Планирование «Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс»

"Описание материала: Рабочая программа по информатике и ИКТ (модифицированная) 8 класс с разработкой модульной структурой курса. Прописаны все модули и контроли к каждому модулю. К каждому модулю имеется вход и выход ( то есть что учащиеся должны знать на начало изучения модуля и что должны узнать после прохождения данного модуля). Тематическое планирование по модулям. Представлено поурочное планирование с отметкой каждого контроля в какой урок должен быть проведен. Перечислены требования к у...
Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 4» г. Перми

.

РАССМОТРЕНО на научно-методическом совете

протокол № от

« »__________2013г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________/Буторина Н. В. /

« » ________ 2013 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор

___________ Иконникова Г.Ф. «___»____________2013г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

(модифицированная)

8 класс




Составитель: Шаламова Я. В., учитель информатики




Программа разработана на основе типовой программы «Информатика». Программа для основной школы: 7-9 классы) / И. Г. Семакин, М. С. Цветкова // Программы и планирование: М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012..

Пермь 2013



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к программе курса «Информатика и ИКТ»


Содержание программы согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в данной программе нет отдельного раздела «Представление информации». Однако все вопросы этого раздела из Примерной программы раскрываются в содержании других разделов курса. Представление различных типов данных излагается в разделах, относящихся к тем видам ИКТ, в которых эти данные используются. Такое расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между принципами представления данных разного типа в компьютерной памяти и технологиями работы с ними.

Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере. Учитель может варьировать учебный план, используя предусмотренный резерв учебного времени.

ЦОРы (цифровые образовательные ресурсы) к УМК) выложены в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов - school-collection.edu.ru

Цель курса: освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах и технологиях.

Задачи курса:

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Рабочая программа для учащихся 8 классов лицея, изучающих информатику по системе обучения И. Г. Семакина, разработана на основе авторской программы И. Г. Семакина и рекомендуемого к ней варианта тематического планирования.

Согласно данного тематического планирования И. Г. Семакина на изучение курса информатика и ИКТ отводится 35 часов, из них 3 часа - резервных.

Модифицированный вариант программы рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). Расширение учебной нагрузки произошло за счёт исключения резервных часов (3 часа).

Модификация не затрагивает обязательный минимум содержания предмета «Информатика и ИКТ», предусмотренный государственным стандартом для основной ступени образования.

Содержание программы (35 часов - 1 час в неделю)


  1. Человек и информация - 7 час.

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 8 классе.

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования, интерактивный задачник по решению задач.

  1. Первое знакомство с компьютером - 7 час.

Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ, интерактивный тест.

  1. Текстовая информация и компьютер - 10 час.

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок, интерактивное тестирование.

  1. Графическая информация и компьютер - 6 час.

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре), интерактивное тестирование.

  1. Технология мультимедиа - 5 час.

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст; создание видеороликов, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.

При наличии технических и программных средств: демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.

Тематическое планирование 8 класс (35 часов)

Название тем

Количество часов по теме

1.

Человек и информация

7 часов

2.

Первое знакомство с ПК

7 часов

3.

Текстовая информация и ПК

10 часов

4.

Графическая информация и компьютер

6 часов

5.

Технология мультимедиа

5 часов

Всего

35ч

Модульная структура курса

Система контролей

М (35б)= М1 (9 б.)+ М2 (7 б.)+ М3 (10 б.) + М4 (9б.)

М1 Человек и информация (9 б.)

Вход: Понятие информация. Свойства. Виды информации.

Номер контроля

Вид контроля

Стоимость контроля

К1.1

Самостоятельная работа

2б.

К1.2

Компьютерный практикум

2б.

К1.3

Итоговый тест по модулю 1

Э.О

1б.

Выход

- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

- приводить примеры информационных и неинформационных сообщений;

- измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

- пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

М 2 Первое знакомство с ПК (7б.)

Вход

- правила техники безопасности и правила работы на компьютере;

- состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

- основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

- структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

- типы и свойства устройств внешней памяти;

- типы и назначения устройств ввода-вывода;

- сущность программного управления работой компьютера;

- принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка); файловая структура;

- назначение программного обеспечения и его состав.

