Рабочая программа по информатике к учебнику Угриновича Н. Д. , 34 часа, 10 класс

Рабочая программа по информатике к УМК Угриновича Н.Д., для 10 класса, 34 часа. Составлена  на основе Примерной программы  среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень), разработанной по заказу Минобрнауки РФ в соответствии с его полномочиями, обозначенными в п. 19, ст. 28 Закона РФ «Об образовании», программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /Составитель М.Н. Бородин. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г., под редакцией Угриновича Н.Д...
Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень), разработанной по заказу Минобрнауки РФ в соответствии с его полномочиями, обозначенными в п. 19, ст. 28 Закона РФ «Об образовании», программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г., под редакцией Угриновича Н.Д., с учетом учебника под редакцией Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ», 10 класс (БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.).

Цели программы:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Место предмета в учебном плане

Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне в соответствии с Базисным учебным планом рассчитано на 70 часов (35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе). В авторской программе отводится на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классе - 35 часов. В МБОУ «СОШ №36» в классах социально-гуманитарного профиля сохраняется количество часов базисного учебного плана.

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.

Программой предусмотрено проведение:

в 10 классе: количество практических работ - 13, количество контрольных тестовых работ - 3; количество зачётных практических работ -2

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.

На первых уроках полугодия в обязательном порядке проводится инструктаж по технике безопасности и санитарно-гигиеническим нормам при работе за компьютерами и по правилам поведения в кабинете информатики.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.

Содержание учебного курса по информатике и ИКТ в 10 классе

Информация и информационные процессы - 5 часов

Информация в природе. Человек и информация. Информационные процессы в технике. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Содержательный подход к измерению информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Информационные технологии - 15 часов

Кодирование и обработка текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации. Кодирование и обработка числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.

Практические работы

1. Кодировки русских букв.

2. Создание и форматирование документа

3. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика

4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа

5. Кодирование графической информации.

6. Растровая графика

7. Трехмерная векторная графика

8. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС

9. Создание флэш - анимации

10. Создание и редактирование оцифрованного звука

11. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»

12. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

13. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

14. Построение диаграмм различных типов

Коммуникационные технологии 15 часов

Локальные и глобальные компьютерные сети. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web - камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в интернете. Электронная коммерция в интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста. Практические работы

15. Предоставление общего доступа к папке диска в локальной сети

16. Проверка подключения к Интернету. Определение IP-адреса

17. Настройка браузера

18. Работа с электронной почтой

19. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях

20. Работа с файловыми архивами

21. Геоинформационные системы в Интернете

22. Поиск в Интернете

23. Разработка сайта с использованием Web-редактора

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

10 кл.

11кл.

1

Информация и информационные процессы

5 ч


2

Информационные технологии

15 ч


3

Коммуникационные технологии

15 ч


4

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.


11

5

Моделирование и формализация


8

6

Базы данных. Системы управления базами данных


8

7

Информационное общество


3

8

Повторение. Подготовка к ЕГЭ


5

Итого:

35

35

Требования к уровню подготовки учащихся 10 - х класса

В результате изучения базового курса информатики и информационных технологий в 10-м классе ученик должен

знать/понимать

  • Объяснять различные подходы к определению понятия «информация».

  • Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

  • Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей.

  • Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

  • Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности.

  • Назначение и функции операционных систем

уметь

  • Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

  • Распознавать информационные процессы в различных системах.

  • Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

  • Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

  • Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

  • Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

  • Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

  • Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

  • Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

  • Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Планируемые результаты

К концу 10 класса учащиеся должны усвоить следующие знания:

  • основные расширения текстовых файлов;

  • различные кодировки русских букв;

  • различие растровых и векторных изображений;

  • основные возможности растровых и векторных графических редакторов;

  • назначение систем автоматизированного черчения;

  • назначение и названия основных объектов электронной таблицы;

  • различия в использовании относительных, абсолютных и смешанных ссылок при копировании формул;

  • принцип представления звуковой информации в памяти компьютера;

  • назначение диаграмм как средства наглядного представления числовой информации;

  • назначение локальной и глобальной сети;

  • принцип адресации компьютеров в Интернете (IP - адрес, доменное имя);

  • назначение протокола передачи данных;

  • назначение технологии WWW и способы доступа к Web - ресурсам сети Интернет.

