Программа элективного курса «Информационное моделирование» (11 класс)

Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кеся Наталья Петровна, учитель информатики

Программа элективного курса « Информационное моделирование», 11 класс



Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Информационное моделирование» предназначена для изучения в 11-х профильной школы, ориентирована на учащихся физико-математического и информационно-технологического профилей.

Курс «Информационное моделирование» является преемственным по отношению к базовому курсу информатики и ИКТ, обеспечивающему требования образовательного стандарта для основной школы. При планировании учитывается, что раздел моделирования и формализации становится одним из ведущих в изучении информатики на старшей ступени школы.

В ходе изучения будут расширены знания учащихся в различных предметных областях, что позволяет максимально реализовать межпредметные связи, послужит средством профессиональной ориентации и будет служить целям профилизации обучения на старшей ступени школы.

Программа курса рассчитана на 30 часов, которые проводятся в течение года по одному часу в неделю.

Актуальность. Известно, что системный анализ - это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Процессы изучения и использования свойств системы становятся определяющими и решающими для успешной практической деятельности. Одним из современных инструментов системного анализа и синтеза систем является информационное (абстрактное) моделирование, проводимое на компьютере. Информационные модели могут имитировать существенные черты объектов-оригиналов и достаточно точно воспроизводить их поведение. Программа курса представляет интерес для учащихся физико-математического профиля, стремящихся овладеть современными компьютерными технологиями, а так же глубоко понимать процессы и явления из различных предметных областей (математики, физики, биологии, экономики), систематизировать и исследовать их с помощью компьютерного моделирования.

Цель курса: дать более глубокое понимание моделирования как метода познания и познакомить учащихся с возможностью исследования с помощью компьютера информационных моделей из различных предметных областей.

Основные задачи курса состоят в:

  • освоении этапов моделирования;

  • знакомстве с технологией создания компьютерных моделей;

  • овладении умением исследовать объекты, процессы и явления из разных предметных областей с помощью компьютерного моделирования;

  • формировании умения проводить системный анализ процессов и явлений окружающей действительности;

  • освоении умения проводить компьютерный эксперимент со специфическими видами деятельности человека, связанными с моделированием процессов и явлений окружающей действительности.

Решение данных задач способствует:

  • выработке осознанных навыков в работе с компьютером и программными средствами;

  • формированию системного характера мышления школьников;

  • развитию навыков анализа и самоанализа;

  • воспитанию целеустремленности и результативности в процессе учебной деятельности.

В основу обучения положены теоретические (лекции, беседа) и практические (практикум, эксперимент, индивидуальная работа) занятия, проводимые в классе, оснащенном современными персональными компьютерами, подключенными к локальной сети. Одним из главных методов изучения материала является самостоятельное выполнение практических заданий на компьютере, проведение компьютерного эксперимента.

Ожидаемые результаты обучения - умение самостоятельно моделировать с помощью компьютера реальные объекты, процессы и явления из различных предметных областей. Метод проверки - отработка задач на компьютере (компьютерный эксперимент).

Основная методическая установка курса - обучение школьников технологии информационного (компьютерного) моделирования процессов и явлений окружающей действительности.

Основные формы работы, применяемые на уроке - фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Планируемые результаты обучения

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать

  • структуру информационных моделей;

  • методы формализации и алгоритмизации, возможности реализации моделей с использованием программно-технических средств;

  • технологию работы в той или иной компьютерной среде (Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Access);

уметь:

  • использовать методы визуального, имитационного и математического моделирования при разработке информационных систем;

  • применять на практике инструментальные средства моделирования;

  • составлять и проводить поэтапное моделирование, осуществлять компьютерный эксперимент.

По завершению курса «Информационное моделирование» учащиеся познакомятся с технологией компьютерного моделирования, научатся составлять и исследовать компьютерные модели, что в свою очередь будет способствовать их профессиональному самоопределению.


Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел, тема

Всего часов

В том числе

Форма проведения занятия

Образовательный продукт

теории

практики

1.

Моделирование как метод познания. Виды информационных моделей

1

0,5

0,5

Беседа, лекция,

практикум

Итоги практической работы, конспект

2.

Табличные информационные модели

2

1

1

Лекция,

индивидуальная работа

Конспект, итоги практической работы

3.

Модели на графах

2

1

1

Лекция,

индивидуальная работа

Конспект, итоги практической работы

4.

