Программный комплекс «Компьютерная диагностика учебного процесса»

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5


Автор: Дзюбин Ю.Н.


Программный комплекс «Компьютерная диагностика учебного процесса»


Обоснование темы эксперимента


Целенаправленное управление качеством образования возможно

только при наличии надежной, достоверной и развернутой информации о ходе процесса образования и его результатах.

Управляющие воздействия, обеспечивающие эффективность процесса обучения должны в первую очередь опираться на объективные данные о знаниях, полученных, усвоенных и применяемых учащимися в ходе процесса обучения. Сведения о знаниях поступают из различных источников - контрольные работы, диктанты, устный опрос и т. д. Эти источники не всегда являются объективными.

С другой стороны перед учителями и учебными заведениями всегда стоял и стоит вопрос объективного повышения качества образования.

Объект исследования

Контрольно - оценочная деятельность учебных предметов в условиях гимназии.

Предмет исследования

Диагностика - установление , изучение и оценка параметров (признаков , свойств ) , характеризующих состояние объекта измерения ( качества обучения ) для выяснения причин этого состояния , а так же предсказания отклонения по выбранным

параметрам , с целью принятия обоснованных управленческих решений , направленных на выявление причины .

Методики и методы исследования.

Фаза контроля является необходимой составляющей процесса обучения.

Она позволяет оценить степень подготовленности учащихся. Под успеваемостью учащихся понимается степень достижения планируемых результатов обучения в широком смысле: полнота, глубина, прочность знаний, сформированность навыков, умений, развитие познавательных и творческих способностей и т.д.

При выборе форм и методов проверки успеваемости учащихся большое значение имеет решение вопросов о том, что следует проверить и на что при этом нужно обратить внимание.

Основными методическими поверками знаний и умений учащихся является - устный опрос, проведение письменных и лабораторных работ.

Применение различных методов и средств проверки позволяет более объективно выявить знание и умение учащихся. Каждый из видов проверки имеет свои достоинства и недостатки, ни один из них не может быть призван единственным, способным выявить все стороны результатов обучения. Только сочетание различных средств, методов и форм проверки позволит выявить знания и умения учащихся.

Тестирование с использованием компьютерной техники и компьютерных технологий является одной из форм проверки полученных знаний и умений учащихся.

Оценка успеваемости учащихся по завершении тестовой работы - это определение степени достижения планируемых результатов обучения.

Оценка знаний, как и их проверка, имеет большое значение. Основное требование к оценке - ее объективность.

Существуют различные виды оценки:

  • экспертная - оценка ставится на основе определенного стандарта, имеющегося у каждого учителя

  • инструментальная - оценка ставится по результатам контрольной работы, диктанта и т.д.

  • расчетная - рассчитывается среднее значение баллов или для расчета используется определенная формула обученности

Такая форма контроля, как тестирование на компьютерах позволяет объективно проверить и объективно оценить качество обучения.

Цели компьютерной диагностики:

1. Объективная оценка полученных знаний учащимися.

2. Возможность полного анализа проверочной работы.

3. Оперативная коррекция знаний по конкретным учебным

вопросам.

4. Получение полной и объективной информации о каждом ученике,

классе, учебном предмете - по результатам четвертных оценок.

5. Применение компьютерных технологий в учебном процессе.

Основные направления мониторинга учебного процесса:


  1. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Методики и методы исследования.

Фаза контроля является необходимой составляющей процесса обучения.

Она позволяет оценить степень подготовленности учащихся.

Под успеваемостью учащихся понимается степень достижения планируемых результатов обучения в широком смысле: полнота, глубина, прочность знаний, сформированность навыков, умений, развитие познавательных и творческих способностей и т.д.

При выборе форм и методов проверки успеваемости учащихся большое значение имеет решение вопросов о том, что следует проверить и на что при этом нужно обратить внимание.

Основными методическими поверками знаний и умений учащихся является - устный опрос, проведение письменных и лабораторных работ.

Применение различных методов и средств проверки позволяет более объективно выявить знание и умение учащихся. Каждый из видов проверки имеет свои достоинства и недостатки, ни один из них не может быть призван единственным, способным выявить все стороны результатов обучения. Только сочетание различных средств, методов и форм проверки позволит выявить знания и умения учащихся.

Тестирование с использованием компьютерной техники и компьютерных технологий является одной из форм проверки полученных знаний и умений учащихся.

Тест позволяет получить информативный результат проверки благодаря тому, что множество вопросов и задач позволяет охватить содержание большого объема изученного материала. Каждое задание теста требует владения материалом по определенному вопросу изученной темы.

Тест позволяет получить информативный результат проверки благодаря тому, что множество вопросов и задач позволяет охватить содержание большого объема изученного материала. Каждое задание теста требует владения материалом по определенному вопросу изученной темы.

Предполагая оценивать результаты обучения, необходимо изначально обеспечивать качество используемых тестов, для чего при их создании ведется исследование следующих характеристик:

1.Эффективность - обеспечивается, если в результате тестирования получены различные оценки для учащихся, отличные от 0-15 % и 95-100 %. Тест, который все выполняет на 0-15 % и на 95-100 % не является эффективным.

2.Валидность - это по содержанию (значимость, адекватность).

