- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа+Календарно-тематическое планирование для 3 класса (ФГОС) по информатике (программа «Школа-2100»)
Рабочая программа+Календарно-тематическое планирование для 3 класса (ФГОС) по информатике (программа «Школа-2100»)
Раздел | Информатика |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Муковникова Н.П. |
Дата | 03.10.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»
ИЗОБИЛЬНЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
РАССМОТРЕНО
руководитель ШМО математики
______________________
Н.А. Кот
протокол №1
«30» августа 2013
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
______________________
Е.И. Съедина
протокол №1
«30» августа 2013
УТВЕРЖДЕНО
директор МКОУ «СОШ №15»
______________________
Т.И. Ярцева
приказ №___
«__»______2013
ФГОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА И ИКТ
ДЛЯ 3 КЛАССА (I ступень обучения)
(1 час в неделю, 34 часа в год)
составитель: Муковникова Н.П.
учитель информатики I квалификационной категории
ст. Староизобильная, 2013г
Пояснительная записка
Нормативно - правовые документы
При организации изучения «Информатики», выборе учебников и УМК, а также составлении рабочей программы, поурочного планирования необходимо руководствоваться следующей нормативной базой:
-
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10688
-
Концепция фундаментального ядра содержания общего образования standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, приказ Минобрнауки России № 19707 от 04 февраля 2011 г.. standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
-
Обязательный минимум содержания образования по информатике. Информатика и образование № 7, 1999 г., ISSN 0234-0453
-
Приказ № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012-2013 учебный год» edu.ru
-
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Информатика и информационные технологии.
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования по информатике (безкомпьютерный вариант).
Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
В курсе выделяются следующие разделы:
-
описание объектов - атрибуты, структуры, классы;
-
описание поведения объектов - процессы и алгоритмы;
-
описание логических рассуждений - высказывания и схемы логического вывода;
-
применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Главная цель данного курса информатики - развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи курса:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
-
применение формальной логики при решении задач - построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если-то», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то...»);
-
алгоритмический подход к решению задач - умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
-
системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
-
объектно-ориентированный подход - акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Личностными результатами изучения информатики являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения информатики и ИКТ является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения информатики и ИКТ являются доступные по возрасту начальные сведения о компьютере, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Основные цели программы: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.
Виды учебной деятельности:
-
простейшие наблюдения и исследования объектов, способов их обработки, конструкций, их свойств,
-
моделирование,
-
решение доступных конструкторско-технологических задач,
-
простейшее проектирование.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных умений, которые включают овладение такими универсальными учебными действиями, как:
-
ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
-
умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель-подчиненный);
-
развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Место предмета в учебном плане
Пропедевтический курс информатики изучается в 3-4 классах начальной школы школы: один час в неделю. Всего 68 ч.
Компонент учебного плана (федеральный)
Содержание обучения
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
1. Алгоритмы (8 часов).
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Учащиеся должны:
-
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
-
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
2. Группы (классы) объектов (8 часов).
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Учащиеся должны:
-
описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия;
-
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
-
именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп;
-
записывать значения признаков в виде таблицы;
-
описывать особенные свойства предметов из подгруппы.
-
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
-
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
3. Логические рассуждения (10 часов).
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Учащиеся должны:
-
изображать графы;
-
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
-
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
4. Применение моделей (схем) для решения задач (8 часов).
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Учащиеся должны:
-
находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками;
-
находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы;
-
располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной;
-
находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
При выполнении письменной контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
-
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
-
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
-
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Лабораторные, практические, контрольные работы, экскурсии.
№
Наименование
изучаемой темы, раздела
Тема лабораторной, практической работы, контрольной работы, экскурсии
1
Алгоритмы
Контрольная работа № 1 «Алгоритмы»
2
Группы объектов
Контрольная работа № 2 «Группы объектов»
3
Логические рассуждения
Контрольная работа № 3 «Логические рассуждения»
4
Применение моделей для решения задач
Контрольная работа № 4 «Применение моделей для решения задач »
Литература
-
Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. - М.: Баллас, 2010. - 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
-
Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. - М.: Баллас, 2010. - 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
-
Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. - М. : Баллас, 2006. - 144 с.;
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»
ИЗОБИЛЬНЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
РАССМОТРЕНО
руководитель ШМО математики
___________________
Н.А. Кот
протокол №1
от «30» августа 2013г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
по УВР
____________________
Е.И. Съедина
протокол №1
от «30» августа 2013г.
