- Преподавателю
- Информатика
- Урок информатики, 3 класс, «Действия с информацией»
Урок информатики, 3 класс, «Действия с информацией»
Раздел | Информатика |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Билалова С.В. |
Дата | 21.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МАОУ «Чердынская СОШ им. А. И. Спирина», г. Чердынь
Билалова Светлана Владимировна
Дети учатся в тысячу раз успешнее,
если им дают возможность самостоятельно
исследовать основы изучаемого материала.
Питер Клайн
3 класс
-
Предмет: Информатика и ИКТ
-
Тема: «Действия с информацией»
-
Тема урока: «Работа со словарем, контрольная работа»
-
Автор программы: Н. В. Матвеева. «Информатика и ИКТ», 3 класс.
Цели урока:
-
обобщить знания учащихся по теме «Действия с информацией»,
-
систематизировать понятия этой темы;
-
закрепить представление о разных видах действий с информацией;
-
совершенствовать навыки выполнения действий с информацией;
-
расширить представление о компьютере как об универсальном инструменте для выполнения действий с информацией.
Педагогические задачи урока:
-
актуализировать словарный запас терминов по информатике;
-
совершенствовать навыки самостоятельного выполнения заданий;
развивать информационную культуру учащихся.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
иметь представление о многообразии видов действий с информацией;
-
уметь называть действия с информацией;
-
иметь представление о сборе информации;
-
владеть простейшими навыками представления информации в различных формах;
уметь приводить примеры носителей информации;
-
уметь выполнять кодирование и декодирование информации;
-
иметь простейшие навыки обработки числовой, текстовой, графической информации.
Ключевые понятия: сбор информации, представление, кодирование, декодирование, хранение, обработка.
Вспомогательные (дополнительные) понятия:
действия с информацией, наблюдение, преобразование, формы представления, способы представления, код, правило, носители информации, виды информации, числовая информация, графическая информация, текстовая информация.
Общая характеристика урока:
-
рекомендуемая форма организации - повторение и обобщение;
-
рекомендуемый тип урока - контроль и коррекция знаний учащихся;
-
стратегия - индивидуально-соревновательная, самоконтроль.
Материальное обеспечение урока: учебник (глава 2), рабочая тетрадь № 1, тестовое задание, диагностическая карта, ЭОР.
Примерный план урока
-
Организационный момент (1-2 мин).
-
Повторение с элементами обобщения (3-4 мин).
-
Тестирование, проверка, обсуждение результатов (5-7 мин).
-
Выполнение заданий в рабочей тетради (7-10 мин).
-
Физкультминутка (2-3 мин).
-
Компьютерный практикум (10 мин).
-
Обобщение и подведение итогов, комментарий к контрольной работе (3 мин).
-
Комментарии учителя к домашнему заданию (2-3 мин).
Ход (сценарий) урока
Для организации повторения материала учитель может использовать материалы учебника «Теперь мы знаем» (стр. 74) и «Новые слова и термины» (стр. 75).
В рамках повторения учитель проводит небольшой тест для самоконтроля знаний учащихся. Бланк с тестовым заданием может выглядеть так:
Я знаю, что ...
Отметка
1)
с информацией можно выполнить много различных действий
2)
действиями с информацией являются сбор, представление, кодирование и декодирование, хранение, обработка
3)
человек собирает информацию, когда читает газету, смотрит телевизор, обменивается новостями с другим человеком, наблюдает за природой
4)
при кодировании сообщения происходит преобразование информации из одной формы в другую
5)
для кодирования текстовой и числовой информации можно использовать кодовые таблицы соответствия
6)
текстовую, графическую, числовую и звуковую информацию можно записать и хранить на носителе информации
7)
носители информации содержат различные знаки: цифры, буквы, текст, рисунки
8)
человек может обрабатывать любую информацию
9)
компьютер может обрабатывать числовую, графическую и текстовую информацию
10)
при обработке информации не всегда сохраняется смысл и форма представления
Всего баллов:
Учащиеся получают бланк с утверждениями и отмечают цифрой «+», если понимают, о чем идет речь, или «-» в противном случае. Бланки сдаются учителю, который проверяет их и делает вывод об усвоении темы учащимися. Учащийся, проставивший меньше шести «1», не готов к контрольной работе, и учитель должен дать ему индивидуальное задание.
