Технологическая карта урока на тему Кодирование информации (5 класс)

Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта сценария урока по учебному предмету "Информатика"


Ф.И.О. учителя Алефиренко Евгения Александровна ГБОУ"Школа №2121

Тема занятия "Способы кодирования информации"

Класс 5

Цели занятия:

Образовательные

сформировать у учащихся представление о способах кодирования информации, произвести контроль знаний учащихся по пройденной теме.

Развивающие

развитие способности к анализу и обобщению, самоконтролю и самооценке; развитие творческих способностей.

Воспитательные

развитие познавательного интереса; воспитание командного духа; воспитание самостоятельности, воспитывать интерес к работе на компьютере.

Тип занятия:

урок открытия новых знаний

Форма занятия:

фронтальная, работа в группе

Опорные понятия, термины:

код, кодирование; графический, числовой и символьный способы кодирования; декодирование

УУД

Личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные



Планируемые

результаты

Предметные: общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования.

Личностные: понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.

Метапредметные: понимание необходимости выбора той или иной формы представления информации в зависимости от стоящей задачи.

Формы контроля

Фронтальный опрос

Здоровьесберегающие технологии

Физкультминутка, инструктаж по технике безопасности


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I этап

Мотивация к деятельности





Цель - мотивировать учащихся на изучение темы «Способы кодирования информации»


Проблемная ситуация

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Все готовы?

Проверка списочного состава. Итак, начнем наш урок.

-Ребята, мне кажется к нам кто - то летит!?

Кто это ребята?


А что приносят почтовые совы?



Давайте вспомним:

  1. Что такое информация?

  2. Какие виды информации вы знаете? (слайд 2)


Молодцы ребята!

Так какое сообщение принесла нам сова, давайте прочтем!? (слайд3 )

- Почему?




Ученики приветствуют учителя стоя.




-Да.

- Сова или птица или почтовая сова.

- письма, конверты, свитки, послания, сообщения, информацию и т.д.


Учащиеся активно отвечают на вопросы.






- А как? Мы не можем!




- Оно непонятное, засекреченное, зашифрованное!



















Создание проблемной ситуации

Личностные: смыслообразование, самоопределение.

Коммуникативные: планирование, постановка вопросов и заданий, управление поведением других ребят: коррекция, оценка действия.

Познавательные:

Поиск и выделение информации,

Регулятивные:

целеполагание, планирование

Готовность обучающихся к уроку

II этап

Учебно-познавательная деятельность



Цель - показать учащимся многообразие окружающих человека кодов и объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования информации.

- Правильно ребята! Это письмо закодировано. А для того чтобы его прочитать нам необходимо научиться с вами чему?

- Давайте проверим правильно ли мы раскодировали сообщение (слайд 4)


- Итак, откройте тетради. Запишите число 10 октября 2013г. и тему сегодняшнего урока "Способы кодирования информации".


Одна и та же информация может быть представлена разными кодами, т.е. в различных формах. Именно люди выработали большое количество форм представления информации. Формы представления (способы кодирования) информации:
- разговорные языки (более 2000);
- язык мимики и жестов;
- язык рисунков и чертежей;
- научные языки (математики, программирования);
- специальные языки (азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука).

Выбор форм представления (способа кодирования) зависит от цели, ради которой оно осуществляется.

Цели: сокращение записи; засекречивание (шифровка); удобство обработки и др.

Скажите, как вы думаете, почему возникла потребность в кодировании информации?




Молодцы! А как вы думаете, кто из людей применяет на работе и лучше всех кодирует и шифрует информацию?


Агент 007 - Джеймс Бонд гость нашего урока, который покажет несколько способов кодирования информации (слайд 5 )

1) графический (с помощью рисунков, значков, схем, чертежей, графиков);
2) числовой (с помощью чисел);
3) символьный (с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст).

Давайте запишем эти способы кодирования информации в тетрадь.


А теперь давайте приведем примеры из нашей жизни, где мы видим эту закодированную информацию? Привести пример к каждому из способов кодирования.(слайд 6)

Дорожные знаки, автомобильные номера, даже время закодировано и представлено в числовой информации, каждый этаж многоэтажного дома имеет свой код в лифте, так же числовой способ представления информации.

-Молодцы.






- Кодировать, шифровать или дешифровать. Способы кодирования информации


Ученики записывают тему урока





Учащиеся внимательно слушают


































- Люди хотят скрыть личную информацию. Сократить информацию и т.д.





