Программа внеурочной деятельности Школьные проекты с применением информационных технологиq

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Школьные проекты с применением информационных технологий» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, на основе программы элективного курса «Учебные проекты с использованием «Microsoft Office» предназначена для учащихся пятых и шестых классов общеобразовательных школ.

Рабочая программа разработана на основании рабочей программы «Школьные проекты с применением информационных технологий» из сборника рабочих программ «ФГОС: основная школа» под редакцией В.В. Зарубиной, Ульяновск: УИПКПРО, 2013.

Программа курса внеурочной деятельности «Школьные проекты с применением информационных технологий» рассчитана на учащихся 5-6 классов. Срок освоения программы - 1 год. Объем программы курса - 70 часов.

Занятия проводятся по 1 часу 2 раз в неделю. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз.

Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся, ориентирована на работу в учебном компьютерном классе.

Метод проектов является базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, учащийся оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Цель программы внеурочной деятельности: формирование навыков использования информационных технологий для реализации творческих проектов в учебной и внеурочной деятельности.

Задачи

Обучающие:

  1. сформировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией (формирование умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовать информационный процесс);

  2. углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера
    для основной учебной деятельности;

  3. сформировать у школьников навыки организации информации и планирования деятельности;

  4. создать условия для ознакомления учащихся с принципами работы в
    программах word, publisher, power point, movie maker;

5) приобщить к проектно-творческой деятельности.
Развивающие:

1) развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.

Воспитывающие:

  1. сформировать у школьников представление о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства;

  2. формировать эмоционально-положительное отношение к информационным технологиям.

Общая характеристика программы курса внеурочной деятельности

В основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Содержание курса внеурочной деятельности «Школьные проекты с применением информационных технологий» соответствует следующим принципам:

  • принципу научности, в соответствии с которым учащиеся знакомятся с
    современными методами получения, анализа и интерпретации информации;

  • принципу последовательности и систематичности, так как изучение материала производится последовательно (непрерывно), от частного к общему;

  • принципу доступности: изучение содержания в рамках программы осуществляется с учетом дифференцированного подхода (в том числе уровневой
    дифференциации) и вариативности системы освоения учебного материала
    (включая способы деятельности); следования логике от известного к неизвестному, от легкого к трудному и определяется не упрощением материала,
    подлежащего усвоению, а предоставлением систем поиска и освоения (постижения) нового знания; доступность базируется на организации познавательной деятельности, сообразной зоне ближайшего развития ребенка;

  • принципу сознательности и активности: метод проектов, заложенный в
    основе программы, позволяет создать условия, способствующие формированию активного отношения обучающихся к поставленным учебным задачам, в
    т.ч. возможность постановки собственных задач, выход за рамки алгоритма и
    «учебной заданности»;

- принципу связи теории и практики, согласно которому практика является инструментом обучения.

Основные формы организации деятельности в рамках данного курса - эвристическая беседа, викторина, соревнование, конкурс, выставка работ, практическая работа.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

  1. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы на компьютере и применять
    их в практической деятельности и повседневной жизни.

  2. Учащиеся должны иметь навыки устной презентации.

  3. Учащиеся должны демонстрировать навыки и умения самостоятельно осуществлять творческие проекты с применением информационных технологий, навыки сбора и первичной обработки информации, навыки планирования своей работы; навыки составления письменного отчета о проделанной работе; навыки оценки готового
    продукта, своей работы над проектом.

  4. Учащиеся должны проявлять ответственное отношение к учению,
    готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на
    основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты

В результате учебной деятельности у учащихся формируются:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
    формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
    числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
    решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
    осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
    осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Предметные результаты должны знать /понимать:

  • правила техники безопасности;

  • структуру проектной деятельности;

  • методы оценки и самооценки результатов работы;

  • способы презентации работы, основы публичного выступления;

  • назначение и виды информационного бюллетеня;

  • виды и способы использования презентаций;

  • основные жанры журналистики;

  • способы оформления визуальной продукции (открытки, бюллетени,
    коллажи).

