Рабочая программа по информатике

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8 класса в течении 35 учебных часа из расчета I час в неделю. Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процес­сов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необ­ходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы вы­ступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информацион­ная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков ис­пользования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовы­вать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планиро­вать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об инфор­мации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помо­щью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее ре­зультаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих спо­собностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной инфор­мации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, даль­нейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить уча­щихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональ­ных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечива­ется изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными табли­цами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуника­ций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устно­го/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением кон­трольной работы.


Методы, формы и средства обучения

Формы организации учебного процесса:

- индивидуальные;

- групповые;

- индивидуально-групповые;

- фронтальные;

- практикумы.

Формы контроля и возможные варианты его проведения

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование. Организации тестирования следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности. Если ваши пятиклассники не работали с тестами в начальной школе, то до организации первого тестирования их следует более детально познакомить с тестовыми заданиями, рассказать о системе оценивания, продемонстрировать бланк с тестовыми заданиями, дать подробную инструкцию по их выполнению, обратить внимание на временные ограничения.

Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:

  • за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;

  • за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;

  • за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.

Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.

По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.

Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» - с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования в 5 классе, как правило, в дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у школьников особых затруднений.

Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются тестовыми заданиями.







Итоговое тестирование №1 по темам «Человек и информация. Первое знакомство с компьютером».

1. Найдите пример процедурной информации

А. Я знаю, что хорошо выполню этот тест
Б. Я знаю, где находится Аргентина
В. Я знаю, как правильно пишется словосочетание Искусственный интеллект
Г. Я хорошо помню правила сокращения дробей

2. Курсор - это

А. текст, разбитый на абзацы.
Б. мигающая линия, показывающая позицию рабочего поля, в которую будет помещен символ.
В. часть текста, заканчивающаяся символом Enter.
Г. стиль начертания символов в тексте.

3. В каком устройстве НЕ происходит хранение информации

Рабочая программа по информатике

4. Как называется японская письменность

А. Слоговая
Б. Идеографическая
В. Пиктографическая
Г. Звуковая

5. Дорожки, бугорки, ямки, 680 мбайт, односторонняя запись информации, входят в состав

Рабочая программа по информатике

6. Бит - это

А. один символ
Б. единица измерения текста
В. наименьшая единица измерения информации, принимающая значения 0 или 1
Г. 1024 байта

7. Какой информационный процесс происходит при решении этого теста?

А. обработка информации
Б. хранение информации
В. передача информации
Г. вывод информации

8. Как называется письменность, которой пользуется большинство европейских стран

А. Идеографической
Б. Слоговой
В. Звуковой
Г. Пиктографической

9. Какой информационный процесс выполняет память?

А. обработка информации
Б. хранение информации
В. передача информации
Г. вывод информации

10. Что такое язык?

А. знаковый способ представления информации
Б. орган слуха
В. знаки письменности
Г. важнейший способ сбора и передачи информации

11. В каком устройстве хранятся активная программа, исходные данные, результаты вычислений?

Рабочая программа по информатике

12. Компьютер - это

А. техническое устройство для хранения информации
Б. универсальное техническое устройство для передачи информации
В. универсальное техническое устройство для работы с информацией
Г. устройство для ввода информации

13. Байт - это

А. один символ
Б. единица измерения информации, принимающая значения 0 или 1
В. наименьшая единица измерения информации
Г. 1024 бита

14. Какая письменность самая древняя?

А. звуковая
Б. идеографическая
В. пиктографическая
Г. слоговая

15. Информация - это

А. величина, имеющая числовое значение
Б. знаковый способ представления объектов
В. сообщение о том, что происходит вокруг
Г. сведения, данные, знания об окружающем человека мире

16. Оперативная память компьютера - это

А. внутренняя память
Б. сверхбыстрая память
В. внешняя память
Г. медленная память

17. Режим замены - это

А. режим работы, при котором добавление символа сдвигает ранее созданный текст вправо.
Б. действия Правка, Заменить.
В. действия Правка, Копировать.
Г. режим работы, при котором вводимые символы заменяют ранее созданные символы в позиции курсора.

18. Мощность алфавита - это

А. число, которое показывает, какая работа совершается телом за единицу времени
Б. полное число символов в алфавите
В. скорость совершения работы
Г. набор букв, цифр и других знаков, используемых в тексте

19. TEX - это

А. редактор, предназначенный для верстки документов.
Б. текстовый процессор.
В. редактор научных текстов.
Г. программа для создания электронных таблиц.

