Интегрированный урок Изучаем и моделируем родословную

Цель интегрированного урока (литература, биология, информатика) -изучить и смоделировать родословную. Задачи: ·         расширить представление о родословной и родословном дереве, ·         сформировать знания об основных формах представления моделей, научить выбирать оптимальную форму представления моделей в зависимости от условий задачи, ·         углубить и расширить знания учащихся о методах изучения генетики человека, дополнить знания о генеалогическом методе, показать возможность использования родословных  для определения характера наследования признака и прогнозирования появления наследственных болезней у человека. 
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ СОШ №19г.Йошкар-Олы

Изучаем и моделируем родословную

Открытый урок



УЧИТЕЛЯ:

  1. Заболотнева Н.В.(учитель математики и информатики)

  2. Мухаметшина Л.К.(учитель русского языка и литературы)

  3. Демина И.А. (учитель биологии)



Тема интегрированного урока

Изучаем и моделируем родословную

Цель

Изучение и моделирование родословной

Задачи:

образовательные

  • расширить представление о родословной и родословном дереве,

  • сформировать знания об основных формах представления моделей, научить выбирать оптимальную форму представления моделей в зависимости от условий задачи,

  • углубить и расширить знания учащихся о методах изучения генетики человека, дополнить знания о генеалогическом методе,

  • показать возможность использования родословных для определения характера наследования признака и прогнозирования появления наследственных болезней у человека.

развивающие

  • мотивировать на изучение родословной семьи,

  • способствовать развитию умения анализировать,

  • развить ассоциативное мышление, сформировать у обучающихся операционное мышление.

воспитательные

  • воспитывать интерес к истории, традициям и сохранению семейных ценностей,

  • сформировать устойчивое внимание учеников, познавательный интерес к предмету,

  • воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Целевая аудитория

Учащиеся 9 «А» класса

План урока:

Учитель литературы

  1. Создание проблемной ситуации.

  2. Словарная работа.

  3. Фронтальный опрос.

  4. Обобщение.

Учитель биологии

  1. Объяснение нового материала

  2. Работа со схемами.

Учитель информатики

  1. Введение (актуализация знаний)

  2. Практическая работа № 1 «Ген гемофилии»

  3. Практическая работа № 2 «Генеалогическое древо А.С.Пушкина»

  4. Закрепление знаний. Тест (самопроверка).

  5. Рефлексия.

  6. Домашнее задание.

  1. Написать сочинение, в котором отразить родословную своей семьи.

  2. Составить трёхуровневую модель «Генеалогическое древо …»

  3. Решить задачи ( по вариантам). Определение типа наследования признака по условию задачи.

Возможная личностно значимая проблема

Зачем нужно знать свои корни и происхождение предков?

Планируемые результаты изучения материала:

  1. Знание понятий: родословная, генеалогия, предки, потомки, династия;

  2. Умение работать в прикладной программе Microsoft Office PowerPoin: строить организационные диаграммы, составлять графы.

  3. Формировать логического мышление учащихся, умения решать задачи практической направленности. Развивать их память, речь, внимание.

  4. Создавать условия для формирования информационнойкультуры учащихся.

  5. Способствовать дальнейшему освоению основными способами мыслительной деятельности: умению сравнивать, выделять главное, логически мыслить; развивать умения работать в группе, брать ответственность на себя.

  6. Формировать навыков принятия нестандартных, творческих решений.

  7. Осознанное понимание небходимости изучения родословной.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

  • информационный;

  • иллюстративный;

  • репродуктивный

  • групповой метод.

Форма

получения и систематизации знаний, умений и навыков.

Тип урока

Интегрированный

Развитие умений учащихся

Решают практические задачи по типам наследования признаков.

Учатся выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи; при получении новых знаний использовать ранее приобретенные знания (родословная, генеалогия, предки, потомки, династия, иерархия, моделирование); определять круг необходимых знаний для решения проблемы; самостоятельно работать с компьютером, предъявлять результаты учебной деятельности.

Приемы деятельности учителя

рассказ, беседа,блиц-опрос, организация работы с основными формулами, алгоритмами, понятиями.

Основные понятия и термины

родословная, генеалогия, предки, потомки, династия, иерархия, моделирование

Внутрипредметные связи

Товар, реклама, зарплата, процент, процентный рост

Межпредметные связи

информатика, литература, биология, история, русский язык.

Оборудование

Карточки с заданиями, компьютеры, проектор, презентация,













Учитель литературы

Организационный момент

1. Вступительное слово.

1) Создание проблемной ситуации.

Учитель литературы читает высказывания:

Человек - часть общества и часть его истории. Отрывая себя от национальных, семейных и личных корней, он обрекает себя на преждевременное увядание.