должны уметь/применять:

  • соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;

  • работать в команде над одним проектом, выполняя разные роли;

  • использовать программы Word, Publisher, Power Point, Movie Maker для оформления результатов проектной деятельности;

  • создавать информационный бюллетень по заданной теме;

  • уметь самостоятельно осуществлять творческие проекты с использованием информационных технологий;

- составлять и защищать творческие мини-проекты.

Знания и умения, полученные при изучении курса, учащиеся могут использовать при подготовке различной визуальной продукции: рекламные буклеты, поздравительные открытки, школьные газеты, почетные грамоты, рефераты и при выполнении прикладных исследований и научных работ, выполняемые в рамках школьного учебного процесса в различных областях: физике, химии, биологии, истории и т.д. По результатам обучения создается банк готовых работ учащихся для использования в учебно-воспитательном процессе.

Формы контроля

Анкетирование, тестирование, написание и иллюстрирование статей, редактирование текстов, создание презентаций, конкурсы работ учащихся, выставки, презентации и т.д. Теоретические знания оцениваются через участие во внеклассных мероприятиях - играх, соревнованиях, викторинах.

Содержание курса внеурочной деятельности

Введение

Правила техники безопасности при работе с компьютером и в кабинете информатики. Организация рабочего места. Цели и содержание курса.

Введение в проектную деятельность

Принципы групповой и коллективной деятельности. Технология сотрудничества.

Проект «Этот загадочный компьютер».

Вопросы, направляющие проект - основополагающий, проблемный, учебный.

Принципы планирования деятельности. Составление плана работы над
проектом. Распределение обязанностей.

Приемы поиска и отбора информации. Основные хранилища информации. Работа с несколькими файлами. Первичная обработка информации.

Эгапы проектной деятельности.

Целеполагание. Составление плана работы. Отбор материала. Работа в среде тестового редактора. Самооценка. Выставка работ.

Способы презентации результатов. Создание ребусов, загадок и головоломок по заданной теме.

Объединение результантов в интерактивную презентацию с помощью учителя. Методы оценки результатов проекта. Представление, оценка и самооценка готового проекта.

Поздравительные открытки на день Учителя и на день Матери.

Проект «Создание информационного бюллетеня»

Подведение итогов выставки. Знакомство с журналистикой как профессией. Виды периодических изданий. Понятие информационного бюллетеня. Примеры.

Жанровое разнообразие. Газетно - журнальные жанры. Что такое заметка и ее основные черты. Ставим проблему и цели проекта, распределяем обязанности и составляем план работы.

Что такое статья. Виды статей. Приемы написания статей. Описание как элемент любой статьи.

Верстка. Основные правила. Виды верстки.

Роль и функция иллюстраций. Заголовки. Работа с цветом. Работа над индивидуальным проектом в рамках общей тематики.

Презентации результатов работы.

Индивидуальный проект «Поздравление с Днем защитника Отечества и Международным женским днем»

Виды презентаций. Структура презентации. Средства для создания мультимедийной презентации Мovie Мaker. Панель инструментов, сохранение документа, завершение работы. Создание презентации, добавление текста, оформление слайда, изменение дизайна.

Оценка выполненных работ. Отбор наилучших. Создание информационного бюллетеня на основе использованного материала.

Проект «Летопись нашего класса»

Мотивация. Постановка проблемы. Понятие и примеры летописи. Программные средства для создания летописи. Структура летописи. Понятие гипертекста. Средства и способы организации гипертекста. Разные программы для составления презентаций. Проведение игры «Путешествие в страну Зазеркалье».



Тематический план курса

Тема занятия

Количество часов

Введение.

1

Введение в проектную деятельность.

19

Проект «Создание информационного бюллетеня»

12

Индивидуальный проект «Поздравление с Днем защитника Отечества и Международным женским днем»

10

Проект «Летопись нашего класса»

28

ИТОГО

35



Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

п

ф

Введение. 1

1

Компьютер и безопасность. Мы - команда!

1

Введение в проектную деятельность 19

2

Мы - команда!

1

3

От проблемы - к цели!

1

4

Строим планы.