20. Каким знаком обозначается замена любого количества символов при записи имени файла?

А. . (точка)
Б. * (звездочка)
В. - (тире)
Г. \ (обратный слеш)

21. Укажите расширение WEB-страниц

А. *.sys, *.bat
Б. *.html
В. *.docx, *.wri
Г. *.hlp, *.ico

22. Каким символом заканчивается логическое имя диска?

А. * (звездочка)
Б. \ (обратный слеш)
В. ? (знак вопрос)
Г. : (двоеточие)

23. В каком устройстве НЕ происходит обработка информации

Рабочая программа по информатике

24. Файл - это

А. Необходимая часть программного обеспечения, без которой не может работать компьютер
Б. Прикладная программа, позволяющая работать с текстом
В. Поименованные данные, записанные на носитель информации
Г. Запись информации в память компьютера

25. Для какой операционный системы был разработан формат установочных пакетов *.apk?

А. Windows
Б. Linux
В. Android
Г. Unix

26. Что такое интерфейс?

А. совокупность средств и методов взаимодействия между элементами системы
Б. устройство, управляющее работой дисплея
В. совокупность программ, хранящаяся в памяти компьютера
Г. наглядное изображение объектов

27. Выберите логотип виртуальной операционной системы

Рабочая программа по информатике

28. Расстояние от глаз до экрана монитора должно быть не менее

А. 40 мм
Б. Длины вытянутой руки
В. 10 см
Г. 20 см

Ключ к тесту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

В

Б

Г

А

Б

В

А

В

Б

А

А

В

А

В

Г

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

А

Г

Г

Б

В

Б

А

Б

Г

Г

В

В

А

Б

Б

1

2

2

1

3

2

2

1

2

1

1

3

3

4

1

Максимальное количество баллов 45.
Оценка «5» ставится, если набрано 40 - 45
Оценка «4» ставится, если набрано 33 - 39
Оценка «3» ставится, если набрано 23 - 33
Оценка «2» не ставится, ученику предлагается выучить материал и сдать тест ещё раз.









Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы».

1 вариант

1. Текстовый редактор - программа, предназначенная для

  1. создания, редактирования и форматирования текстовой информации;

  2. работы с изображениями в процессе создания игровых программ;

  3. управление ресурсами ПК при создании документов;

  4. автоматического перевода с символьных языков в машинные коды;

2. К числу основных функций текстового редактора относятся:

  1. копирование, перемещение, уничтожение и сортировка фрагментов текста;

  2. создание, редактирование, сохранение и печать текстов;

  3. строгое соблюдение правописания;

  4. автоматическая обработка информации, представленной в текстовых файлах.

3. Символ, вводимый с клавиатуры при наборе, отображается на экране дисплея в позиции, определяемой:

  1. задаваемыми координатами;

  2. положением курсора;

  3. адресом;

  4. положением предыдущей набранной букве.

4. Сообщение о местоположении курсора, указывается

  1. в строке состояния текстового редактора;

  2. в меню текстового редактора;

  3. в окне текстового редактора;

  4. на панели задач.

5. С помощью компьютера текстовую информацию можно:

  1. хранить, получать и обрабатывать:

  2. только хранить;

  3. только получать;

  4. только обрабатывать.

6. Какая операция не применяется для редактирования текста:

  1. печать текста;

  2. удаление в тексте неверно набранного символа;

  3. вставка пропущенного символа;

  4. замена неверно набранного символа;

7. Копирование текстового фрагмента в текстовом редакторе предусматривает в первую очередь:

  1. указание позиции, начиная с которой должен копироваться объект;

  2. выделение копируемого фрагмента;

  3. выбор соответствующего пункта меню;

  4. открытие нового текстового окна.

8. Текст, набранный в тестовом редакторе, храниться на внешнем запоминающем устройстве:

  1. в виде файла;

  2. таблицы кодировки;

  3. каталога;

  4. директории.

9. С помощью какой пиктограммы можно запустить редактор Word?

Рабочая программа по информатике

10. Для чего предназначены клавиши прокрутки?

  1. Для изменения размеров документа.

  2. Для выбора элементов меню.