Номер контроля

Вид контроля

Стоимость контроля

К2.1

Тест

3б.

К2.2

Итоговое тестирование по модулю 2

3б.

Э.О

1б.

Выход

- включать и выключать компьютер;

- пользоваться клавиатурой;

- ориентироваться типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать за окнами;

- инициализировать выполнение программ из программных файлов;

- просматривать на экране директорию диска;

- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

- использовать антивирусные программы.

М3 Текстовая информация и ПК (10б.)

Вход: способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы); назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров); основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);

Номер контроля

Вид контроля

Стоимость контроля

К3.1

Самостоятельная работа по решению задач

4б.

К3.2

Итоговое тестирование по модулю 3

4б.

Э.О

2б.

Выход: набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

М4 Графическая информация и ПК (6 б.)

Вход

- способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

- какие существуют области применения компьютерной графики;

- назначение графических редакторов;

- назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

Номер контроля

Вид контроля

Стоимость контроля

К4.1

Тест

2б.

К4.2

Итоговое тестирование по модулю 4

4б.

Выход

- строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

- сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

М5 Технология мультимедиа (3б.)

Вход: что такое мультимедиа; принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера; основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Номер контроля

Вид контроля

Стоимость контроля

К5.1

Самостоятельная работа

Э.О

1б.

Выход

- создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

- создание видеоролика используя программу Windows Movie Maker.

Поурочное планирование

урока

по теме

Тема

Изучаемые вопросы

Практика

Приобретаемые умения и навыки

Параграф учебника, ЦОР

Контроль

1 четверть


Модуль 1. (9 баллов) Человек и информация (7 часов)

1

1

ТБ. Информация и знания. Виды и свойства.

  • Понятия вещества, энергии, информации.

  • Информатика как наука.

  • Компьютер - универсальное техническое средство для работы с информацией.

  • Информационно-компьютерные технологии - важная составляющая жизни современного общества.

Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе

  • Включение и выключение компьютера

  • Техника безопасности работы за компьютером.

  • Правила поведения в компьютерном классе.


§

  • Место информатики в системе наук

  • ИКТ в современном мире

  • Цели и задачи изучения предмета «Информатика и ИКТ»

  • Техника безопасности и санитарные нормы

  • Домашнее задание № 1


2

2

Представление информации. Информационные процессы

  • Информация как знания человека.

  • Декларативные и процедурные знания.

  • Информативность сообщения.

  • Образная и знаковая формы восприятия информации.

  • Язык - знаковая форма представления информации.

  • Способы хранения информации (внутренняя и внешняя память).

  • Приём и отправление - две стороны процесса передачи информации.


Работа с тренажёром клавиатуры

  • Использование русского алфавита для набора текста


§§ 1 - 2

  • Логическая схема понятий по теме: «Человек и информация»

  • Информация и знания.

  • Классификация знаний Информативность сообщений

  • Восприятие информации

  • Структурированный список

  • Информация и письменность

  • Знаковая и образная информация Формы представления информации

Домашнее задание № 2

§ 3

  • Логическая схема понятий по теме: «Человек и информация»

  • Виды информационных процессов

  • Хранение информации

  • Передача информации

  • Обработка информации Домашнее задание № 3


3

3

Единицы измерения информации

  • Единицы измерения информации: байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.


  • Навыки перевода измерение информации из одной ед. измерения в другую

  • Домашнее задание № 4

  • Распечатка


4

4

Тестирование




К11=2б

5

5

Измерение информации. Решение задач

  • Алфавит, мощность алфавита.

  • 1 бит - информационный вес символа двоичного алфавита.

  • N=2b- формула для определения информационного веса символа.

  • Информационный объём текста

  • Единицы измерения информации: байт, килобайт, мегабайт, гигабайт

Решение задач на измерение информации

Навыки нахождения количества информации

§ 4


  • Интерактивный задачник. Раздел «Измерение информации» Кроссворд по теме: «Человек и информация»

  • Тренировочный тест к главе 1 «Человек и информация»

ЭО=1б

6

6

Компьютерное тестирование




К12=2б

7

7

Итоговое тестирование по модулю 1



  • Итоговый тест к главе 1 «Человек и информация»


К13=4б

Модуль 2. (7 баллов) Первое знакомство с ПК (7 часов)

8

1

Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти.

