- Преподавателю
- Информатика
- Контрольная работа по дисциплине Основы теории информации тема Непосредственные умозаключения. Категорический силлогизм
Контрольная работа по дисциплине Основы теории информации тема Непосредственные умозаключения. Категорический силлогизм
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Калашникова А.Н. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Контрольная работа по дисциплине "Основы теории информации"
тема "Непосредственные умозаключения. Категорический силлогизм"
1 вариант
Теоретический блок
1. Подготовьте ответы на предложенные вопросы:
-
Что такое умозаключение, какова его общая структура?
-
Какие умозаключения называются дедуктивными?
-
В чём суть противопоставления предикату? Приведите примеры.
-
Что называется простым категорическим силлогизмом? Какова его структура?
-
Что называют фигурами простого категорического силлогизма?
Практический блок
2. Произведите превращение суждений:
-
Все граждане России равноправны перед законом.
-
Некоторые слоны не живут в Африке.
-
Многие студенты являются членами студенческого научного общества.
-
Все люди не живут на Марсе.
-
Никто не обнимет необъятного.
3. Проверьте правильность обращения, в случае ошибки сделайте правильный вывод:
-
Некоторые писатели - авторы исторических романов.
Некоторые авторы исторических романов - писатели.
-
Некоторые учёные - авторы научной фантастики.
Некоторые авторы научной фантастики - учёные.
-
Все экономические законы - объективны.
Все объективные законы - экономические.
-
Некоторые европейские государства являются унитарными.
Все унитарные государства являются европейскими.
4. Произведите обращение, запишите исходные суждения и результат операции в виде схем:
-
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
-
Металлы не растворяются в воде.
-
Многие страны Африки, освободившиеся от колониального гнёта, встали на путь интенсивного развития.
5. Произведите противопоставление предикату и запишите в виде схем результаты:
-
Ни одна берёзовая роща не является смешанным лесом.
-
Каждый адвокат имеет юридическое образование.
-
Все студенты являются учащимися.
-
Некоторые существительные не склоняются.
-
Все пирамиды не являются плоскими геометрическими фигурами.
-
Все рентгеновские лучи являются невидимыми.
6. Дайте анализ силлогизмов (определите состав, фигуру, модус, правильность):
-
Все кристаллические вещества имеют определенную температуру плавления.
Все металлы являются кристаллическими веществами, следовательно, все металлы имеют определенную температуру плавления.
-
Во всех городах на северном полюсе есть северное сияние.
В Москве нет северного сияния, следовательно, Москва не является городом на севере.
-
Все арабы смуглы.
-
Ахмед - смугл, следовательно, Ахмед - араб.
2 вариант
Теоретический блок
1. Подготовьте ответы на предложенные вопросы:
-
Что такое умозаключение, какова его общая структура?
-
Что такое непосредственное умозаключение, какие его виды существуют?
-
В чём сущность логической операции превращения суждения? Приведите примеры.
-
В чём суть противопоставления предикату? Приведите примеры.
-
Что называют модусами фигур простого категорического силлогизма? Как определить правильность модуса?
Практический блок
2. Произведите превращение суждений:
-
Некоторые демократические страны не одобряют агрессивной политики.
-
Все участники войны - герои.
-
Некоторые вулканы не являются потухшими.
-
Во всех частных суждениях субъект не распределён.
-
Все воины должны понимать свой маневр.
3. Проверьте правильность обращения, в случае ошибки сделайте правильный вывод:
-
Некоторые военнослужащие - связисты.
Некоторые связисты - военнослужащие.
-
Некоторые военнослужащие - прапорщики.
Некоторые прапорщики - военнослужащие.
-
Некоторые акулы - не людоеды.
Некоторые людоеды - не акулы.
-
Ни один волос не упадёт с его головы.
С головы упадут не его волосы.
4. Произведите обращение, запишите исходные суждения и результат операции в виде схем:
-
Некоторые страны Европы были социалистическими.
-
Все тюлени - ластоногие животные.
-
Никто из этой группы учащихся не получил неудовлетворительной оценки.
5. Произведите противопоставление предикату и запишите в виде схем результаты:
-
Все летучие мыши ведут ночной образ жизни.
-
Некоторые животные миролюбивы.
-
Некоторые рефлексы животных являются безусловными.
-
Все студенты являются учащимися.
-
Ни один человек его не понял.
-
Всякий кулик своё болото хвалит.
6. Дайте анализ силлогизмов (определите состав, фигуру, модус, правильность):
-
Некоторые математики обладают способностью к быстрому счету; поскольку все программисты - математики; значит они обладают такой способностью.
-
Некоторые студенты МГУ - это бывшие военнослужащие.
Петров является студентов МГУ, следовательно, Петров - бывший военнослужащий.
-
Все студенты ВУЗа изучают логику.
-
Смирнов изучает логику, значит Смирнов - студент ВУЗа.