Реферат на тему: Самостоятельная работа обучающихся на уроках информатики

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

21

В В Е Д Е Н И Е

Одна из важнейших задач, которые призвана решать школа, - обеспечение усвоения школьниками системы знаний основ наук. И самостоятельная работа учащихся по овладению теми или иными умениями и навыками - неотъемлемая часть процесса обучения.

Особое место занимает самостоятельная работа в изучении такого важного в современных условиях предмета, как "Основы информатики и вычислительной техники". Возможность сразу же опробировать на практике полученные только что знания, увидеть результаты своего труда, осознать и почувствовать свои новые возможности, ощутить в какой-то мере свою власть над такой сложной и капризной техникой, какой является компьютер, вызывает особый интерес учащихся к изучению данного предмета.

На уроках информатики можно и нужно использовать все виды и типы самостоятельных работ. Это обусловлено тем, что при наличии вычислительной техники в классе, дети могут реализовать свои работы на компьютере, самостоятельно убедиться в правильности или неправильности своего решения поставленной задачи, самостоятельно найти и исправить ошибки, самостоятельно получить верный результат.

С активизацией умственной деятельности учащихся непосредственно связано требование посильности предлагаемой учащимся самостоятельной работы. Давая учащимся задания для самостоятельной работы, я не только объясняю школьникам, что они должны сделать, что узнать, что выучить, но и даю указания, как действовать, как наблюдать, как описать, как выучить.

В своей работе я учитываю, что самостоятельная работа не должна быть слишком простой для ребят, то есть ниже уровня развития их умственных способностей.

Таким образом, самостоятельную работу на уроках информатики следует рассматривать в постоянном совершенствовании знаний и развитии умений учащихся.

Постепенное нарастание трудности самостоятельной работы учащихся на компьютере совершается в основном по трем направлениям: путем увеличения объема заданий и длительности самостоятельной работы учащихся; путем усложнения содержания задания, а вместе с этим

мыслительных операций и приемов самостоятельной работы, которые необходимы для его решения; путем изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объема помощи со стороны учителя.

Так как учащиеся в одном классе не одинаковы по своем интеллектуальным способностям, по типу нервной системы, по умению работать самостоятельно, я учитываю это при выборе заданий. Для обучения учащихся, не умеющих работать самостоятельно, с инертным типом нервной деятельности особенно важно, чтобы они успели закончить свою работу на компьютере на уроке, чтобы они увидели результат своей работы сразу после ее окончания и чтобы было обеспечено действительно самостоятельное выполнение этой работы. Поэтому при планировании объема самостоятельной работы я учитываю темп работы учащихся, считаю целесообразным использовать дифференцированные учебные задания разной степени трудности.

Самостоятельная работа на уроках информатики - неотъемлемая часть учебного процесса. В силу специфики предмета самостоятельная работа учащихся применяется практически на каждом занятии.

1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ЕЕ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Самостоятельной работой называется работа, выполняемая учащимися индивидуально или по группам. Самостоятельная работа учащихся в сочетании со словесными методами обучения ведет к повышению результативности учебного процесса в целом. Еще более эффективны лабораторные занятия, проводимые в течение целого урока и представляющие собой самостоятельное выполнение школьниками комплекса заданий, сочетающееся с анализом результатов, выявлением и исправлением ошибок и подведением итогов выполнения заданий.

Исследования и опыт показали, что при систематическом ее выполнении на должном уровне качество и прочность усваиваемых знаний повышается, развиваются познавательные процессы, мыслительная деятельность, умения и навыки учащихся.

При организации самостоятельной работы предложение учителем конкретного задания учащимся влечет за собой появление мотивационной установки.

Анализируя содержание полученного задания, сопоставляя его с накопленным в памяти запасом знаний и предшествующим практическим опытом, учащиеся с должной глубиной осознают и обдумывают цель задания, предусматривают предстоящие действия, необходимые для его выполнения, самостоятельно намечают те результаты, которые необходимо получить и на которые нужно ориентироваться, выполняя задание.

Затем задание выполняется, и анализируются полученные результаты. Происходит сравнение предполагавшихся и полученных результатов. При их совпадении самостоятельная работа заканчивается, а при несоответствии контроль за действиями усиливается, поиски нужных результатов продолжаются пока цель не будет достигнута и задание не будет выполнено.

Задания для самостоятельной работы учащихся опираются на запас ранее усвоенных ими теоретических знаний и практических умений и навыков, имеют четко выраженную структуру. Задания должны содержать новый для учащихся материал, а также обеспечивать учителю получение обратной информации об умственных операциях в качестве выполнения задания каждым учащимся.