  • Компьютер как модель человека, работающего с информацией.

  • Схема информационного обмена в компьютере.

  • Отличие программы и данных.

  • Отличие внутренней и внешней памяти компьютера.

  • Принцип двоичной кодировки информации.

  • Структура внутренней памяти компьютера, её свойства.

  • Носители и устройства внешней памяти.

Программа-тренажер «Устройство компьютера-1»

§ 5-6

  • Логическая схема понятий по теме: «Первое знакомство с компьютером»

  • Аналогия между компьютером и человеком

  • Информационный обмен в компьютере

  • Принципы фон - Неймана

  • Схема устройства компьютера

  • Внутренняя память ЭВМ

  • Носители и устройства внешней памяти

  • Программа-тренажер «Устройство компьютера-1»

  • Домашнее задание № 5


9

2

Устройство персонального компьютера и его основные характеристики

  • Персональный компьютер - компьютер для личного пользования.

  • Основные устройства персонального компьютера.

  • Минимальный комплект устройств.

  • Магистральный принцип взаимодействия устройств персонального компьютера.

  • Характеристики микропроцессора: тактовая частота, разрядность.

  • Объём - основная характеристика оперативной памяти.

  • Характеристики устройств внешней памяти.

Знакомство с комплектацией устройство персонального компьютера, подключение внешних устройств. Выполнение практического задания №2

  • Подключение внешних устройств компьютера: монитора, клавиатуры, мыши.


§ 7-8


  • Логическая схема понятий по теме: «Первое знакомство с компьютером»

  • Структура персонального компьютера

  • Основные устройства персонального компьютера

  • Основные характеристики персонального компьютера

  • программа-тренажер «Устройство компьютера - 2»

  • Практическое задание № 2

  • Домашнее задание № 6


2 четверть

10

3

Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции.

  • Понятие программного обеспечения.

  • Типы программного обеспечения

  • Состав прикладного программного обеспечения.

  • Системное программное обеспечение и функции операционной системы.

  • Понятие интерактивного режима работы.

  • Сервисные программы.

  • Система программирования - инструмент для работы программиста.

§ 10

  • Логическая схема понятий по теме: «Первое знакомство с компьютером»

  • Структура программного обеспечения ПК

  • Прикладное программное обеспечение

  • Системное программное обеспечение

  • Операционная система

  • Системы программирования

  • Домашнее задание № 7


11

4

Файлы и файловые структуры

  • Файл - информация, хранящаяся на внешнем носителе и объединенная общим именем.

  • Файловая система как часть ОС.

  • Имя файла, правила формирования имени.

  • Понятие логического диска.

  • Файловая структура диска, понятие каталога.

  • Путь к файлу - координата местоположения файла на диске.

  • Назначение таблицы размещения файлов

§ 11


  • Логическая схема понятий по теме: «Первое знакомство с компьютером»

  • Файлы и файловые структуры

  • Файловая структура диска

  • Имя файла. Путь к файлу

  • Таблица размещения файлов


12

5

Самостоятельная работа




К21=3б

13

6

Работа с файловой структурой операционной системы. Выполнение практического задания №3.



  • . Смена устройства (логического диска).

  • Смена папки.

  • Создание папок.

  • Копирование файлов и папок.

  • Перемещение файлов и папок.

  • Переименование файлов и папок.

  • Удаление файлов и папок.

  • Изменение вида содержимого папки.

  • Сортировка файлов и папок.

  • Использование корзины для удаления файлов и её очистка.

  • Окно проводника Windows

  • Операции с файлами и папками Windows

  • Файловый менеджер Windows Commander

  • Практическое задание № 3

  • Домашнее задание № 8


ЭО=1б

14

7

Компьютерное тестирование



  • Итоговый тест к главе 2 «Первое знакомство с компьютером

К22=3б

Модуль 3. (10 баллов) Текстовая информация и ПК (10 часов)

15

1

Представление текстов в памяти компьютера.

  • Преимущества компьютерного хранения документов.

  • .

