Программа кружка Программирование для 5-6 классов на 1 год

Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа кружка по информатике «программирование»

Данная программа носит пропедевтический характер и активизацию воспитательной деятельности. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек, углубить знания учащихся в основах алгоритмизации и программирования. Развивает коммутативные и интеллектуальные способности учащихся. Создает мотивацию для участия во внеклассных мероприятиях.

Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы. Изучение программирования развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.

Изучая программирование на Паскале, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

Программа рассчитана на учеников 5-6 класса. Программа кружка направлена на развитие мышления учащихся и воспитания у них информационной культуры. На занятиях выполняются задания развивающие творчество учащихся, умение анализировать, систематизировать, визуализировать информацию. Учащиеся учатся моделировать реально происходящие процессы, т.е. создавать информационную модель задачи.

Целесообразность изучения алгоритмизации, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах, обусловлена также следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения алгоритмизации детей, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников, в-третьих, недостаточным количеством учебных часов по программе на изучение данных тем.

Цели кружка: обеспечить целостное компетентностное образование, воспитывать широкий кругозор, дать возможность детям самостоятельно выполнять собственные исследования в самом широком диапазоне направлений, воспитывать информационную культуру. Помочь детям узнать основные возможности программирования и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.

Основные задачи курса:

  • Формирование у учащихся интереса к профессиям, связанным с программированием.

  • Формирование алгоритмической культуры учащихся.

  • Развитие алгоритмического мышления учащихся.

  • Освоение учащимися всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.

  • Формирование у учащихся навыков грамотной разработки программы.

  • Углубление у школьников знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.

  • Формирование основ научного мировоззрения.

  • Повышение мотивации к учению.

Формы и методы обучения существенно зависят от возможности доступа обучающегося к компьютерам. Наилучшие результаты дает машинный вариант преподавания.

Предлагаемый курс рассчитан на 35 часов.

Работу за компьютером необходимо организовать с учетом возрастных особенностей, санитарно-гигиенических требований.

Программа построена на принципах:

Доступности - при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.

Наглядности - человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.

Кабинет информатики, в котором проводятся занятия кружка, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.

Личностно-ориентированная направленность курса.

Личность ученика - вот, что должно стоять во главе учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное обучение в настоящее время становится все более актуальным. Главная цель, использования личностно-ориентированного подхода - не просто видеть на уроке (занятии) каждого ученика, но и делать его успешным даже в самой трудной ситуации. Важно - создать на уроке ситуацию успеха.

Контроль знаний и умений.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических работ. Итоговый контроль реализуется в форме проверки собственных программ учеников.

Образовательные результаты:

Учащиеся должны знать:

  • что такое алгоритм, свойства, типы алгоритмов, способы записи алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов, технологии построения простых сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;

Учащиеся должны уметь:

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления в среде учебных исполнителей

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы;

  • решать различные задачи по программированию;

  • создавать программы и изображения в среде программирования Паскаль.

Содержание.

  1. Среда программирования PascalABC.NET.

    1. Инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе, при работе за компьютером.

    2. Среда программирование PascalABC.NET. Интерфейс среды. Особенности.

    3. Структура программы. Алфавит языка Pascal.

    4. Что такое READ? Что такое WRITE? Когда же их писать.

    5. Что такое переменная и как ее писать. Понятие тип переменной.

    6. Какие бывают переменные.

    7. Выражения в Pascal. Практическое упражнение «Арифмометр»

    8. Такие разные алгоритмы. Линейный алгоритм. Примеры программ линейных алгоритмов.

    9. «Ветвистые» алгоритмы. Особенности. Примеры задач и программ на условные алгоритмы.

    10. Учимся строить условный алгоритм.

    11. Таинственное слово «цикл». Особенности. Структура. Варианты написания циклических алгоритмов.

    12. Учимся строить циклические алгоритмы.

  2. Рисуем в PascalАВС.NET. Особенности работы в графическом режиме.

    1. Что такое координаты.Рисуем точку, рисуем прямую.

    2. Используем цвета.

    3. Что такое круг. Расскрасим круг в Pascal.

    4. Квадрат и прямоугольник - пустой и расскрашенный.

  3. Работа над собственной программой.

    1. Я пишу свою программу. Формулировка задачи. Постановка задачи. Выбор темы для своей собственной программы.

    2. Определение методов решения задачи.

    3. Построение алгоритма.

    4. Написание программы.

    5. Подборка тестовых данных для программы.

    6. Получение исполняемого файла.

    7. Оформление презентации своей программы.

  4. Защита собственных проектов.

Тематическое планирование.

Наименование темы.

Кол-во часов

Распределение часов

теория

практика

Инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе, при работе за компьютером

1

0,5

0,5

Среда программирование PascalABC.NET. Интерфейс среды. Особенности

1

0,5

0,5

Структура программы. Алфавит языка Pascal

1

0,5

0,5

Что такое READ? Что такое WRITE? Когда же их писать

1

0,5

0,5

Практическое занятие № 1 «Моя первая программа».

1


1

Что такое переменная и как ее писать. Понятие тип переменной.

1

0,5

0,5

Какие бывают переменные.

1

0,5

0,5

Практическое занятие № 2 «Переменная»

1


1

Выражения в Pascal. Практическое упражнение «Арифмометр»

1

0,5

0,5

Такие разные алгоритмы. Линейный алгоритм. Примеры программ линейных алгоритмов.

1

0,5

0,5

Практическое занятие № 3 «Задачки на линейные алгоритмы»

1


1

«Ветвистые» алгоритмы. Особенности. Примеры задач и программ на условные алгоритмы.

Учимся строить условный алгоритм.

1

0,5

0,5

Практическое занятие № 4 «Алгоритмы с условиями».

1


1

Таинственное слово «цикл». Особенности. Структура. Варианты написания циклических алгоритмов.

1

0,5

0,5

Учимся строить циклические алгоритмы.

1

0,5

0,5

Практическое занятие № 5 «Цикл по счетчику».

1


1

Практическое занятие № 6«Цикл с условием вначале».

1


1

Практическое занятие № 7«Цикл с условием в конце».

1


1

Рисуем в PascalАВС.NET. Особенности работы в графическом режиме.

1

0,5

0,5

Что такое координаты.Рисуем точку, рисуем прямую.

1

0,5

0,5

Используем цвета.

1

0,5

0,5

Что такое круг. Расскрасим круг в Pascal.

1

0,5

0,5

Квадрат и прямоугольник - пустой и расскрашенный.

1

0,5

0,5

Практическое занятие № 8 «Строим дом»

1


1

Я пишу свою программу. Формулировка задачи.

1

0,5

0,5

Постановка задачи. Выбор темы для своей собственной программы.

1

0,5

0,5

Определение методов решения задачи.

1

0,5

0,5

Построение алгоритма.

1

0,5

0,5

Написание программы.

1

0,5

0,5

Подборка тестовых данных для программы.

1

0,5

0,5

Получение исполняемого файла.

1

0,5

0,5

Оформление презентации своей программы.

1

0,5

0,5

Защита собственных проектов.

1



Защита собственных проектов.

1



Резервный урок

1



Учебно методическая литература.

  • А. С. Цветков Язык программирования PASCAL Система программирования ABC Pascal Учебное пособие для школьников старших классов 2011-2012 гг.

  • Рубанцев В. «Занимательные уроки с паскалем, или PascalABC.NET для начинающих», Учебное пособие, 2012 г. Изд.: Я+

  • Сайт PascalABC.NET - pascalabc.net, 2015 г.

  • Окулов С.М. Основы программирования. - М.: Юнимедиастайл, 2010. - 424с.: ил.

© 2010-2022