Решение информационных задач
Для повторения материала рекомендуется использовать упражнения, имеющиеся на компакт-диске, которые вызывали у учащихся наибольшие трудности при изучении данной главы.
Компьютерный практикум
Для работы на компьютере желательно использовать различные задания на кодирование и декодирование сообщений.
Подведение итогов
Подводить итоги урока следует с активным участием детей. С их помощью следует сформулировать, чему они научились и что нового узнали о действиях с информацией.
Учитель характеризует уровень готовности класса к контрольной работе и дает конкретные рекомендации по домашней подготовке к ней.
Домашнее задание
-
Прочитать текст учебника - разделы «Теперь мы знаем» (стр. 74) и «Новые слова и термины» (стр. 75).
-
В рабочей тетради № 1 выполнить задания, указанные учителем.
-
Выполнить индивидуальное задание для подготовки к контрольной работе.
-
Записать в рабочую тетрадь новые слова и термины.
Контрольная работа к главе 2
Цели урока:
-
проверить уровень усвоения пройденного материала по теме «Действия с информацией»;
-
провести диагностику и оценить результаты обучения.
Педагогические задачи урока:
-
формировать ответственность учащихся за результаты учебной деятельности;
-
развивать навыки самостоятельного планирования своей деятельности в условиях ограниченного времени урока;
-
совершенствовать навыки самоконтроля.
Общая характеристика урока:
-
форма организации - самостоятельная работа с оперативным контролем и коррекцией результатов;
-
тип урока - контрольный и обобщающий;
-
стратегия - индивидуально-соревновательная, диагностическая.
Примерный план урока.
-
Организационный момент.
-
Комментарий учителя.
-
Выполнение заданий.
-
Физкультминутка.
-
Компьютерный практикум.
-
Обобщение и подведение итогов.
Ход (сценарий) урока
Для выполнения контрольной работы учитель раздает учащимся бланки с заданиями и кратко комментирует их. Учащиеся приступают к выполнению заданий после того, как учитель убедился, что дети поняли, как надо выполнять работу. Учитель может сообщить, на какое количество времени рассчитаны задания контрольной работы.
Решение информационных задач
Учащиеся выполняют задания контрольной работы. При необходимости учитель дает пояснения отдельным учащимся. После выполнения заданий учащиеся проверяют свою работу и сдают учителю.
Компьютерный практикум
Работа с ЭОР.
Подведение итогов
Учитель проверяет работы учащихся, обсуждает с ними типичные ошибки, выставляет оценки.
Правильные ответы
Вариант 1
1. Соедини стрелками по смыслу. 2. Соедини стрелками по смыслу.
3. Представь рисунком, текстом и числом информацию о том, что за окном растут дуб и берёза, а между ними - рябина.
4. Соедини стрелками. Укажи порядок действий для сбора и хранения информации.
-
Соедини стрелками по смыслу.
6.Понаблюдай за изменениями в картинках - собери информацию и представь её текстом.
Учащиеся описывают надвигающуюся грозу и поведение одуванчика.
7. Соедини стрелками по смыслу рисунки и тексты.
Вариант 2
1. Соедини стрелками по смыслу. 2. Соедини стрелками по смыслу
3. Представь рисунком, текстом и числом информацию о том, что на книжной полке три книги стоят и две лежат.
4. Соедини стрелками. Укажи порядок действий для сбора и хранения информации.
5. Соедини стрелкой по смыслу.
6. Понаблюдай за изменениями в картинках - собери информацию и представь ее текстом.
Дети описывают, как подсолнух поворачивается вслед за солнцем.
7. Соедини стрелками по смыслу рисунки и текст
Обобщение и подведение итогов.