  • Текстовые файлы

  • Понятие гипертекста.


Умение кодировать и декодировать текстовую информации.

§ 13

  • Тексты в компьютерной памяти

  • Способы обработки и хранения текстов

  • Свойства компьютерных документов

  • Кодирование текста. Таблица кодировки

  • Текстовые файлы


16

2

Кодировочные таблицы.

Кодировочная таблица, международный стандарт ASCII


  • Гипертекст

  • Интерактивный задачник. Раздел «Представление символьной информации»

Домашнее задание № 10


3 четверть

17

3

Кодирование символов. Решение задач.

Кодировочная таблица

Умение решать типовые задачи из ГИА

  • Интерактивный задачник. Раздел «Представление символьной информации»

Домашнее задание № 10


18

4

Тестирование




К31=4б

19

5

Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. Выполнение практического задания №5.


  • Задание параметров страницы.

  • Орфографическая проверка текста с использованием встроенного словаря.

  • Выделение фрагмента текста.

  • Задание шрифта, его размера и начертания.

  • Установка параметров абзаца и его форматирование.

  • Выравнивание абзацев.

  • Вывод документа на печать.


§ 15

Шрифты MS Word

Форматирование текста в MS WORD

Практическое задание № 5

Стили в MS WORD

Работа с графикой в MS WORD



20

6

Дополнительные возможности текстового процессора: работа с редактором формул

  • Орфографический контроль

  • стили и шаблоны

  • списки, графика, формулы в текстовых документах


  • набор различных формул используя редактор

§ 16

Логическая схема понятий по теме: «Текстовая информация и компьютер»

Дополнительные возможности текстовых процессоров

Редактор формул в MS WORD

Шаблоны в MS WORD

Кроссворд по теме: «Текстовая информация и компьютер»

Домашнее задание № 11


21

7

Работа с таблицами.



Выполнение практического задания №7

  • Создание таблицы.

  • Удаление строк и столбцов таблицы.

  • Вставка строк и столбцов таблицы.

  • Изменение ширины столбца.

  • Заливка и установка границ для отдельных ячеек таблицы.

  • Сортировка таблицы.

  • Использование объектов WordArt.


§ 16

Работа с таблицами в MS WORD

Практическое задание № 7



22

8

Гипертекст. Вставка автоматического оглавления.

  • Ссылки, оглавление, типы оглавлений

Выполнение практического задания

Практическое задание


23

9

Компьютерный практикум по созданию составного документа




ЭО=2б

24

10

Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и ПК»



§ § 13 - 17

Итоговый тест к главе 3 «Текстовая информация и ПК»

К32=4б

Модуль 4 (6 баллов) Графическая информация и ПК (6 часов)

25

1

Компьютерная графика и области её применения.

  • История компьютерной графики

  • Области применения компьютерной графики.

  • Два принципа представления изображения.

  • Растровая графика

  • Векторная графика.

  • Возможности графических редакторов.

  • Среда графического редактора.

  • Режимы работы графического редактора.



§ 18

    • Компьютерная графика

    • Логическая схема понятий по теме: «Графическая информация и компьютер»

    • Этапы развития средств компьютерной графики

    • Области применения компьютерной графики

    • Художественная и рекламная графика

    • Статические графические объекты

    • Анимированные графические объекты

    • Растровая и векторная графика

    • Особенности растровой и векторной графики

    • Домашнее задание № 14

  • Режимы работы графического редактора

  • Возможности графического редактора

  • Среда графического редактора Paint

  • Базовые инструменты в Paint

  • Рисование линий в Paint

  • Рисование геометрических фигур в Paint

  • Закрашивание областей рисунка в Paint

  • Работа с текстом в Paint

  • Работа с фрагментами изображения в Paint

  • Редактирование рисунка в Paint

  • Практическое задание № 11


26

2

Кодирование изображения.

  • Принцип формирования цвета пикселя на экране.

  • Связь между количеством цветов в палитре и количеством бит для кодирования одного пикселя (формула).

  • Формула определения объёма видеопамяти для хранения изображения заданного размера.



