Непосредственная образовательная деятельность по теме: «Наши помощники-органы чувств»

Данная непосредственная деятельность составлена для детей старшего дошкольного возраста. Цель данного НОД познакомить детей с нашими помощниками органами чувств. Дать общее представление , для чего служит каждый орган человека, в чем его помощь. Данная НОД составлена с учетом ФГТ. Особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям: развитие мелкой моторики рук, самомассаж, осанка, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, динамическая пауза. Может пригодиться также воспитателям детского с...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие "Наши помощники - органы чувств"

Цель: способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их к ценностям здорового образа жизни.

Задачи:

> Познакомить детей с мозгом, его удивительным свойством - памятью.

> Закрепить знания об органах чувств.

> Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира.

> Развивать способность к эмоциональному проживанию познавательного материала, развитию уверенности в себе.

> Воспитывать потребность быть здоровыми.

Методы и приемы:

* Наглядные (показ, наблюдение, демонстрация);

* Словесные (художественное слово, беседа, вопросно-ответный);

* Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);

* Практические (упражнения, опыты, экспериментирование).

Педагогические технологии:

* проектирование,

* исследовательские,

* игровые.

Здоровьесберегающие технологии:

* пальчиковые игры,

* дыхательная гимнастика,

* динамическая пауза,

* гимнастика для глаз.

Средства обучения:

* Баночки с продуктами

* Шапочки: «?»

Предварительная работа:

* Чтение и рассматривание книг "Азбука здоровья",

* "Уроки Айболита",

* "Уроки Мойдодыра".

* Чтение книг Г. Остера "Вредные советы"

* Игры

Ход занятия

  1. Оргмомент (слайд 2)

Придумано кем-то просто и мудро
- При встрече здороваться:
Доброе утро! Доброе утро - солнцу и птицам!
Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

2. Мотивация (слайд 3)

3. Введение игрового момента.

Сегодня я приглашаю вас и всех моих гостей в «Институт Здоровья». Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.

Ребята, а почему у института такое название?

Дети: там изучают здоровье человека

Педагог: вы правы ребята. А здоровье зависит от того, как работают органы нашего организма. Хотите узнать что - нибудь о них?

Дети: да

3. Основная часть.

Педагог: Хорошо, я с удовольствием вам расскажу. Но

сначала ответьте мне на один вопрос.

Кто такой командир? Какого человека можно так назвать?

Дети: это человек, который командует, руководит

Педагог:

- А знаете ли вы, - с таинственным выражением лица спрашивает педагог у детей,- что в каждом из нас живет вот такой "командир"? (Педагог показывает слайд с изображением мозга.) слайд 4

Педагог: Кто из вас знает, как его зовут?

Дети: Мозг

Педагог: Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Педагог предлагает детям показать на нарисованном человечке месторасположение мозга.) (слайд 4)

Педагог: А знаете, дети, какой удивительный секрет у нашего мозга? ( Дать детям подумать.) Хотите, я вам его открою? У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

- Ребята, а какие органы чувств вы знаете?

Дети: глаза, уши, нос слайд 5

Педагог: Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками. Хотите быть моими помощниками?

Дети: да

Педагог: Вы будете юными учеными (педагог надевает на детей шапочки «?»).

Я вас приглашаю в первую лабораторию. Сейчас загадаю загадку, а вы, отгадав ее, поймете, какой орган чувств, здесь исследуют.

Загадка: слайд 6

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.

Дети: глаза (слайд 7)

Педагог: Да, в этой лаборатории изучают зрение. Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. Для чего людям нужны глаза?

Дети: для того чтобы видеть, читать, смотреть телевизор

Педагог: Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения?

Дети:

* Нельзя тереть глаза грязными руками.

* Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.

* Нужно беречь глаза от разных предметов.

* Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

* Нужно гулять на свежем воздухе.

Педагог: А вы заботитесь о своем зрении, и делаете специальную гимнастику для глаз.

Дети: да

Педагог: сейчас мы с вами выполним гимнастику для глаз. Слайд 8

Открываем глазки - раз,

А зажмуриваем - два,

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире.

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули

Педагог: Лабораторий в институте много, я предлагаю пройти дальше. А куда мы пойдем, послушайте. ( Загадываю загадку.)

Слайд 9

Педагог: Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше …..

Дети: ушки слайд 10

Педагог:

- Да, в этой лаборатории изучают органы слуха.

- Кто дал команду вашему организму?

Дети: мозг

Педагог: Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

- А вы знаете правила по охране слуха. (Используя карточки по охране слуха, дети перечисляют правила.)

Не ковырять в ушах.

Защищать от сильного ветра.

Не слушать громкую музыку.

Сильно не сморкаться.

Педагог: А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.

Проводится игра: "Узнай по голосу"

Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Алеша (Саша, Маша и т.д.),

Ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: "Ау!".

