- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике (4 класс)
Рабочая программа по информатике (4 класс)
Раздел | Информатика |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шрамко В.Н. |
Дата | 03.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Информатика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе:
-
федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года;
-
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №337), основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Н.В. Матвеевой.
-
авторской программой курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для начальной школы: 2 - 4 классы / Н.В.Матвеева, М.С.Цветкова. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 133с.: ил. - (Программы и планирование).
-
Учебный план МБОУ «Васильевская ООШ» на 2015-2016 учебный год.
Обучение информатике в начальной школе - это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования, необходимость которого осознана еще не всеми.
Цели изучения курса информатики в начальной школе:
-
Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
-
Приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного рода схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей и т.д. с помощью компьютера;
-
Воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Изучение информатики в 4 классе направленно на решение следующих задач:
-
Формировать общее представление школьников об информационной картине мира, в частности приобретения учащимися информационной и коммуникационной компетентности.
-
Научиться решать конкретные информационные задачи определенного класса и уровня сложности;
-
Получить первичные представления об объектах информатики, таких как «информация», «сообщение», «источник информации», «приемник информации», «канал связи», «текст», «знак», «код», «символ», «компьютер», «объект», «модель», «исполнитель», «программа», «пользователь»;
-
Научиться применять полученные в процессе изучения информатики общие учебные умения и навыки, т.е.:
-
научиться представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста и/или рисунка);
-
научиться решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера;
-
осознанно использовать в своей учебной деятельности:
-
- устную и письменную речь с целью общения;
- письменные сообщения для передачи информации на большие расстояния;
- кодирование как действие по преобразованию формы представления информации;
- навыки использования компьютера при решении информационных задач;
-
Понимать взаимосвязь первоначальных понятий и видеть их связь с объектами реальной действительности;
-
Получить первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем воспринимать содержание базового и профильных курсов информатики;
-
Освоить коммуникативные умения и элементы информационной культуры, научиться осуществлять сбор, хранение, обработку и передачу информации;
-
Научиться воспринимать информацию без искажений от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой, научиться пользоваться современными средствами связи (телефон, электронная почта);
-
Научиться описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
-
Получить начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач;
-
Научиться представлять информацию в виде текста; видеть ключевые слова в тексте и работать со смыслом текста; представлять одну и ту же информацию в различных формах;
-
Получить первичные представления об информационной задаче; об объекте и модели объекта.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика в настоящее время - это одна из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
В процессе изучения информатики в начальной школе школьники целенаправленно осваивают приемы и способы информационной деятельности через работу с учебными текстами, устное и письменное выполнение специальных заданий, компьютерный практикум. Компьютер на уроке информатики выступает как инструмент учения, средство обучения и как объект изучения одновременно.
Понятие «информация» раскрывается на основе анализа примеров и уровне представлений о использовании информации при обучении, получении знаний. Параллельно даются примеры основных информационных процессов: сбора, хранения, переработки, передачи, кодирования.
Основное внимание в начальной школе отводится деятельности по представлению и кодированию информации. Результатом такой деятельности являются информационные модели (тексты, рисунки, диаграммы).
Обсуждение вопросов управления информационными процессами выводит на традиционные для начальной школы темы «Алгоритм» и «Исполнитель».
Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:
-
информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);
-
информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
-
источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
-
работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
-
средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);
-
организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).
Под предметной компетентностью в области информатики понимает «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:
-
доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
-
обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);
-
интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);
-
оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);
-
создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.».
Повторение
Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектам. Компьютер как система.
Суждение, умозаключение, понятие
Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение.
Мир моделей
Модель объекта. Текстовые и графические модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритмов. Компьютер как исполнитель.
Управление
Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Средство управления. Результат управления. Современные средства коммуникации.
В состав УМК для четвертого класса входят электронные образовательные ресурсы (ЭОР), предназначенные для организации компьютерного практикума в компьютерном классе или в обычном классе, в котором есть хотя бы один или два компьютера. ЭОР являются неотъемлемой составляющей УМК по информатике для четвертого класса и не дублируют ни один из других элементов УМК.
Единый системный подход обеспечивает возможность неограниченного расширения, конструирования новых проектов, расширения и модификации содержания, форм представления учебного материала и видов работы с ним.
