ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

Филиппов В.И.,

Учитель информатики

МБОУ Гимназия №11 г.о. Железнодорожный

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы. Стандарт ориентирован на становление личности выпускника школы, который будет свободно ориентироваться в информационном пространстве, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.

В связи с этим возникает необходимость качественно пересмотреть методы обучения, используемые в учебно-воспитательном процессе. Последние годы ознаменованы резким снижением мотивации обучающихся в изучении дисциплин школьной программы, что вызвано большой нагрузкой и перенасыщением информацией и знаниями. Классическая методическая система обучения значительно устарела и требует внесения корректив, обусловленных стремлением более акцентированно обратить внимание на личностное и творческое развитие обучающегося.

Ориентация процесса обучения на использование только традиционных методов, нацеленных на формирование компонента, основа которого знания, затрудняет овладение профессиональной компетентностью в любой сфере. Выпускники школ, обученные с использованием данной модели испытывают значительные трудности в дальнейшем, так как возможности традиционных методов обучения для формирования компетенций, необходимых современному специалисту, ограничены, что осознается педагогической общественностью.

Поэтому эффективность учебного процесса, результативность обучения школьников в значительной мере зависят от уровня профессиональной компетентности и педагогического мастерства учителя. Этого можно добиться, обеспечивая возможность использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа.

Одной из таких современных технологий является кейс-метод (case-study). Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case - случай, ситуация) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). [1]

Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновить свой творческий потенциал.[2]

В 1870 году кейс-метод был впервые применен в Гарвардском университете, а уже в 20-ых годах XX века внедрен в Гарвардской школе бизнеса. В отечественной системе образования стал применяться только в середине 80-ых годов XX века при подготовке специалистов экономического и управленческого профилей. На сегодняшний день case-study широко применяется в американской и европейской высших школах и считается одним из наиболее эффективных методов обучения навыкам решения типичных проблем не только при подготовке менеджеров, но и в областях других наук (политологии, культурологии и др.). Обучение с помощью кейсов помогают ученикам приобрести разнообразные навыки: аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные, самоанализа.

В школьной педагогике возможности технологии кейсов раскрыты недостаточно. Складывается мнение, что применение метода конкретных ситуаций не возможно или затруднительно в областях, связанных с математикой, таких, к примеру, как информатика. Опровергнем данное суждение.

Обратимся сначала к сущности кейс-метода.

Кейс-метод - обучение на основе реальных ситуаций.

Изучением кейс-метода занимались многие отечественные (Н. Д. Ярмухамедова, А. М. Долгоруков, К. В. Марков, Т. С. Панина, Л. В. Вавилова, А. П. Панфилова, Ю. П. Сурмин, А. А. Вербицкий, А. В. Щербакова и т. д.) и зарубежные (М. Мюнтер, М. Линдерс, Дж. Эрскин, М. Норри и т. д.) авторы. Внедрениям кейс-технологий в педагогическое образование посвящены работы Н. П. Колесник, А. С. Земсковой, М. Б. Насыровой.

Сурмин Ю. П. приводит следующие идеи данного метода:

  1. Метод предназначен для обучения по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична. Т.е. нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

  2. Акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество обучающегося и преподавателя.

  3. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

  4. Технология метода довольно проста. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые обучающимся нужно получить.

  5. Несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыком, но и развитие системы ценностей обучающихся, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

  6. Преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью, неэмоциональностью изложения материала. [3]

Резюмируя данные идеи мы можем говорить о том, что кейс-метод стимулирует обучающихся на самостоятельное изучение материала и помогает комплексно показать полученные ими практические и теоретические навыки.

Я считаю, что наиболее рационально использовать метод кейсов при обучении информационным технологиям. Учащимся предлагается набор материалов в бумажном и\или электронном виде, объединенных одной темой, и предлагается выполнить комплекс заданий.

Вот несколько примеров:

Примеры использования кейс-технологий при проведении уроков по информатике и ИКТ.

Изучаемая программа

Класс

Содержание кейса

Задание для учащихся

Электронные таблицы Microsoft Excel, OpenOffice Calc

9

Набор таблиц, содержащие информацию про футболистов, хоккеистов и т.д.

Вы - менеджер спортивной команды. Вам дано X денежных средств. Необходимо подобрать состав команды и построить диаграммы для анализа состава игроков.

Программа создания презентаций Microsoft PowerPoint, OpenOffice Impress

7,8

Набор текстовых файлов или распечаток, а также фотографии в электронном виде, посвященные одной из тем. Пример: история развития вычислительной техники, семь чудес света, ордена России и т.д.

Отобрать материалы для презентации. Оформить презентацию, добавить на слайды элементы анимации.

Текстовый процессор Microsoft Word, OpenOffice Writer

7

Предлагается текст

На основе текста составить таблицу, построить диаграмму или схему

Растровый редактор Gimp или Adobe Photoshop

7,8

Набор фотографий овощей и фруктов

Создать фруктового человечка (по мотивам произведений Д. Арчимбольдо).

