Программа факультатива по легоконструированию

Данную программу по легоконструированию можно использовать в качестве факультатива или кружка по легоконструированию.Ни для кого не секрет, что практически все дети любят создавать что–то своими руками, а конструирование для них является одним из любимейших занятий. Многие знаменитые педагоги придавали огромное значение этому виду деятельности. В процессе конструирования у детей развивается память, внимание, моторика, аналитические и интеллектуальные способности. Актуальность легоконструирования...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Полетаевская средняя общеобразовательная школа»











Рабочая программа по внеурочной деятельности

«ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ»









Учитель:

Усанова Наталья Сергеевна

учитель информатики







2014 - 2015 гг.

Оглавление



Пояснительная записка


Современный человек участвует в разработке, создании и потреблении огромного количества артефактов: материальных, энергетических, информационных. Соответственно, он должен ориентироваться в окружающем мире как сознательный субъект, адекватно воспринимающий появление нового, умеющий ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющемся мире, готовый непрерывно учиться.

Особенно важно не упустить имеющийся у школьников познавательный интерес к окружающим его рукотворным предметам, законам их функционирования, принципам, которые легли в основу их возникновения.
Программа «Легоконструирование» предназначена для того, чтобы положить начало формированию у учащихся целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить технический и математический словари ученика.

Кроме этого, реализация этого курса помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Самостоятельная работа выполняется учащимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. Выполнение проектов требует от детей широкого поиска, структурирования и анализирования дополнительной информации по теме.

Занятия по легоконструированию предоставляют уникальную возможность для детей освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов Mindstorms NXT 2.0.

Благодаря датчикам поворота и расстояния, созданные конструкции реагируют на окружающих мир. С помощью программирования на персональном компьютере ребенок наделяет интеллектом свои модели и использует их для решения задач, которые, по сути, являются упражнениями из курсов математики, информатики.

Программа «Легоконструирование» рассчитана на 1 час в неделю на протяжении всего учебного года.



Цели программы

  • формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире;

  • ознакомление учащихся с основами конструирования и моделирования,

  • расширение знаний об основных особенностях конструкций, механизмов и машин;

  • развитие способности творчески подходить к проблемным ситуациям;

  • развитие познавательного интереса и мышления учащихся;

  • ознакомление учащихся основам робототехники.

Таким образом, программа «Легоконструирование» нацелена на решение следующих задач:

  • расширение знаний учащихся об окружающем мире, о мире техники;

  • стимулирование мотивации учащихся к получению знаний, формирование творческое личности ребенка;

  • развитие интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям, формирование навыков коллективного труда;

  • развитие навыка программирования через разработку программ в визуальной среде программирования, развитие алгоритмического мышления;

  • актуализация имеющихся у учащихся знаний об окружающем мире и их практическое применение;

  • обучение решению творческих, нестандартных ситуаций на практике при конструировании и моделировании объектов окружающей действительности;

  • развитие коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе, умения аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку зрения.

  • создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред.



Требования к уровню подготовки

К концу реализации направления «Легоконструирование» учащиеся научатся:

  • правилам безопасной работы;

  • понимать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

  • понимать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;

  • различать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

  • основные приемы конструирования роботов;

  • как использовать созданные программы;

  • самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);

  • создавать реально действующие модели роботов из конструктора ЛЕГО; при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;

  • создавать программы на компьютере для различных роботов;

  • корректировать программы при необходимости;

  • демонстрировать технические возможности роботов;

  • работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);


Календарно-тематическое планирование

Урок

Тема

Формируемые знания и умения

Первые конструкции

1

Введение в предмет "Легоконструирование"

2,3

Знакомство с конструктором Lego.

Знать: Основные детали конструктора, название и назначение Lego, спецификацию конструктора

4,5

Создание базовых конструкций

Знать: назначение базовых конструкций, Основные свойства конструкции при ее построении. Уметь: создавать типовые соединения деталей.

6,7

Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построении.

Знать: назначение базовых конструкций, Основные свойства конструкции при ее построении. Уметь: создавать типовые соединения деталей.

Первые механизмы

8

Понятие о простых механизмах и их разновидностях.

Знать: назначение простых механизмов, их разновидности. Уметь: создавать простые механизмы, приводить примеры областей применения различных видов простых механизмов.

9

Рычаги. Основные определения. Правило равновесия рычага. Области его применения.

Знать: назначение рычага, области его применения, правило равновесия рычага. Уметь: создавать рычажные механизмы, приводить примеры областей применения рычажных механизмов.

10,11

Рычажные механизмы.

Знать: назначение рычага, области его применения, правило равновесия рычага. Уметь: создавать рычажные механизмы, приводить примеры областей применения рычажных механизмов.

12,13

Конструирование рычажных механизмов

Знать: назначение рычага, области его применения, правило равновесия рычага. Уметь: создавать рычажные механизмы, приводить примеры областей применения рычажных механизмов.

14,15

Построение моделей с использованием рычага.

Знать: назначение рычага, области его применения, правило равновесия рычага.Уметь: создавать рычажные механизмы, приводить примеры областей применения рычажных механизмов.

16

Блоки. Применение блоков в технике. Виды блоков.

Знать: назначение блоков, области его применения, виды блоков.Уметь: создавать механизмы с применением блоков, приводить примеры областей применения блоков.

17,18,19

Построение моделей с использованием различных видов блоков.

Знать: назначение блоков, области его применения, виды блоков.Уметь: создавать механизмы с применением блоков, приводить примеры областей применения блоков.

