- Преподавателю
- Информатика
- Методическая разработка для воспитателей
Методическая разработка для воспитателей
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петрачук Л.А. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка для воспитателей
«Наблюдение за птицами»
В своей работе в основу наблюдений мною были взяты птицы, которых можно наблюдать на участке во все сезоны. В процессе наблюдения за птицами необходимо было усвоить как они приспосабливаются к воздушно-наземной среде. Особенно необходимо было отметить такие типичные связи:
-
Между средой обитания и способом передвижения;
-
Между средой и покровом тела;
-
Между средой и способом дыхания;
-
Между сезонным изменением среды.
Мною были разработаны следующие этапы наблюдений. На первом этапе необходимо раскрыть системы связи
-
Среда и способ передвижения птиц
Поскольку птицы живут на земле и в воздухе, они обладают двумя способами передвижения. Основной способ - полет. Летают птицы с помощью крыльев. Помогают полету обтекаемое тело и перьевой покров. По земле птицы передвигаются по-разному: ходят, прыгают, лазают по деревьям. Для детей необходимо было довести эту особенность, самостоятельно сделав вывод: - способ передвижения по земле зависит от строения ног.
-
Среда обитания и питание
Эти приспособления определяются у птиц характером пищи и способом ее добывания. Клюв служит у них основным органом добывания пищи, поэтому от характера пищи зависит строение клюва: у зерноядных птиц клюв крепкий, широкий, короткий, у насекомоядных тонкий, широко раскрывающийся.
-
Среда и покров тела птиц
Тело птиц покрыто перьями, они защищают тело птицы от охлаждения, помогают полету (делают форму тела обтекаемой, увеличивают размеры крыльев)
-
Среда и способ дыхания
Птица дышит воздухом атмосферы (как дышат все звери).
На первом этапе воспитатели должны были расширить представление детей о внешнем виде, строении, среде обитания и образе конкретных птиц. Все это делалось через наблюдения. Для дополнения этих наблюдений использовали иллюстративный материал (диафильм и картины), рассказы, читали природоведческую литературу.
Наблюдая за поведением птиц в природе, уточняли, где и чем питаются те или иные птицы (воробьи - на земле и на деревьях, синицы ищут насекомых на деревьях, вороны, грачи отыскивают корм на земле). Наблюдая за ласточками, дети убедились, что они ловят насекомых в воздухе так, через наблюдения дети узнавали о каждой птице, находили в их поведении и приспособлении общее и отличительное (корм у птиц разный, клювы разные, быстрее летают в воздухе, чем передвигаются по земле).
На втором этапе придать наблюдениям другую направленность. Используя определенные операции мышления - анализ, сравнения, обобщения, выделить существенные приспособительные признаки.
Усвоение представлений о связях потребовало использование дополнительных способов деятельности детей - труде в природе. С этой целью в детском саду в уголке природы разместили и организовали по экологическому принципу вольер с птицами.
Уголок природы создавался при активном участии детей. Дети участвовали в создании необходимых условий на основе ранее полученных наблюдений и знаний о жизни птиц в природе.
Перед детьми ставились задачи: подумать, какие условия создать для птиц и почему именно такие. Дети вместе со взрослыми создали своеобразную модель жизненного пространства с определенными признаками среды: в вольере поместили ветки деревьев, поилки, миски с песком, водой, разнообразный корм, выращенный зимний корм и т. д. В процессе ухода за птицами дети получали более точные представления о приспособительных особенностях.
Наблюдения за птицами на участке и в уголке природы помогли установить, что птицы живут в двух средах и какое значение они имеют в их жизни (птицы бывают то в воздухе, то на земле , на земле они кормятся, а в воздухе летают, некоторые кормят насекомых, когда приземляются, то передвигаются по земле и деревьям).
На этом этапе дети самостоятельно смогли установить, что от соответствующих органов (крыльев и ног) зависит способ передвижения. А чтобы установить почему птицы по разному передвигаются по земле (одни ходят, бегают, другие - прыгают) была поставлена задача специально понаблюдать за воробьями, синицами, голубями и др.
Дети установили связь между короткими, тонкими ногами синиц, воробьев, их передвижением прыжками, отмечали при этом и маленькое, легкое тело птиц. Ходьбу других птиц - голубей, ворон, грачей, объяснили тем, что "у них ноги побольше, потолще. С такими ногами удобно ходить". Было также отмечено наличие пальцев на ногах, три из них направлены вперед, а один - назад, что позволяет птице с широко расставленными пальцами удобно ходить и стоять, держаться на ветках, а с острыми коготками на цепких пальцах передвигаться по стволам и веткам деревьев.