С помощью ЭОР могут быть решены следующие педагогические задачи:
• организация целенаправленного обучения работе на компьютере с помощью тренажера работы с мышью и клавиатурного тренажера;
• получение навыков выполнения необходимых операций в процессе выполнения содержательных заданий;
• повышение интенсивности и эффективности уроков информатики;
• обеспечение наглядности и вариативности изложения учебного материала;
• обеспечение активного взаимодействия школьников с учебным материалом, т. е. реализация деятелъностного подхода.
ЭОР организованы в виде уроков. Таким способом обеспечивается четкость и последовательность предоставления учебного материала пользователю. Появляется возможность систематического выполнения практических работ в связи с изучаемой на уроке темой и организации индивидуального подхода: пока один ученик выполняет одно задание, другой может за то же самое время выполнить два или три задания. В процессе их выполнения происходит не только получение и закрепление знаний, но и формируются навыки работы на компьютере. Важной особенностью такого подхода является непроизвольное формирование отношения к компьютеру не как к объекту изучения, а как к современному инструменту для работы с информацией.
Единая структура ЭОР для каждого класса, каждого параграфа и каждого задания удобна и формирует представление об иерархической структуре через опыт, что является наиболее целесообразным в начальной школе. Параллельно происходит формирование умения школьников пользоваться любым информационным объектом с многоуровневой структурой. Это умение относится к числу общеучебных.
В процессе работы над электронными заданиями ученик получает возможность активного, деятельностного усвоения знаний. В ходе выполнения компьютерных упражнений формируется и развивается способность мыслить и действовать самостоятельно, происходит формирование навыков принятия решения.
Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе, но и для успешного усвоения учебного материала по всем изучаемым предметам в начальной школе.
Компьютерный практикум
Компьютерный практикум рекомендуется проводить, активно используя электронное пособие для 4 класса на CD, которое специально создан для организации компьютерного практикума на уроке информатики в начальной школе. С помощью этого диска можно организовать компьютерный практикум в контексте любого конкретного подхода к обучению в рамках содержания, которое изложено в программе обучения и отражено в учебнике. Время работы на компьютере 15 минут, после чего проводится зарядка для глаз.
Цель компьютерного практикума - научить учащихся начальной школы:
-
представлять на экране компьютера информации об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, чисел;
-
выполнять элементарные преобразования информации - из ряда в список, из списка в ряд, таблицу, в схему;
• работать с экранными (электронными) текстами изображениями, используя текстовый и графический редактор;
-
производить несложные вычисления с помощь программного калькулятора;
-
осуществлять поиск, простейшие преобразования хранение, использование и передачу электронной информации;
-
использовать указатели, справочники, словари поиска нужной информации;
-
создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
-
находить нужную программу на Рабочем стол компьютера и запускать ее на исполнение;
-
управлять экранными объектами с помощью мыши;
-
получить навыки набора текста с клавиатуры.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии ООП НООО и учебным планом МБОУ « Васильевская ООШ» курс информатики изучается со 2 по 4 класс по одному часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 102 часов. В четвертом классе на изучение информатики отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Программой предусмотрено проведение 5 контрольных работ.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изучение информатики в четвертом классе необходимо не только для базового курса в средней и старшей школе, но и для успешного усвоения учебного материала по всем изучаемым предметам в начальной школе. Этот предмет формирует у учащихся основы ИКТ - компетентности, многое компоненты которых входят в структуру УУД. Это задает основные ценностные ориентиры содержания данного предмета. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжение образования на более высоких ступенях (в том числе обучение информатики в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании предмета:
-
основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
-
основы информационной грамотности, в части овладения способами и приемами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
-
основы ИКТ - квалификации, в частности овладение основами применение компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
-
основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связанны с овладением системы информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-
развитие мотивов учебной деятельности;
-
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
-
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
-
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
-
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
-
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты:
-
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
-
умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
-
приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Содержание учебного предмета
Глава 1. Повторение. (7 часов).
Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система.
Контрольная работа №1 по теме: «Повторение».
Глава 2. Понятие, суждение, умозаключение (9 часов).
Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение. Повторение, компьютерный практикум. Работа со словарем.
