- Преподавателю
- Информатика
- Методическая разработка урока по теме Получение информации
Методическая разработка урока по теме Получение информации
Раздел | Информатика |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Загарей Н.Ю. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок по предмету «Информатика и ИКТ» в 3 классе
Учитель: Загарей Н. Ю.
Тема: Сбор информации.
Цель: Сформировать представления об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности, представление о сборе информации как о действии с информацией.
Задачи:
Обучающие:
- закрепить первоначальные знания об устройстве компьютера.
- познакомить учащихся с новым действием - сбором информации
- познакомить учащихся с различными способами сбора информации
Развивающие:
Развить умения:
- применять имеющиеся знания в новой ситуации,
- анализировать ситуацию и на основании этого анализа делать выводы,
- находить закономерности, опираясь на предыдущий опыт.
- развивать логическое мышление младших школьников.
Воспитывающие:
- воспитать умение выслушать мнение одноклассника и высказать свою точку зрения по заданному вопросу, активно принимать участие в обсуждаемой проблеме, самостоятельно преодолевать трудности.
- воспитать отношение к компьютеру, как к мощному инструменту, а не автомату для игр.
- способствовать развитию памяти, внимания.
Тип урока: изучение нового материала.
Средства обучения: интерактивная доска, презентация «Сбор информации», учебник Матвеевой Н.В., Р.Т. - 3 класс.
Структура урока:
-
организация и мотивация;
-
актуализация знаний;
-
изучение нового материала;
-
закрепление полученных знаний;
-
обобщение, домашнее задание.
Ход урока:
-
Организационно-мотивационный (2 мин.)
- Здравствуйте, ребята! Проверим, все необходимое для урока на парте: учебник, рабочая тетрадь, дневник, ручка, карандаш.
-
Актуализация (4 мин.)
Анализ контрольной работы.
-
Изучение нового материала: Сбор информации (16 мин.)
Для того чтобы выжить в условиях дикой природы, люди вынуждены были собирать информацию о смене времён года, поведении животных, свойствах предметов и растений и многом другом.
! Сбор информации - это одно из действий с информацией.
Как люди собирают информацию? Например, они наблюдают. Наблюдать - это значит: смотреть, слушать, нюхать, трогать, пробовать на вкус. Тот предмет или явление, за которым мы наблюдаем (о котором собираем информацию), будем называть объектом наблюдения.
Рассмотрим пример
Времена года. Зимой оно восходит позже и раньше заходит, низко поднимается и мало греет. Зимой день короче ночи, а летом - длиннее. Зимой природа спит. Выпадает снег. Всё в природе отдыхает.
Весной все просыпается, расцветает.
Летом созревают ягоды и фрукты.
Осенью всё увядает и засыпает.
Наблюдая за изменениями в природе из года в год, люди поняли, что существуют времена года, которым они дали названия (имена): зима, весна, лето и осень. Информацию о временах года люди используют для того, чтобы организовать свою жизнь. Так, зимой люди готовятся к лету. Они создают и ремонтируют тракторы и комбайны для работы в поле, шьют летнюю одежду. Летом люди выращивают и заготавливают зерно, картофель, овощи, фрукты, корма для животных, дрова, строят дома, шьют зимнюю одежду.
Сбор информации путем наблюдений с помощью специальных приборов
Если объект наблюдения очень мал, то человек использует микроскоп. Микроскоп - это прибор, который помогает рассмотреть очень маленький предмет, увеличив его изображение во много раз. Например, в микроскоп наблюдают за микробами, так как они очень маленькие.
Для наблюдения за объектами, которые находятся от нас на огромных расстояниях, люди придумали телескоп. С помощью телескопа можно разглядеть луну, планеты и звёзды.
! Наблюдение - это сбор информации с помощью органов чувств
(зрительной, звуковой, обонятельной, осязательной, вкусовой).
Наблюдение - это действие с информацией.
Сбор информации путем измерений
Информацию можно собрать также путём измерений. Современный человек для измерения использует различные устройства. Например, для измерения температуры служит термометр.
С помощью термометра измеряют температуру воздуха в помещении или на улице, температуру воды в реке или в ванне, температуру тела человека.
Зачем люди делают это? У большинства здоровых людей температура тела примерно тридцать шесть с половиной градусов. Повышенная или пониженная температура тела означает, что здоровье не в порядке.
Информация о температуре воды или воздуха нужна для того, чтобы выбрать одежду для улицы или решить, можно ли купаться в реке.
Чтобы определить, холодно, тепло или жарко на улице, человек может обойтись и без термометра - у него для этого есть органы чувств (кожа). Но термометр помогает определить точное значение температуры воды или воздуха. Существуют и другие инструменты для измерения. Это, например, линейка.
Линейкой можно измерить длину, ширину и высоту предмета, глубину ямы и многое другое.
Нужную информацию можно собрать, прочитав учебник, просмотрев телепередачу или пообщавшись с другими людьми.
-
Закрепление полученных знаний (6 мин.)
1. Работа с заданиями в рабочей тетради (самостоятельно):
- упражнение 1;
- упражнение 2;
- упражнение 3;
- упражнение 4 (стр. 24)
2. Закрепление: экспресс-тест «Люди собирают информацию, когда …»
- дети поднимают руки и выходят к интерактивной доске (совместная проверка результата)
3. Закрепление: экспресс-тест «Сбор информации - это-…»
дети поднимают руки и выходят к интерактивной доске (совместная проверка результата)
4. Закрепление: экспресс-тест «Когда мы наблюдаем, мы…»
- дети поднимают руки и выходят к интерактивной доске (совместная проверка результата)
5) Физкультминутка (2 - 3 мин.)
-
Обобщение, домашнее задание (14 мин.)
- сбор информации - это одно из возможных действий с информацией;
- сбор информации осуществляется при помощи органов чувств человека;
- сбор информации включает в себя не только наблюдение, но и общение человека с другими людьми, проведение замеров и т. п.;
- для сбора информации человек может использовать различные приборы, приспособления, инструменты.
Д/з: п. 5 стр. 55, № 5, 6 стр.26 в раб. тетради
Приложения:
- Закрепление: экспресс-тест «Люди собирают информацию, когда …»
- наблюдают
- рисуют
- думают
- измеряют
- записывают
- размышляют
- слушают
- пишут
+
-
-
+
+
-
+
-
- Закрепление: экспресс-тест «Сбор информации - это»
- представление информации
- одно из действий с информацией
- вид информации
- изменение информации
- место хранения информации
-
+
-
-
-
- Закрепление: экспресс-тест «Когда мы наблюдаем, мы…»
- смотрим
- запоминаем
- слушаем
- рисуем
- пишем
- поем
- читаем
- записываем
+
+
+
+
-
-
-
+