Доклад «Использование обучающимися специального ПО для выполнения различных видов СР»

C введением образовательных стандартов нового поколения значительно возросло значение самостоятельной работы обучающихся. В программах учебных дисциплин и профессиональных модулей до 50% учебного времени отводится на организацию внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.  В то же время, одним из основных направлений  приоритетного национального проекта «Образование» является повышение качества образования, что становится возможным лишь при эффективном использовании современных образовател...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анисимова Татьяна Владимировна

ГБОУ СПО «БТЖТ», г. Белово

e-mail: [email protected]

Использование обучающимися специального программного обеспечения для выполнения различных видов самостоятельных работ

C введением образовательных стандартов нового поколения значительно возросло значение самостоятельной работы обучающихся. В программах учебных дисциплин и профессиональных модулей до 50% учебного времени отводится на организацию внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. В то же время, одним из основных направлений приоритетного национального проекта «Образование» является повышение качества образования, что становится возможным лишь при эффективном использовании современных образовательных технологий. Тем более, это необходимо для обучающихся профессии «Мастер по обработке цифровой информации», потому что выпускники по роду своей деятельности должны уметь работать с широким кругом различных специализированных компьютерных программ.

Эффективность организации процесса самостоятельной работы обучающихся заключается в создании условий для проявления ими активности, заинтересованности и ответственности в ходе выполнения всех видов учебной деятельности.

Чаще всего в образовательном процессе используются следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся: подготовка сообщения, доклада на заданную тему, поиск информации, составление тематических кроссвордов, ребусов, графическое изображение структуры текста, составление таблиц для систематизации учебного материала, выполнение чертежей, схем, моделирование, выполнение упражнений на тренажере, создание и использование аудио- и видеозаписей, слайд-шоу, тестирование, составление словаря терминов в форме карточек-сорбоннок, создание презентаций, электронных учебников и т.д.

Для выполнения каждого из перечисленных видов самостоятельной работы, обучающийся, по рекомендации преподавателя либо по собственному желанию, может выбрать программное обеспечение, которое позволит качественно и в срок выполнить эту работу.

Остановимся подробнее на некоторых видах самостоятельной работы. Например, подготовка сообщения или доклада на заданную тему. Для данного вида деятельности выбор программного обеспечения очевиден: любой текстовый процессор, позволяющий форматировать текст, вставлять в него изображения, таблицы, диаграммы. Однако, обучающийся, работающий над сообщением или докладом, должен уметь «добыть» информацию из разных источников, в том числе и из глобальной сети. Значит, необходим компьютер с выходом в Интернет и браузер (например, Google Chrome), и поисковая машина (например, Nigma). Кстати, многие преподаватели опасаются, что текст сообщения или доклада будет целиком взят учащимся из Википедии. Думаю, что будет даже не плохо, если обучающийся обратится туда за информацией. Википедия позиционируется как справочник и энциклопедия, книга, которую пишут множество не связанных между собой пользователей интернета. На примере Википедии становится более близким такое понятие как «пользовательский контент». В образовательном процессе Википедию можно использовать для поиска нужной информации, и ее критического анализа при подготовке сообщений, докладов. Главное, в задании к теме сообщения преподавателю следует указать, что обучающийся должен сделать этот критический анализ информации.

Студент может также найти нужные факты для доклада в книге (на бумажном носителе) и оцифровать фрагмент текста при помощи сканера, и для этого он должен уметь работать со специальной программой распознавания текстов, например, FineReader. Если же предполагается вставка в текст иллюстраций, то нужно использовать графический редактор (например, Gimp), для работы с таблицами - табличный редактор (Open Office Calc), для вставки формул - конструктор формул, для оформления диаграмм - соответствующий редактор и т.д. Будущий мастер по обработке цифровой информации, выполняя этот, казалось бы, самый простой вид самостоятельной работы, должен применить навыки работы со многими специализированными компьютерными программами.

Обучающийся, выполняющий такой вид самостоятельной работы, как составление тематического кроссворда, также развивает несколько профессиональных компетенций одновременно: кроссворд можно создать как в текстовом редакторе (Word или бесплатный Open Office Writer), так и в табличном процессоре (Microsoft Excel или Open Office Calc). А можно использовать специализированную программу: HotPotatoes, Eclipse Crossword, Decalion или один из бесплатных онлайновых сервисов типа «Фабрики кроссвордов». При этом кроссворд может быть сохранен на электронный носитель в виде исполняемого файла и представлен преподавателю в электронном виде, а может и быть распечатан на принтере, при этом закрепляется умение настраивать и использовать периферийное устройство.

