- Преподавателю
- Информатика
- Разработка урока по информатике на тему Преобразование информации путем рассуждений
Разработка урока по информатике на тему Преобразование информации путем рассуждений
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Прасова Т.М. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
5 класс Урок 29 1 час в неделю
Тема: «Преобразование информации путем рассуждений»
Цели:
-
Расширить представления о задачах обработки информации;
-
Дать представление о преобразовании информации путем рассуждений как еще одном способе обработки информации, ведущем к получению нового содержания, новой информации;
-
Воспитать информационную культуру обучающихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность.
-
Развить познавательные интересы, навыки работы на компьютере.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Приветствие обучающихся. Объяснение хода урока.
-
Активизация мышления и актуализация ранее изученного материала.
-
Проводится опрос обучающихся.
Вопрос: Привести примеры обработки информации, ведущие к изменению ее формы, но не содержания.
Ответ: Экспонаты по темам в залах музея, книги по алфавиту в библиотеке, товары в магазине, поезда в расписании и т.д.
Вопрос: Привести примеры обработки информации, ведущие к изменению ее формы, к получению новой информации.
Ответ: Решение математических задач.
Вопрос: (Работа №5 п.11 стр.149) Задумайте любое трехзначное число. С помощью Калькулятора выполните следующую цепочку преобразований:
-
Умножьте задуманное число на 3;
-
К ответу прибавьте 9;
-
К ответу прибавьте 15;
-
Из ответа вычтите 3;
-
Разделите ответ на 3;
-
Вычтите из ответа задуманное число.
У вас должно получиться число 7. Можно задумать другое число и повторить все действия с самого начала. Результат будет тот же. Можете ли вы это объяснить? Придумайте свою цепочку преобразований произвольного числа, такую, чтобы в результате всегда получалось число 5.
Ответ: Обозначим задуманное число через Х и запишем предлагаемую последовательность действий в виде арифметического выражения:
(Х*3 + 9 + 15 - 3)/3 - Х = (3Х + 21)/3 - Х= Х + 7 - Х = 7
Проведенные вычисления показали, что результат от Х не зависит.
Вопрос: (Работа №5, п.12, стр.149) Задумайте произвольное число. С помощью Калькулятора выполните следующую цепочку преобразований:
-
Прибавьте к задуманному числу 25;
-
К ответу прибавьте еще 125;
-
Из ответа вычтите 36;
-
Из ответа вычтите задуманное число;
-
Ответ умножьте на 5;
-
Ответ разделите на 2.
У вас должно получиться число 285. Объясните, почему у всех получился один и тот же ответ, хотя исходные числа были различными.
Ответ: ((Х + 25 +125 - 36 - Х)*5)/2=114*5/2 = 285
Вопрос: (Работа №5, п.13, стр. 150) Если умножить число 777 на число 143, то получится шестизначное число, записываемое одними единицами. Найдите числа, на которые нужно умножить число 777, чтобы получить шестизначные числа, записываемые: одними двойками, одними тройками, одними четвертками, одними пятерками, одними шестерками, одними семерками, одними восьмерками, одними девятками. Какой закономерности подчиняются эти числа?
Ответ: 777*143 = 111111
Получаем 777*286 = 222222
По аналогии найдем числа: 429, 572, 715, 858, 1001, 1144, 1287. Каждое следующее число больше предыдущего на 143.
Вопрос: (Работа №5, п. 14, стр. 150) Задумайте любое трехзначное число, не превышающее 300. Запишите шестизначное число, в записи которого дважды повторено исходное число. Полученное шестизначное число разделите на 13, результат разделите на 11 и на 7. У вас должно получиться исходное число. Почему получается такой результат?
Ответ: Последовательное деление на 13, 11, 7 равносильно одному делению на 1001. А умножение любого трехзначного числа на 1001 обладает тем свойством, что в записи результата исходное число повторяется дважды.
-
Объяснение нового материала
Не всегда правила преобразования информации четко формализованы. Очень часто человеку приходится проводить логические рассуждения, взвешивать различные варианты и делать некоторый выбор. При этом он задействует не только знания, полученные в школе, но и свой жизненный опыт.
Задача. На столе поставлены в ряд бутылка минеральной воды, кружка, чашка, стакан и кувшин, причем точно в таком порядке, в каком они перечислены. В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток в каком сосуде (кроме, разумеется, минеральной воды. Если стакан поставить между чаем и молоком (в данный момент он не стоит между ними), то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине. Определите, в какую посуду что налито.
Ответ: Для удобства рассуждений пронумеруем места всех сосудов. Чтобы стакан мог оказаться между сосудами с чаем и молоком, он должен переместиться на место 3 (а чашка - на место 4), так как на месте 2 он будет между минеральной водой и еще чем-нибудь.
Таким образом, он встанет точно в середине. Из этого можно сделать вывод, что в стакане находится кофе. Молоко из условия задачи, во-первых, рядом со стаканом, во-вторых, рядом с сосудом с квасом. Значит, в кружке находится чай, в чашке - молоко, в кувшине - квас. Задача решена.
Задача (№7, стр.61). Возле школы растут шесть деревьев: сосна, береза, липа, тополь, ель, клен. Какое из этих деревьев самое высокое и какое самое низкое, если известно, что береза ниже тополя, липа выше клена, сосна ниже ели, липа ниже березы, сосна выше тополя?
Ответ: КЛБТСЕ, самое высокое дерево - ель, самое низкое дерево - клен.
Задача (№8, стр.61).
-
Работа на компьютере
Практическая работа №6 (стр. 151)
Выполняются задания 1, 2, 3, 4. Работа считается выполненной, если за отведенное время сделано не менее трех заданий.
-
Домашнее задание
Параграф 2.9 (стр.88-90), РТ: №38 (заполните таблицу),39 (выберите правильный ответ) (стр.74).
-
Подведение итогов урока