Рабочая программа информатика 8 класс (Л. Л. Босова, А. Ю. Босова)

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №4 г. Данкова Липецкой области



Рассмотрена на заседании ШМО учителей информатики и ИКТ

____ августа 2015 года Протокол № ___


Утверждено

приказом №______ МБОУ лицей №4

г. Данкова Липецкой области

______ августа 2015 года





Рабочая программа

по информатике для 8-х классов

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

составлена на 2015-2016 учебный год



Учитель информатики и ИКТ:

Янченко В.В.


















2015 г.

Пояснительная записка.


Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Программа по информатике и ИКТ для 8 классов основной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (2004 г.), примерной программы изучения дисциплины, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом. В ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, а также накопленный опыт преподавания информатики в школе.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

Данная рабочая учебная программа составлена на основе вариативной учебной программы Л.Л. Босовой, изданной в издательстве БИНОМ, Лаборатория знаний в 2012 году, допущенной Министерством образования и науки РФ к изучению в общеобразовательных учреждениях. Пропедевтический курс Л.Л.Босовой позволяет сформировать у школьников представления об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества. В Программе представлен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Нормативные правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:

  1. Конституция Российской Федерации

  2. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации ( Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 год

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)

  4. стандарт общего образования по информатике и ИКТ;

  5. стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень);

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу

  • Тематическое планирование 8 класса составлено с учетом 1 час в неделю.


Информация об УМК

Преподавание «Информатики и ИКТ» в 8 классе ведётся на основе УМК под редакцией Л. Босовой:

  • программа,

  • Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  • Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

Количество часов для реализации программы:

8 класс - 35 часа - 1 час в неделю, в том числе 5 часов резервного времени (практические работы - 9 часов, зачетные работы - 5).


Обоснование выбора учебной программы

Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики и ИКТ для 8 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.

Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Формы организации образовательного процесса

Основной формой организации образовательного процесса является урок. Каждый урок информатики в средней школе состоит как минимум из трех видов деятельности ученика: теоретической работы с текстом учебника, иллюстрациями и ответов на вопросы; выполнения теоретических заданий в рабочей тетради; компьютерного практикума.

Технологии обучения

Проведенная в 5-7 классах работа по формированию навыков самостоятельной работы позволяет увидеть в 8 классе свои плоды: учащиеся способны самостоятельно работать с учебником, выполнять задания в рабочей тетради, выбирать и выполнять посильные для себя задания компьютерного практикума.

В 8 классе продолжается работа по развитию навыков исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Механизмы формирования ключевых компетенций

Учебный курс информатики реализован с применением компетентностного подхода. Содержание обучения информатики и ИКТ структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются информационная, коммуникативная, ценно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная и компетенция личностного самосовершенствования.

Виды и формы контроля

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

В качестве форм контроля используется тестирование, выполнение контрольных и практических работ.




Содержание образовательной программы


  1. Информация и информационные процессы 5 ч.

Информация. Информационные объекты различных видов.

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.

Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

Практические работы:

Фиксация аудио- и видео информации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.


  1. Компьютер как универсальное устройство обработки информации 5 ч.

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Практические работы:

Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).

Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.


  1. Алгоритмы и исполнители 10 ч.

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования, их классификация.

Правила представления данных.

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.

Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Практические работы:

Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.

Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.

Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.

Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.


  1. Обработка графической информации 5 ч.

Растровая и векторная графика.

Интерфейс графических редакторов.

Рисунки и фотографии.

Форматы графических файлов.

Практические работы:

Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.

Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.

Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.

Сканирование графических изображений.


  1. Представление информации 5 ч.

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.

Компьютерное представление текстовой информации.

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).

Кодирование звуковой информации.

Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.

Практические работы:

Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.

Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.


  1. Повторение - 5 ч.

Учебно-тематический план, 8 класс

(1 ч в неделю, 35 ч в год)


№ п/п

Наименование тем (разделов)

Количество часов

Контрольные мероприятия

1

Информация и информационные процессы

5

Зачетная работа

2

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

5

Зачетная работа

3

Алгоритмы и исполнители

10

Зачетная работа

4

Обработка графической информации

5

Зачетная работа

5

Представление информации

5

Зачетная работа


Резерв времени

5

6

Повторение

5

Практическая работа




Календарно - тематический план, 8 «а» класс



п/п


Тема урока

Основные виды деятельности

Количество часов

Дата урока

План.