  3. Для быстрого перемещения по тексту.

  4. Для оформления экрана.

2 вариант

1. В ряду "символ" - ... - "строка" - "фрагмент текста" пропущено:

  1. "слово";

  2. "абзац";

  3. "страница";

  4. "текст".

2. Клавиша BackSpace служит для::

  1. удаления символа справа от курсора

  2. удаления символа слева от курсора

  3. удаления всей строки, на которой расположен курсор

4. перемещения на следующую страницу документа;

3. Курсор - это

  1. устройство ввода текстовой информации;

  2. клавиша на клавиатуре;

  3. наименьший элемент отображения на экране;

  4. метка на экране монитора, указывающая позицию, в которой будет отображен вводимый с клавиатуры.

4. При наборе текста одно слово от другого отделяется:

  1. точкой;

  2. пробелом;

  3. запятой;

  4. двоеточием.

5. Редактирование текста представляет собой:

  1. процесс внесения изменений в имеющийся текст;

  2. процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла;

  3. процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети;

  4. процедуру считывания с внешнего запоминающего устройства ранее созданного текста.

6. В текстовом редакторе при задании параметров страницы устанавливаются:

  1. Гарнитура, размер, начертание;

  2. Отступ, интервал;

  3. Поля, ориентация;

  4. Стиль, шаблон.

7. Строка меню текстового редактора - это:

  1. часть его интерфейса, обеспечивающая переход к выполнению различных операций над текстом;

  2. подпрограмма, обеспечивающая управление ресурсами ПК при создании документа;

  3. своеобразное "окно", через которое тест просматривается на экране;

  4. информация о текущем состоянии текстового редактора.

8. Гипертекст - это

  1. структурированный текст, в котором могут осуществляться переходы по выделенным меткам;

  2. обычный, но очень большой по объему текст;

  3. текст, буквы которого набраны шрифтом очень большого размера;

  4. распределенная совокупность баз данных, содержащих тексты.

9. Для чего предназначены клавиши прокрутки?

  1. Для изменения размеров документа.

  2. Для выбора элементов меню.

  3. Для быстрого перемещения по тексту.

  4. Для оформления экрана.

10. Впишите названия клавиш, которые необходимо нажать, чтобы из исход­ных слов получились новые (местоположение курсора указано):

│ЗАДАЧА- ЗАДАЧКА; СТОЛ| - СТУЛ; |ФОНАРЬ - ЗВОНАРЬ; КО│РОНА- ВОРОН; ФАР|АОН - МАРАФОН.








Тестирование «Графическая информация и компьютер»

I вариант

1) Рассчитайте информационный объём отсканированного рисунка( в МБ) площадью 21см*29см с разрешением 200dpi и глубиной цвета 16 бит.

2) Графический редактор Paint

  1. является мощным растровым графическим редактором;

  2. входит в состав ОС WINDOWS;

  3. поставляется в составе пакета MICROSOFT OFFICE;

  4. простейший векторный графический редактор;

  5. простейший растровый графический редактор.

3) Мельчайший элемент растрового рисунка называется…

  1. Растр;

  2. Бит;

  3. Пиксель;

  4. Точка

4) С какой целью используется графический редактор?

  1. для создания текстов и таблиц;

  2. для создания рисунков;

  3. для создания электронных писем;

  4. для создания сайта

5) С помощью линейки рассчитайте объём распечатанного рисунка, если разрешение стандартное 200dpi.

6) Векторная графика применяется в области…

  1. построения графиков;

  2. фотографии и живописи;

  3. компьютерной обработки рисунков;

  4. компьютерной анимации.

7) C помощью какого устройства заносят в ЭВМ рисунки?

  1. сканер;

  2. ксерокс;

  3. принтер;

  4. дисковод

8) Что появится на экране при запуске Paint?

  1. рабочий лист и таблица;

  2. рисунки или диаграммы;

  3. рабочий лист и панель управления;

  4. рисунки или фотографии.

9) Команды меню «Файл» выполняет сложные операции

  1. работает с рисунком;

  2. работает с файлами;

  3. работает с таблицами;

  4. все ответы верны.

10) Как можно переключать команды на панели инструментов?

  1. клавишей Enter;

  2. клавишей Shift + Ctrl;

  3. указать стрелкой и нажать левую кнопку мыши;

  4. клавишей Еsс + Shift.