Это качество, которое обозначает его пригодность для измерения

того свойства , для измерения которого он, предназначен. Тест не считается валидным, если цели и задачи его применения не соответствуют учебной программе.

3.Объективность - это качество, которое обеспечивает получение однозначного результата независимо от того, кто проводит испытание.

4.Надежность - это условие, которое необходимо для его валидности. Тестирование при достаточно большой случайной выборке школьников данного коллектива, должно давать похожий результат. Надежность теста контролируется путем сравнительного анализа результатов, полученных с применением других средств - контрольная работа, опрос и т.д.

Такая форма контроля, как тестирование на компьютерах позволяет объективно проверить и объективно оценить качество обучения.

Преимущества компьютерного тестирования:

  • объективность, т.к. проверка осуществляется компьютером, что положительно влияет на эмоциональный настрой учащихся, они знают, что их оценка не зависит от настроения учителя;

  • результат выдается сразу по окончании теста, что не всегда возможно при обычных методах контроля;

  • создается база данных тестирующих программ с последующим использованием;

  • компьютер освобождает учителя - предметника от рутинной работы по проверке и обработке результатов.

Этапы проведения диагностического тестирования

и анализа результатов.


1 этап - учитель предметник представляет в диагностический центр текст тестового задания, варианты ответов, форму теста.

2 этап - по тексту создаётся программа для тестирования (на основе имеющегося модуля)

3 этап - учитель проверяет объективность программы и согласует день и время тестирования.

4 этап - в определенное время проводится одновременное тестирование класса или группы - на базе кабинетов информатики и сразу по окончании работы учитель получает следующие результаты: количество заданий, выполненных каждым учеником и процент выполнения от общего количества заданий.

5 этап - учитель получает диагностический лист, который позволяет провести анализ по следующим направлениям:


  1. по ученику:

  • сколько заданий выполнил каждый ученик и с какими заданиями он не справился;

  • каков процент выполнения от общего количества заданий у каждого ученика

  • по классу:

  • процент всех выполненных заданий учащимися от общего количества;

  • сколько учеников выполнили каждое задание теста (отображено в диаграмме ) что позволяет провести коррекцию знаний по

  • конкретным учебным вопросам.

  • по параллели классов:

  • процентное выполнение вопросов теста учащимися разных классов;

  • определить соответствие отдельного ученика и всего класса планируемому уровню знаний

  • учебные вопросы, сложные для усвоения во всей параллели;

  1. по учителю:

  • определить, насколько учтены в следующем учебном году недоработки по отдельным вопросам;

  • эффективность работы учителя в течение нескольких лет

примечание:

подобная обработка и проводится и по результатам обычного тестирования , в бумажной форме.


  1. ИТОГОВЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОТЧЕТ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Методика исследования


В настоящее время одной из тенденций развития образовательных информационных технологий считается комплексный подход к их использованию в школе. Новые технологии должны охватывать не только непосредственно учебный процесс, а по возможности все стороны школьной деятельности.

Одно из направлений новых информационных технологий предусматривает использование компьютера при решении вопросов, с которыми сталкивается учитель в своей повседневной деятельности - учет успеваемости учащихся, ее статистическая обработка.

Любая система, в том числе итоговые оценки учащихся класса, может быть охарактеризована набором параметров. Чем больше этот набор, тем точнее и объективнее модель системы, тем больше возможностей для управления системой.

Организация учета результатов обучения учащихся и методика последующего анализа оказывают влияние с одной стороны на мотивированность занятий учащихся, с другой стороны по результатам анализа вырабатываются воздействия классного руководителя, корректирующие ход обучения.

Преимущества и особенности электронного отчета

классного руководителя

По итогам четверти (учебного года) классный руководитель вводит оценки по учебным предметам в готовую форму для своего класса. Программа (на основе Microsoft Excel) производит обработку оценок и выводит следующую информацию:

  1. количество отличников, хорошистов, учащихся с одной, двумя тройками, с одной, двумя двойками, количество неаттестованных;

  2. средний балл по каждому ученику, по каждому предмету, по классу;

  3. уровень обученности в процентах - по ученику, по предмету, по классу;

  4. количество "5", "4", "3", "2" - по каждому ученику, по предмету, по классу;

  5. определен рейтинг для каждого ученика, т.е. весь класс отсортирован по среднему баллу в порядке убывания и каждый ученик занимает строго определенное место;

  6. определен рейтинг для учебных предметов;

Анализ результатов


На основе обработанной информации электронного отчета имеется возможность проводить анализ по следующим направлениям:

для классного руководителя:

  • определять "зоны тревоги" по ученикам, по предметам;

  • отслеживать динамику развития учащихся как в течении учебного года, так и в течении ряда лет;

  • предоставлять родителям более полную и точную информацию об уровне обученности учащегося

для администрации:

на основе оценок введенных классными руководителями:

  • автоматически создаются электронные отчеты для трех ступеней гимназии: 1е - 3е классы, 5е - 8е классы, 9е - 11е классы, где отображено - количество учеников по классам, количество отличников, хорошистов, неуспевающих, неаттестованных, уровень обученности по предметам и классам, количество "5", "4", "3", "2", по предметам и классам.


























© 2010-2022