Лихачёв Дмитрий Сергеевич

Жизненная задача всякого - познать строение и форму своего рода, его задачу, закон его роста, а на фоне всего этого - познать собственное свое место в роде

Павел Александрович Флоренский

Генеалогия есть история того или иного рода во всех проявлениях жизни.

Леонид Михайлович Савелов

Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости.

Александр Сергеевич Пушкин

Божие благословение почивает на тех, кто созидает семью, почитает и хранит память о своих предках и воспитывает детей. Божие благословение всем тем, кто начинает вести летопись своего рода, свою семейную летопись.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

-Что объединяет эти высказывания?

-Какова тема данных высказываний?

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?

-Итак, тема сегодняшнего интегрированного урока - «Изучаем и моделируем родословную»

2) Словарная работа

Перед вами слова:

Генеалогия (др.-греч. γενεαλογία - родословная, от γενεά (genea) - «семья» и λόγος (logos) - «слово, знание») - систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов; в более широком смысле - наука о родственных связях вообще).

Родословная (то же, что и генеалогия)

Династия (от греч. δῠναστεία - власть, господство) - в монархических государствах несколько монархов из одного и того же рода (семьи), сменявших друг друга на престоле по праву наследования, а также члены их семей. В переносном значении: череда людей, происходящих из одного рода, которые продолжают дела своих родителей, идут по их стопам).

Предки (древние предшественники по роду, а также соотечественники из прежних поколений).

Потомки ( люди по отношению к своим предкам; люди будущих поколений).

Какие из данных слов являются синонимами? Каково их лексическое значение?

Объясните лексическое значение оставшихся слов.

3) Слово учителя

Генеалогия - это судьбы людей с их трагедиями и радостями, это души наших предков, оставивших в нас свои биологические корни, давших нам Начало. Знать историю рода - это значит знать эпоху, понимать многогранные явления, присущие тому времени, это понимание через далекое прошлое близкого сегодня. Нет ничего важнее для человека, чем его память, память о близких и далеких предках, давших жизнь нам с вами.

2. Работа по теме урока.

1). Опрос

Обратимся к жизни и творчеству А.С.Пушкина.

- Что вы знаете о романе Пушкина «Арап Петра Великого»?

- Кто является главным героем этого произведения?

- Был ли прототип у этого героя?

- Почему Пушкину захотелось написать о своём предке? Когда, в какой момент он об этом задумался?

2).

- Что вы знаете об этом человеке? (Индивидуальное задание).

- Какова предыстория создания этого романа?

- Какие ещё произведения поэта посвящены Ибрагиму Ганнибалу? Найдите и прочитайте строки о нём. (О своем родстве с Ганнибалом Пушкин упоминает в стихотворениях «Юрьеву» (1820), «К Языкову» (1824), «Как жениться задумал царский арап» (1824), «Моя родословная» (1830), в примечании к отдельному изданию первой главы «Евгения Онегина» (182S), «Начале автобиографии» (1830-е гг.).

- Почему Пушкина из всех «преданий старины» своего рода заинтересовался жизнью и служением родине именно Ибрагима Ганнибала?

3) Слово учителя

Таким образом, одна из причин обращения к изучению родословной - убедиться, что представители твоей семьи причастны к каким-то историческим событиям страны. Более того, они принимали активное участие в каких-то исторических преобразованиях. Предок Пушкина, например, был активным помощником Петра Первого, коренным образом изменившего облик страны. Слушая семейные предания о нём и изучая исторические документы, Пушкин переполнялся гордостью за свой род, чувство патриотизма захлёстывало его, и он писал:

Сей шкипер/Пётр Первый- прим./ деду был доступен,
И сходно купленный арап
Возрос усерден, неподкупен,
Царю наперсник, а не раб.
И был отец он Ганнибала,
Пред кем средь чесменских пучин
Громада кораблей вспылала
И пал впервые Наварин.
4) Опрос

А теперь несколько слов о М.Ю.Лермонтове.

- Что мы знаем об отношениях М.Ю. Лермонтова с отцом? Почему поэта воспитывала бабушка?

- Что узнаёт Михаил Юрьевич о предках своего отца? (Индивидуальное задание).

Выразительное чтение наизусть (индивидуальное задание):

Зачем я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить?

На запад, на запад помчался бы я.

Где цветут моих предков поля,

Где в замке пустом, на туманных горах,

Их забвенный покоится прах.

На древней стене их наследственный щит

И заржавленный меч их висит.

Я стал бы летать над мечом и щитом,

И смахнул бы я пыль с них крылом... (Желание. 1831г.)

- Что общего между Михаилом Юрьевичем и его шотландским предком?