Факт.


Информация и информационные процессы

5



1

Правила ТБ.

Информация и ее свойства.

Индивидуальный опрос правил ТБ. Беседа по теме «Свойства информ»

1



2

Измерение информации. Единицы измерения информации

Комбинированный опрос.

Решение задач на перевод единиц измер. инф-ии.

1



3

Измерение информации. Алфавитный подход к определению количества информации.»

Изучение нового мат-ла. Беседа. Решение задач.

Практ. раб. на ПК «Клавиатурный тренажер»

1



4

Информационные процессы. Практическая работа №1 «Клавиатурный тренажер

Решение задач по измерению информ.

1



5

Зачетная работа по теме «Информация и информационные процессы»

Тест. Практ. раб. на ПК

1




Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

5



6

Основные компоненты ПК и их функции

Беседа. Работа с таблицей.

1



7

Персональный компьютер.

Изучение структуры и характеристик процессора.

1



8

Компьютерные сети. Практическая работа №2 «Работа по локальной сети»

Практ. раб. на ПК «Работа по локальной сети»

1



9

Программное обеспечение компьютера.

Фронтальная работа по теор.мат.

1



10

Зачетная работа по теме «Компьютер как универсальное средство для работы с информацией»

Тестирование

1




Алгоритмы и исполнители

10



11

Алгоритм и его свойства. Типы алгоритмов.

Повторение. Беседа.

1



12

Алгоритмы управления учебными исполнителями. Исполнитель «Кузнечик». Практическая работа №3 «КуМир: исполнитель «Кузнечик»

Практ. раб. на ПК. УИ «Кузнечик»

1



13

Программирование на TPascal. Запись математич. операций. Операторы.

Повторение структуры программы. Беседа.

1



14

Программирование линейных алгоритмов. Операции над целыми числами.

Практ. раб. на ПК «Написание структуры программы»

1



15

Программирование линейных алгоритмов. Практическая работа №4 «Программирование линейных алгоритмов на языке Паскаль»

Практ. раб. на ПК «Линейные алгоритмы»

1



16

Программирование линейных алгоритмов. Операторы mod, div. Выделение цифр из записи числа.

Практ. раб. на ПК «Решение задач с операторами mod, div»

1



17

Программирование ветвящихся алгоритмов: вычисления по формулам.

Практ. раб. на ПК «вычисления по формулам»

1



18

Программирование ветвящихся алгоритмов: вычисления по формулам. Практическая работа №5 «Программирование ветвящихся алгоритмов на языке Паскаль»

Практ. раб. на ПК «вычисления по формулам»

1



19

Оператор выбора case.

Практическая работа №6 «Условные операторы на языке Паскаль»

Построение блок-схем для решения задачи, написание и отладка программы.

1



20

Зачетная работа по теме «Программирование на языке Паскаль».

Защита практических работ по решенным задачам.

1




Обработка графической информации.

5



21

Формирование изображения на экране монитора

Изуч.нов.мат-ла

1



22

Создание графических изображений. Растровый редактор Gimp.

Практ. раб. на ПК «Рисование в Gimp»

1



23

Создание графических изображений. Растровый редактор Gimp. Практическая работа №7 «Создание графических изображений в растровом редакторе»

Практ. раб. на ПК «Рисование в Gimp»

1



24

Создание графических изображений. Векторный редактор Draw. Практическая работа №8 «Создание графических изображений в векторном редакторе»

Практ. раб. на ПК «Рисование в Draw»

1



25

Зачетная работа по теме «Обработка графической информации»

Интерактивное тестирование. Защита практических работ

1




Представление информации

5


26

Системы счисления

Презентация «Системы счисления»

1



27

Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую позиционную систему счисления

Практ. раб. «Системы счисления»

1



28

Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую позиционную систему счисления

Практ. раб. «Системы счисления»

1



29

Триады и тетрады

Практ. раб. «Триады и тетрады»

1



30

Зачетная работа «Обработка числовой информации»

Решение примеров и задач

1




Резерв времени

5




Повторение - 5 ч.