При обучении программирования можно предложить учащимся программу на языке программирования, содержащую ошибки и комплекс заданий к ней. Вот один из примеров:

  1. Докажите, что программа содержит ошибки. Доказательство оформите в виде блок-схемы.

  2. Исправьте ошибки в предложенной программе.

  3. Опишите другой алгоритм предлагаемой задачи.

  4. Реализуйте альтернативный алгоритм на компьютере.

Можно утверждать, что кейс-метод при грамотном ему применении будет перспективен в обучении школьников курсу информатики.

В частности кейсы подходят в качестве метода контроля знаний. Эти кейсы делятся на:

  1. Классический кейс будет представлять собой определенную описанную ситуацию. К примеру, такого вида кейсы помогут проверить, что ученик сможет продемонстрировать в понимании сути проблемы, решаемой задачи и как сможет применить теоретические знания к прикладной задаче, начиная от ее формулировки и заканчивая тестированием написанной программы.

  2. Учебный кейс предопределяет контроль усвоения нового материала. Ученики должны показать, насколько продуктивно они могут оперировать методами анализа и обработки информации на различных уровнях, работать с учебной литературой. В качестве результата анализа обучающиеся могут подготовить устный или письменный отчет, чтобы показать достигнутое понимание нового материала. Вполне возможно работа над решением кейса в небольших группах.

  3. Итоговый кейс используется для оценки компетенций. Примером итогового кейса может выступать неформально сформулированная задача, для которой ученик должен найти некоторые решения, при этом он будет выполнять поэтапно вытекающие из анализа кейса подзадачи.

Таким образом, применение кейс-технологии для контроля и оценки знаний и умений ученика при обучении информационным технологиям и программированию дает возможность проводить как обучение, так и оценку достигнутых результатов по единой методике. [4]

Тем не менее, многие педагоги неохотно перенимают на вооружение кейс-метод. В чем препятствия?

Н. Л. Титова выделяет следующие недостатки кейс-метода:

  1. Неизбежное «количественное» упрощение модели по сравнению с исходным объектом. В анализе ситуации используется только самая важная для отрабатываемой проблемы информация.

  2. «Качественное» упрощение объекта исследования. Ученики склонны, анализируя ситуацию, рассматривать лишь одну сторону, один аспект деятельности анализируемого объекта. Это может привести к тому, что у обучающихся не сформируются навыки постановки задачи.

  3. «Отыскивание» готовых решений, а не его разработка. Кейс-метод является методом исследования, но он не дает навыков разработки эффективных рецептов.

  4. Относительная низкая заинтересованность учеников. Безусловно, кейс воспринимается лучше, чем монотонные лекции, но, тем не менее, есть определенная тенденция: чем больше практический опыт аудитории в решении кейсов, тем меньший интерес вызывают занятия в форме анализа кейсов. [5]

Недостатки кейс-метода дополняются теми проблемами, с которыми приходится сталкивать, а это:

  • Обеспечение учебно-методической литературой, как для конструкторов кейсов, так и для учителей, применяющих их в учебном процессе.

  • Переквалификация преподавателей в аспекте преодоления психологических барьеров, выработки умений и навыков построения и применения кейсов.

  • Формирование в учебных заведения банков кейсов по основным дисциплинам и организация обмена кейсами. [6]

Делая выводы, мы можем утверждать, что метод кейсов актуален и перспективен в обучении различным областям науки, в том числе и информатике, однако его необходимо использовать в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе традиционными, закладывающими у обучающихся обязательное нормативное знание. Ситуационное обучение учит поиску и использованию знания в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость, диалектичность мышления; чрезмерное увлечение ситуационным анализом может привести к тому, что будущий специалист окажется без необходимого «нормативного скелета», все его знания будет сводиться к знанию множества ситуаций без определенного методологического принципа или системы.

Применение метода case-study должно быть методически обосновано и обеспечено. Это необходимо как на уровне организации учебного процесса по образовательной программе в целом, так и на уровне планирования его отдельным преподавателем. Необходима экспертная оценка специальностей, учебных дисциплин и их разделов, где применение метода case-study дает гораздо больший эффект, чем традиционные технологии обучения. Эти вопросы должны быть предметом обсуждения на методическом совете и являться целью повышения квалификации преподавателей.

Список использованных источников.

  1. Долгоруков А.М. Сase study как способ понимания // Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. С. 21-44

  2. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. 4-е изд., стер. - М.: 2008. - 176 с.

  3. Сурмин Ю. П. Что такое кейс-метод? Взгляд теоретика и практика. - М., 1997.

  4. Конова Е. А., Поллак Г. А. Интерактивный метод оценки знаний на основе применения технологии case study.- Теория и методика профессионального образования. - 2013. - Том 5. №3. C. 93-97

  5. Титова Н. Л. «Базисный» кейс-метод: основы и практика использования // Бизнес-образование. -1999. - №2(3). - С. 99-112.

  6. Сурмин Ю. П. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода. - Киев. Центр инноваций и развития, 2002. -286 с.


© 2010-2022