Следует сказать, что упомянутая выше программа HotPotatoes является очень хорошим и достаточно универсальным инструментом для выполнения различных видов самостоятельной работы. Дело в том, что оболочка программы содержит несколько программ-компонентов, при помощи которых обучающийся может систематизировать ранее изученный материал, создавая (помимо кроссвордов) тестовые задания с выбором ответа из предложенных вариантов или поиском альтернатив, тесты-«перепутанные предложения», упражнения-диктанты «Заполнение пробелов». Полезна программа HotPotatoes, вернее её компонент JMatch, для составления словаря терминов в форме карточек-сорбоннок.

Для выполнения таких видов самостоятельной работы, как выполнение чертежей, схем, 3D-моделирование наиболее часто обучающиеся используют программу «Компас 3D». Программа предназначена для выполнения машиностроительных, строительных чертежей, построения 3D моделей. Она, благодаря простоте освоения и в то же время широким возможностям для проектирования, на сегодняшний день является одной из наиболее популярных CAD-программ, студенты, работая с ней, развивают инженерное мышление, хорошую координацию движений, и, конечно, закрепляют навыки работы со специальным программным обеспечением.

Создание компьютерных интерактивных мультимедийных презентаций, содержание которых либо предваряет изучение нового материала, либо является итогом его изучения - наиболее любимый и потому привлекательный для обучающихся вид самостоятельной работы. Понятно, что используют они наиболее доступные программы - Microsoft Power Point или Open Office Impress. Но преподаватель обязан предложить список on-line сервисов для создания презентаций в Интернете. Наиболее полный перечень таких ресурсов, находится на сайте badanovag.blogspot.ru/p/web-20.html. Блоггер Александр Баданов классифицировал сервисы и Интернет технологии Web 2.0, которые можно эффективно использовать для организации самостоятельной работы студентов.

Еще один вид самостоятельной работы обучающихся, позволяющий развить у них способность организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения - это создание тематических аудио- и видеозаписей на заданную преподавателем тему. Очень прогрессивно и удобно иметь возможность записать на видеокамеру то же самое сообщение, или процесс выполнения практической работы, обработать получившийся материал в любом доступном видеоредакторе (Windows Live, Movie Maker или на одном из on-line сервисов). При этом отрабатываются как навыки отбора и систематизации информации, но и умение применять знания и умения в практической деятельности. Получившийся подкаст обучающийся может выложить на одном из сервисов обмена (например, youtube.com), или участвовать с его помощью в заочной конференции по учебной дисциплине на страницах образовательного сайта или блога, созданного преподавателем, либо принять участие в студенческом вебинаре, аудиоконференции или видеоконференции. Чтобы использовать эту возможность, обучающийся должен будет получить навыки работы со специальными on-line программами: Open-Tok, Speakplace либо AnyMeeting.

Очевидно, что организация самостоятельной работы с использованием специального программного обеспечения имеет высокую практическую ценность, так как, с одной стороны, расширяет круг знаний обучающихся, а с другой стороны, учит будущих специалистов самостоятельно работать с документами и другими источниками в поисках ответов на интересующие их вопросы, совершенствует навыки их самостоятельной работы с соответствующими программно-техническими средствами, в том числе, применять возможности технологии Web 2.0 для более глубокого овладения своей профессией.

  1. «Татьяна» - о преподавателе и для преподавателя информатики. [Электронный ресурс]: Публикации «Внеаудиторная самостоятельная работа»/Персональный сайт преподавателя Анисимовой Татьяны Владимировны. - Электронные текстовые данные.- Режим доступа: tatiana.lact.ru/e/3241475-samostoyatelnaya-vneauditornaya-rabota, sites.google.com/site/metodistpu31/913-samostoatelnaa-rabota,27.04.2014г.

  2. «Тропинки» - идеи, технологии, сервисы для учителей. [Электронный ресурс]: Публикация «Сервисы и технологии Интернет Web 2.0» / Блог Александра Баданова. - Электронные текстовые данные. - Режим доступа: badanovag.blogspot.ru/p/web-20.html, 03.03.2014г.





© 2010-2022