Рабочая программа по дисциплине Информатика и ИКТ

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Информатика и ИКТ» входит в общеобразовательный цикл.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам учебной дисциплины:знать/понимать:-различные подходы к определению понятия «информация»;-методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;-назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текс...
Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования «Невинномысский химический колледж»





УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по

учебно-методической работе

_______________

«___» ___________ 20__ г.



РАБОЧАЯ Программа учебной дисциплины


Информатика и ИКТ





















2015-2016 уч. г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС).

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Невинномысский химический колледж»

Разработчик: Ложникова Наталья Александровна, преподаватель профессионального цикла.

содержание


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ рабочей программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

6

12

13




1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для школьников 9-11 классов

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Информатика и ИКТ» входит в общеобразовательный цикл.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать/понимать:

  • различные подходы к определению понятия «информация»;

  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

    1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 39 часов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов


Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

составление опорного конспекта

8

составление памятки

6

написание эссе

2

подготовка к выполнению практической работы

6

подготовка отчета по выполненой практической работе

8

решение задач

4

подготовка сообщения

2

составление кроссворда

3

Итоговая аттестация в форме

зачёта во II семестре

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень освоения

Введение

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

2

1

Тема 1.

Информационная деятельность человека

Содержание учебного материала:

Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.

2

1

Самостоятельная работа:

Составить опорный конспект по теме: «Информационная деятельность человека».


2

3

Тема 2.

Информация и информационные процессы

Содержание учебного материала:

Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.

Представление информации в двоичной системе счисления.

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов.

Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объёмов различных носителей информации. Архив информации.
Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.

Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.

8

1

Практическая работа:

Представление информации (текстовой, графической, звуковой, видеоинформации) в различных системах счисления.

Поиск информации на образовательных информационных ресурсах. Работа с образовательными информационными ресурсами. Использование, инсталляция, обновление программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности).

Организация обновления программного обеспечения (лицензионного и свободно распространяемого) с использованием сети Интернет.

Поиск информации на государственных образовательных порталах с помощью поисковых систем.

8

2

Самостоятельная работа:

Решить задачи по переводу чисел из одной системы счисления в другую.

Решить задачи на определение количества информации, содержащейся в сообщении.

Написать эссе по теме: «Распространение программного обеспечения через Интернет».

6


Тема 3.

Средства информационных и коммуникационных технологий

Содержание учебного материала:

Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.

Виды программного обеспечения компьютеров. Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности).

Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.

6

1

Тема 4.

Технологии создания и преобразования информационных объектов

Содержание учебного материала:

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (вёрстки) текста.

Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.

Представление об организации баз данных и системах управления базами данных.

Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

Представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

40

1

Практическая работа:

Представление информации (звуковой, видеоинформации) в различных системах счисления. Программная реализация несложного алгоритма. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов. Работа с графическим интерфейсом пользователя операционной системы. Редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

12

2

Самостоятельная работа:

Составить памятку: «Правила работы с текстовым редактором».

Составить памятку: «Правила работы с табличным редактором».

Составить опорный конспект по теме: «Графические возможности языка программирования»

Составить опорный конспект по теме: «Геоинформационные модели»

Составить кроссворд по теме: «Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение, Web-магазины».

Составить опорный конспект по теме: «Представление звуковой и видео информации в компьютере».

Составить памятку: «Тип, имя и значение переменной, присваивание».

Подготовиться к выполнению практических работ.

Подготовить отчёты по выполненным практическим работам

Подготовить сообщение по одной из тем: «Архивация. Программы-утилиты (драйверы, архиваторы)» «Функции программ-архиваторов. Самораспаковывающиеся архивы, архивы с паролем, распределенные архивы» «Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи».

Составить кроссворд по теме: «Внешняя (долговременная) память, устройства ввода информации, устройства вывода информации».


31


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных ситуаций)



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси-сервер в Интернет.

  • аудиторная доска для письма.

  • компьютерные столы по числу рабочих мест студентов.

  • вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия проведения занятий.

Технические средства обучения:

- мультимедиа проектор; интерактивная доска.

- персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением.

- лазерный принтер.

- устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

Для обучающихся

  1. Алехина Г. В. Информатика. Базовый курс : учебное пособие / Под ред. Г. В. Алехиной. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2010. - 731 с.

  2. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса/ Н. Д. Угринович - 9-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 392 с.: ил.

  3. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса/ Н. Д. Угринович - 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 308 с.: ил.

  4. Колмыкова Е. А. Информатика: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. А. Колмыкова, И. А. Кумскова. - 12-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.

  5. Михеева Е. В. Практикум по информатике: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - 12-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.

  6. Ушаков Д.М., Юркова Т.А. Паскаль для школьников - СПб.: Питер, 2013 г.

  7. Фигурнов В.Э. IBM PS для пользователя. - М.: ИНФРА-М, 2009

  8. Филимонова Е.В., Тер-Симонян Н.А. Математика и информатика: Учебное пособие. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2009.

  9. Хахаев И., Машков В., Губкина Г. и др.OpenOffice.org: Теория и практика - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  10. Шафрин Ю. Информатика. Информационные технологии. М.: Лаборатория базовых знаний. - 2008.

Для преподавателей

  1. Васильков А. В. Информационные системы и их безопасность / А. В. Васильков, А. А. Васильков, И. А. Васильков - М.: Форум, 2010. - 525 с.

  2. Информатика: Учебник для вузов.- / Под ред. С.В. Симоновича. - СПб.: Питер, 2008.

  3. Кураков Л.П., Лебедев Е.К. Информатика. - М.: Вуз и школа, 2009. - 636с.

  4. Кураков Л.П., Лебедев Е.К. Информатика. - М.: Вуз и школа, 2009. - 636с.

  5. Макарова Н. В. Информатика и информационно-коммуникационные технологии.- СПб.: Питер, 2011. - 224 с.

  6. Михеева Е. В. Практикум по информатике: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

  7. Острейковский В.А. Информатика. - м.: Высшая школа, 2007.- 512с.

  8. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.В. Михеева. - 11-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 256 с.

  9. Тишин В.И. Программирование на Паскале. Практикум. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013 - 364 с.

  10. Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы: Справочная книга.- М.: Финансы и статистика, 2008

Интернет-ресурсы

  1. hiit.metodist.ru - Информатика - и информационные технологии: cайт лаборатории информатики МИОО

  2. intuit.ru - Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)

  3. rusedu.info - Сайт RusEdu: информационные технологии в образовании

  4. elkniga.ucoz.ru/index/informatika/0-108 - бесплатная библиотека школьника.

  5. npstoik.ru/vio - Электронный альманах «Вопросы информатизации образования»

  6. edu - "Российское образование" Федеральный портал

  7. edu.ru - ресурсы портала для общего образования

  8. school.edu - "Российский общеобразовательный портал"

  9. mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

4. контроль и оценка результатов освоения учебной дисцисплины

Контроль и оценка результатов освоения ученой дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать:


различные подходы к определению понятия «информация»;

методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;

назначение и функции операционных систем;

Понятийный диктант.


Решение задач, компьютерное тестирование.


Интерактивная беседа.





Тестирование.


Решение практических, ситуационных задач.

Интерактивная беседа.

уметь:


оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

распознавать информационные процессы в различных системах;

использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

Решение практических, ситуационных задач.

Решение практических, ситуационных задач.

Выполнение практических работ.

Защита практических работ, индивидуальных работ

Выполнение практических работ.


Защита практических работ, индивидуальных работ

Защита практических работ, индивидуальных работ

Защита практических работ, индивидуальных работ

Защита практических работ, индивидуальных работ

Защита практических работ, индивидуальных работ




Рабочая программа рассмотрена на заседании ПЦК и утверждена Методическим советом.

Протокол №_____________ от _______________ 2015 г.



© 2010-2022