- Преподавателю
- Информатика
- Программа интеллект по информатике
Программа интеллект по информатике
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Байжанов С.Б. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КГУ Новопокровская СШ
Программа
по развитию интеллекта
в рамках предмета физика
на 2015-2017г.
Составил : учитель физики
Сергеев Л.Л
С.Новопокровка 2015 год
Пояснительная записка
Современное состояние общества характеризуется усилением внимания к неповторимой индивидуальности отдельно взятой личности. В этой связи социальный заказ к системе образования сегодня формируется как необходимость своевременного выявления и развития потенциалов личности человека, уровня его интеллекта, степени креативности, начиная с самого раннего детства.
Выявление, поддержка, развитие и социализация способных детей становится одной из приоритетных задач современного образования.
Понятие «детская одаренность» определяет неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок талантлив, и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, мотивированный ученик - это человек с высоким уровнем каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Известный российский психолог В.Н.Дружинин, анализируя подходы большинства отечественных и зарубежных специалистов к проблеме соотношения "интеллекта" и "креативности", выделяет три основные позиции:
-
Отказ от какого бы то ни было разделения этих функций. Эта точка зрения характерна для большинства отечественных ученых. Из широко известных зарубежных исследователей, придерживающихся данного подхода, можно назвать Г.Ю.Айзенка.
-
Между интеллектом и креативностью существуют пороговые отношения. Для проявления креативности нужен интеллект не ниже среднего.
-
Интеллект и креативность - независимые, ортогональные способности.
-
Актуальность программы «Интеллект»
-
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствии от умственного труда.
-
Цель: создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков талантливых детей, а также в создании среды, способствующей формированию и максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки и искусства.
Задачи
-
обеспечение условий для всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с детьми в базовых группах, НОУ ,
-
«конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;
3. Основные направления реализации программы:
В рамках данного проекта предусматривается реализация следующих направлений работы:
Диагностическое направление:
-
проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей по данному предмету;
-
проведение диагностики одаренных детей;
-
создание банка данных «Одаренные дети по предмету»
Педагогическое направление:
-
оказание информационной, методической помощи педагогам;
-
создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми;
-
создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
Развивающее направление:
-
создание образовательной среды для развития детей;
-
создание благоприятных условий для работы со способными детьми (внедрение передовых образовательных технологий.
-
методическое обеспечение работы со способными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагога, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение проекта);
-
мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных детей в школьных и районных мероприятиях).
-
организация курсов углубленного изучения предмета, кружков интеллектуальной направленности;
-
создание условий для участия детей в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;
-
использование информационно-коммуникационных технологий.
Информационное направление:
-
организация работы библиотеки;
-
создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;
информационная поддержка педагогов, работающих со способными детьми.
-
Методологическая основа
Формы работы с талантливыми учащимися:
-
индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
-
дополнительные занятия с мотивированными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
-
участие в школьных и районных олимпиадах по физике;
-
конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, относящиеся к предмету;
-
проектная деятельность учащихся;
-
использование современных средств информации, ЭОР;
-
Принципы педагогической деятельности в работе с талантливыми детьми:
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
-
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
-
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
-
Деятельностный подход. Деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
-
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Талантливый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
-
Ожидаемые результаты:
Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит:
-
сформировать систему работы со способными детьми;
-
создать базу для развития одаренности и таланта в современных условиях;
-
совершенствовать формы работы со способными детьми;
-
сформировать банк данных «Одаренные дети»;
-
увеличение числа мотивированных детей, которым оказывается поддержка;
-
создание индивидуальных образовательных программ;
-
повышение квалификации и объединение педагогов, работающих с мотивированными детьми.
а) в отношении учащихся:
-
осознанные познавательные интересы и стремления их реализовывать;
-
способность использовать знания на практике;
-
интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования;
-
рациональная организация труда, самообразование, исследовательской работы
б) в отношении педагогов:
-
мотивация самообразования, саморазвития;
-
постоянное повышение профессионального уровня;
-
владение современными информационно-коммуникационными образовательными технологиями;
-
творческий поиск, инициатива, воплощение новых идей.
Перспективный план реализации программы
№
Программные мероприятия
Сроки
1
Анкетирование учащихся на тему «Мои интересы и предмет физика»
Октябрь
2
Внедрение дифференцированных заданий в качестве самостоятельной работы учащихся Д/з
В течении года
3
Привлечение учащихся к он-лайн олимпиадам по физике. Санкт-петербургская олимпиада.
Октябрь-декабрь
4
Участие учеников в олимпиаде КИО
Согласно графика
5
Привлечение к предметной олимпиаде. Подготовка к районной, областной олимпиаде
Ноябрь декабрь
В течении года
6
Организация НОУ. Разработка научных проектов с учениками
В течении года
7
Привлечение учащихся в кружок «Юный техник»
В течении года
8
Использование на урока новые формы и методы работы с ТиО
В течении года
9
Ведение мониторинга работы с ТиО
В течении года
10
Своевременное ознакомление учащихся и родителей с результатами их деятельности
В течении года
11
Постоянно находится в творческом поиске для повышения мотивации у учащихся к своему предмету
В течении года
12
Проведение предметной недели с целью повышения познавательной активности учащихся
Декабрь
март
Лист регистрации деятельности учителя и ученика
№
ФИО ученика
Форма работы
Критерии оценки
Достижение