II вариант

1) Каков информационный объем фотографии, если она отснята на фотокамере 5Мпк с цветностью 16 бит?

2) Графический редактор это программа, которая позволяет:

  1. рисовать рисунки;

  2. графические документы на диске, просматривать их, редактировать, добавлять текст и распечатывать;

  3. графические документы на диске, просматривать их, редактировать, добавлять текст, включать анимацию, звуки и распечатывать;

  4. создавать рисунки, красить их, сохранять и распечатывать с помощью принтера.

3) Характеристиками графического файла (рисунка) являются:

  1. размер;

  2. глубина цвета;

  3. разрешение цвета;

  4. высота;

  5. расширение;

  6. количество точек;

  7. цвет;

  8. сжатие

4) Какая из программ является графическим редактором?

  1. Photoshop; В. Word;

Б. Excel; Г. Paint

5) С помощью линейки рассчитайте объём распечатанного рисунка, если разрешение стандартное 100dpi.

6) Растровая графика применяется в области…

  1. построения графиков; В. компьютерной обработки рисунков;

  2. фотографии и живописи; Г. компьютерной анимации.

7) Как можно закончить работу в Paint?

  1. выключить ЭВМ;

  2. щелкнуть мышью по крестику вверх в правом углу;

  3. нажать Esс;

  4. завершить работу.

8) Выберите правильный ответ: векторный рисунок…

  1. при увеличении разбивается на «квадратики»;

  2. легко масштабируется без потери качества;

  3. информационный объём сильно зависит от геометрических размеров;

  4. тяжело отличить от растрового рисунка.

9) Меню программы Paint включает в себя составляющие

  1. файл, правка, вид, рисунок, палитра, справка;

  2. файл, правка, таблица, стандартные, справка;

  3. правка, вид, справка, корректировка;

  4. все ответы верны.

10) Для чего используются панели инструментов в Paint?

  1. для создания электронной таблицы;

  2. для создания текста, документа;

  3. для рисования, и корректировки рисунков;

  4. все ответы верны.


Итоговая контрольная работа за 8 класс

Вариант 1

1. В кодировке КОИ-8 каждый символ кодируется одним байтом. Определите информационный объем сообщения из 30 символов в этой кодировке.

1) 240 бит

2) 240 байт

3) 30 бит

4) 120 бит

2. В каком из перечисленных предложений правильно расставлены пробелы между словами и знаками препинания?

  1. Имеем - не храним , потеряем - плачем.

  2. Имеем - не храним, потеряем - плачем.

  3. Имеем - не храним,потеряем - плачем.

  4. Имеем - не храним, потеряем-плачем.

3. От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе:

              

При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы:

Т

А

У

Ж

Х

 

  

   

   

Определите текст радиограммы. В ответе укажите, сколько букв было в исходной радиограмме.

1) 6

2) 7

3) 8

4) 15

4. Пользователь работал с каталогом

С:\Документы\Договора\Продажа.

Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем спустился в каталог Срочные, затем спустился в каталог Покупка. Запишите полный путь каталога, в котором оказался пользователь.

  1. С:\Срочные\Покупка

  2. С:\Документы\Срочные\Покупка

  3. С:\Документы\Срочные\Покупка\Продажа

  4. С:\Документы\Договора\Срочные\Покупка

5. Определите значение переменной a после исполнения данного алгоритма.

a := 7

b := 7 + 9*a

a := b/5*а

Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число - значение переменной a.

6. В корзине лежат 8 шаров. Все шары разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из корзины достали красный шар? _____________________________________________________________

7. Какой объем видеопамяти необходим для хранения изображения при условии, что разрешающая способность дисплея равна 640×350 пикселей, а количество используемых цветов - 16? (Ответ выразите в Кбайтах).

Итоговая контрольная работа за 8 класс

Вариант 2

1. В кодировке Unicode на каждый символ отводится два байта. Определите информационный объем сообщения из двадцати символов в этой кодировке.

1) 20 байт

2) 40 бит

3) 160 бит

4) 320 бит

2. В каком из перечисленных предложений правильно расставлены пробелы между словами и знаками препинания?

  1. Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара.

  2. Ах! Матушка ,не довершай удара! Кто беден ,тот тебе не пара.

  3. Ах! Матушка , не довершай удара! Кто беден , тот тебе не пара.

