Урок «Алгоритм и его свойства»

Для решения большинства задач существует множество готовых программ. Но для того чтобы лучше понимать все происходящее с компьютером и уверенно принимать правильные решения, рядовому пользователю необходимо обладать определенной компьютерной грамотностью. Умение выделять алгоритмическую суть явления и строить алгоритмы очень важно для человека любой профессии. Навыки алгоритмического мышления способствуют формированию особого стиля культуры человека, составляющими которого являются: ·         целеустремленность и сосредоточенность; ·         объективность и точность; ·         логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий; ·         умение четко и лаконично выражать свои мысли; ·         правильно ставить задачу и находить окончательные пути ее решения; быстро ориентироваться в стремительном потоке информации.
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по теме:

«Алгоритм и его свойства».

Продолжительность учебного занятия:45 мин

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

Цели урока:

Образовательная:

  • познакомить учащихся с понятием алгоритма, исполнителями алгоритмов

  • рассмотреть примеры алгоритмов в жизни;

  • формирование знаний - организация работы по усвоению понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой

  • формирование компьютерной грамотности и информационной культуры обучающихся;

Воспитательная:

  • воспитание творческого подхода к работе и желания экспериментировать;

  • формирование коммуникативных компетенций учащихся через работу в группах;

  • воспитание уважения к мнению других, умения слушать;

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;

  • формирование и развитие информационного видения окружающего мира.

Развивающая:

  • развивать память и внимание через активное использование информации;

  • развивать умение анализировать;

  • развивать рациональное мышление.

Методы: объяснительно - иллюстративный, наглядный, репродуктивный.

Межпредметные связи, применяемые в данном уроке: математика, физика.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, мультимедийная доска.

Программное обеспечение: MS Power Point

План проведения урока

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация знаний.

ІІІ. Объяснение нового материала.

IV. Физкультминутка.

V. Закрепление изученного материала.

VII. Практическая работа по новой теме.

VIII. Объяснение домашнего задания.

IX. Подведение итогов урока.

Дидактические материалы к учебному занятию:

  • Карточки с кроссвордом, практическая работа, тесты.

Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ресурсы

Знания

Умения

1

2

3

4

5

6

7

8

Организационный

момент

1 мин

подвести к теме урока

ознакомление с планом и целью занятия


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока.


Актуализация знаний


3 мин

определить готовность учащихся к изучению новой темы

  • выделять алгоритмическую суть явления

строить алгоритмы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Для решения большинства задач существует множество готовых программ. Но для того чтобы лучше понимать все происходящее с компьютером и уверенно принимать правильные решения, рядовому пользователю необходимо обладать определенной компьютерной грамотностью. Умение выделять алгоритмическую суть явления и строить алгоритмы очень важно для человека любой профессии.

Навыки алгоритмического мышления способствуют формированию особого стиля культуры человека, составляющими которого являются:

  • целеустремленность и сосредоточенность;

  • объективность и точность;

  • логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий;

  • умение четко и лаконично выражать свои мысли;

  • правильно ставить задачу и находить окончательные пути ее решения;

  • быстро ориентироваться в стремительном потоке информации.

Учащиеся слушают учителя

1

2

3

4

5

6

7

8

Изучение нового материала


10 мин

познакомить учащихся с понятием алгоритма и его свойствами

Знать определения алгоритма и его свойств

Уметь правильно составлять алгоритмы

Объяснительно - иллюстративный

Словесные (рассказ, беседа)

Наглядные (просмотр ЦОР)

Происхождение и определение понятия алгоритма

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/88093ab9-6a3e-4bc6-8d5d-9b7434d8416b/9_31.swf

Свойства алгоритма

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ef6533fd-06d1-4b38-9498-ac58430f845e/9_33.swf

Исполнители алгоритмов

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/58e9a0c3-11df-4c94-a5eb-b0a7b359ea35/9_32.swf

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Один из важнейших этапов решения задач на ЭВМ - составление алгоритма. О том, что такое алгоритмы, какими общими свойствами они обладают и как исполняются, мы и поговорим на этом уроке.

В 1983 году отмечалось 1200-летие со дня рождения одного из величайших ученых Средней Азии и средневекового Востока Мухамада ибн Мусы аль-Хорезми. Он написал ряд трактатов по арифметике и алгебре, в том числе книгу "Арифметика индусскими цифрами" - о счете с помощью десяти цифр и правилах арифметических действий с числами.

Имя ученого аль-Хорезми превратилось в понятие algorithmi, первоначально обозначавшее десятичную систему исчисления и правила арифметических действий в этой системе. Отсюда и возник современный научный термин "алгоритм".

Вы постоянно сталкиваетесь с этим понятием в различных сферах деятельности человека (кулинарные книги, инструкции по использованию различных приборов, правила решения математических задач...). Обычно мы выполняем привычные действия не задумываясь, механически.

Например, открывая дверь ключом, никто не размышляет над тем, в какой последовательности выполнять действия. Какие действия нужно совершить, чтобы открыть дверь?

В своей жизни мы встречаемся с различными ситуациями, например, приготовление супа, решение уравнения на уроке алгебры, открывание двери и многие другие при решении которых мы выполняем определенную последовательность действий.

