Тема урока - информационные процессы

Процессы, связанные с поиском, хранением, передачей, обработкой и использованием информации, называются информационными процессами. Теперь остановимся на основных информационных процессах. 1. Поиск.  Поиск информации - это извлечение хранимой информации.  2. Сбор и хранение.  Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться, причем многократно, необходимо ее хранить.  3. Передача.  В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник инф...    
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Контроль знаний 8. Проверочная работа по теме «Информационные процессы». Бланк ответов

Процессы, связанные с поиском, хранением, передачей, обработкой и использованием информации, называются информационными процессами.

Теперь остановимся на основных информационных процессах.

1. Поиск.
Поиск информации - это извлечение хранимой информации.
Методы поиска информации:

 непосредственное наблюдение;

 общение со специалистами по интересующему вас вопросу;

 чтение соответствующей литературы;

 просмотр видео, телепрограмм;

 прослушивание радиопередач, аудиокассет;

 работа в библиотеках и архивах;

 запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;

 другие методы.

Понять, что искать, столкнувшись с той или иной жизненной ситуацией, осуществить процесс поиска - вот умения, которые становятся решающими на пороге третьего тысячелетия.

2. Сбор и хранение.
Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться, причем многократно, необходимо ее хранить.
Хранение информации - это способ распространения информации в пространстве и времени.
Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга- библиотека, картина- музей, фотография- альбом).
ЭВМ предназначен для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней.
Информационная система - это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации. Наличие таких процедур- главная особенность информационных систем, отличающих их от простых скоплений информационных материалов. Например, личная библиотека, в которой может ориентироваться только ее владелец, информационной системой не является. В публичных же библиотеках порядок размещения книг всегда строго определенный. Благодаря ему поиск и выдача книг, а также размещение новых поступлений представляет собой стандартные, формализованные процедуры.

3. Передача.
В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает. Между ними действует канал передачи информации - канал связи.
Канал связи - совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу сигнала от источника к получателю.
Кодирующее устройство - устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника к виду, удобному для передачи.
Декодирующее устройство - устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное.
Деятельность людей всегда связана с передачей информации.
В процессе передачи информация может теряться и искажаться: искажение звука в телефоне, атмосферные помехи в радио, искажение или затемнение изображения в телевидении, ошибки при передачи в телеграфе. Эти помехи, или, как их называют специалисты, шумы, искажают информацию. К счастью, существует наука, разрабатывающая способы защиты информации - криптология.

Тема урока - информационные процессы

Каналы передачи сообщений характеризуются пропускной способностью и помехозащищенностью.
Каналы передачи данных делятся на симплексные (с передачей информации только в одну сторону (телевидение)) и дуплексные (по которым возможно передавать информацию в оба направления (телефон, телеграф)). По каналу могут одновременно передаваться несколько сообщений. Каждое из этих сообщений выделяется (отделяется от других) с помощью специальных фильтров. Например, возможна фильтрация по частоте передаваемых сообщений, как это делается в радиоканалах.
Пропускная способность канала определяется максимальным количеством символов, передаваемых ему в отсутствии помех. Эта характеристика зависит от физических свойств канала.
Для повышения помехозащищенности канала используются специальные методы передачи сообщений, уменьшающие влияние шумов. Например, вводят лишние символы. Эти символы не несут действительного содержания, но используются для контроля правильности сообщения при получении.
С точки зрения теории информации все то, что делает литературный язык красочным, гибким, богатым оттенками, многоплановым, многозначным,- избыточность. Например, как избыточно с таких позиций письмо Татьяны к Онегину. Сколько в нем информационных излишеств для краткого и всем понятного сообщения "Я Вас люблю!"

4. Обработка.
Обработка информации - преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.

Примеры обработки информации

Примеры

Входная информация

Выходная информация

Правило


Таблица умножения

Множители

Произведение

Правила арифметики


Определение времени полета рейса "Москва-Ялта"

Время вылета из Москвы и время прилета в Ялту

Время в пути

Математическая формула


Отгадывание слова в игре "Поле чудес"

Количество букв в слове и тема

Отгаданное слово

Формально не определено


Получение секретных сведений

Шифровка от резидента

Дешифрованный текст

Свое в каждом конкретном случае


Постановка диагноза болезни

Жалобы пациента + результаты анализов

Диагноз

Знание + опыт врача


Обработка информации по принципу "черного ящика" - процесс, в котором пользователю важна и необходима лишь входная и выходная информация, но правила, по которым происходит преобразование, его не интересуют и не принимаются во внимание.

"Черный ящик" - это система, в которой внешнему наблюдателю доступны лишь информация на входе и на выходе этой системы, а строение и внутренние процессы неизвестны.

Тема урока - информационные процессы

5. Использование.
Информация используется при принятии решений.