  4. Ах! матушка,не довершай удара! Кто беден,тот тебе не пара.

3. От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе:

                

При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы:

И

А

Н

Г

Ч

 

 

 

  

   

Определите текст радиограммы.

  1. АИНГЧИГ

  2. НИНГЧИГ

  3. АИНГЧАН

  4. АИНЧГАН

4. Пользователь работал с каталогом С:\Физика\Задачи\Кинематика.

Сначала он поднялся на один уровень вверх, потом спустился в каталог Экзамен и после этого спустился в каталог Кинематика. Запишите полный путь для того каталога, в котором оказался пользователь.

  1. С:\Физика\Кинематика\Экзамен

  2. С:\Физика\Задачи\Экзамен\Кинематика

  3. С:\Физика\Экзамен\Кинематика

  4. С:\Физика\Задачи\Кинематика

5. Определите значение переменной a после исполнения данного алгоритма.

a := 3

b := 4 + 2*a

a := b/5*а

Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число - значение переменной a.

6. Была получена телеграмма: «Встречайте, вагон 7». Известно, что в составе поезда 16 вагонов. Какое количество информации было получено? _________________________________________________________

7. Какой объем видеопамяти необходим для хранения двух страниц изображения, если битовая глубина равна 4, а разрешающая способность дисплея - 800×600 пикселей? (Ответ выразите в Кбайтах)


Критерии оценивания:

№ задания

1

2

3

4

5

6

7


максимальный балл

1

1

1

1

1

1

2


Итого

8

«3»: 3-5 баллов

«4»: 5,5-6 баллов

«5»: 7-8 баллов







Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

8 класс
знать/понимать

  • сущность понятия «информация», ее основные виды;

  • вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:

  • особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации:

  • программный принцип работы компьютера;

  • основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

• определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:

• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, не­обходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:

  • создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в про­цессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);

  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:

использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседнев­ной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллек­ций информационных объектов.





Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

Удовлетворительно

менее 66%

Неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

  • «1» - отказ от выполнения учебных обязанностей.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

- отказался отвечать на вопросы учителя.





Содержание тем учебного курса

8 класс

1. Человек и информация - 5 часов.

Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.

Информация. Информационные объекты различных видов.

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества инфор­мации.

2. Первое знакомство с компьютером - 7 часов.

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода инфор­мации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Программный принцип работы компьютера.

Программное обеспечение, его структура.

Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интер­фейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Итоговое тестирование по темам «Человек и информация. Первое знакомство с компьютером».

3. Обработка текстовой информации - 9 часов.

Кодирование текстовой информации.

Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).

Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы».

Пр.р.№1 Ввод редактирование текста

Пр.р. №2 Поиск, замена, проверка правописания.

Пр.р. №3 Форматирование

Пр.р. №4. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул.

Пр.р. №5. Создание документа с использованием мастера и шаблонов. Примеры деловой переписки, учебной публикации.

Пр.р. №6. Гипертекст.. Создание закладок и ссылок.

Пр.р.№ 7 Создание комплексного информационного объекта в виде печатного текста.

4. Технология обработки графической информации - 5 часов.

Области применения компьютерной графики.

Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.

Кодирование изображения.

Растровая и векторная графика.

Интерфейс графических редакторов.

Форматы графических файлов.

Пр.р.№8. Создание и редактирование рисунка

Пр.р. № 9. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.

Пр.р. №10. Использование анимации презентаций..

Пр.р. №11 Создание управляющих кнопок и гиперссылок

Практическая (творческая) работа №12 "Создание комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов"

5. Технология мультимедиа - 6 часов.

Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.

Технические средства мультимедиа.

Компьютерные презентации.

Дизайн презентации и макеты слайдов.

Итоговое тестирование к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 «Технология мультимедиа»

6. Итоговое повторение и контроль - 3 часа

Повторение учебного материала изученного за год

Итоговое тестирование( контрольная работа) по курсу 8 класса

Повторение учебного материала изученного за год








Календарно - тематическое планирование 8 класс

урока

Реализация содержания программ по стандарту

№урока

Тема урока

Реализация содержания авторской программы

Требования к уровню освоения программы

Оборудование

Домашнее задание

Дата проведения

8

«А»

8

«Б»

8

«В»

Человек и информация 1 ч.

