Конспект урока Базы данных (9 класс)

    Данный конспект урока по информатике начинает блок уроков по изучению Баз данных. Урок разработан для учащихся 9 класса по учебно-методическому комплексу И.Г. Семакина.     Результатом человеческой жизнедеятельности является накопление информационных ресурсов, оперирование которыми требует использова­ния определенных способов хранения, обработки. Основным критерием оптимальных действий человека по управлению ими  является умение осуществлять поиск и получать необходимые данные за малые проме...
Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ (частное) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРАВОСЛАВНАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ

ИМ. ПРЕП. СЕРАФИМА САРОВСКОГО»


КОНСПЕКТ

урока по информатике в 9 классе

Базы данных:

функции и основное назначениепо теме:


Конспект урока Базы данных (9 класс)





















Учитель информатики: Удовиченко С.Г.




г. Домодедово


Тема урока:

Информационная система:

функции и основное назначение.

Цель урока: освоить назначения информационных систем; иметь представление о возможностях и видах информационных систем.

Задачи урока:

Образовательные:

  • знать основные тенденции развития информационного общества;

  • первичное закрепление новых знаний по созданию структуры и заполнению БД;

  • отработка навыков работы с конспектом;

  • отработка навыков работы по заданному алгоритму.

Развивающие:

  • развить навыки проективного мышления при оперировании с информационными объектами;

  • развить навыки аналитического мышления.

Воспитательные:

  • воспитывать ответственность при работе с персональным компьютером;

  • прививать навыки информационной культуры;

  • формировать и воспитать познавательный интерес путем описания окружающего мира автоматическими средствами представления данных.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Теоретический материал урока.

4. Практическая работа.

5. Подведение итогов и выставление оценок.

6. Постановка Д/З.

Ход урока

1. Организационный момент.

  • Проверить готовность к уроку;

  • Записать в тетради тему урока, указать дату и вид работы (лекционно-практическая).

2. Актуализация знаний.

  • С какими программными средствами мы познакомились в курсе информатики? (В курсе информатики мы познакомились с графическим редактором, текстовым процессором и электронной таблицей. Каждая из этих программ обрабатывает преимущественно следующие объекты: графические файлы, текст и числа).

  • Какое программное средство позволяет аккумулировать данные? (Наверно ни одна из перечисленных программ не позволяет сохранять данные и манипулировать ими, хотя каждая из них сохраняет разработанные в их средах документы.)

  • Как вы думаете, насколько целесообразно иметь такую программу? (Компьютер является хорошим средством для сохранения большого массива информации. Наверняка должны существовать программные средства, обеспечивающие данные процессы: хранение больших массивов информации и возможности быстрого поиска.)

3. Теоретический материал урока (лекция).Конспект урока Базы данных (9 класс)

Результатом человеческой жизнедеятельности является накопление информационных ресурсов, оперирование которыми требует использования определенных способов хранения, обработки. Основным критерием оптимальных действий человека по управлению ими является умение осуществлять поиск и получать необходимые данные за малые промежутки времени.

Примерами больших объемов информации являются

  • картотеки библиотек,

  • архивы документов,

  • законодательные акты и т.п.

Все перечисленные виды информации определенным образом структурированы, приведены в систему. И одним из способов использования компьютера стала компьютерная обработка больших объемов информации.

База данных (БД) - совокупность определенным образом организованной (структурированной) информации на определенную тему, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти компьютера. Любая база данных содержит в себе информацию о некоторой реальной системе (процессе) и, следовательно, является ее информационной моделью.Конспект урока Базы данных (9 класс)

Конспект урока Базы данных (9 класс)

Информационная система (ИС) - совокупность БД и комплекса аппаратно-программных средств для ее хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем. Основное назначение информационных систем и баз данных: хранение, поиск, внесение изменений, группировка и сортировка данных (манипулирование данными).

Информационные системы создаются по определенным отраслям, в каждой из которых выполняют кроме основного назначения и свои специфические функции. Но общим для всех систем является накопление данных, организация деятельности по обработке данных (аналитическая деятельность) и принятие обоснованных управленческих решений. Информационные системы могут быть классифицированы по виду деятельности организации:

  • производственные системы;

  • системы маркетинга;

  • системы учета и бухгалтерии;

  • системы кадров и т. д.

