Урок информатики, 3 класс, «Действия с информацией»

«Дети учатся в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала»     Питер КлайнДанный тип урока - это контроль и коррекция знаний учащихся. Стратегия урока - индивидуально-соревновательная, самоконтроль.Учащиеся самостоятельно вспоминают (используя словари) понятия: действия с информацией, наблюдение, преобразование, формы представления, способы представления, код, правило, носители информации, виды информации, числовая информация, графическая...
Раздел Информатика
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ «Чердынская СОШ им. А. И. Спирина», г. Чердынь

Билалова Светлана Владимировна

[email protected]

Дети учатся в тысячу раз успешнее,

если им дают возможность самостоятельно

исследовать основы изучаемого материала.

Питер Клайн

3 класс

  1. Предмет: Информатика и ИКТ

  2. Тема: «Действия с информацией»

  3. Тема урока: «Работа со словарем, контрольная работа»

  4. Автор программы: Н. В. Матвеева. «Информатика и ИКТ», 3 класс.

Цели урока:

  • обобщить знания учащихся по теме «Действия с информацией»,

  • систематизировать понятия этой темы;

  • закрепить представление о разных видах действий с информацией;

  • совершенствовать навыки выполнения действий с информацией;

  • расширить представление о компьютере как об универсальном инструменте для выполнения действий с информацией.

Педагогические задачи урока:

  • актуализировать словарный запас терминов по информатике;

  • совершенствовать навыки самостоятельного выполнения заданий;

развивать информационную культуру учащихся.

Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:

иметь представление о многообразии видов действий с информацией;

  • уметь называть действия с информацией;

  • иметь представление о сборе информации;

  • владеть простейшими навыками представления информации в различных формах;

уметь приводить примеры носителей информации;

  • уметь выполнять кодирование и декодирование информации;

  • иметь простейшие навыки обработки числовой, текстовой, графической информации.

Ключевые понятия: сбор информации, представле­ние, кодирование, декодирование, хранение, обработка.

Вспомогательные (дополнительные) понятия:

действия с информацией, наблюдение, преобразование, формы представления, способы представления, код, правило, носители информации, виды информации, числовая информация, графическая информация, тек­стовая информация.

Общая характеристика урока:

  • рекомендуемая форма организации - повторение и обобщение;

  • рекомендуемый тип урока - контроль и коррекция знаний учащихся;

  • стратегия - индивидуально-соревновательная, самоконтроль.

Материальное обеспечение урока: учебник (глава 2), рабочая тетрадь № 1, тестовое задание, диагнос­тическая карта, ЭОР.

Примерный план урока

  1. Организационный момент (1-2 мин).

  2. Повторение с элементами обобщения (3-4 мин).

  1. Тестирование, проверка, обсуждение результатов (5-7 мин).

  2. Выполнение заданий в рабочей тетради (7-10 мин).

  1. Физкультминутка (2-3 мин).

  2. Компьютерный практикум (10 мин).

  1. Обобщение и подведение итогов, комментарий к контрольной работе (3 мин).

  2. Комментарии учителя к домашнему заданию (2-3 мин).

Ход (сценарий) урока

Для организации повторения материала учитель может использовать материалы учебника «Теперь мы знаем» (стр. 74) и «Новые слова и термины» (стр. 75).

В рамках повторения учитель проводит небольшой тест для самоконтроля знаний учащихся. Бланк с тес­товым заданием может выглядеть так:

Я знаю, что ...

Отметка

1)

с информацией можно выполнить много различ­ных действий

2)

действиями с информацией являются сбор, пред­ставление, кодирование и декодирование, хране­ние, обработка

3)

человек собирает информацию, когда читает га­зету, смотрит телевизор, обменивается новостя­ми с другим человеком, наблюдает за природой

4)

при кодировании сообщения происходит преоб­разование информации из одной формы в другую

5)

для кодирования текстовой и числовой информа­ции можно использовать кодовые таблицы соот­ветствия

6)

текстовую, графическую, числовую и звуковую ин­формацию можно записать и хранить на носителе информации

7)

носители информации содержат различные зна­ки: цифры, буквы, текст, рисунки

8)

человек может обрабатывать любую информацию

9)

компьютер может обрабатывать числовую, графи­ческую и текстовую информацию

10)

при обработке информации не всегда сохраняет­ся смысл и форма представления

Всего баллов:

Учащиеся получают бланк с утверждениями и от­мечают цифрой «+», если понимают, о чем идет речь, или «-» в противном случае. Бланки сдаются учителю, который проверяет их и делает вывод об усвоении темы учащимися. Учащийся, проставивший меньше шести «1», не готов к контрольной работе, и учитель должен дать ему индивидуальное задание.