1

Информационные процессы

1

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания

вещество, энергия, информация наука информатика

Учащиеся должны знать: правила техники безопасности и при работе на компьютере; связь между информацией и знаниями человека; роль информации в жизни человека

уметь: работать с клавиатурным тренажером

Презентация

Введение. Д/з№1

Человек и информация 4 ч.

2

Информационные процессы

1

Информация и знания. Восприятие информации человеком

декларативные и процедурные знания, информативность сообщения, Образная и знаковая формы восприятия информации.

Учащиеся должны знать: связь между информацией и знаниями человека; функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

уметь:

приводить примеры информации, информативных и неинформативных сообщений;

Презентация

§1-2, Д/з№2

3

Информационные процессы

2

Информационные процессы

информационные процессы

Учащиеся должны знать: что такое информационные процессы; какие существуют носители информации;

уметь:

приводить примеры информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники; определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

Презентация

§3, Д/з№3

4

Создание и обработка информационных объектов

3

Работа с тренажёром клавиатуры

Учащиеся должны уметь:

пользоваться клавиатурой компьютера для набора текста с переключением алфавита.

§5

5

Информационные процессы

4

Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации

алфавит, мощность алфавита

1 бит - информационный вес символа двоичного алфавита.

Информационный объём текста

байт, килобайт, мегабайт, гигабайт

Учащиеся должны знать: как определяется единица измерения информации - бит (алфавитный подход); что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

уметь:

измерять информационный объем текста в байтах;

пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

Презентация

§4, Д/з№4

Первое знакомство с компьютером 7ч.

6

Информационные процессы

1

Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти

носители и устройства внешней памяти, Внутренняя память, программы и данные

Учащиеся должны знать:

состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); структуру внутренней памяти компьютера (биты,

Презентация

§5, 6 Д/з№5

7

Информационные процессы

2

Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции

программное обеспечение, операционная система, Системное программное обеспечение и функции операционной системы. сервисные программы

Учащиеся должны знать:

сущность программного управления работой компьютера; назначение программного обеспечения и его состав.

Презентация

§9,10 Д/з№7

8

Информационные процессы

3

Пользовательский интерфейс

пользовательский интерфейс, контекстное меню, интерактивный режим работы

Учащиеся должны знать:

программного управления работой компьютера;

назначение программного обеспечения и его состав.

Учащиеся должны уметь:

ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране каталог диска;

Презентация

§12, Д/з№9


9

Информационные процессы

4

Устройство персонального компьютера и его основные характеристики

магистральный принцип работы ПК. Минимальный комплект устройств.

Характеристики микропроцессора: тактовая частота, разрядность.

Характеристики устройств внешней памяти

Учащиеся должны знать:

состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); типы и свойства устройств внешней памяти; типы и назначение устройств ввода/вывода; сущность программного управления работой компьютера;

Учащиеся должны уметь:

подключать внешние устройства компьютера: монитор, мышь, клавиатуру;

Презентация

§7,8 Д/з№6

10

Информационные процессы

5

Файлы и файловые структуры

Файл, файловая система, путь к файлу, каталог, логический диск

Учащиеся должны знать:

что такое файл, каталог (папка), файловая структура; путь к файлу, понятие логического диска

Презентация

§11


11

Информационные процессы

6

Файлы и файловые структуры

Файл, файловая система, путь к файлу, каталог, логический диск

Учащиеся должны уметь:

инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране каталог диска; выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск

Презентация

§1-12 Д/з№8


12


7

Итоговое тестирование по темам «Человек и информация. Первое знакомство с компьютером».

1


Текстовая информация и компьютер 9 ч.

13

Создание и обработка информационных объектов

1

Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы

Кодировочная таблица, международный стандарт, Гипертекст, текстовые файлы

знать:

преимущества компьютерного хранения информации, способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

Презентация

§13 Д/з№10

14

Создание и обработка информационных объектов

2

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

Редактирование текста

уметь:

набирать и редактировать текст: использовать режимы вставки и замены; вставлять и удалять символы; объединять и разделять строки; загружать и сохранять на диске файлы

§14-15

15

Создание и обработка информационных объектов

3

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

текстовый редактор и текстовый процессор.

