Проект урока по теме Структуры (записи) в Паскале

Проект предлагается в помощь учителю информатики для подготовки к уроку по материалам учебника: «Информатика (11 класс)» К.Ю.Поляков и содержит подробную технологическую карту урока по теме «Алгоритмизация и программирование. Структуры (записи) в Паскале - использование указателей (урок 3)», лабораторную работу с откомпилированной программой решения задачи сортировки фамилий учащихся с использованием файлов. Данный материал можно использовать в целях подготовки учащихся к решению №27 ЕГЭ по ин...
Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет / Класс / Автор УМК

Предмет. XI класс. УМК: Поляков К.Ю.

Место урока по теме

Урок № 3, тема Алгоритмизация и программирование. Структуры (записи) в Паскале - использование указателей.

Тема урока

Глава 6. Параграф 39: Структуры (записи).

Тип урока

Урок открытия новых знаний. Учебный практикум.

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Учебный практикум. Лабораторная работа.

Деятельностный способ обучения.

Цель урока

Задачи урока

Повторить процесс структуризации при обработке информации и представления в табличной форме. Показать инструментарий Паскаля для создания баз данных. Научить применять структуры (записи) при создании баз данных.

Общеобразовательные. Дать представление о структурах в Паскале, научить применять полученные знания на практике.

Развивающие. Умения анализировать и развивать пространственное мышление.

Воспитательные. Создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности. Способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий.

Предметный результат

Метапредметный результат

Иметь представление о создании БД с помощью структурного программирования средствами Паскаля. Уметь применять полученные знания в жизни и решать задачи по созданию БД и обработке содержимого.

Личностные. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Педагогические технологии

Оборудование

Деятельностный подход с элементами исследования. Метод индивидуального проектирования.

Презентация по теме (автор К.Ю. Поляков «Динамические массивы» слайд № 4-8). ПК учащихся. Раздаточный материал. Тест.

ХОД УРОКА

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Проверить готовность к уроку. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу"). Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо"). Установить тематические рамки учебной деятельности ("могу"). - 3 мин.

Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку.

Самоконтроль.


Рефлексия "Выбор цвета" готовности.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

1. Воспроизвести и зафиксировать знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий с предложением прохождения теста. - 7 мин.

2.Активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.): обсуждение задачи объединения данных и создания базы данных с использованием операторов цикла. Актуализировать норму пробного учебного действия ("надо" - "хочу" - "могу"): концентрация внимания учащихся, фиксирование возникшего затруднения в выполнении пробного действия и его обоснование. -3 мин.

1.Выполняют тест "Файловые структуры" и фиксируют результаты теста в дневник.

2. Выдвигают гипотезы построения базы данных с помощью циклов и обсуждают необходимость использования файловых структур.

Смыслообразования. Контроль за результатами теста.

Поиск и выделение информации.

Выполнение теста.


  1. Выявление места и причины затруднения

Организовать обсуждение с учащимися возникшего затруднения (почему возникли затруднения, что мы ещё не знаем). Проанализировать шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорить вслух, что и как делали. Зафиксировать операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения). Соотнести свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировать, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения). 2 мин.

Фиксируют непривычный вид базы, неудобный для обработки содержимого.


Самоопределение.

Построение логической цепи рассуждений.

Предвосхищающий контроль по способу действия.

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Сформулировать конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (какие знания нужно построить и чему научиться).

Предложить и согласовать тему урока.

Выбрать способ построения нового знания (как?) - метод дополнения (нет изученных аналогов и требуется введение принципиально нового способа действий).

Рассказать о структурах в Паскале с применением презентации К.Ю.Полякова. - 7 мин.

Подготовка к выполнению лабораторной работы с пошаговым обсуждением включения новых знаний для решения поставленной задачи.

Устанавливают закономерности делают выводы формулируют правило (эталон),

Формулирование познавательной цели.

Построение логической цепи рассуждений.

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

  1. Реализация построенного проекта

Зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. 3 мин.

Обсуждение предполагаемых результатов компиляции и общий вид базы.

Выдвижение гипотез и их обоснование. Доказательство.

Устный опрос, фронтальная беседа.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Проговорить вслух алгоритм построения БД и его обосновать.-3 мин.

Задают вопросы (если есть) по изложенному материалу.

Фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения: оптимальное построение программы.

Синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты.

Устный опрос, фронтальная беседа.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организовать самостоятельное выполнение учащимися лабораторной работы.

Организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону. Создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка. Для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления. - 10 мин.

Выполняют лабораторную работу, анализируя полученные результаты работы программы в режиме компиляции.

Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Сделал сам - помоги другу, если он затрудняется. Контроль по группам.

  1. Включение в систему знаний и повторение

Выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний. Организовать подготовку к изучению обработки данных баз на следующем уроке. 2 мин.

Обсуждение границ применения новых знаний, какие базы данных можно еще построить (привести примеры из окружающего мира).

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. Соотнести цель и результаты своей учебной деятельности. Фиксирование степени их соответствия и связать с уровнем рефлексии в начале урока по качеству подготовки. 2 мин.

Делают выводы по самооценке выполнения лабораторной работы. Устанавливают связь с качеством самоподготовки к уроку и качеством работы в класе.

Установление причинно-следственных связей.

Коррекция. Оценка.

Рефлексия "Выбор цвета" и ее связь с рефлексией в начале урока.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Наметить цели дальнейшей деятельности и определить задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

Глава 6. Параграф 39: Структуры (записи). Создание личного проекта базы данных (не менее 4 столбцов и 10 строк с использованием различных типов данных), публикация с использованием облачных технологий для организации контроля за выполнением.3 мин.

Запись в дневниках на следующий урок.

Констатирующий контроль по результату.

Констатирующий контроль по результату: взаимный контроль в паре (проверь запись одноклассника).






Лабораторная работа № 3

по теме «Структуры (записи) - использование указателей»

Задача 4: отсортировать фамилии учащихся по возрастанию в экзаменационной ведомости с использованием указателей и вывести результат в режиме компиляции.

4.1 «работа указателя».

Var i:integer;

p:^integer {указатель имеет тип переменной на ячейку хранения которой он указывает};

begin

i:=5;

p:=@i;{значение ячейки, в которой хранится i}

writeln (p^);

readln;

end.

4.2 «решение задачи»

type

tstudents=record

fio:string[40];

Npasp:string[11];

DataIkzam:string[10];

otmetka:integer;

end;

type pstudents=^tstudents;

const n=3;

var

b:tstudents; p:array [1..n] of pstudents;p1:pstudents;

students1:array[1..n] of tstudents;

f:file of tstudents; i,j:integer;

begin

writeln (sizeof(b.fio));

writeln (sizeof(students1));

assign (f,'vedom.dat');

rewrite(f);

with b do begin

for i:=1 to 3 do

begin

writeln ('vvedi fio-'); readln (fio);

writeln ('vvedi npasp-'); readln (npasp);

writeln ('vvedi otmetku-'); readln (otmetka);

write (f,b);

end;

close(f);

end;

reset (f);

for i:=1 to 3 do read (f,students1[i]);

for i:=1 to 3 do p[i]:=@students1[i];

for i:=1 to n-1 do

for j:=n-1 downto i do

if p[j]^.fio>p[j+1]^.fio then

begin

p1:=p[j];p[j]:=p[j+1];p[j+1]:=p1;

end;

for i:=1 to n do

writeln (p[i]^.fio,' ',p[i]^.npasp,' ',p[i]^.otmetka);

readln;

end.


© 2010-2022