Практические работы
-
«Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры»
-
«Редактирование изображений в растровом редакторе Paint»
-
«Создание изображения в растровом редакторе Paint с использованием текста и элементов коллажа»
-
«Создание комбинированного документа в текстовом процессоре Word»
Контрольная работа №2 по теме: «Понятие, суждение, умозаключение».
Глава 3. Мир моделей(8 часов).
Модель объекта. Модель отношений между понятиями. Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Компьютерная программа. Повторение, работа со словарем. Повторение, подготовка к контрольной работе, работа со словарем.
Практические работы
-
«Графический исполнитель Стрелочка: рисование простых геометрических фигур».
-
«Графический исполнитель Стрелочка: рисование букв и цифр».
-
«Рисование в векторном графическом редакторе, встроенном в Word, трехмерных изображений».
Контрольная работа №3 по теме: «Мир моделей».
Глава 4. Управление(10 часов)
Управление собой и другими людьми. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером. Повторение, тестирование, игры и эстафеты.
Практические работы
-
«Графический исполнитель Стрелочка: рисование замкнутых контуров».
-
«Графический исполнитель Стрелочка: рисование сложных геометрических рисунков».
-
«Рисунок на свободную тему»
Контрольная работа №4 по теме: «Управление».
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования:
Тематическое планирование
Основные виды учебной деятельности учащихся
Повторение
-Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме
-Смысловое чтение
-Установление причинно-следственных связей
-Извлечение необходимой информации
-Структурирование знаний
-Анализ объектов
-Обобщение
-Построение логических цепочек, рассуждений
Суждение, умозаключение, понятие
-Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме
-Смысловое чтение
-Анализ описательных примеров
-Установление причинно-следственных связей
-Поиск и выделение необходимой информации
-Способность к волевому усилию
-Обобщение информации
-Применение методов информационного поиска
-Построение логических цепочек, рассуждений
-Выдвижение гипотез и их обоснование
-Определение основной и второстепенной информации
-Смыслообразование
Мир моделей
-Моделирование
-Структурирование знаний
-Классифицировать понятия
-Построение логических цепочек рассуждений
-Установление причинно-следственных связей
-Рефлексия действий
-Умение работать с текстом
-Построение логических цепочек, рассуждений
-Анализ и обобщение информации
Управление
-Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме
-Смысловое чтение
-Составление и анализ текста
-Знаково-символьные действия
-Смыслообразование
-Планирование
-Обобщение информации
-Представление информации в различных формах
-Извлечение необходимой информации
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория и практика
Контрольные работы
1
Повторение
7
6
1
2
Суждение, умозаключение, понятие
9
8
1
3
Мир моделей
8
7
1
4
Управление
8
7
1
5
Повторение
2
1
1
Всего
34
29
5
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
-
Учебная литература
-
Учебник «Информатика» 4 класс, (в двух частях) Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика» 4 класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Тетрадь для контрольных работ «Информатика» 4 класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Учебно-методическая литература для учителя
-
Бородин М. Н. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Матвеева Н. В., Цветкова М. С. Информатика. Программа для начальной школы. 2-4 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Обучение информатике во втором классе, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
-
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Обучение информатике в третьем классе, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
-
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. К. Информатика и ИКТ. Методическое пособие. 4 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
-
Электронное пособие. CD-диски, содержащие учебные и развивающие задания к курсу.
-
Интернет-ресурсы.
Электронное сопровождение УМК:
-
ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 4 класс (school-collection.edu.ru)
-
ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»(school-collection.edu.ru)
-
Авторская мастерская Н.В. Матвеевой(metodist.lbz.ru)
-
Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( metodist.lbz.ru)
-
ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 4 класс, Н.В. Матвеева и др.
ЦОР:
ЭОР Единой коллекции к учебнику Н. В. Матвеевой и др.. «Информатика», 4 класс (school-collection.edu.ru/ )
ЭОР Единая коллекция «Виртуальные лаборатории» (school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupi&class)
ЭОР на CD - диске к методическому пособию для учителя 4 класс, Н. В. Матвеева и др.
Авторская мастерская Н. В. Матвеева ( metodist.lbz.ru/ authors/informatika/4/ )
-
Технические средства обучения
Для выполнения программы в классе имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: наличие Интернета, компьютерная и мультимедийная техника
Аппаратные средства
-
Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся
-
Мультимедиапроектор
-
Интерактивная доска
-
Принтер (лазерный, цветной, сетевой)
-
Источник бесперебойного питания
-
Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь, джойстик)
-
Сканер
-
Цифровой фотоаппарат
-
Внешний накопитель информации (или флэш-память)
Программные средства
1. Операционная система.