 Достоверность, полнота, объективность полученной информации обеспечат вам возможность принять правильное решение.

 Ваша способность ясно и доступно излагать информацию пригодится в общении с окружающими.

 Умение общаться, то есть обмениваться информацией, становится одним главных умений человека в современном мире.
Компьютерная грамотность предполагает:

 знание назначения и пользовательских характеристик основных устройств компьютера;

 Знание основных видов программного обеспечения и типов пользовательских интерфейсов;

 умение производить поиск, хранение, обработку текстовой, графической, числовой информации с помощью соответствующего программного обеспечения.
Информационная культура пользователя включает в себя:

 понимание закономерностей информационных процессов;

 знание основ компьютерной грамотности;

 технические навыки взаимодействия с компьютером;

 эффективное применение компьютера как инструмента;

 привычку своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой области, основанную на владении компьютерными технологиями;

 применение полученной информации в практической деятельности.

6. Защита.
Защитой информации называется предотвращение:

 доступа к информации лицам, не имеющим соответствующего разрешения (несанкционированный, нелегальный доступ);

 непредумышленного или недозволенного использования, изменения или разрушения информации.
Более подробно о защите информации мы остановимся далее.

Под защитой информации, в более широком смысле, понимают комплекс организационных, правовых и технических мер по предотвращению угроз информационной безопасности и устранению их последствий.

Контрольные вопросы.

  1. Поиск какой информации вы осуществляете при работе со словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим?

  2. Назовите, какие методы поиска информации использовал Шерлок Холмс в своей работе?

  3. Является ли поиск решения конкретной математической или физической задачи поиском информации?

  4. Опишите процедуру вашего поиска в виде последовательности действий.

  5. Что такое эвристический метод поиска информации?

  6. Как люди могут узнать о жизни своих предков, живших много лет назад?

  7. Как хранится информация на фотопленке? В каком виде представлена эта информация?

  8. Приведите примеры передачи информации в природе и обществе.

  9. Приведите примеры из истории и литературы, когда при передачи информация преднамеренно искажалась. К чему это привело?

  10. На уроке информатики. Вовочка (думает: "Очень хочется пить!") говорит: "Вера Ивановна, можно выйти?" Вера Ивановна (думает: "Наверное, он не знает урока и надеется, что за оставшиеся 5 минут до конца урока я не успею его спросить".) говорит: "Вовочка к доске!" Определите в данном примере источник информации, кодирование и декодирование, канал связи, приемник информации, помехи м причину их возникновения.

  11. Проанализируйте, что мы потеряли бы или приобрели, если бы пользовались "экономными" кодами, без избыточности в сообщениях в общении, в художественной литературе, в точных науках? Ответ обоснуйте.

  12. Приведите примеры на обработку информации
    а) по строгим формальным правилам;
    б) по принципу "черного ящика".

  13. Например, вам очень хочется узнать правило, по которому можно было бы выиграть в Лото-миллион. Как вы думаете, какая информация помогла бы вам решить эту проблему? Объясните, почему так трудно угадать это правило и возможно ли это.

  14. Определите правила, по которым происходит обработка информации:

Вход

Выход

Яблоко

6

Мир

3

Да

2

Экзамен

7

Доброта

7

Программа

?

Вход

Выход

1

0

8

2

16

1

1996

3

237

0

88

?













ДТема урока - информационные процессыата ___ ______

Класс ________

Фамилия, имя ______________________


ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ»

  1. ПТема урока - информационные процессырочитай текст, найди и подчеркни способы передачи информации:

  • Человек может передать сообщение, по обычной почте, опустив конверт с письмом в почтовый ящик.

  • Он может набрать текст письма на компьютере и отослать его по электронной почте.

  • ЧТема урока - информационные процессыеловек может позвонить по телефону и устно передать информацию.

  1. ДТема урока - информационные процессыТема урока - информационные процессыополни схему для способа передачи информации по электронной почте.




  1. ИТема урока - информационные процессыТема урока - информационные процессыспользуя ключевые слова, охарактеризуй информационный процесс:

Ключевые слова: организация, информация, действия, время.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ОТема урока - информационные процессыТема урока - информационные процессытветь на вопросы:

  • Какими способами можно собирать информацию?

_________________________________________________________________________________

  • В чем отличие процесса обработки информации от ее преобразования?

__________________________________________________________________

_Тема урока - информационные процессы_________________________________________________________________

  1. И


    зобрази в виде схемы или рисунка Тема урока - информационные процессы

  • Накопление информации;

  • Передача информации.

Тема урока - информационные процессыТема урока - информационные процессы



Литература.
1. Бешенков С.А., Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Информация и информационные процессы. Омск, 1999.
2. Соколов А.В., Степанюк О.М. Методы информационной защиты объектов и компьютерных сетей. М., 2000.


© 2010-2022