20

Проверочная работа по теме «Первые механизмы».

Знать: назначение простых механизмов, их разновидности, назначение рычага, области его применения, правило равновесия рычага. назначение блоков, области его применения, виды блоков.Уметь: создавать простые механизмы, приводить примеры областей применения различных видов простых механизмов, создавать рычажные механизмы, приводить примеры областей применения рычажных механизмов, создавать механизмы с применением блоков, приводить примеры областей применения блоков.

21

Ременные и зубчатые передачи.

Знать: назначение ременных и зубчатых передач, области их применения, виды ременных и зубчатых передач.Уметь: строить модели с применением ременных и зубчатых передач, приводить примеры применения ременных и зубчатых передач в технике.

22

Виды ременных передач. Применение в технике

Знать: назначение ременных и зубчатых передач, области их применения, виды ременных и зубчатых передач.Уметь: строить модели с применением ременных и зубчатых передач, приводить примеры применения ременных и зубчатых передач в технике.

23

Зубчатые передачи, виды. Применение.

Знать: назначение ременных и зубчатых передач, области их применения, виды ременных и зубчатых передач.Уметь: строить модели с применением ременных и зубчатых передач, приводить примеры применения ременных и зубчатых передач в технике.

24

Виды зубчатых колес. Зубчатые передачи под углом 90°.

Знать: назначение ременных и зубчатых передач, области их применения, виды ременных и зубчатых передач.Уметь: строить модели с применением ременных и зубчатых передач, приводить примеры применения ременных и зубчатых передач в технике.

25

Построение моделей с использованием ременных и зубчатых передач

Знать: назначение ременных и зубчатых передач, области их применения, виды ременных и зубчатых передач.Уметь: строить модели с применением ременных и зубчатых передач, приводить примеры применения ременных и зубчатых передач в технике.

26

Проверочная работа по теме «Ременные и зубчатые передачи».

Знать: назначение ременных и зубчатых передач, области их применения, виды ременных и зубчатых передач. Уметь: строить модели с применением ременных и зубчатых передач, приводить примеры применения ременных и зубчатых передач в технике.

Основы программирования

27

Окно программы

Знать: интерфейс программы, Основные элементы. Уметь: запускать программу, правильно подключать к блоку RCX внешние устройства, передавать программу с помощью инфракрасного передатчика

28

Команды программы. Палитры инструментов

Знать: назначение базовых конструкций, Основные свойства конструкции при ее построении. Уметь: составлять, отлаживать и модифицировать программы для различных исполнителей, собранных из ЛЕГО

29

Направляющая и начало программы

Знать: назначение базовых конструкций, Основные свойства конструкции при ее построении. Уметь: составлять, отлаживать и модифицировать программы для различных исполнителей, собранных из ЛЕГО

30

Соединение блоков проводниками

Знать: иметь представление об основных компонентах управляющей системы роботов-исполнителей: входах, выходах и программе; основные команды визуального языка программирования .Уметь: проверять чужую часть работы и корректно сообщать об обнаруженных ошибках, составлять, отлаживать и модифицировать программы для различных исполнителей, собранных из ЛЕГО, разбираться в возможностях пройденных программ (что можно, а что нельзя сделать с помощью данной программы), составлять алгоритмы действий для исполнителя с заданным набором команд, правильно подключать к блоку RCX внешние устройства, передавать программу с помощью инфракрасного передатчика,

31

Палитры блоков

Знать: иметь представление об основных компонентах управляющей системы роботов-исполнителей: входах, выходах и программе; основные команды визуального языка программирования .Уметь: проверять чужую часть работы и корректно сообщать об обнаруженных ошибках, составлять, отлаживать и модифицировать программы для различных исполнителей, собранных из ЛЕГО, разбираться в возможностях пройденных программ (что можно, а что нельзя сделать с помощью данной программы), составлять алгоритмы действий для исполнителя с заданным набором команд, правильно подключать к блоку RCX внешние устройства, передавать программу с помощью инфракрасного передатчика,

32

Блок движение

Знать: иметь представление об основных компонентах управляющей системы роботов-исполнителей: входах, выходах и программе; основные команды визуального языка программирования .Уметь: проверять чужую часть работы и корректно сообщать об обнаруженных ошибках, составлять, отлаживать и модифицировать программы для различных исполнителей, собранных из ЛЕГО, разбираться в возможностях пройденных программ (что можно, а что нельзя сделать с помощью данной программы), составлять алгоритмы действий для исполнителя с заданным набором команд, правильно подключать к блоку RCX внешние устройства, передавать программу с помощью инфракрасного передатчика

33

Блок звук

Знать: иметь представление об основных компонентах управляющей системы роботов-исполнителей: входах, выходах и программе; основные команды визуального языка программирования .Уметь: проверять чужую часть работы и корректно сообщать об обнаруженных ошибках, составлять, отлаживать и модифицировать программы для различных исполнителей, собранных из ЛЕГО, разбираться в возможностях пройденных программ (что можно, а что нельзя сделать с помощью данной программы), составлять алгоритмы действий для исполнителя с заданным набором команд, правильно подключать к блоку RCX внешние устройства, передавать программу с помощью инфракрасного передатчика

34,35

Итоговый урок

Свободное моделирование




Учебно-методический комплекс


  1. Зверева В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки/ М., педагогический поиск. Приложение к журналу «Завуч», 2008.

  2. mindstorms.su

  3. Кружок робототехники, [электронный ресурс]//lego.rkc-74.ru/index.php/-lego-

  4. В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.

11


© 2010-2022