Такие последовательности действий мы совершаем каждый день не задумываясь. А ведь такая последовательность действий и есть алгоритм.

Таким образом, алгоритм - это точное предписание о последовательности действий, которые должны быть произведены для получения результата

А где мы встречаемся с алгоритмами?

Так же мы постоянно сталкиваемся с алгоритмом в различных сферах деятельности человека. Обычно мы выполняем привычные действия механически.

А давайте подумаем, кто может выполнять алгоритм?

Поэтому тот кто выполняет алгоритм называется исполнителем. Исполнитель - объект, который выполняет алгоритм.

Идеальными исполнителями являются машины, роботы, компьютеры...

Компьютер - автоматический исполнитель алгоритмов.

Алгоритм, записанный на "понятном" компьютеру языке программирования, называется программой.

Если мы с вами внимательно посмотрим вокруг себя, то увидим что наш мир состоит из множества алгоритмов, при этом эти алгоритмы разнообразны.

Но даже в таком многообразие мы можем выделить свойства, которые имеет каждый алгоритм.

Свойства алгоритма:

  1. Дискретность - алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке;

  2. Определенность - любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае;

  3. Массовость - один и тот же алгоритм в целом должны иметь возможность завершения;

  4. Результативность - отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях;

  5. Понятность - алгоритм должен быть исполнителю и исполнитель должен быть в состоянии его выполнить.

Также все эти свойства можно рассматривать, как требования к построению алгоритма, таким образом, при построении алгоритма решения задачи мы должны учитывать все требования.

Однако чтобы научить кого-нибудь открывать дверь, придется четко указать и сами действия, и порядок их выполнения. То же потребуется и при указании маршрута поездки.

Сравним эти алгоритмы. На первый взгляд, между ними нет ничего общего. Одно дело - открывать дверь, другое - ехать в гости. Но если приглядеться внимательно, можно заметить существенное сходство между ними. Прежде всего, это строгий порядок выполнения действий.

Алгоритм - описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

Слушают, отвечают на вопросы

Текстовый, числовой, формулы

Копировали

(Учащиеся высказывают свои предположения)

Вносят записи в конспект


Вносят записи в конспект



  1. Достать ключ

  2. Вставить ключ в замочную скважину

  3. Повернуть ключ два раза против часовой стрелки.

  4. Открыть дверь.


Вносят записи в конспект


Учащиеся высказывают свои предположения

Отвечают на вопрос: (человек, автомат, компьютер, машина)

.

Вносят записи в конспект

Физминутка

1 мин

Снять напряжение с глаз , а также мышц плечевого пояса


disk.yandex.ru/public/?hash=AyJZRFu8JbQ1ERKmblbaQVi2a7MkAnYMakusmb6IGZc%3D

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Выводит на экран компьютера ЭОР

Выполняют упражнения

Закрепление изученного материала

5 мин

сформировать навыки работы по составлению алгоритмов

Знать определения алгоритма и его свойств

Решать алгоритмические

задачи

Совместное тестирование

Наглядные

Презентация «Интерактивный тест. Алгоритм и его свойства»

Infourok.ru/material.html?mid=52589

(Приложение 1)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Выполним задания для закрепления материала. Алгоритмические задачи

№ 1. Валентина хочет определить, какой из 81 орехов пустой. Она знает, что пустой орех только один, и он легче остальных, имеющих одинаковую массу. Сколько нужно сделать взвешиваний, чтобы найти пустой орех?

Алгоритм решения задачи:

1) __________________________

2) _________________________

3) __________________________

и т.д.

№ 2 Составь алгоритм решения задачи расположить 3 числа 2,7,4 в порядке возрастания.

1)Начало.
2) Сравни первое и второе числа; если первое _______ второго , то поменяй их местами.
3)Сравни второе и третье числа; если второе ____________ третьего, то поменяй их местами.
4)Если теперь три числа _________ в порядке убывания, то исполни пункт 5) этого алгоритма; иначе __________ к пункту 2).
5)Конец.

Выполняют. Вносят ответы в конспект


Практическая работа


20 мин

Научиться по заданному алгоритму рисовать в программе PowerPoint

Индивидуальная работа за компьютером

Практические (работа по алгоритму)

Практическая работа по теме Алгоритмы

felofeeva.jimdo.com/информатика-6/

(Приложение 2)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Консультирует учеников.

Выполняют практическую работу.

Объяснение домашнего задания.

2 мин




Карточка

«Домашнее задание»

(Приложение 7)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель дает пояснение

1) Учить записи в конспекте;

2) Ответить на вопросы кроссворда: school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/63387/?interface=pupil&class=51

Записывают домашнее задание

Подведение итогов урока

3 мин

Подвести итоги


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Что нового узнали на уроке? Что осталось непонятным?

Вопросы:

  • Что такое алгоритм? Приведите примеры алгоритмов.

  • Какие свойства алгоритмов вы знаете?

  • Какие способы записи алгоритмов вы знаете?

  • Что такое исполнитель алгоритмов?

Объявить оценки за урок.

Итак, на этом уроке мы с Вами довольно плодотворно и активно поработали. Итоговое число оценок за него - две. Первая - за изученный ранее материал, вы ее уже знаете, а вторая будет выставлена после проверки Ваших практических заданий.

Отвечают на вопросы



© 2010-2022