1

5

Поздравительная открытка на день Учителя

1

6

Мини- проект «Открытка на день Учителя»

1

7

История празднования праздника «День матери»

1

8

Операция «Поиск»

1

9

Работа над проектом

1

10

Мини - проект «Открытка на день Матери

1

11

С кого «Списали» компьютер?

1

12

Операция «Поиск»

1

13

Интересные вопросы о компьютере

1

14

Коллективный проект «Этот загадочный компьютер»

1

15

Коллективный проект «Этот загадочный компьютер»

1

16

Презентация проекта.

1

17

Викторина «Удивительное рядом»

1

18

Подведение итогов

1

19

Игра «От улыбки…»

1

20

Мини-проект «Поздравительная открытка с днем улыбки»

1

Проект «Создание информационного бюллетеня» 12

21

Понятие информационного бюллетеня

1

22

Буклет

1

23

Игра «Делаем бюллетень»

1

24

Статья

1

25

Знакомство с понятием «Макет» и «Верстка»

1

26

Аукцион жанров

1

27

Операция «Поиск»

1

28

Работа над проектом

1

29

Работа над проектом

1

30

Информационный бюллетень «Моя школа!»

1

31

Защита проекта

1

32

Подведение итогов

1

Индивидуальный проект «Поздравление с Днем защитника Отечества и Международным женским днем» 10

33

Мультимедиа-открытка

1

34

Подбор видео-ряда

1

35

Слайд-шоу

1

36

Слайд -шоу

1

37

Windows Movie Maker

1

38

Windows Movie Maker

1

39

Звуковое оформление

1

40

Работа над проектом

1

41

Работа над проектом

1

42

Конкурс работ

1

Проект «Летопись нашего класса» 28

43

Почему люди пишут летописи?

1

44

Средства для создания летописи

1

45

Наш фотоальбом

1

46

Наш фотоальбом

1

47

Смена слайда

1

48

Циклические презентации

1

49

Гипертекст.

1

50

Гипертекст.

1

51

Гипертекст

1

52

Работа над проектом

1

53

Работа над проектом

1

54

Работа над проектом

1

55

Работа над проектом

1

56

Работа над проектом

1

57

Интерактивная презентация «Летопись нашего класса»

1

58

Защита презентации

1

59

Защита презентации

1

60

Подведение итогов

1

61

Другие программы для создания презентаций

1

62

Prezi

1

63

Prezi

1

64

Prezi

1

65

Prezi

1

66

«Летопись нашего класса», выполненная в Prezi

1

67

Игра «Путешествие в страну Зазеркалье»

1

68

Подведение итогов

1

69

Резерв

1

70

Резерв

1

ИТОГО 70

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение курса внеурочной деятельности

Материально-техническое обеспечение реализации программы:


Технические средства: мультимедийный проектор; компьютеры: проектор; экран; колонки, наушники; флэш-накопители; фотоаппарат.

Программное обеспечение - Microsoft Windows, Word, Publisher, PowerPoint, Paint,Movie Maker;

Учебно-методическое обеспечение программы: Литература для учителя

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № ] 897).

Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кокдакова. - М: Просвещение, 2011.-79 с.

Учебные проекты с использованием Microsoft. Microsoft Corporation/ Методическое пособие. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008.

Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 1. Перевод с немецкого. - М.: Генезис, 1998.

Литература для учеников:

Учебные проекты с использованием Microsoft. Microsoft Corporation/ Методическое пособие. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008.

Интернет ресурсы

Чечина, Е.С. Метод проектов во внеклассной работе. pedsovet.org

Калшиник, Т.Д. Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться. festival.1september.ru

metod-kopilka.ru - Методическая копилка учителя информатики

klyaksa.net Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках.

ru.wikipedia.org Википедия - свободная энциклопедия.

issl.dnttn.ru - сайт журнала «Исследовательская работа школьника».

nmc.mvuo.ru/lab_SRO_opit/posobie_metod_proektov.htm

Электронные образовательные ресурсы:

«Учебные проекты с использованием MicrosoftOffice». Дополнительные материалы к методическому пособию для учителя. - М.: Бином, 2006.





© 2010-2022