научиться:

  • создавать, сохранять, открывать документ в среде ТП Word;

  • устанавливать различные параметры форматирования страницы, абзаца, шрифта, списка;

  • пользоваться онлайн - переводчиком;

  • создавать и редактировать изображения при помощи основных инструментов;

  • вычислять информационный объём растрового изображения;

  • выполнять построение простых чертёжных объектов;

  • создавать презентации, содержащие на слайдах текст и графику;

  • задавать и настраивать анимацию объектов слайда и смены слайдов;

  • создавать, редактировать и форматировать электронные таблицы, содержащие числа, текст и формулы;

  • вычислять информационный объём звукового файла, глубину кодирования и частоту дискретизации звука;

  • изменять параметры записываемого звука;

  • представлять числовые данные при помощи диаграмм и графиков различных типов;

  • создавать простую Web - страницу, применяя теги форматирования шрифта, выравнивания абзаца;

  • связывать несколько Web - страниц, используя гиперссылки;

  • пользоваться услугами, предоставляемыми сетью Интернет;

  • находить различную информацию с помощью поисковых систем в Интернете.

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков

обучающихся применительно к различным формам контроля знаний


Оценка практических работ

Оценка «5» выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает правила техники безопасности; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов; работа проводилась неправильно.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик совсем не выполнил работу.

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу; строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре-пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка тестовых работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; допустил не более 2% неверных ответов.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).

Оценка 3 ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий; если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.

Оценка 2 ставится, если работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий; работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик совсем не выполнил работу.

Перечень учебно-методических средств обучения

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Модем

  • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер, фотоаппарат, видеокамера, диктофон, микрофон.

  • Интернет.

  • ОС Windows или Linux.



Литература (основная и дополнительная)

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  3. «Информатика и ИКТ».8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  4. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2011.

Тематическое планирование по информатике и ИКТ в 10 классе на базовом уровне по программе Н.Д. Угриновича

(1 час в неделю, 35 часов в год)

дата

Тема урока

Основные понятия

Тип урока

Д/з

Тема 1. Введение. Информация и информационные процессы. (5 часов)

1

Инструктаж по ТБ. Информация в природе. Человек и информация. Информационные процессы в технике.

Информация; виды информации; человек и информация

Изучение и первичное усвоение новых знаний

с. 7-9

2

Количество информации как мера уменьшения неопределённости знания. Решение задач.

Измерение информации, бит, байт

ФЗУН

с. 9-10

3

Алфавитный и содержательный подходы к определению количества информации.

Алфавитный и содержательный подходы к определению количества информации

ФЗУН

с. 10-11

4

Решение задач на алфавитный и содержательный подходы к определению количества информации.

Решение задач - алфавитный подход

Правила решения задач

Решение задач

5

Тестирование по теме «Информация и информационные процессы»

Контроль знаний, умений и навыков

с. 10-11

Тема 2. Информационные технологии (15 часов)

9

Кодирование и обработка текстовой информации. П/р 1. Кодировки русских букв.

Текст, символ, слово, строка, абзац; кодирование, код, кодировочная таблица

Изучение и первич-ное усво-ение но-вых зна-ний

1.1.1, 1.1.2

10

Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах П/р 2. Создание и форматирование документа.

Документ, виды документов, структура компьютерного документа

ФЗУН

1.1.3

11

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. П/р 3. перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика

Компьютерные словари, он-лайн словари; преимущества и недостатки компьютерных словарей

СЗУН

1.1.4,

12

Системы оптического распознавания документов. П/р 4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа.

системы оптического распознавания бумажных текстов; сканер; параметр сканирования

СЗУН

1.1.5

13

Кодирование графической информации. п/р 5.Кодирование графической информации.