Объектно-информационные модели

2

1

1

Лекция,

индивидуальная работа

Конспект, итоги практической работы

5.

Основные этапы моделирования на компьютере

1

1


Лекция

Конспект

6.

Математическое моделирование

6

1

5

Фронтальный опрос,

лекция, беседа,

компьютерный эксперимент

Решение математических задач

7.

Моделирование случайных событий (вероятностное моделирование)

2

0,5

1,5

Лекция,

компьютерный эксперимент

Решение задачи методом Монте-Карло

8.

Имитационное моделирование

2

0,5

1,5

Лекция,

компьютерный эксперимент

Модель популяции с использованием закона Мальтуса

9.

Моделирование в экономике и банковской сфере

4

1

3

Лекция,

компьютерный эксперимент

Решение экономических задач

10.

Моделирование физических процессов

4

1

3

Лекция,

компьютерный эксперимент

Решение физических задач

11.

Хранение и поиск информации в базах данных. Многотабличные базы данных

2

0,5

1,5

Лекция,

индивидуальная работа

Конспект, итоги практической работы

412

Индивидуальная практическая работа. Защита компьютерного проекта

2


2

Индивидуальная работа

Компьютерный проект

Всего:

30

9

21





































Содержание программы

1. Моделирование как метод познания. Виды информационных моделей

Модель, моделирование. Натурные и информационные модели. Виды информационных моделей. Вербальные модели. Математические модели. Графические модели. Табличные модели. Информационные модели на графах. Объектно-информационные модели.

2. Табличные информационные модели

Табличная организация информации. Структура таблицы. Типы таблиц. Разработка таблиц. Табличное решение логических задач.

3. Модели на графах

Виды графов. Иерархические системы и деревья. Сети. Семантические сети. Построение графа. Решение задач с помощью графов.

4. Объектно-информационные модели

Объекты. Свойства объектов. Состояние объектов. Поведение объектов. Классы объектов. Наследование. Иерархические системы классов.

5. Основные этапы моделирования на компьютере

Формализация. Этапы моделирования: постановка задачи, разработка модели, компьютерный эксперимент, анализ результатов моделирования.

6. Математическое моделирование

Понятие математической модели. Этапы решения задачи на компьютере.

Математическое моделирование в среде электронных таблиц. Решение задач с использованием табличного процессора Microsoft Office Excel: числовой метод, графический метод (приближенное решение уравнений в электронных таблицах, графическое решение неравенств и систем уравнений). Статистическое моделирование.

7. Моделирование случайных событий (вероятностное моделирование)

Понятие вероятностной модели. Метод Монте-Карло. Моделирование случайных процессов. Вероятностные модели в электронных таблицах.

8. Имитационное моделирование

Понятие имитационного моделирования. Имитационное моделирование в электронных таблицах на примере модели эволюции популяций. Построение модели популяции с использованием закона Мальтуса.

9. Моделирование в экономике и банковской сфере

Оптимизационное моделирование в экономике и банковской сфере. Решение экономических задач с использованием табличного процессора Microsoft Office Excel.

10. Моделирование физических процессов

Понятие физической модели. Моделирование физических процессов на примере моделирования полета тела, брошенного под углом к горизонту. Решение задач из различных областей физики с использованием табличного процессора Microsoft Office Excel.

11. Хранение и поиск информации в базах данных. Многотабличные базы данных

Реляционные базы данных. Однотабличные базы данных в СУБД Microsoft Office Access. Построение табличных информационных моделей в СУБД Microsoft Office Access с использованием двух и более таблиц. Связывание таблиц. Форма. Заставка. Сортировка и поиск данных в реляционных базах данных. Отчеты.

12. Индивидуальная практическая работа.

Выдача индивидуальных заданий и выполнение практической работы на компьютере (компьютерное моделирование).















































Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы


Аппаратные средства:

  • Компьютер

  • Принтер

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура, мышь)

  • Проектор


Программные средства:

  • Операционная система Windows

  • Интегрированный пакет Microsoft Office


Литература для учителя:

  • Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н. Бородин.- 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  • Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов /Н.Д.Угринович.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.

  • Информатика. Практикум-задачник по моделированию./под ред. Н.В. Макаровой.-Спб.: Питер, 2001

  • Информационные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие/И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  • Информационные системы и модели. Элективный курс: Практикум/И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.


Литература для учащихся:

  • Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов /Н.Д.Угринович.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.

  • Интернет - ресурсы



© 2010-2022