Заседание дискуссионного клуба «Интернет-интерес: плата за прогресс»

Обучение детей безопасному и корректному поведению в сети Интернет и использованию Интернет-ресурсов, формирование устойчивых жизненных навыков при работе в сети Интернет. Работе круглого стола предшествует предварительная подготовка учащихся  по предложенной тематике. Старшеклассники готовят сообщения по заранее предложенным темам. С учащимися 6-10 классов проводится анонимное анкетирование. Перечень вопросов для  обсуждения выявляется в результате анкетирования обучающихся. Примерные вопросы д...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Интернет-интерес: плата за прогресс» Кащенко Л. В.

Заседание дискуссионного клуба

Тема обсуждения:

«Интернет-интерес: плата за прогресс»

Учитель информатики

МБОУ лицея №6

Г. Ессентуки

Кащенко Л. В.

Возрастная категория: учащиеся 6-10 класса

Цель: обучение детей безопасному и корректному поведению в сети Интернет и использованию Интернет-ресурсов, формирование устойчивых жизненных навыков при работе в сети Интернет.

Задачи: определить оптимальные цели использования сети Интернет, определить необходимые и допустимые запреты и ограничения доступа по разным возрастным категориям, определить временные границы безопасного и продуктивного пребывания в сети, определить правила и нормы использования информации в соответствии с законодательством, обсудить целесообразность общения в социальных сетях, определить границы возможного доверия в разглашении личных данных при общении с виртуальным собеседником.

Предварительная подготовка:

Работе круглого стола предшествует предварительная подготовка учащихся по предложенной тематике. Старшеклассники готовят сообщения по заранее предложенным темам. С учащимися 6-10 классов проводится анонимное анкетирование. Перечень вопросов для обсуждения выявляется в результате анкетирования обучающихся.

Ход дискуссии:

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. История и цели создания сети Интернет.

  2. Для чего нужен Интернет?

  3. Кто сегодня пользуется Интернетом?

  4. Какие существуют риски при пользовании интернетом, и как их можно снизить?

  5. Какие виды мошенничества существуют в сети Интернет?

  6. Как защититься от мошенничества в сети Интернет?

  7. Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?

  8. Социальные сети: требуются ли ограничения и цензура для размещения информации и возрастные ограничения для участников.

  9. Какие ограничения и запреты в использовании сети Интернет предложили бы вы?

  10. С какими ограничениями и запретами вы не согласны и как пытались их обойти?

После обсуждения учащимся предлагается рассмотреть анонимные анкеты, в которых предлагалось ответить на следующие вопросы:

  1. «Плюсы» и «минусы» использования сети Интернет.

  2. Нужны ли запреты и ограничения для использования сети Интернет детьми и подростками?

  3. Пытались ли вы когда-либо обойти или нарушить запреты?

В результате обсуждения анкет удалось рассортировать мнения учащихся по группам:

«Плюсы» и «минусы» использования сети Интернет.

+

-

Доступ к информации в любое время суток

Возможно получение недостоверной информации

Оперативность «доставки» и передачи информации на любые расстояния в любое время суток

Трудно контролировать время пребывания за компьютером, вследствие чего возникает зрительное напряжение, может со временем ухудшаться зрение, нарушение осанки

Общение с людьми на любых расстояниях

Нехватка реального общения с людьми, проблемы с коммуникабельностью в реальной жизни

Широкое распространение и возможности доступа

Большое количество тайных сообществ и сект, навязывающих свою идеологию и оказывающих психологическое давление

Развивается умение работать с информацией, классифицировать, обрабатывать, сохранять

Развитие интернет-зависимости

Проведение досуга: игры, развлечения, музыка, фильмы

Частые спам-рассылки

Возможность расширения круга знакомств

Возможность утери и распространения личных данных без согласия

Возможность поиска «старых» друзей и возобновления общения

Мошенничество

Возможность обновления имеющихся программ

Опасность заражения вирусами

Возможность получения дистанционного образования

Малоподвижное время препровождение, развитие гиподинамии

Он-лайн магазины

Очень широки возможности мошенников

Интернет-банкинг

Трудно повернуть вспять сделку, случайно допустив ошибку при вводе информации

Доступ к виртуальным библиотекам

Большое количество нецензурной информации

Возможность совершения виртуальных экскурсий

Возможность ознакомиться с маршрутом путешествия, отзывами и рекомендациями до начала путешествия