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Клавиатурный тренажер.
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
-
Простая система управления базами данных.
-
Простая геоинформационная система.
-
Система автоматизированного проектирования.
-
Программа-переводчик.
-
Система оптического распознавания текста.
-
Программы разработки анимации
-
Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем)
-
Звуковой редактор.
-
Система программирования.
-
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
-
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
-
Программа интерактивного общения.
-
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам
-
Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов
-
Учебно-практическое оборудование.
1. аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
-
Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
-
Печатные пособия
Плакаты:
-
Виды информации по способу восприятия человеком.
-
Виды информации по способу представления.
-
Виды информации по форме организации.
-
Действия с информацией (представление).
-
Действия с информацией (хранение).
-
Действия с информацией (преобразование информации).
-
Схема обмена информацией.
-
Схема передачи информации.
-
Понятие объекта.
-
Понятие модели.
-
Схема управления.
-
Компьютер.
Календарно - тематическое планирование 4 класс
№ п/п
Наименование изучаемой темы
Элементы
содержание ФГОС
Требования к результатам (предметным и метапредметным*)
Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы**
Практические и контрольные работы
1
Тема 1: «Повторение» Всего часов 7
Дата
Тема урока, тип урока
Кол-во часов
Элемент содержания
план
факт
предметные
метапредметные
личностные
1
Человек в мире информации. Техника безопасности при работе на компьютере
1
Информация Сообщение Виды информации
определять органы чувств: нос, ухо, язык, глаза, кожа. Называть виды информации по способу представления (текстовая, числовая, звуковая, графическая), по способу восприятия (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая). приводить примеры различных видов информации
осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Смысловое чтение;
Установление причинно-следственных связей.
Актуализация знаний, полученных во 2, 3 классах, сведений из личного жизненного опыта с целью понимания того, что привычные на первый взгляд вещи и предметы имеют информационные характеристики, которые влияют на повседневную жизнь и деятельность каждого человека.
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - необходимость изучения «Информатики» для получения личностно значимых знаний и умений
Правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе Клавиатурный тренажер и тренажер мыши.
Мир информатики 1 «Техника безопасности», презентация
2
Действия с данными комбинированный
1
Получение, представление хранение, передача, обработка информации
Называть действия, которые можно производить с информацией (получать, представлять, хранить, передавать, обрабатывать, преобразовывать, кодировать, декодировать). выделять смысл действий с информацией.
Установление причинно-следственных связей; осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Смысловое чтение;
Извлечение необходимой информации.
Клавиатурный тренажер и тренажер мыши.
Мир информатики 3 «Представление и преобразование информации», презентация
3
Объект и его свойства комбинированный
1
Объект, свойства объекта, Имя объекта, Описание объекта
Называть объекты реальной действительности, его свойства.
Структурирование знаний;
осознанно и произвольно строить речевой высказывание в устной и письменной форме;
Осознанное чтение;
Анализ объектов;
Обобщение;
Построение логических цепочек рассуждений.
Создание простых информационных объектов в графическом и текстовом редактора.
Презентация, ЭОР
4
Отношения между объектами комбинированный
1
Виды отношений
Приводить примеры отношений между объектами.
Структурирование знаний;
осознанно и произвольно строить речевой высказывание в устной и письменной форме;
Осознанное чтение;
Анализ объектов;
Обобщение;
Построение логических цепочек рассуждений.
Создание простых информационных объектов в графическом и текстовом редактора.
Презентация, ЭОР
5
Компьютер как система комбинированный
1
Устройства компьютера, данные, тестовый редактор, графический редактор.
Называть и различать устройства ввода и вывода, обработки, передачи и хранения информации. Понимать, что компьютер работает с данными с помощью программ.
Структурирование знаний;
осознанно и произвольно строить речевой высказывание в устной и письменной форме;
Осознанное чтение;
Анализ объектов;
Обобщение;
Построение логических цепочек рассуждений.
Создание простых информационных объектов в графическом и текстовом редактора.