- Значит, с какой целью поэт обращается к изучению родословной по отцовской линии?

5) Слово учителя

Таким образом, люди обращаются к изучению родословных, с одной стороны, из патриотических чувств, чтобы удостовериться, что семья была причастна к тем или иным историческим событиям страны, с другой стороны, чтобы объяснить себе и окружающим, откуда в тебе тот или иной талант, та или иная черта характера.

Учитель биологии

Родословная - один из методов изучения генетики человека.

Вспомните, какие методы используют для изучения генетики человека? Дайте каждому методу краткую характеристику.

(ответы учащихся:

Близнецовый метод -

  • Изучение развития признаков у близнецов

  • Определение роли генотипа в наследовании признаков

  • Оценка влияния воспитания и обучения на развитие человека

Биохимический метод -

  • Обнаружение заболеваний обмена веществ при помощи исследований биологических жидкостей (моча, кровь, амниотическая жидкость)

  • Изучение причин изменения активности определенных ферментов

Онтогенетический метод -

  • Изучение развития нормальных и патологических признаков в ходе онтогенеза

Генеалогический метод -

  • Выяснение родственных связей

  • Прослеживание наследования нормальных или патологических признаков в семье на основе составления родословных)

Сегодня мы подробнее изучим генеалогический метод изучения генетики человека.

Генеалогический метод - это метод изучения родословных, с помощью которого прослеживается распределение болезни (признака) в семье или в роду с указанием типа родственных связей между членами родословной.Этот метод применяется обычно у человека и домашних животных, но иногда у растений. Генеалогический метод включает в себя два этапа:

1)Составление родословной и её графическое изображение;

2) Генетический анализ полученных данных.

Для того чтобы составить родословную надо собрать данные обо всех родственниках обследуемого.

Затем ее графически изобразить с помощью условных обозначений. Интегрированный урок Изучаем и моделируем родословную

Затем проводим анализ полученных данных.

Первая задача при анализе родословной - установление наследственного характера признака.

Вторая задача - установить тип наследования.

В зависимости от локализации и свойств гена различают следующие типы наследования:аутосомно-доминантный,аутосомно-рецессивный,Х и Y-сцепленное наследование , митохондриальное

Рассмотрим признаки некоторых типов наследования.

Аутосомно-доминантный тип наследования характеризуется следующими признаками:

1) признак проявляется в каждом поколенИнтегрированный урок Изучаем и моделируем родословнуюии;

2) признаком обладает ребенок у родителей - обладателей признака;

3) признаком обладают в равной степени мужчины и женщины;

4) проявление признака наблюдается по вертикали и по горизонтали;

5) вероятность наследования 100 % (если хотя бы один родитель гомозиготен), 75 % (если оба родителя гетерозиготны) и 50 % (если 'один родитель гетерозиготен).

АИнтегрированный урок Изучаем и моделируем родословнуюутосомно-рецессивный тип наследования характеризуется следующими признаками:

1) признак проявляется не в каждом поколении;

2) признаком обладает ребенок (гомозигота), рожденный от родителей (гетерозигот), не обладающих данным признаком;

3) признаком обладают в равной степени мужчины и женщины;

4) проявление признака наблюдается по горизонтали;

5) вероятность наследования 25 % (если оба родителя гетерозиготны), 50 % (если один родитель гетерозиготен, а второй гомозиготен по рецессивному признаку) и 100 % (если оба родителя рецессивные гомозиготы).

Х-сцепленный рецессивный тип наследования характеризуется следующими признаками:

1) признак проявляется не в каждом поколении;

2) признаком обладает ребенок, рожденный от родителей, не обладающих данным признаком;

3) признаком обладают преимущественно мужчины;

4) проявление признака (болезни) наблюдается преимущественно по горизонтали; Интегрированный урок Изучаем и моделируем родословную

5) вероятность наследования - у 25 % всех детей, в том числе у 50 % мальчиков;

6) здоровые мужчины не передают болезни. Так наследуются у человека гемофилия, дальтонизм, умственная отсталость с ломкой Х-хромосомой, мышечная дистрофия Дюшенна, синдром Леша-Найхана и др.

Все вы знаете о наследовании гемофилии в самой известной европейской семье, семье Николая I. Как можно составить модель передачи гена гемофилии?

Учитель информатики:

Моделирование позволяет заглянуть в будущее и прошлое, предсказать ситуацию, не рисковать и сохранить жизнь человеку. С первых дней жизни человек познает окружающий его мир с помощью моделей - игрушек.

II. Актуализация опорных знаний:

Причины моделирования зависят от конкретной задачи:

  • Создание реального объекта (тренажер для обучения пилотов).