Глаза закрывай

Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал

Педагог: Нам пора в следующую лабораторию. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку. (дети садятся)

Загадка слайд 11

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит.

Дети: нос слайд 12

Педагог: А для чего человеку нос?

Дети: что бы дышать

- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику. (Дети встают) слайд 13

Глубоко вдохнем мы воздух

Ртом мы выдохнем его

Раз - вдох, два - выдох,

Раз - вдох, два - выдох,

Крылья носа мы погладим

Сверху, снизу разотрем

И еще разок вдохнем.

Упражнение "Ежики" (Спокойное дыхание через нос.)

Педагог: А теперь давайте сыграйте в игру "Узнай по запаху" (сидя за столом), а наши носики нам помогут.

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, лук, лимон)

Педагог: Кто помог вам узнать, что в стаканчиках лежит? Дети: нос

Педагог: Что вы почувствовали, когда понюхали шоколад?

Дети: запах

Педагог: Кто вам дал команду?

Дети: мозг

Педагог: может ли запах предупредить человека об опасности?

Дети: может, испорченные продукты плохо пахнут, их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорела еда.

Педагог: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его?

Дети: на вкус слайд 14

Педагог: в следующей лаборатории изучают именно этот орган чувств - язык.

- Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус?

Дети: сладкими, солеными, кислыми, горькими

Педагог: как вы думаете, что нельзя пробовать на вкус?

Дети: лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты.

Педагог: Для того чтобы язык был чувствительным, выполним гимнастику для языка.

Выполняется артикуляционная гимнастика: слайд 15

Ротик шире открывай

Язычок вперед давай.

Влево - вправо, тик да так

Время точно на часах.

Влево - вправо, влево - вправо

Язычок и так и сяк

Это часики висят.

* "Покусывание кончика языка"

* "Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.

* "Лошадка" Поцокать языком.

Педагог: А сейчас поиграем в игру "Определи на вкус"

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, мандарин.

Педагог: Мы с вами оказались в последней лаборатории. Слайд 16

Существует еще орган осязание - это свойство кожи человека. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. Поэтому когда мы ласкаем кошку, нам, приятно ее гладить и ощущать тепло кожи руки. Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью разных предметов.

Проводится игра «Волшебный мешочек» дети определяют предмет, который находиться в мешочке.

Педагог: Молодцы! Ребята, а для чего служит кожа?

Дети: она защищает наш организм.

Педагог: как вы думаете, что вредно для кожи?

Дети: царапины, ушибы, ожоги

Педагог: что полезно?

Дети: вода, мыло, мочалка

Предлагает провести пальчиковую гимнастику: "В гости" слайд 17

В гости к пальчику большому

(Выставляем вверх большие пальцы)

Приходили прямо к дому

(Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук)

Указательный и средний,

(Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно)

Безымянный и последний,

Сам мизинец - малышок

Постучался на порог.

(Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы)

Вместе пальчики - друзья,

(Кулаки стучат друг о дружку)

Друг без друга им нельзя.

(Ритмическое сжатие пальцев в кулак на обеих руках)

Дидактическая игра «Собери картинку» (работа в парах)

В заключение нашей экскурсии, предлагаю игру «Собери картинку». На каждом столе конверт с разрезными картинками. Вам надо собрать картинку и назвать орган чувств.

4. Заключительная часть.

Итог.

Педагог: Скажите, кто у вас сегодня был вашим личным командиром? Кто управлял вашими органами чувств?

Дети: мозг

Педагог: Наша экскурсия по «Институту Здоровья» подходит к концу. Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что перед вами появился цветной экран телевизора. А по этому телевизору показывают фильм о нашей экскурсии в «Институт Здоровья» от начала до конца. Откройте глаза. Скажите, что вам удалось увидеть на экране вашего волшебного телевизора?

Дети: (ответы детей)

Педагог: А я видела, как мы говорили о важности наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Что командир нашего тела ….?

Дети: мозг

Педагог: мы узнали, что у нашего мозга есть….

Дети: память.

Педагог: А помогают ему запоминать наши …

Дети: органы чувств.

Педагог: Спасибо ребята вам большое за занятие. Мне очень понравилось с вами сегодня путешествовать по «Институту Здоровья». Вы были молодцы! Слайд 18

Сюрпризный момент:

Педагог: на прощание я хочу угостить вас яблоками, которые содержат много витамин. Они полезны для всех наших органов.








Литература:

Слисенко Е.И., Гуменюк Н.А. Новые валеологические игровые технологии. //Дошкольная педагогика. - 2005. №4,5.

Стрменьова И. Я-человек,ты-человек.-М.: Дет.лит.,1991.

Формирование представлений о себе у старших дошкольников / авт.-сост.Сигилива М.Н.-Волгоград : Учитель,2009.


© 2010-2022