УТВЕРЖДЕНО
директор
МКОУ «СОШ №15»
Т.И. Ярцева
приказ №___
от «__» ___________ 2013 г.
ФГОС
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ
Муковниковой Надежды Петровны,
учителя информатики I квалификационной категории
МКОУ «СОШ №15» ИМР СК
3 класс
количество часов:
всего 34 часа; в неделю 1 час;
плановых контрольных уроков 4 ч.;
планирование составлено на основе программы курса информатики для 3-4 классов средней общеобразовательной школы;
учебник ФГОС Горячев А.В., Горина А.И. (2 части)
«Информатика - 3 класс», Баласс, 2011 год
2013-2014 учебный год
№
Тема урока
Ключевые компетенции
(приобретаемые умения и навыки)
Универсальные учебные действия
Элемент содержания
Средства обучения
Д/з
Дата
Алгоритмы (8 часов)
1
Алгоритм, как план действий, приводящих к заданной цели
Знать: алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели; формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись; линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы, построчную запись алгоритмов и с помощью блок-схем;
Уметь: выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.
Личностные:
- формирование понятия алгоритма как плана действий, приводящих к заданной цели.
Регулятивные:
- оценивание работы в соответствии с критериями;
- оценивание работы товарища;
- участие в коллективном обсуждении;
Познавательные:
- анализ условия учебной задачи;
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Представление об этапах действий.
Презентация решения задач №1, 2, диктант по клеточкам, игра Робот
№3 ,4
2
Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись
Представление о схеме алгоритма
Презентация решения задач №3д, 4д, 5, 7, 8, 9 (1, 2), 10 (1), диктант по клеточкам
№6, 9 (3, 4), 10 (2, 3)
3
Ветвящиеся алгоритмы
Представление о ветвлении в алгоритме
Презентация решения задач №6д, 9д, 10д, 11, 12 (1), 13(1), 14
№12 (до конца), 13 (2, 3, 4), 15
4
Циклические алгоритмы
Представление о цикле в алгоритме
Презентация решения задач №12д, 13д, 15д, игра да-нет, 16, 17
№18
5
Алгоритмы с ветвлениями и циклами
Отличие условия ветвления от условия повтора
Презентация решения задачи №18д, 19, 20, 21
№22
6
Подготовка к контрольной работе №1
Восстановление правильной последовательности команд в линейном и составление схемы нелинейного алгоритмов
Презентация решения задачи №22д, 23, 24, 25
№26
7
Контрольная работа №1 «Алгоритм»
Контрольная работа
Презентация решения задачи №26д
Фигура для диктанта по клеточкам
8
Анализ контрольной работы
Разбор ошибок в контрольной работе
Презентация решения задачи №27, 28, 29, 30, 31
Группы (классы) объектов (7 часов)
9
Состав и действия объекта
Знать: общие названия и отдельные объекты; разные объекты с общим названием; разные общие названия одного отдельного объекта; состав и действия объектов с одним общим названием; отличительные признаки; значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе; имена объектов.
Уметь: описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия; находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов); именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп; записывать значения признаков в виде таблицы; описывать особенные свойства предметов из подгруппы.
Личностные:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
Регулятивные:
- участие в коллективном обсуждении;
- оценивание работы в соответствии с критериями;
- оценивание работы товарища;
Познавательные:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
Описание объекта с помощью действий составных частей
Презентация решения задач №1, 2, 3, 4, 7, 8, 9
№5, 6, придумать загадку на листочке
10
Группы объектов. Общее название
Формирование представления об общих именах группы объектов
Презентация решения задач №5д, 6д, загадка, 12, 10, 11, 13, 15
№14, 16, 17
11
Общие и особенные свойства объектов подгруппы
Общие и особенные свойства группы объектов
Презентация решения задач №14д, 16д, 17д, 18 (1,2), 19, 20-21 (группы), 22, 24, 25
№18 (3), 20-21 (подгруппы), 23
12
Единичные имена объектов. Отличительные признаки объектов
Общие и единичные имена объектов
Презентация решения задач №18д, 20д, 21д, 23д, 15, 26, 27, 28, 29, 30
№26, 31
13
Подготовка к контрольной работе №2
Описание состава и возможные действия объекта в табличном виде
Презентация решения задач №26д, 31д, 32, 34, 36, 39
№33, 35, 37, 38
14
Контрольная работа №2 «Группы объектов»
Контрольная работа
Презентация решения задач №33д, 35д, 37д, 38д
15
Анализ контрольной работы
Разбор ошибок в контрольной работе
Презентация решения задач №41, 42, 43
№44, 45
Логические рассуждения (11 часов)
16
Множество. Число элементов множества. Подмножество.