§ 20

  • Растровое представление изображения

  • Кодирование цвета

  • Интерактивный задачник: раздел «Представление графической информации»

  • Практическое задание №10

  • Домашнее задание № 13


4 четверть

27

3

Решение задач по обработке графических объектов

  • I=m*n*k

  • Определение веса графического файла


  • Растровое представление изображения

  • Кодирование цвета

  • Интерактивный задачник: раздел «Представление графической информации»



28

4

Компьютерный практикум




К41=2б

29

5

Работа с векторным графическим редактором


  • Использование инструментов для рисования прямоугольника, окружности, линии, многоугольника.

  • Использование различных типов заливки.

  • Копирование, удаление и перемещение объектов изображения.

  • Изменение размеров объектов.

  • Изменение толщины линии.

§ 21

Интерфейс графического редактора MO Word

Изображение объектов в MO Word

Действия с объектами в MO Word

Практическое задание № 12



30

6

Итоговое тестирование по теме «Графическаяинформация и ПК»



§ § 13 - 17

Итоговый тест к главе 4 «Графическая информация и ПК»

К42=4б

Модуль 5 (3 балла) Технология мультимедиа (5 часов)

31

1

Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа.

  • История звукозаписывающей техники.

  • Аналоговое представление звука.

  • Цифровое представление звука.

  • Система ввода-вывода звука.

  • Устройства хранения мультимедийной информации


§ 24 -25

Аналоговое и цифровое представление звука

Технические средства мультимедиа

Домашнее задание № 15


32

2

Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации

  • Понятие мультимедиа.

  • Области использования мультимедиа.

  • Что такое презентация.

  • Типы презентаций.

  • Этапы создания презентаций


§ § 23 - 26

Логическая схема понятий по теме: «Технологии мультимедиа»

Технологии мультимедиа

Демонстрационная интерактивная презентация

Демонстрационная непрерывная презентация

К51=2б

33

3

Создание презентации с использованием текста, графики и звука


  • Выбор оформления и шаблона презентации.

  • Создание и удаление слайдов.

  • Добавление текста.

  • Вставка графики в презентацию.

  • Анимация объектов.

  • Создание переходов между слайдами и использование различных эффектов для перехода.

§ 26

Логическая схема понятий по теме: «Технологии мультимедиа»

Интерфейс программы PowerPoint

Создание новой презентации в PowerPoint

Режимы отображения слайдов в PowerPoint

Создание слайда в PowerPoint

Работа с объектами в PowerPoint

Настройка анимации и звука в PowerPoint

Изменение оформления слайдов в PowerPoint

Демонстрация презентации в PowerPoint

Практическое задание № 13


34

4

Создание видеоролика средствами WMM



ЭО=1б

35

5

Обобщение и систематизация




Требования к уровню содержания дисциплины.

В результате изучения информатики и информационных технологий:

Учащиеся должны знать:

  • связь между информацией и знаниями человека;

  • что такое информационные процессы;

  • какие существуют носители информации;

  • функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

  • как определяется единица измерения информации - бит (алфавитный подход);

  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;

  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

  • типы и свойства устройств внешней памяти;

  • типы и назначение устройств ввода/вывода;

  • сущность программного управления работой компьютера;

  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

  • назначение программного обеспечения и его состав.

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

  • какие существуют области применения компьютерной графики;

  • назначение графических редакторов;

  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

  • что такое мультимедиа;

  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

  • включать и выключать компьютер;

  • пользоваться клавиатурой;

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;

  • просматривать на экране каталог диска;

  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

  • использовать антивирусные программы.

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

Обладать ключевыми компетенциями:

Информационно-технологические:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах и технологиях;

  • овладение навыками работы с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

  • знание мультимедийных технологий

Учебно-познавательные:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, формулирование выводов, решение задач.

  • умение при помощи информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;

  • умение представлять материал с помощью средств презентаций, проектов.

  • Коммуникативные:

  • умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;

  • умение обмениваться информацией, фиксировать ее в процессе коммуникации.

Социокультурные

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации.

Методические и технологические подходы

Обучение информаткике опирается на ди­дактические принципы системы развивающего обучения И. Г. Семакина:

  1. обучение на более высоком уровне трудности;

  2. изучение материалов более быстрым темпом;

  3. ведущая роль теоретических знаний;

  4. осознание процесса учения;

  5. работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых, и самых сильных.