Презентация, ЭОР
6
Повторение, работа со словарем
урок обобщения и систематизации
1
Объект, свойства объекта, Имя объекта, Описание объекта
Обобщить и систематизировать материал по теме.
Создание простых информационных объектов в графическом и текстовом редактора.
Презентация, ЭОР
7
Контрольная работа №1 по теме: «Повторение».
1
Презентация, ЭОР
Контрольная работа №1 по теме: «Повторение».
Тема 2: «Суждение, умозаключение, понятие» Всего часов 9
8
Мир понятий изучение нового материала Практические работы №1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры»
1
Определение понятия Содержание понятия Термин Значение термина
Иметь представление: о мире понятий; отражении объектов окружающего мира в сознании человека
Приводить пример термина
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Смысловое чтение; Анализ описательных примеров; Установление причинно-следственных связей; Поиск и выделение необходимой информации; Способность к волевому усилию
Актуализация знаний, сведений из личного жизненного опыта с целью понимания того, что привычные на первый взгляд вещи и предметы имеют информационные характеристики, которые влияют на повседневную жизнь и деятельность каждого человека.
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - необходимость изучения «Информатики» для получения личностно значимых знаний и умений
Работа в графическом редакторе.
Презентация, ЭОР
Практические работы №1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры»
9
Деление понятий комбинированный Практические работы №2 «Редактирование изображений в растровом редакторе Paint»
1
Деление понятия
Обозначать правило записи и произношения понятий
Приводить примеры деления и обобщения понятий
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Смысловое чтение; Анализ описательных примеров; Установление причинно-следственных связей; Поиск и выделение необходимой информации; Способность к волевому усилию
Работа в графическом редакторе.
Презентация, ЭОР
Практические работы №2 «Редактирование изображений в растровом редакторе Paint»
10
Обобщение понятий комбинированный
1
Обобщение понятий Отношения между понятиями «род-вид» и «вид-род»
Обозночать: преимущества наглядного способа представления информации; назначение диаграммы Эйлера-Венна
Уметь: приводить примеры симметричных и несимметричных отношений
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Смысловое чтение; Анализ описательных примеров; Установление причинно-следственных связей; Поиск и выделение необходимой информации; Способность к волевому усилию
Работа в графическом редакторе.
Презентация, ЭОР
11
Отношения между понятиями комбинированный Практические работы№3 «Создание изображения в растровом редакторе Paint с использованием текста и элементов коллажа»
1
Виды отношений между понятиями
Отношение равнозначности, пересечения, подчинения, противоречия
Уметь: приводить примеры совместимых и несовместимых отношений между понятиями
Знать: виды отношений между понятиями
Понимать: принцип построения диаграмм Эйлера-Венна
Смысла образование;
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Обобщение информации; Применение методов информационного поиска; Построение логических цепочек рассуждений; Выдвижение гипотез и их обоснование
Работа в графическом и текстовом редакторе.
Презентация, ЭОР
Практические работы№3 «Создание изображения в растровом редакторе Paint с использованием текста и элементов коллажа»
12
Понятие «истина» и «ложь» комбинированный
Практические работы№4 «Создание комбинированного документа в текстовом процессоре Word»
1
Истина, ложь
Понимать: суть понятий «истина» и «ложь»
Уметь: приводить примеры истинных и ложных высказываний
Смыслообразование;
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Обобщение информации; Применение методов информационного поиска; Построение логических цепочек рассуждений; Выдвижение гипотез и их обоснование
Работа в графическом и текстовом редакторе.
Презентация, ЭОР
Практические работы№4 «Создание комбинированного документа в текстовом процессоре Word»
13
Суждение комбинированный
1
Простое и сложное
Истинное и ложное суждение
Понимать: что такое суждение; что суждение может быть истинным или ложным; что суждения бывают простые и сложные
Уметь: приводить пример суждения (истинного, ложного, простого, сложного)
Смыслообразование; Контроль; Поиск и выделение необходимой информации; Определение основной и второстепенной информации.
Работа в графическом и текстовом редакторе.
Презентация, ЭОР
14
Умозаключение комбинированный
1
Посылка Заключение и умозаключение
Понять: что такое посылки; на основании чего делается умозаключения
Уметь: приводить пример умозаключения; приводить пример посылок и делать на их основе заключение
Смыслообразование; Контроль; Поиск и выделение необходимой информации; Определение основной и второстепенной информации.