31

Технология мультимедиа.

Беседа

1



32

Компьютерные презентации

Практическая работа №15 «Интерактивная презентация»

Практ. раб. на ПК Презентация «Устройства ПК»

1



33

Компьютерные презентации. Практическая работа №15 «Интерактивная презентация»

Практ. раб. на ПК Презентация «Устройства ПК»

1



34

Редактирование текста

Практическая работа на ПК

1


35

Форматирование текста

Практическая работа на ПК

1




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА

Учащиеся должны знать

  • знать понятия информации;

  • знать подходы к определению информации;

  • знать свойства информации;

  • знать способы получения, хранения, использования информации.

  • знать что такое информационный процесс;

  • знать основные информационные процессы;

  • знать виды информационных процессов в природе, технике, обществе;

  • знать способы получения, обработки, хранения и использования информации;

  • знать единицы измерения информации;

  • знать алфавитный подход к измерению информации. Алфавит, мощность алфавита.

  • знать информационный вес символа;

  • знать содержательный подход к измерению количества информации.

  • знать основные компоненты компьютера;

  • знать функции процессора, устройств ввода и вывода инфор­мации, оперативной и долговременной памяти

  • знать что такое мультимедиа

  • знать чем отличается мультимедийная обучающая программа от учебного фильма.

  • знать области использования мультимедиа.

  • знать что такое ПО;

  • знать типы ПО;

  • знать состав прикладного ПО;

  • знать что такое операционная система;

  • знать что такое интерактивный режим;

  • знать что такое сервисные программы;

  • знать что такое системы программирования и для чего они предназначены.

  • знать что такое преимущества компьютерного документа по сравнению с бумажным,

  • знать как представляются тексты в памяти компьютера;

  • знать что такое гипертекст

  • знать что такое текстовый редактор и текстовый процессор;

  • знать что такое структурные единицы текста;

  • знать что такое среда текстового редактора;

  • знать как работают программы- переводчики

  • знать что такое распознавание текста

  • знать как ввести в компьютер печатный и рукописный текст

  • знать что такое код пикселя;

  • знать что такое Компьютерная анимация

  • знать способы кодирования цветов;

Учащиеся должны уметь:

  • умение выделять подходы к определению информации;

  • умение определять вид, форму представления и носителя информации.

  • уметь приводить примеры информационных процессов в природе, технике, обществе;

  • уметь определять участника и носителя информации

  • уметь преобразовывать единицы измерения информации;

  • уметь решать задачи на определение количества информации, используя различные подходы.

  • уметь соединят блоки и устройства компьютера, выключать компьютер ;

  • уметь подключать внешние устройства.

  • понимать сигналы о готовности и неполадке;

  • уметь выполнять действия, которые можно выполнять над объектами ОС;

  • уметь оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

  • уметь запускать на исполнение программы из программных файлов;

  • уметь ориентироваться в среде пользовательского интерфейса ОС.

  • уметь редактировать текст;

  • уметь форматировать текст ;

  • уметь работать с фрагментами текста, с окнами, осуществлять поиск и замену фрагмента;

  • уметь делать автоматическую проверку правописания; осуществлять файловые операции, печатать документ.

  • уметь пользоваться таблицей кода ASCII

  • уметь кодировать текстовую информацию по таблице кодов.

  • уметь сканировать и распознавать текстовый документ.

  • уметь вводить в компьютер печатного и рукописного текста

  • уметь различать такие понятия как научная, деловая, конструкторская, иллюстративная, художественная и рекламная графика.

  • уметь вычислять объем видеопамяти.



ВИДЫ КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ


Зачетная работа по теме «Информация и информационные процессы»

Зачетная работа по теме «Компьютер как универсальное средство для работы с информацией»

Зачетная работа по теме «Алгоритмы и исполнители».

Зачетная работа по теме «Обработка графической информации»

Зачетная работа по теме «Представление информации»

Практическая работа «Создание презентации»


литература и средства обучения


  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6-2007. - М.: Образование и Информатика, 2007.

  4. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 8». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  5. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)

  6. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

  7. Операционная система Windows

  8. Пакет офисных приложений MS Office


© 2010-2022