Установление связи между характером пищи и строением клюва проходило в процессе сравнения зерноядной и насекомоядной птицы - снегиря и синицы. Наблюдая за тем, как клюет корм снегирь, дети отметили особенности клюва - толстый, короткий, крепкий.
Рассмотрев семена, приготовленные для снегиря и отметив, что они твердые, крепкие, смогли самостоятельно прийти к суждению о том, что таким клювом удобно клевать твердые семена, шелушить их. Наблюдая за синицей на участке у детей сформировались знания об особенностях ее клюва и на основе суждений о снегире они сделали аналогичные связи и у синицы: у синички клюв другой - потоньше, длиннее и острее, потому что она ест червяков, личинок. В результате такого сравнения дети сделали вывод: что снегирь ест зерна, поэтому его называют зерноядной птицей, а синичка ест насекомых - это насекомоядная птица.
В дополнение к наблюдениям было рекомендовано воспитателям прочитать сказку В. Бианки «Чей нос лучше». Дети обнаружили понимание того, что клюв является у птиц основным органом схватывания корма, приспособленным к характеру пищи.
Благодаря наблюдениям дети устанавливают связь между средой обитания и покровом тела птиц.
В этом наблюдении было предложено сравнить птиц с млекопитающими. Дети легко установили эту связь, отметив главное значение перьевого покрова (как и шерсти у зверей) в теплорегуляции и для полета птицы: «перья птицам нужны для того, чтобы им не было холодно зимой, перья нужны для тепла, перья помогают летать, они легкие».
Наблюдая за сменой времен года дети отмечали изменения и в жизни птиц. Исчезали ласточки, не пели иволга, соловей, не слышно было кукушки. Но основную причину отлета птиц в холодное время года дети отмечали похолоданием. В ходе длительных наблюдений осенью отмечали последовательность отлета птиц. Одновременно перед детьми ставилась задача - отыскать в природе тот корм, которым питались птицы. Отсутствие этого корма привела к установлению связи-нет корма- улетают птицы.
Особенно легко было определить причину раннего отлета ласточек: совсем нет в воздухе насекомых. Способствовало закреплению наблюдений чтение сказки О. Иваненко «Спокойной ночи». Отмечали осенью увядание растений, где могут питаться насекомые. Отсюда выстраивалась цепочка: похолодание - увядание растений - исчезновение насекомых - отлет птиц. Кормовые условия, как основная причина миграции птиц были закреплены в процессе наблюдений за зимующими птицами.
Эти наблюдения были организованы в ходе поисковой деятельности для ответа на вопрос: «почему некоторые птицы остаются зимовать?» в дополнение к наблюдениям детям были прочитаны рассказы В. Бианки «Синичкин календарь» и «Зиму у нас».
В процессе наблюдений за питанием зимующих птиц, дети убеждались в том, что некоторые птицы переходят на смешанное питание: синицы, воробей, дятел, а галки и вороны клюют все, что найдут, поэтому их называют всеядными. На основе этого дети делали свои выводы: зимуют те, которые находят корм, а подкармливая сами на своем участке различными отходами, крошками, кусочками сыра, крутыми кашами - говорили о роли человека в питании зимующих птиц. Свои наблюдения они переносили за птицами в уголке природы - это были щеглы и чижы. Самостоятельно определяли какой корм им нужен, учитывая особенности их клюва, устанавливая характер пищи - зерна, семена. Подводя итоги наблюдения за питанием птиц, дети верно объясняли, что клювы у птиц разные, потому что они питаются разной пищей. Отсюда они по-разному называются - зерноядные, насекомоядные. Воспитатель уточнил понятие (смешанная пища), ей питаются дятлы, а так как дети не смогли увидеть в природе орла и ястреба, они узнали от взрослых понятие - хищные.
В ходе наблюдения у детей сложились определенная целенаправленность восприятия, способы анализа и обобщения, умения существенно значимые признаки, совершенствовались операции сравнения и классификации, что позволит детям лучше ориентироваться в мире животных, понимать биологические связи: каждое животное может существовать только в определенных условиях среды, а приспособление каждого животного выражается в системе признаков - движение, дыхание, питание, покрова и т.д.
Приведенная система наблюдений за птицами составляет элементарную основу правильного миропонимания окружающей природы и отношения к ней.
Глубокое понимание жизни мира животных в их взаимосвязях друг с другом, с другими организмами и со средой обитания способствует выработке у детей заботливого, доброго, бережного отношения к животным, природе в целом.
Данная рекомендация поможет воспитателям:
-
Пробудить познавательный интерес к природным объектам.
-
Обучить умениям и навыкам взаимодействия с природными объектами.
-
Развивать перцептивные возможности детей при их контакте с природными объектами.
-
Расширять «индивидуальное экологическое пространство» при наблюдении.