Очень навязчивая реклама

Возможность ознакомиться с отзывами о качестве услуг, оказываемых различными организациями и учреждениями

Возможность указания любых недостоверных данных для регистрации на сайтах с возрастными и прочими ограничениями

Возможности он-лайн консультаций со специалистами ведущих медицинских учреждений

Формирование не всегда законченного образа и представления ввиду удаленности и невозможности личного контакта

Возможность получения заработка «не выходя из дома»

Часто предлагают регистрацию и указание телефона. Зачастую вслед за этим начинаются спам-рассылки

Возможность участия в различных конкурсах и олимпиадах регионального, всероссийского и международного уровня

Утомляет процесс скачивания информации с файлообменников

Возможность использования своего хобби для обмена информацией с заинтересованными людьми

Распространение и агрессивное навязывание религиозной и экстремистской информации

Возможность самовыражения и получения общественной оценки (блоги)

Разжигание межнациональной розни

Возможность оплаты различных услуг

Часты случаи мошенничества

Возможно получение образования людьми с ограниченными возможностями

Не всегда есть возможность приобретения качественного оборудования для получения дистанционного образования

При ответе на следующий вопрос анкеты прослеживалось явное отличие мнений шестиклассников и десятиклассников. Старшеклассники реально оценивали неприятности и опасность бесконтрольного использования информации, расположенной в сети Интернет. Дети среднего школьного возраста еще не осознают серьезности и неприятностей, связанных с отсутствием регламента работы в сети. С одной стороны сказывается недостаточный жизненный опыт, а с другой - желание «насытится» информацией и заявить о собственной значимости, в том числе, и получив подтверждение в различных сетях, в процессе виртуального общения. Ответы учащихся классифицировали по двум категориям, но некоторые противоречия связаны с различием во взглядах на затронутую проблему разновозрастной аудитории. (в большинстве случаев сохранена стилистика респондентов)

Нужны ли запреты и ограничения для использования сети Интернет детьми и подростками?

Нужны

Не нужны

Правильная поза при работе за компьютером

Ограничения возраста для общения в соцсетях

Ограничение времени пребывания за монитором

Родителям не ограничивать использование компьютера 1 часом в день

Надежная спам-фильтрация

Пересмотреть критерии фильтрации в школах. Блокируются некоторые образовательные сайты

Запрет на распространение порно-информации

Запреты при автоматической фильтрации на некоторые «безобидные» сайты

Запрет на размещение документальных материалов без согласия фигурантов ( кроме исторических)

Запрет на использование авторских статей, которые уже размещены в свободном доступе

Не сидеть долго за монитором, периодически выполнять зрительную зарядку и разминку для поддержания хорошего физического состояния

Иногда блокируются образовательные и познавательные сайты, которые по факту не содержат «неприличной информации»

«Родительский контроль»

«Родительский контроль»

Не показывать гадости

Взрослые и старшие подростки отдают себе отчет о том, куда не следует обращаться в сети. А вот дети более младшего возраста еще не могут самостоятельно определить степень опасности и самостоятельно отказаться от посещения навязываемых веб-страниц.

У детей еще не удовлетворен информационный голод и интрес в познании ранее недоступного

Ввести действенные возрастные ограничения для детей на общение в соцсетях для защиты от психически неполноценных людей

Жесткий контроль за использованием личных данных

Цензура и контроль сайтов до момента размещения в сети и получения доступа к ним разновозрастной аудитории пользователей

Возможность более простого использования «черного» и «белого» списков

Возможность отказа от всплывающей рекламы

Помимо этого, большинство детей признают, что использовали различные варианты обхода ограничений для доступа к информации. В частности, указывали электронную почту или данные родителей, завышали возраст, некоторые фильтры удавалось обходить путем смены системного времени на компьютере, удавалось «вычислить» пароль, установленный родителями.

По итогам дискуссии было предложено провести серию уроков в начальной школе по правилам безопасного использования сетевых технологий в образовательной деятельности и повседневной жизни.

При подготовке можно использовать следующие материалы:

Методические рекомендации: Методика организации недели «Безопасность

Интернет»./Авторы составители: Селиванова О. В., Иванова И. Ю., Примакова Е. А.,

Кривопалова И. В. - Тамбов, ИПКРО 2012.

8


© 2010-2022