Разработка урока по информатике на тему Преобразование информации путем рассуждений

Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс Урок 29 1 час в неделю

Тема: «Преобразование информации путем рассуждений»

Цели:

  1. Расширить представления о задачах обработки информации;

  2. Дать представление о преобразовании информации путем рассуждений как еще одном способе обработки информации, ведущем к получению нового содержания, новой информации;

  3. Воспитать информационную культуру обучающихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность.

  4. Развить познавательные интересы, навыки работы на компьютере.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие обучающихся. Объяснение хода урока.

  1. Активизация мышления и актуализация ранее изученного материала.

  • Проводится опрос обучающихся.

Вопрос: Привести примеры обработки информации, ведущие к изменению ее формы, но не содержания.

Ответ: Экспонаты по темам в залах музея, книги по алфавиту в библиотеке, товары в магазине, поезда в расписании и т.д.

Вопрос: Привести примеры обработки информации, ведущие к изменению ее формы, к получению новой информации.

Ответ: Решение математических задач.

Вопрос: (Работа №5 п.11 стр.149) Задумайте любое трехзначное число. С помощью Калькулятора выполните следующую цепочку преобразований:

  • Умножьте задуманное число на 3;

  • К ответу прибавьте 9;

  • К ответу прибавьте 15;

  • Из ответа вычтите 3;

  • Разделите ответ на 3;

  • Вычтите из ответа задуманное число.

У вас должно получиться число 7. Можно задумать другое число и повторить все действия с самого начала. Результат будет тот же. Можете ли вы это объяснить? Придумайте свою цепочку преобразований произвольного числа, такую, чтобы в результате всегда получалось число 5.

Ответ: Обозначим задуманное число через Х и запишем предлагаемую последовательность действий в виде арифметического выражения:

(Х*3 + 9 + 15 - 3)/3 - Х = (3Х + 21)/3 - Х= Х + 7 - Х = 7

Проведенные вычисления показали, что результат от Х не зависит.

Вопрос: (Работа №5, п.12, стр.149) Задумайте произвольное число. С помощью Калькулятора выполните следующую цепочку преобразований:

  • Прибавьте к задуманному числу 25;

  • К ответу прибавьте еще 125;

  • Из ответа вычтите 36;

  • Из ответа вычтите задуманное число;

  • Ответ умножьте на 5;

  • Ответ разделите на 2.

У вас должно получиться число 285. Объясните, почему у всех получился один и тот же ответ, хотя исходные числа были различными.

Ответ: ((Х + 25 +125 - 36 - Х)*5)/2=114*5/2 = 285

Вопрос: (Работа №5, п.13, стр. 150) Если умножить число 777 на число 143, то получится шестизначное число, записываемое одними единицами. Найдите числа, на которые нужно умножить число 777, чтобы получить шестизначные числа, записываемые: одними двойками, одними тройками, одними четвертками, одними пятерками, одними шестерками, одними семерками, одними восьмерками, одними девятками. Какой закономерности подчиняются эти числа?

Ответ: 777*143 = 111111

Получаем 777*286 = 222222

По аналогии найдем числа: 429, 572, 715, 858, 1001, 1144, 1287. Каждое следующее число больше предыдущего на 143.

Вопрос: (Работа №5, п. 14, стр. 150) Задумайте любое трехзначное число, не превышающее 300. Запишите шестизначное число, в записи которого дважды повторено исходное число. Полученное шестизначное число разделите на 13, результат разделите на 11 и на 7. У вас должно получиться исходное число. Почему получается такой результат?

Ответ: Последовательное деление на 13, 11, 7 равносильно одному делению на 1001. А умножение любого трехзначного числа на 1001 обладает тем свойством, что в записи результата исходное число повторяется дважды.

  1. Объяснение нового материала

Не всегда правила преобразования информации четко формализованы. Очень часто человеку приходится проводить логические рассуждения, взвешивать различные варианты и делать некоторый выбор. При этом он задействует не только знания, полученные в школе, но и свой жизненный опыт.

Задача. На столе поставлены в ряд бутылка минеральной воды, кружка, чашка, стакан и кувшин, причем точно в таком порядке, в каком они перечислены. В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток в каком сосуде (кроме, разумеется, минеральной воды. Если стакан поставить между чаем и молоком (в данный момент он не стоит между ними), то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине. Определите, в какую посуду что налито.

Ответ: Для удобства рассуждений пронумеруем места всех сосудов. Чтобы стакан мог оказаться между сосудами с чаем и молоком, он должен переместиться на место 3 (а чашка - на место 4), так как на месте 2 он будет между минеральной водой и еще чем-нибудь.

Таким образом, он встанет точно в середине. Из этого можно сделать вывод, что в стакане находится кофе. Молоко из условия задачи, во-первых, рядом со стаканом, во-вторых, рядом с сосудом с квасом. Значит, в кружке находится чай, в чашке - молоко, в кувшине - квас. Задача решена.

Задача (№7, стр.61). Возле школы растут шесть деревьев: сосна, береза, липа, тополь, ель, клен. Какое из этих деревьев самое высокое и какое самое низкое, если известно, что береза ниже тополя, липа выше клена, сосна ниже ели, липа ниже березы, сосна выше тополя?

Ответ: КЛБТСЕ, самое высокое дерево - ель, самое низкое дерево - клен.

Задача (№8, стр.61).

  1. Работа на компьютере

Практическая работа №6 (стр. 151)

Выполняются задания 1, 2, 3, 4. Работа считается выполненной, если за отведенное время сделано не менее трех заданий.

  1. Домашнее задание

Параграф 2.9 (стр.88-90), РТ: №38 (заполните таблицу),39 (выберите правильный ответ) (стр.74).


  1. Подведение итогов урока

© 2010-2022