

5. Напишите запрос, позволяющий получить из таблицы EXAM_MARKS значения столбца MARK (экзаменационная оценка) для всех студентов, исключив из списка повторение одинаковых строк.

6. Напишите запрос, который выводит список фамилий студентов, обучающихся на третьем и последующих курсах.

7. Напишите запрос, выбирающий данные о фамилии, имени и номере курса для студентов, получающих стипендию больше 140.

Литература

  1. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования - М. Издательский центр «Академия», 2012. - 384 с.

  2. Гаспариан М.С. Информационные системы и технологии: Учебно - методический комплекс - М. Издательский центр ЕАОИ, 2012. - 372 с.

  3. Макарова Н. В., Матвеев Л. А., Бройдо В. Л., Гаврилова Т. А., Рамин Е. Л.. Информатика. Учебник [Электронный ресурс] / М.:Финансы и статистика,2009. -761с. - URL: biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86063

  4. Соловьев И. В., Майоров А. А.. Проектирование информационных систем. Фундаментальный курс. Учебное пособие для высшей школы [Электронный ресурс] / М.:Академический проект,2009. -400с. - URL: biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144206

  5. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования - М. Издательский центр «Академия», 2012. - 308 с.

  6. Ромаш Э. М., Ефремов В. В., Феоктистов Н. А.. Электронные устройства информационных систем и автоматики. Учебник [Электронный ресурс] / М.:Дашков и Ко,2012. -248с. - URL: biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115786

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЁТА
ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ


Отчёт по практической работе выполняется на листах формата A4 в электронном виде.

При оформлении отчёта используется сквозная нумерация страниц, считая титульный лист первой страницей. Номер страницы на титульном листе не ставится. Номера страницы ставятся по центру внизу.

При оформлении отчёта желательно соблюдать следующие требования. Для заголовков: полужирный шрифт, 14 пт, центрированный. Для основного текста: нежирный шрифт, 14 пт, выравнивание по ширине. Во всех случаях тип шрифта - Times New Roman, отступ абзаца 1.25 см, полуторный междустрочный интервал. Поля: левое - 3 см, остальные - 2 см.

Отчёт формируется в следующем порядке:

  1. Титульный лист.

Титульный лист оформляется в соответствии с образцом (см. стр. 3 данного документа).

  1. Цель работы.

Цель работы показывает, для чего выполняется работа, например, для получения или закрепления каких навыков, изучения каких способов действий и т.п.

  1. Содержание практической работы.

Содержание работы включает выполненные задания.

  1. Выводы по результатам выполнения работы.

Выводы по работе делаются на основании обобщения полученных результатов. В выводах также отмечаются все недоработки, по какой-либо причине имеющие место, предложения и рекомендации.

  1. Приложения.

В приложения выносятся библиографический список, содержащий ссылки на книги, периодические издания, интернет ресурсы, использованные при выполнении работы и оформлении отчёта.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Областное государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Валуйский колледж»




Практическая работа №___

по дисциплине/МДК « »


Название практической работы

Выполнил студент группы ______:_______________


Проверил: _______________




Валуйки, 2016

© 2010-2022