Знать: понятия множество, подмножество; высказывания со словами «все», «не все», «никакие»; отношения между множествами; истинность высказываний со словом «не»; истинность высказываний со словами «и», «или»; графы и их табличное описание; пути в графах; деревья;
Уметь: определять принадлежность элементов заданной совокупности и части совокупности; определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей; отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания; строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ»; определять истинность составных высказываний; выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений.
Личностные:
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения;
Регулятивные:
- участие в коллективном обсуждении;
- оценивание работы в соответствии с критериями;
- оценивание работы товарища;
Познавательные:
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- анализ условия учебной задачи.
Множество, элемент множества, подмножество
Презентация решения задач №1, 2, игра Пирамида множеств, 3, 4, игра Какие бывают, 8
№5, 7
17
Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.
Формирование представления об отрицании
Презентация решения задач №5д, 7д, 9, 10, игра Что на пересечении, 11
№12
18
Пересечение и объединение множеств
Определение принадлежности элементов множеству
Презентация решения задач №12д, 13, 14, 15
№16, 17
19
Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом «не»
«НЕ» на карте множеств, истинность высказываний
Презентация решения задач №16д, 17д, 18, 19, 20, 21, игра Говори наоборот
№22
20
Истинность высказывания со словами «и», «или».
«И», «ИЛИ» на карте множеств
Презентация решения задач №22д, 23, 24, 25
№26
21
Граф. Вершины и ребра графа.
Понятия «граф»
Презентация решения задач №26д, 27, 28, 30
№29
22
Граф с направленными ребрами.
Направленные ребра графа
Презентация решения задач №29д, 31, 32
№33
23
Подготовка к контрольной работе
Характер отношений между двумя множествами
Презентация решения задач №33д, 34, 36, 37
№35
24
Контрольная работа №3 «Логические рассуждения»
Контрольная работа
Презентация решения задач №35д
№38
25
Анализ контрольной работы
Разбор ошибок в контрольной работе
Презентация решения задач №38д, 39 ,40, 41, 42
№43
26
Повторение по теме «Логические рассуждения»
Повторение изученной темы
Презентация решения задач №43д, 44, 45, 46, 47
Применение моделей (схем) для решения задач (8 часов)
27
Игры. Аналогия.
Знать: понятие аналогии; понятие закономерности; аналогичные закономерности; способы решения задач по аналогии; анализ игры с выигрышной стратегией.
Уметь: находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками; находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы; располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной; находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию
Личностные:
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения
Регулятивные:
- участие в коллективном обсуждении;
- оценивание работы в соответствии с критериями;
- оценивание работы товарища;
Познавательные:
- анализ условия учебной задачи;
- формулирование и применение выигрышной стратегии.
Понятие «Аналогия»
Презентация решения задач №2, игра Что общего, 3, 4
№1
28
Закономерность
Понятие «Закономерность»
Презентация решения задач №1д, 5, 6, 9, 10, 11, 12, 14, 16
№7, 8, 13, 15
29
Решение задач по аналогии
Формулирование похожих правил аналогии
Презентация решения задач №7д, 8д, 13д, 15д, 17, 18, 19
№20, 21, 22
30
Решение задач на закономерности.
Формулирование правил закономерности
Презентация решения задач №20д, 21д, 22д, 23, 24, 25
№26, 27
31
Подготовка к контрольной работе №4
Нахождение закономерности и аналогии
Презентация решения задач №26д, 27д, 28, 29, 31, 32
№30, 33
32
Контрольная работа №4 «Аналогии и закономерности».
Контрольная работа
Презентация решения задач № 30д, 33д
33
Выигрышная стратегия
Формулирование и применение выигрышной стратегии
Презентация решения задач № 34, 35
№36
34
Итоговый урок
Повторение и закрепление материала
Презентация решения задач №36д, 37, 38, 39
№40, 41