- Преподавателю
- Информатика
- Программа факультатива по легоконструированию
Программа факультатива по легоконструированию
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Усанова Н.С. |
Дата | 31.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МОУ «Полетаевская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ»
Учитель:
Усанова Наталья Сергеевна
учитель информатики
2014 - 2015 гг.
Оглавление
Пояснительная записка
Современный человек участвует в разработке, создании и потреблении огромного количества артефактов: материальных, энергетических, информационных. Соответственно, он должен ориентироваться в окружающем мире как сознательный субъект, адекватно воспринимающий появление нового, умеющий ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющемся мире, готовый непрерывно учиться.
Особенно важно не упустить имеющийся у школьников познавательный интерес к окружающим его рукотворным предметам, законам их функционирования, принципам, которые легли в основу их возникновения.
Программа «Легоконструирование» предназначена для того, чтобы положить начало формированию у учащихся целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить технический и математический словари ученика.
Кроме этого, реализация этого курса помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Самостоятельная работа выполняется учащимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. Выполнение проектов требует от детей широкого поиска, структурирования и анализирования дополнительной информации по теме.
Занятия по легоконструированию предоставляют уникальную возможность для детей освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов Mindstorms NXT 2.0.
Благодаря датчикам поворота и расстояния, созданные конструкции реагируют на окружающих мир. С помощью программирования на персональном компьютере ребенок наделяет интеллектом свои модели и использует их для решения задач, которые, по сути, являются упражнениями из курсов математики, информатики.
Программа «Легоконструирование» рассчитана на 1 час в неделю на протяжении всего учебного года.
Цели программы
-
формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире;
-
ознакомление учащихся с основами конструирования и моделирования,
-
расширение знаний об основных особенностях конструкций, механизмов и машин;
-
развитие способности творчески подходить к проблемным ситуациям;
-
развитие познавательного интереса и мышления учащихся;
-
ознакомление учащихся основам робототехники.
Таким образом, программа «Легоконструирование» нацелена на решение следующих задач:
-
расширение знаний учащихся об окружающем мире, о мире техники;
-
стимулирование мотивации учащихся к получению знаний, формирование творческое личности ребенка;
-
развитие интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям, формирование навыков коллективного труда;
-
развитие навыка программирования через разработку программ в визуальной среде программирования, развитие алгоритмического мышления;
-
актуализация имеющихся у учащихся знаний об окружающем мире и их практическое применение;
-
обучение решению творческих, нестандартных ситуаций на практике при конструировании и моделировании объектов окружающей действительности;
-
развитие коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе, умения аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку зрения.
-
создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред.
Требования к уровню подготовки
К концу реализации направления «Легоконструирование» учащиеся научатся:
-
правилам безопасной работы;
-
понимать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
-
понимать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
-
различать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
-
основные приемы конструирования роботов;
-
как использовать созданные программы;
-
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
-
создавать реально действующие модели роботов из конструктора ЛЕГО; при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
-
создавать программы на компьютере для различных роботов;
-
корректировать программы при необходимости;
-
демонстрировать технические возможности роботов;
-
работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
Календарно-тематическое планирование
Урок
Тема
Формируемые знания и умения
Первые конструкции
1
Введение в предмет "Легоконструирование"
2,3
Знакомство с конструктором Lego.
Знать: Основные детали конструктора, название и назначение Lego, спецификацию конструктора
4,5
Создание базовых конструкций
Знать: назначение базовых конструкций, Основные свойства конструкции при ее построении. Уметь: создавать типовые соединения деталей.
6,7
Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построении.
Знать: назначение базовых конструкций, Основные свойства конструкции при ее построении. Уметь: создавать типовые соединения деталей.
Первые механизмы
8
Понятие о простых механизмах и их разновидностях.
Знать: назначение простых механизмов, их разновидности. Уметь: создавать простые механизмы, приводить примеры областей применения различных видов простых механизмов.
9
Рычаги. Основные определения. Правило равновесия рычага. Области его применения.
Знать: назначение рычага, области его применения, правило равновесия рычага. Уметь: создавать рычажные механизмы, приводить примеры областей применения рычажных механизмов.
10,11
Рычажные механизмы.
Знать: назначение рычага, области его применения, правило равновесия рычага. Уметь: создавать рычажные механизмы, приводить примеры областей применения рычажных механизмов.
12,13
Конструирование рычажных механизмов
Знать: назначение рычага, области его применения, правило равновесия рычага. Уметь: создавать рычажные механизмы, приводить примеры областей применения рычажных механизмов.
14,15
Построение моделей с использованием рычага.
Знать: назначение рычага, области его применения, правило равновесия рычага.Уметь: создавать рычажные механизмы, приводить примеры областей применения рычажных механизмов.
16
Блоки. Применение блоков в технике. Виды блоков.
Знать: назначение блоков, области его применения, виды блоков.Уметь: создавать механизмы с применением блоков, приводить примеры областей применения блоков.
17,18,19
Построение моделей с использованием различных видов блоков.
Знать: назначение блоков, области его применения, виды блоков.Уметь: создавать механизмы с применением блоков, приводить примеры областей применения блоков.
20
Проверочная работа по теме «Первые механизмы».