- Секретные агенты, шпионы и т.д.
















Учащиеся записывают информацию в тетрадь.






Ребята активно отвечают и приводят примеры из жизни.

Объяснительно - иллюстративный, проблемное изложение.

Познавательные: формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждения.

Личностные: установление обучающимися связи

Постановка целей урока

III этап Физкультминутка



Цель - снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда

- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и потанцевать.


Учитель переключает слайды. (слайды 8-13)





Ребята повторяют движения


коммуникативные


IV этап

Практикум

Цель - закрепление полученных знаний на практике

-А теперь агенты давайте попробуем применить наши знания на практике.

Но перед тем, как приступить к выполнению практики, давайте вспомним правила по техники безопасности.

И теперь предлагаю разделиться на группы. У вас на столе лежат ваши агентские номера. Осталось только их найти. Согласно своему номеру займите свои рабочие места за компьютером.

- На рабочем столе открыто окно где в левом верхнем углу находятся цифры 1-4. Мы выполняем только 2 первых задания. Результаты мы записываем в бланки, которые сдаются учителю и озвучиваются на уроке








Ребята вспоминают правила поведения в компьютерном классе.








Обучающиеся выполняют практическое задание.



Работа в группе








Инструктаж по технике безопасности

Коммуникативные: умение договариваться и находить общее решение, согласование усилий по достижению общей цели

Заполнение бланка ответов

V этап

Домашнее задание

Цель - отработка и закрепление полученных знаний, развить интерес к данной теме

Учебник:1) §7 стр. 49

2-а) № 3, 7, 8 стр.53;

или

2-б) № 9 стр. 53 ,

придумать и записать свой язык кодирования информации в тетрадь.



Ребята записывают домашнее задание.

репродуктивный, эвристический


вариативность

VI этап

Рефлексия (подведение итогов занятия)


Цель -способствовать формированию рефлексии, положительных эмоций.



Вы все молодцы!

Итак

У каждого на столе лежит лист, на котором напечатаны фразы. Их необходимо закончить. (приложение 1)

  1. Кодирование информации - это..

  2. Я знаю, 3 способа кодирования информации:…

  3. Зашифровать информацию я могу, когда…

Каждый обучающийся получает листок со смайликами, на котором он должен оценить своё настроение. Для этого поставить соответственно знак «+» рядом с выбранным смайликом. (приложение 2)

Выставление оценок. Спасибо за урок! До свидания!









Ребята письменно отвечают на вопросы




Ученики озвучивают свои ответы









Изображают своё настроение.


Личностные:

самоопределение - система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях.

Регулятивные:

умение адекватно воспринимать оценки и отметки.








Приложение 1

Класс_____ литера____Ф.И. обучающегося_____________________________________________ дата______________________

Продолжите фразу:

  1. Кодирование информации - это______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2.Я знаю, 3 способа кодирования:

  1. ___________________________________________

  2. ___________________________________________

  3. ___________________________________________

3.Зашифровать информацию я могу, когда ________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Желаю успехов!


_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _



Класс_____ литера____Ф.И. обучающегося_____________________________________________ дата______________________

Продолжите фразу:

  1. Кодирование информации - это______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2.Я знаю, 3 способа кодирования:

  1. ___________________________________________

  2. ___________________________________________

  3. ___________________________________________

3.Зашифровать информацию я могу, когда ________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Желаю успехов!


Приложение 2


Моё настроение

(закодируй свое настроение с помощью смайликов)

Моё настроение

(закодируй свое настроение с помощью смайликов)

Технологическая карта урока на тему Кодирование информации (5 класс)

Технологическая карта урока на тему Кодирование информации (5 класс)

Технологическая карта урока на тему Кодирование информации (5 класс)

Технологическая карта урока на тему Кодирование информации (5 класс)





Приложение 3


Инструкционная карта для выполнения

обучающимися практической работы


  1. Взять ручку и занять рабочее место за компьютером согласно своему идентификационному номеру, который совпадает с номером компьютера.

  2. В левом углу открытого окна находятся номера заданий (1-4).

  3. Необходимо используя алфавит расшифровать 1 и 2 задания.

  4. Результат расшифрованных сообщений записываем в бланк ответов ручкой.

  5. После выполнения заданий бланк с ответами сдать учителю и вернуться на свое рабочее место.



Приложение 4


Бланк ответов

"Расшифруй-Ка"

Задание 1



Задание 2







© 2010-2020