Работа в графическом и текстовом редакторе.
Презентация, ЭОР
15
Повторение, работа со словарем
урок обобщения и систематизации
1
Уметь: обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
Графический редактор.
Презентация, ЭОР
16
Контрольная работа №2 по теме: «Понятие, суждение, умозаключение».
1
Суждение, понятие, умозаключение
Анализ и обобщение информации; Контроль
Презентация, ЭОР
Контрольная работа №2 по теме: «Понятие, суждение, умозаключение».
Тема 3: «Мир моделей» Всего часов 8
17
Модель объекта изучение нового материала
1
Материальные и информационные модели; Виртуальная модель; Цели моделирования
Понимать: понятие модели
Иметь представление: о целях создания модели
Знать: виды моделей объектов; свойства объектов в модели
Уметь: приводить примеры моделей объектов
Моделирование; Структурирование знаний; Классификация понятий; Построение логических цепочек, рассуждений
-
Раздел параграфа «Понять» - актуализация знаний, сведений из личного жизненного опыта с целью понимания того, что привычные на первый взгляд вещи и предметы имеют информационные характеристики, которые влияют на повседневную жизнь и деятельность каждого человека.
-
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - необходимость изучения «Информатики» для получения личностно значимых знаний и умений
Работа с компьютерной моделью Исполнителя.
Презентация, ЭОР Мир информатики 4 год обучения
18
Текстовая и графическая модель комбинированный
1
Текстовая и графическая модель
Понимать: круги Эйлера-Венна - графическая модель, суждение - текстовая модель
Уметь: составлять графические и текстовые модели
Установление причинно-следственных связей; Структурирование знаний; Рефлексия действий; Умение работать с текстом; Построение логических цепочек, рассуждений
Работа с компьютерной моделью Исполнителя.
Презентация, ЭОР, Мир информатики 4 год обучения
19
Алгоритм как модель действий комбинированный Практические работы №5 Графический исполнитель Стрелочка: рисование простых геометрических фигур».
1
Алгоритм компьютерная программа
Понимать: что такое алгоритм
Уметь: составлять алгоритмы
Установление причинно-следственных связей; Структурирование знаний; Рефлексия действий; Умение работать с текстом; Построение логических цепочек, рассуждений
Работа с компьютерной моделью Исполнителя.
Презентация, ЭОР Мир информатики 4 год обучения
Практические работы №5 Графический исполнитель Стрелочка: рисование простых геометрических фигур».
20
Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов комбинированный
Практические работы №6 «Графический исполнитель Стрелочка: рисование букв и цифр».
1
Текстовые, графические и линейные алгоритмы, алгоритм с ветвлением
Знать: виды алгоритмов; линейный алгоритм; алгоритм с ветвлением
Уметь: записывать алгоритм разными способами
Установление причинно-следственных связей; Структурирование знаний; Рефлексия действий; Умение работать с текстом; Построение логических цепочек, рассуждений
Работа с компьютерной моделью Исполнителя.
Презентация, ЭОР
Практические работы №6 «Графический исполнитель Стрелочка: рисование букв и цифр».
21
Исполнитель алгоритма комбинированный
1
Система команд исполнителя.
Понимать: исполнитель алгоритма; система команд исполнителя; отличие человека-исполнителя от исполнителя-компьютера
Установление причинно-следственных связей; Структурирование знаний; Рефлексия действий; Умение работать с текстом; Построение логических цепочек, рассуждений
Работа с компьютерной моделью Исполнителя
22
Компьютер как исполнитель
урок обобщения и систематизации
Практические работы №7 «Рисование в векторном графическом редакторе, встроенном в Word, трехмерных изображений».
1
Человек и компьютер исполнители алгоритма
Понимать: назначение компьютерной программы; отличие человека-исполнителя от исполнителя-робота
Установление причинно-следственных связей; Структурирование знаний; Рефлексия действий; Умение работать с текстом; Построение логических цепочек, рассуждений
Работа с компьютерной моделью Исполнителя.
Презентация, ЭОР Мир информатики 4 год обучения
Практические работы №7 «Рисование в векторном графическом редакторе, встроенном в Word, трехмерных изображений».