Решение информационных задач

Для повторения материала рекомендуется использовать упражнения, имеющиеся на компакт-диске, ко­торые вызывали у учащихся наибольшие трудности при изучении данной главы.

Компьютерный практикум

Для работы на компьютере желательно использовать различные задания на кодирование и декодирова­ние сообщений.

Подведение итогов

Подводить итоги урока следует с активным участием детей. С их помощью следует сформулировать, чему они научились и что нового узнали о действиях с ин­формацией.

Учитель характеризует уровень готовности класса к контрольной работе и дает конкретные рекомендации по домашней подготовке к ней.

Домашнее задание

  • Прочитать текст учебника - разделы «Теперь мы знаем» (стр. 74) и «Новые слова и термины» (стр. 75).

  • В рабочей тетради № 1 выполнить задания, указанные учителем.

  • Выполнить индивидуальное задание для подготовки к контрольной работе.

  • Записать в рабочую тетрадь новые слова и термины.

Контрольная работа к главе 2

Цели урока:

  • проверить уровень усвоения пройденного материала по теме «Действия с информацией»;

  • провести диагностику и оценить результаты обучения.

Педагогические задачи урока:

  • формировать ответственность учащихся за результаты учебной деятельности;

  • развивать навыки самостоятельного планирования своей деятельности в условиях ограниченного времени урока;

  • совершенствовать навыки самоконтроля.

Общая характеристика урока:

  • форма организации - самостоятельная работа с оперативным контролем и коррекцией результатов;

  • тип урока - контрольный и обобщающий;

  • стратегия - индивидуально-соревновательная, диагностическая.

Примерный план урока.

  1. Организационный момент.

  2. Комментарий учителя.

  3. Выполнение заданий.

  4. Физкультминутка.

  5. Компьютерный практикум.

  6. Обобщение и подведение итогов.

Ход (сценарий) урока

Для выполнения контрольной работы учитель раздает учащимся бланки с заданиями и кратко ком­ментирует их. Учащиеся приступают к выполнению заданий после того, как учитель убедился, что дети поняли, как надо выполнять работу. Учитель может сообщить, на какое количество времени рассчитаны за­дания контрольной работы.

Решение информационных задач

Учащиеся выполняют задания контрольной работы. При необходимости учитель дает пояснения отдельным учащимся. После выполнения заданий учащиеся прове­ряют свою работу и сдают учителю.

Компьютерный практикум

Работа с ЭОР.

Подведение итогов

Учитель проверяет работы учащихся, обсуждает с ними типичные ошибки, выставляет оценки.

Правильные ответы

Вариант 1

1. Соедини стрелками по смыслу. 2. Соедини стрелками по смыслу.

Урок информатики, 3 класс, «Действия с информацией»Урок информатики, 3 класс, «Действия с информацией»

3. Представь рисунком, текстом и числом инфор­мацию о том, что за окном растут дуб и берёза, а между ними - рябина.

Урок информатики, 3 класс, «Действия с информацией»

4. Соедини стрелками. Укажи порядок действий для сбора и хранения информации.

Урок информатики, 3 класс, «Действия с информацией»

  1. Соедини стрелками по смыслу.

Урок информатики, 3 класс, «Действия с информацией»


6.Понаблюдай за изменениями в картинках - собери информацию и представь её текстом.

Учащиеся описывают надвигающуюся грозу и поведение одуванчика.

7Урок информатики, 3 класс, «Действия с информацией». Соедини стрелками по смыслу рисунки и тексты.



Вариант 2

1. Соедини стрелками по смыслу. 2. Соедини стрелками по смыслу

Урок информатики, 3 класс, «Действия с информацией»Урок информатики, 3 класс, «Действия с информацией»

3. Представь рисунком, текстом и числом инфор­мацию о том, что на книжной полке три книги стоят и две лежат.

Урок информатики, 3 класс, «Действия с информацией»

4. Соедини стрелками. Укажи порядок действий для сбора и хранения информации.

Урок информатики, 3 класс, «Действия с информацией»

5. Соедини стрелкой по смыслу.

Урок информатики, 3 класс, «Действия с информацией»

6. Понаблюдай за изменениями в картинках - собери информацию и представь ее текстом.

Дети описывают, как подсолнух поворачивается вслед за солнцем.

7Урок информатики, 3 класс, «Действия с информацией». Соедини стрелками по смыслу рисунки и текст



Обобщение и подведение итогов.


© 2010-2022