  • Предотвращение чрезвычайных ситуаций (разминировать бомбу).

  • В реальном времени оригинал уже не существует или не может существовать (так в фильме оживают динозавры).

  • Для изучения очень больших или очень маленьких объектов (солнечная система, ускорители частиц).

  • Для изучения медленно или быстро протекающих процессов (старение человека, рост дерева).

III. Изучение нового материала.

Благодаря развитию графического интерфейса и графических пакетов прикладных программ, широкое распространение получило компьютерное моделирование внешнего вида.

Способы представления данных: табличный, сетевой, иерархический.

Данные способы придают лаконичность и наглядность данным, структурирует данные, позволяет увидеть закономерности.

Сегодня подробнее остановимся на иерархической модели.

Рассматриваются объекты одного класса, расположенные по разным уровням, когда каждый элемент высокого уровня может состоять из нескольких элементов нижнего уровня.

Ориентированный граф (перевернутое дерево) является удобным способом наглядного представления структуры информационных моделей.

При работе с иерархиями используется "семейная" терминология (родители, внуки, предки, потомки), поскольку семья является самым распространённым примером объектов (в данном случае - людей), объединенных иерархическими отношениями. ("родитель" может иметь множество "детей", но не наоборот), организована в виде иерархического дерева.

Иерархическая структура представляет совокупность элементов, связанных между собой по определенным правилам.

К основным понятиям иерархической структуры относятся: уровень, элемент (узел), связь. Узел - это совокупность атрибутов данных. На схеме иерархического дерева узлы представляются вершинами графа. Иерархическое дерево имеет только одну вершину (корень дерева), не подчиненную никакой другой вершине и находящуюся на самом верхнем (первом) уровне. Зависимые (подчинённые) узлы находятся на втором, третьем и т.д. уровнях

IV. Практическая работа №1

Моделирование - творческий процесс. Заключить его в формальные рамки очень сложно.

Цель: Зачем нужно знать свои корни и происхождение предков?

Задание: Построить в программе Microsoft Office Power Poin, компьютерную модель генеалогического древа для определения гена-гемофилии в семье российского императора Николая 2.

  1. Откройте папку «Моделирование».

  2. В файле подготовлена таблица, используя данные таблицы и схемы их обозначения, постройте иерархическую модель.

  3. Подпишите основные узлы древа.

  4. В каком поколении у королевы Англии Виктории родилось больше больных потомков?

Итог: Любой человек продолжает жизнь своих предков и все, что в нем есть, заложено его родом, а он сам - составная часть своей родословной, идущей из прошлого в будущее через настоящее. (Чтобы не терять духовной связи, исключить болезни, которые передаются по … линии).

Практическая работа №2

Цель: Генеалогическое древо дает уникальную и чудесную возможность заглянуть вглубь веков, найти ответы на интересующие нас вопросы. Зачем нужна родословная человеку?

Задание: Используя объект СмартАрт, организационную диаграмму постройте модель- генеалогического древа семьи Александра Сергеевича Пушкина. Кто передал писателю кучерявые волосы?

Итог: Процитируем великого персидского поэта Фирдоуси, писавшего тысячу лет назад: "Взять доброе имя с собой не забудь - к бессмертью оно открывает нам путь". Вековая информация и знание своей родословной, помогают определить круг родовых талантов, интересов, профессий. Подскажет выбор профессии.

Иерархическая структура всего лишь помогает сохранить, упорядочить и найти объект.

Недостатком иерархической модели является ее громоздкость для обработки информации с достаточно сложными логическими связями.

V. Закрепление знаний при помощи тестов.

Вопросы:

  1. Как называется упрощенное представление реального объекта? (Модель.)

  2. Как называется процесс построения моделей? (Моделирование.)

  3. Макеты, муляжи - это материальные или информационные модели? (Материальные.)

  4. Схема электрической цепи - это материальная или информационная модель? (Информационная.)

  5. Состояние системы в конкретный момент времени называется статической или динамической моделью? (Статической.)

  6. Генеалогическое древо это статическая или динамическая модель? (Динамической.)

  7. Совокупность элементов иерархической структуры (перевернутое дерево) представляет…(Граф)

Самопроверка. Выставление оценки.

Критерии оценки:

«5» -7

  • «4» -6

  • «3» -4-5

  • «2» - 3

VI. Подведение итогов.

Рефлексия.

  • Что вызвало затруднение при составлении компьютерной модели?

VII. Домашнее задание.

  1. Написать сочинение о своей семье, в котором отразить родословную.

  2. Составить трёхуровневую модель «Генеалогическое древо …»

  3. Решить задачи ( по вариантам). Определение типа наследования признака по условию задачи.


© 2010-2022