Информационные системы могут различаться и по архитектуре, и по способам реализации. Для нас это не существенно, нам главное необходимо разобраться в возможностях и принципах создания подобных систем. Конспект урока Базы данных (9 класс)

Выделим свойства, которые являются общими для всех информационных систем.

Первое - это назначение (сбор, хранение и обработка информации).

Второе - среда хранения и доступ к данным. С одной стороны необходимо обеспечить сохранность данных на длительный срок, с другой - доступ к данным должен осуществляться в самые короткие сроки. Причем данные могут и должны иметь разные структуры.

Третье и обязательное свойство - удобный и понятный интерфейс для конечного пользователя. Информационная система служит в первую очередь инструментом деятельности пользователя, который не должен вникать в особенности программы. Традиционно стали использовать графический интерфейс, интуитивно понятный и удобный при оперировании электронными объектами.

Любая информационная система имеет прикладное назначение. Информация какой-либо производственной сферы должна накапливаться, и соответственно должны применяться определенные свойства манипулирования данными. Возможности выделения информационных блоков могут отличаться, например, в бухгалтерском деле в основном оперируют числовыми данными, а в области медицины необходимо пользоваться текстовыми данными. Соответственно в информационные системы закладывают различные способы оперирования данными. Конспект урока Базы данных (9 класс)


Но есть основные требования, которые предъявляются к таким системам:

  1. информация должна храниться вечно;

  2. в систему должна закладываться возможность развития;

  3. поддержка целостности системы при работе нескольких независимых пользователей.

Создание информационных систем предполагает выделение требований, предъявляемых заказчиком. Чаще всего в качестве заказчика выступает какая-либо корпорация. На основе требований создается проект. Здесь рассматриваются информационные потоки, в которых выделяются необходимые для систематизации данные. Затем выбирается концептуальная модель (иначе говоря, вид, структура данных) в каком будет храниться информация. На основе выбранной структуры строится общая схема базы данных. Конспект урока Базы данных (9 класс)

Так в общих чертах выглядит схема создания информационной системы.Конспект урока Базы данных (9 класс)

Для нас существенным является освоение общих принципов построения баз данных. Прежде чем рассмотреть какую-либо конкретную базу данных, мы должны освоить понятие информационной структуры. В процессе проектирования существенным моментом является именно построение схемы данных с использованием соответствующей структуры. Существуют основные три вида структур: реляционная, иерархическая и сетевая.

Конспект урока Базы данных (9 класс)

Реляционная структура предполагает использование таблицы в качестве основы для систематизации данных. Элементы системы располагаются по строкам (запись), а атрибуты (свойства) объекта по столбцам (поле). Пересечение строк и столбцов дает нам значение элементов системы.


Конспект урока Базы данных (9 класс)

Пример: При изучении текстового редактора мы создали таблицу «Расписание уроков». С позиции представления данных с использованием информационных структур, это будет выглядеть следующим образом. Объектом описания является «Расписание уроков», атрибутами объекта являются дни недели и нумерация уроков. Тогда информационная структура приобретет такой вид:

Конспект урока Базы данных (9 класс)

Иерархическая структура выстраивает элементы системы в виде дерева. Ключевым элементом здесь является одно понятие, остальные элементы соподчинены друг другу.

Конспект урока Базы данных (9 класс)

Пример: объект «Часы», в качестве основания возьмем способы функционирования.


Конспект урока Базы данных (9 класс)

Структура может иметь более двух уровней. Например, построим иерархическую структуру классификации способов решения задач.


Конспект урока Базы данных (9 класс)

Сетевая структура имеет разветвленную связь многих ко многим.


Сетевая структура имеет более сложный вид, когда рассматриваются отношения «многих - ко многим». Более конкретно остановимся на сетевых структурах, когда будем рассматривать коммуникационные технологии.

4. Практическая работа.

Описать объекты окружающей среды (на свой выбор) с помощью реляционной и иерархической структуры.

5. Подведение итогов урока.

6. Постановка домашнего задания.


© 2010-2022