В процессе обучения используются разнообразные технологии и методы обучения:

  • развивающее обучение;

  • технология учебного диалога;

  • информационно - коммуникативные;

  • игровые;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • проблемные методы

  • исследовательские.

Диагностика уровня освоения программы

Диагностическая часть программы содержит набор измерителей для оценки развития способностей, знаний, умений и навыков учащихся, сроки и виды проведения диагностических мероприятий (самостоятельные работы, тесты, интерактивные задачники и т.д.).

В системе оценивания применяются принципы модульности и многобальности. Весь курс информатики разбит на модули, каждому из которых, в зависимости от выделенных на изучение часов, присвоено определенное количество баллов. В каждом модуле планируются формы контроля и их балльная оценка.

Диагностика результатов освоения программы по информатике осуществляется разнообразными формами: диктанты, проверочные работы, комплексные контрольные работы, интерактивные задачники, тесты, онлайн тесты, самостоятельные работы и т.д.

Приоритетными в диагностике являются:

- продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

- диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика познавательных, регулятивных и коммуникативных действий;

Привычная форма письменной самостоятельной работы дополняется новыми формами контроля результатов, как:

- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам),

- самооценка ученика по принятым формам

- результаты учебных проектов,

- результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Все эти средства, формы и методы обеспечивают комплексную оценку результатов освоения учащимися программы по информатике.

Система диагностических мероприятий выстроена в календарно-тематическом планировании.

Работа по курсу информатика и ИКТ в 8 классах обеспечивается УМК:

Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.

Учебники являются основными элементами учебно-методического комплекса, включающего в себя:

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса.

  2. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса.

  3. Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  4. И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  5. И.Г. Семакин, Г.С. Вараксин. Структурированный конспект курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в редакционной подготовке).

Перечисленные издания составляют первую часть полной «линейки» УМК, обеспечивающего изучение курса информатики и ИКТ с 8 по 11 класс. Вторую часть составляют следующие издания:

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 10-11 классов (входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2008/2009 учебный год). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень : методическое пособие для учителя 10-11 кл. (в редакционной подготовке).

Данный УМК является результатом развития учебно-методического комплекса, выпускаемого издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний», начиная с 1998 года. Новый УМК ориентируется на действующий ныне Базисный учебный план (федеральный компонент) (ФК БУП) для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, образовательные стандарты по информатике и информационным технологиям для основного и среднего (полного) образования (от 2004 г.) и примерные программы изучения дисциплины, рекомендуемые Министерством образования и науки РФ.

Согласно ФК БУП, в основной школе предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 8 классе в объеме 35 часов.

При построении содержания учебников (как и всего УМК) авторы ориентировались на цели изучения предмета, провозглашенные в образовательном стандарте:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты, а также сформулированные в этих документах задачи развивающего и воспитательного направления.

Следует отметить, что все основные принципы, составляющие научно-методическую и дидактическую основу представленного УМК, полностью согласуются с Государственным образовательным стандартом (ГОС) основного общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям. В пояснительной записке к Примерной программе отмечено: «Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников». Соответствие образовательному стандарту и Примерной программе строго выдержано в содержании учебников и всего УМК.

Основная цель авторов - решение задачи формирования школьного курса информатики как полноценного общеобразовательного предмета. В содержании этого предмета должны быть достаточно сбалансированно отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии) и социальная информатика. Фундаментальный характер курсу придает опора на базовые научные представления предметной области: информацию, информационные процессы, информационные модели.

Вместе с тем, усилена технологическая составляющая курса. Это связано как с изменением названия предмета, произошедшего в 2004 г. (с «Информатика» на «Информатика и ИКТ»), так и с концепцией образовательного стандарта. В содержании учебников выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов.

Учебники содержат теоретический материал курса. Материал для организации практических занятий (в том числе, в компьютерном классе) сосредоточен в задачнике-практикуме. Задачник-практикум дает обширный материал для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся задания, как для теоретического выполнения, так и для практической работы на компьютере. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и по уровню сложности.