23
Повторение, работа со словарем
урок контроля и проверки знаний и умений
1
Уметь: обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
Установление причинно-следственных связей; Структурирование знаний; Рефлексия действий; Умение работать с текстом; Построение логических цепочек, рассуждений
Работа с компьютерной моделью Исполнителя.
Презентация, ЭОР
24
Контрольная работа №3 по теме: «Мир моделей».
1
Анализ и обобщение информации; Контроль
Презентация, ЭОР
Контрольная работа №3 по теме: «Мир моделей».
Тема 4: «Управление» Всего часов 10
25
Кто чем и зачем управляет изучение нового материала
1
Цели управления; Основы управления Основа, выбор. Мировоззрение
Понимать: управление; цели управления; связь управления с выбором
Уметь: приводить примеры выбора
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Смысловое чтение; Умение составлять и анализировать тексты
Раздел параграфа «Понять» - актуализация знаний, сведений из личного жизненного опыта с целью понимания того, что привычные на первый взгляд вещи и предметы имеют информационные характеристики, которые влияют на повседневную жизнь и деятельность каждого человека.
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - необходимость изучения «Информатики» для получения личностно значимых знаний и умений
Работа с компьютерной моделью Исполнителя
26
Управляющий объект и объект управления комбинированный
Практические работы №8 «Графический исполнитель Стрелочка: рисование замкнутых контуров».
1
Управление машинами и устройствами
Знать: цели управления собой; цели управления людьми
Уметь: приводить примеры управления собой и людьми
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Смысловое чтение; Умение составлять и анализировать тексты
Работа с компьютерной моделью Исполнителя
Практические работы №8 «Графический исполнитель Стрелочка: рисование замкнутых контуров».
27
Цель управления комбинированный
1
Управление собой, Управление другими людьми
Знать: суть управления неживыми объектами (самокат, велосипед, автомобиль, самолет, компьютер)
Уметь: приводить примеры управления человека чем-либо
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Смысловое чтение; Умение составлять и анализировать тексты
Работа с компьютерной моделью Исполнителя
28
Управляющее воздействие комбинированный
1
Управляющий объект, управляющее воздействие, управляемый объект
Понимать: принципы управления без обратной связи, с обратной связью
Уметь: приводить примеры управления собой, управления без обратной связи, управления с обратной связью; выделять объект управления и управляющий объект
Знаково-симв. действия; Смыслообразование;
Планирование; Обобщение информации; Умение представлять информацию в различных формах; Извлечение необходимой информации
Работа с компьютерной моделью Исполнителя
29
Средство управления комбинированный
Практические работы № 9 «Графический исполнитель Стрелочка: рисование сложных геометрических рисунков».
1
Блок выбора, блок схема
Понимать: что управляет работой компьютера
Знать: назначение операционной системы; схему управления компьютером с обратной связью и без обратной связи
Знаково-симв. действия; Смыслообразование;
Планирование; Обобщение информации; Умение представлять информацию в различных формах; Извлечение необходимой информации
Работа с компьютерной моделью Исполнителя
Практические работы № 9 «Графический исполнитель Стрелочка: рисование сложных геометрических
30
Результат управления комбинированный
1
схема управления, результат управления
Уметь: обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
Знаково-симв. действия; Смыслообразование;
Планирование; Обобщение информации; Умение представлять информацию в различных формах; Извлечение необходимой информации
Работа с компьютерной моделью Исполнителя
31
Современные средства коммуникации
комбинированный
1
Интернет
Уметь: обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
Знаково-симв. действия; Смыслообразование;
Планирование; Обобщение информации; Умение представлять информацию в различных формах; Извлечение необходимой информации
Работа с компьютерной моделью Исполнителя
32
Подготовка к итоговой контрольной работе
комбинированный Практические работы № 10 «Рисунок на свободную тему»
1
Алгоритм, исполнитель, управляющий объект, управляемый объект, схема управления
Работа с компьютерной моделью Исполнителя
Практические работы № 10 «Рисунок на свободную тему»
33
Контрольная работа №4 по теме: «Управление».
1
Информация, виды информации, способы ее получения и обработки. Модели. Алгоритмы
Презентация, ЭОР, карточки
Контрольная работа №4 по теме: «Управление».
34
Годовое повторение по всем разделам.
1
Информация, виды информации, способы ее получения и обработки. Модели. Алгоритмы
Работа с компьютерной моделью Исполнителя