Знать: назначение простых механизмов, их разновидности, назначение рычага, области его применения, правило равновесия рычага. назначение блоков, области его применения, виды блоков.Уметь: создавать простые механизмы, приводить примеры областей применения различных видов простых механизмов, создавать рычажные механизмы, приводить примеры областей применения рычажных механизмов, создавать механизмы с применением блоков, приводить примеры областей применения блоков.
21
Ременные и зубчатые передачи.
Знать: назначение ременных и зубчатых передач, области их применения, виды ременных и зубчатых передач.Уметь: строить модели с применением ременных и зубчатых передач, приводить примеры применения ременных и зубчатых передач в технике.
22
Виды ременных передач. Применение в технике
Знать: назначение ременных и зубчатых передач, области их применения, виды ременных и зубчатых передач.Уметь: строить модели с применением ременных и зубчатых передач, приводить примеры применения ременных и зубчатых передач в технике.
23
Зубчатые передачи, виды. Применение.
Знать: назначение ременных и зубчатых передач, области их применения, виды ременных и зубчатых передач.Уметь: строить модели с применением ременных и зубчатых передач, приводить примеры применения ременных и зубчатых передач в технике.
24
Виды зубчатых колес. Зубчатые передачи под углом 90°.
Знать: назначение ременных и зубчатых передач, области их применения, виды ременных и зубчатых передач.Уметь: строить модели с применением ременных и зубчатых передач, приводить примеры применения ременных и зубчатых передач в технике.
25
Построение моделей с использованием ременных и зубчатых передач
Знать: назначение ременных и зубчатых передач, области их применения, виды ременных и зубчатых передач.Уметь: строить модели с применением ременных и зубчатых передач, приводить примеры применения ременных и зубчатых передач в технике.
26
Проверочная работа по теме «Ременные и зубчатые передачи».
Знать: назначение ременных и зубчатых передач, области их применения, виды ременных и зубчатых передач. Уметь: строить модели с применением ременных и зубчатых передач, приводить примеры применения ременных и зубчатых передач в технике.
Основы программирования
27
Окно программы
Знать: интерфейс программы, Основные элементы. Уметь: запускать программу, правильно подключать к блоку RCX внешние устройства, передавать программу с помощью инфракрасного передатчика
28
Команды программы. Палитры инструментов
Знать: назначение базовых конструкций, Основные свойства конструкции при ее построении. Уметь: составлять, отлаживать и модифицировать программы для различных исполнителей, собранных из ЛЕГО
29
Направляющая и начало программы
Знать: назначение базовых конструкций, Основные свойства конструкции при ее построении. Уметь: составлять, отлаживать и модифицировать программы для различных исполнителей, собранных из ЛЕГО
30
Соединение блоков проводниками
Знать: иметь представление об основных компонентах управляющей системы роботов-исполнителей: входах, выходах и программе; основные команды визуального языка программирования .Уметь: проверять чужую часть работы и корректно сообщать об обнаруженных ошибках, составлять, отлаживать и модифицировать программы для различных исполнителей, собранных из ЛЕГО, разбираться в возможностях пройденных программ (что можно, а что нельзя сделать с помощью данной программы), составлять алгоритмы действий для исполнителя с заданным набором команд, правильно подключать к блоку RCX внешние устройства, передавать программу с помощью инфракрасного передатчика,
31
Палитры блоков
Знать: иметь представление об основных компонентах управляющей системы роботов-исполнителей: входах, выходах и программе; основные команды визуального языка программирования .Уметь: проверять чужую часть работы и корректно сообщать об обнаруженных ошибках, составлять, отлаживать и модифицировать программы для различных исполнителей, собранных из ЛЕГО, разбираться в возможностях пройденных программ (что можно, а что нельзя сделать с помощью данной программы), составлять алгоритмы действий для исполнителя с заданным набором команд, правильно подключать к блоку RCX внешние устройства, передавать программу с помощью инфракрасного передатчика,
32
Блок движение
Знать: иметь представление об основных компонентах управляющей системы роботов-исполнителей: входах, выходах и программе; основные команды визуального языка программирования .Уметь: проверять чужую часть работы и корректно сообщать об обнаруженных ошибках, составлять, отлаживать и модифицировать программы для различных исполнителей, собранных из ЛЕГО, разбираться в возможностях пройденных программ (что можно, а что нельзя сделать с помощью данной программы), составлять алгоритмы действий для исполнителя с заданным набором команд, правильно подключать к блоку RCX внешние устройства, передавать программу с помощью инфракрасного передатчика
33
Блок звук
Знать: иметь представление об основных компонентах управляющей системы роботов-исполнителей: входах, выходах и программе; основные команды визуального языка программирования .Уметь: проверять чужую часть работы и корректно сообщать об обнаруженных ошибках, составлять, отлаживать и модифицировать программы для различных исполнителей, собранных из ЛЕГО, разбираться в возможностях пройденных программ (что можно, а что нельзя сделать с помощью данной программы), составлять алгоритмы действий для исполнителя с заданным набором команд, правильно подключать к блоку RCX внешние устройства, передавать программу с помощью инфракрасного передатчика
34,35
Итоговый урок
Свободное моделирование
Учебно-методический комплекс
-
Зверева В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки/ М., педагогический поиск. Приложение к журналу «Завуч», 2008.
-
mindstorms.su
-
Кружок робототехники, [электронный ресурс]//lego.rkc-74.ru/index.php/-lego-
-
В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.
11