знать:

назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров); назначение программ-переводчиков, систем распознавания текстов

Презентация

§15

16

Создание и обработка информационных объектов

4

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

Шрифты. Форматирование текста

уметь:

задавать параметры страницы, выполнять орфографический контроль, набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов: выделять фрагмент текста, задавать шрифты, его размер, начертание, устанавливать параметры абзаца и его форматирование, выводить на печать.

Презентация

§15

17

Создание и обработка информационных объектов

5

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

буфер обмена Многооконный режим работы

уметь:

удалять, копировать, перемещать фрагмент текста, использовать многооконный ежим; выполнять поиск заданного фрагмента текста и его замену на другой.

§15

18

Создание и обработка информационных объектов

6

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

Таблица, строки, вставка строк, объект WordArt

уметь:

создавать таблицы, удалять, вставлять строки и столбцы таблицы, изменять ширину столбцов, сортировать таблицу, вставлять рисунки и объекты WordArt в текст

§16

19

Создание и обработка информационных объектов

7

Дополнительные возможности текстового процессора

Списки, шаблоны, стили

уметь:

создавать новые шаблоны документа, нового стиля, маркированного и нумерованного списков и их использовать

§17 Д/з№11

20

Создание и обработка информационных объектов

8

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

уметь:

включать в документ формулы; сканировать текст и его распознавать, пользоваться программами-переводчиками

§13-17

21


9

Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы»


Графическая информация и компьютер 5 ч.

22

Проектирование и моделирование

1

Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики

Графика, растровая, векторная графика

Учащиеся должны знать:

способы представления изображений в памяти компьютера; какие существуют области применения компьютерной графики;

назначение графических редакторов; два принципа представления графики

уметь:

распознавать векторную и растровую графики.

Презентация

§18,21 Д/з№14

23

Проектирование и моделирование

2

Графические редакторы растрового типа

Графические редакторы. Растровый графический редактор.

Учащиеся должны знать:

назначение графических редакторов;

назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

уметь:

строить несложные изображения с помощью графических редакторов растрового типа;

Презентация

§22


24

Проектирование и моделирование

3

Кодирование изображения

пиксель, видеопамять, дискретность

Учащиеся должны знать:

способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; формулу определения

уметь:

подсчитывать объема видеопамяти для хранения изображения данного размера

Презентация

§20 Д/з№13


25

Проектирование и моделирование

4

Векторная графика

уметь:

строить несложные изображения с помощью векторных графических редакторов;

Презентация

§21

26

Проектирование и моделирование

5

Технические средства компьютерной графики

Сканер, графопостроитель

Учащиеся должны знать:

принцип работы растровых дисплеев, жидкокристаллических мониторов,

уметь:

сканировать изображения, изменять размеры изображения, настраивать цветовой баланс, кодировать изображения

Презентация

§19


Технология мультимедиа 6+3=9 повторение

27

Организация информационной среды

1

Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации

мультимедиа Компьютерные презентации

Учащиеся должны знать:

что такое мультимедиа; презентация, типы и этапы создания презентаций

Презентация

§26


28

Организация информационной среды

2

Компьютерные презентации

оформления и шаблона презентации. Анимация объектов

Учащиеся должны уметь:

создавать несложную презентацию в среде типовой программы: выбрать оформление и шаблон, создавать и удалять слайды, добавлять текст, графику, анимацию объектов, переход между слайдами.

Презентация

§26


29

Организация информационной среды

3

Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа

Аналоговое и цифровое представление звука.

Учащиеся должны знать:

принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Презентация

§24-25 Д/з№15

30

Организация информационной среды

4

Технология мультимедиа

Учащиеся должны уметь:

создавать несложную презентацию в среде типовой программы, содержащей гиперссылки

Презентация

§26


31

Организация информационной среды

5

Технология мультимедиа

Учащиеся должны уметь:

создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст

Презентация

§18-26


32


6

Итоговое тестирование к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 «Технология мультимедиа»


33


7

Повторение учебного материала изученного за год

§1-26


34


8

Итоговое тестирование по курсу 8 класса



35


9

Повторение учебного материала изученного за год

§1-26







Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 8 класса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  2. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера,. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006

  3. Семакин И.Г., Вараскин Г.С. Структурированный конспект базового курса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004

  4. Семаким И.Г. Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

Литература для учителя.

  1. Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. - М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.

  2. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)




© 2010-2022