Проблемы методики преподавания базового курса, организации занятий, контроля знаний учащихся рассматриваются в методическом пособии для учителя. Кроме того, методическое пособие содержит дидактический материал, позволяющий организовать изучение курса путем использования модульно-рейтинговой технологии.

Учебники обеспечивают возможность двухуровневого изучения теоретического содержания некоторых разделов курса. В учебнике для каждого класса, помимо основной части, содержащей материал для обязательного изучения (в соответствии с ФГОС), присутствует вторая часть под названием «Материал для углубленного изучения курса». Эта часть состоит из дополнений к отдельным главам первой части.

Большое внимание в содержании учебников уделяется обеспечению важнейшего дидактического принципа - принципа системности. Как одно из средств этого, в конце каждой главы присутствуют логические схемы основных понятий изученной темы. В оформлении учебника в целом использован систематизирующий видеоряд, иллюстрирующий процесс изучения предмета как путешествия по Океану Информатики с посещением расположенных в нем материков и островов (тематические разделы предмета).

В методической структуре учебника большое значение придается выделению основных знаний и умений, которые должны приобрести учащиеся. Этому служат упомянутые выше логические схемы, разделы «Коротко о главном» в конце каждого параграфа; разделы «Чему вы должны научиться, изучив главу …» в конце каждой главы; глоссарий курса в конце книги.

В дополнение к учебникам рекомендуется использовать структурированный конспект (в настоящее время находится в редакционной подготовке). В нем содержится конспективное изложение разделов курса в схематической форме. Это своеобразные опорные конспекты, которые удобно использовать как при объяснении нового материала, так и при повторении, обобщении уже изученного.

В состоянии разработки находится электронное приложение к учебнику: полный набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), создаваемый в рамках Федерального проекта ИСО НФПК. Набор включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для домашних и практических работ, контрольные материалы (тесты, интерактивный задачник); интерактивный справочник по ИКТ; исполнители алгоритмов, модели, тренажеры и пр.







Учебно-методическое обеспечение

Основные виды используемых ЦОР

1. Слайды и интерактивные слайд-шоу

Демонстрационный материал к разделам учебного курса, предназначенный для иллюстрации учителем новых понятий при объяснении во время урока (лекции). Слайды могут быть использованы учащимися при самостоятельной работе над изучаемой темой в компьютерном классе или дома при наличии компьютера

2. Тестирующие программы.

Позволяет проводить интерактивное тестирование прямо в процессе урока. Может быть использована учащимися и для самоконтроля. Тестовые заданий генерируются из Базы заданий, которая структурирована по тематическим разделам. Существуют тесты тренировочного назначения и итоговые тесты (экзамены)

3. Домашние задания

Представляют собой бланки, содержащие тексты заданий и поля для записи выполнения задания учеником. Работа с бланками домашних заданий может происходить как в «бумажном» виде (на распечатках), так и в электронном, если дома ученик имеет возможность работать с компьютером. В таком случае результаты выполнения домашнего задания передаются учителю в виде файлов (возможно использование электронной почты)

4. Практические задания

Текстовые файлы, содержащие задания для индивидуального выполнения на компьютере в компьютерном классе. К тексту задания могут прилагаться рабочие файлы с исходным материалом, предназначенным для обработки (например, база данных, электронная таблица и пр.)

5. Интерактивный задачник

Сборник задач по теоретическим вопросам курса информатики, разделенный на тематические части. Условие задачи выводится на экран. Полученный результат ученик вводит в окно ввода результата. Осуществляется автоматическая проверка правильности решения задачи. Если ученик решил задачу неправильно, то ему предоставляется подробный разбор ее решения. Таким образом, задачник выполняет обучающе-конролирующую функцию.

6. Интерактивный справочник по ИКТ

Анимированные интерактивные флэш-демонстрации. Предназначены для обучения технологическим приемам работы с программными средствами ИКТ. Используют, как правило, иерархическую структуру подачи материала. Содержат как текстовую справочную информацию, так и анимированные демонстрации последовательности действий пользователя.

7. Кроссворды

Реализованные в электронных таблицах диалоговые средства проверки освоения учащимися основных терминов и понятий учебного курса

© 2010-2022