Растр, растровое кодирование

СЗУН

1.2.1,

14

Растровая графика. П/р 6. Растровая графика

Растр, растровое кодирование

СЗУН

1.2.2

15

Векторная графика. П/р 7. Трёхмерная векторная графика.

Инструменты векторного графического редактора

СЗУН

16

Система компьютерного черчения КОМПАС. П/р 8 Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС.

Особенности программы КОМПАС, инструменты программы

ФЗУН

17

Принципы создание флэш - анимации. П/р 9. Создание флэш - анимации.

Инструменты создания анимированного изображения

СЗУН

18

Кодирование звуковой информации. П/р 10. Создание и редактирование оцифрованного звука.

ФЗУН

1.3

19

Компьютерные презентации П/р 11. Разработка мультимедийной презентации на заданную тему

Структура презентации, дизайн, гиперссылки, разделение информации на темы и слайды, мультимедиа объекты на слайдах

1.4.1, 1.4.2

20

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Решение задач. П/р 12. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

Системы счисления; позиционные и непозиционные системы счисления, правила перевода, программа Калькулятор - режимы работы

СЗУН

1.5.1

21

Электронные таблицы. П/р 13. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

Визуализация информации; особенности визуализации в электронных таблицах

СЗУН

1.5.2

22

Построение диаграмм и графиков П/р 14. Построение диаграмм различных типов.

Виды графиков в электронных таблицах

СЗУН

1.5.3

23

Контроль знаний и умений по теме «Информационные технологии» (тестирование, зачётная практическая работа)


Тема 3. Коммуникационные технологии (13 часа)

24

Локальные компьютерные сети П/р 15. Предоставление общего доступа к папке диска в локальной сети.

Сеть, компьютерная сеть, локальная сеть, виды локальных сетей Общий доступ; правила определения общего доступа

ФЗУН

2.1

25

Подключение к Интернету П/р 16. Проверка подключения к Интернету. Определение IP - адреса

Глобальная сеть, основы сети, адресация в сети, IP-адрес

СЗУН

2.2

26

Службы сети Интернет

П/р 17. Настройка браузера

Понятие служб сети Интернет, основные службы и принципы их работы, браузеры, настройка браузера

СЗУН

2.3

27

Электронная почта.

П/р 18. Работа с электронной почтой.

Понятие почта, электронная почта, отличительные особенности электронной почты, создание почтового ящика в различных системах

СЗУН

2.5

28

Общение в Интернете в реальном времени. п/р 19. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях.

Скайп, чат, этика общения в сети, принципы общения в сети в реальном времени

СЗУН

2.6

29

Файловые архивы. П/р 20. Работа с файловыми архивами.

Файл, Файловый архив, принципы работы с файловыми архивами в сети

СЗУН

2.7

30

Геоинформационные системы в Интернете. П/р 21. Геоинформационные системы в Интернете.

Геоинформационные системы и принципы их работы

СЗУН

2.9

31

Поиск информации в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.

П/р 22. Поиск в Интернете.

Информация, поиск информации, критерии поиска

СЗУН

2.10

32

Основы языка разметки гипертекста П/р 23. Разработка сайта с использованием Web - редактора

HTML, web-редакторы, отличительные особенности различных web-редакторов

ФЗУН

2.13

33

Основы языка разметки гипертекста П/р 23. Разработка сайта с использованием Web - редактора

Принципы работы в web-редакторе, разработка простейшего сайта

СЗУН

2.13

34

Основы языка разметки гипертекста П/р 23. Разработка сайта с использованием Web - редактора

Принципы работы в web-редакторе, разработка простейшего сайта

СЗУН

2.13

35

Контроль знаний, умений по теме «Коммуникационные технологии» (тестирование)

Итого:

35 часов

Принятые сокращения:

ПР - практическая работа; ОС - операционная система; ФЗУН-урок формирования знаний, умений и навыков; СЗУН - урок совершенствования знаний, умений и навыков





© 2010-2022