Специфика задания для самостоятельной работы во многом определяет функции учащихся при выполнении этой работы. Учащиеся воспринимают и осознают цельзадания, опираясь на имеющийся запас знаний, умений, навыков. Для реализации осознанной цели ребята намечают соответствующие приемы выполнения работы и в той или иной степени программируют результаты. Учащиеся выполняют задание, осущест-вляя самоконтроль и сопоставляя полученные результаты с намеченной целью; при получении неправильных данных продолжают поиск нужных результатов, используя другие приемы, предоставляют оформленные результаты учителю для проверки и оценки.

На уроках информатики имеется организующий внешний стимул, заключающийся в задании, которое намечает цель предстоящей самостоятельной деятельности, ставит перед школьниками новые вопросы, подлежащие исследованию, и определяет приемы самоконтроля, позволяющие определять достижение поставленной цели работы.

Кроме того используются накопленные знания, умения и навыки учащихся, обеспечивающие возможность программирования тех умственных процессов и практических действий, которые были бы адекватны содержанию задания и способствовали бы его успешному осуществлению.

К тому же процесс учения частично управляется благодаря предусмотренным в задании элементам самоконтроля и обратной информации, дающим учителю возможность не только определить степень усвоения знаний школьниками, но и выяснить ход познавательных процессов, обеспечивающих усвоение знаний и практическое их применение.

Самостоятельная работа может быть осуществлена при любой организационной форме учебных занятий (урок, лабораторное занятие, практикум). Однако ведущую роль она играет на лабораторных занятиях и практикумах.

2. МЕТОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА

УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Учитель по существу программирует учение школьников и, кроме того, организует, наблюдает и анализирует самостоятельную работу учащихся. Ведущая роль учителя при выполнении учащимися самостоятельной работы не только вполне сохраняется, но и расширяется, усложняется.

В зависимости от изучаемой темы на уроке возможно применение различных методов самостоятельной работы детей.

К методам самостоятельной работы на уроках информатики можно отнести наблюдение, сравнительно-аналитическое наблюдение, учебный эксперимент и конструирование, решение учебных задач и работу с книгой.

Каждый из методов в большей или меньшей степени усиливает произвольное, осмысленное запоминание, развивает произвольное внимание и творческое воображение.

Причем, рациональная организация самостоятельной работы учащихся значительно усиливает все познавательные процессы школьников - ощущения, восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь.

Специфика содержания такой дисциплины как "Основы информатики и вычислительной техники" обусловливает необходимость использования разнообразных методов самостоятельной работы учащихся при любой организационной форме учебных занятий.

Рассмотрим применение различных методов самостоятельной работы учащихся на уроках информатики на примерах изучения различных тем.

2.1. НАБЛЮДЕНИЕ

Учебное наблюдение - не простое рассматривание изучаемых объектов, процессов, явлений. Наблюдение требует от школьников исследовательского подхода и самостоятельного нахождения правильных ответов на поставленные вопросы. Успех наблюдения зависит от четкого определения его познавательной цели и от последовательности действий учащихся.

Планируя самостоятельную работу такого типа необходимо предварительно расчленить наблюдение на взаимосвязанные части и предусмотреть эффективные способы самоконтроля для выяснения результатов выполнения учащимися этих частей и получения обратной информации.

Этот метод я применяю при изучении такой довольно сложной темы, как "Решение логических задач" на примере задачи "Ханойская башня".

Задача звучит так: "На подставке укреплены три стержня, на левый стержень нанизано несколько колец уменьшающегося размера - внизу самое большое кольцо, на нем поменьше, сверху еще меньше и т.п. Надо, перемещая по одному кольцу со стержня на стержень, переместить все кольца на правый стержень, но при этом ни в какой момент времени нельзя класть большее кольцо на меньшее. Опишите, как надо перекладывать кольца, если в начальный момент на левом стержне находятся:

а) 1 кольцо;

б) 2 кольца;

в) 3 кольца;

г) 4 кольца и так далее.

Определите, сколько времени потребуется, чтобы переложить 64 кольца, если считать, что на перекладывание одного кольца требуется 1 секунда". (Смотри приложение 1).

Перекладывание одного, двух и трех колец затруднений у ребят не вызывает. При рассмотрении этих случаев прошу их записывать соответствие количества ходов и количества перекладываемых колец. При рассмотрении же случая с четырьмя кольцами количество ходов у разных учеников получается разным. Чтобы выяснить, кто же из них прав, предлагаю им сесть за компьютеры и загрузить в память игру HANOJ. Игру запускаем в режиме демонстрации. Идет перекладывание четырех колец.

Наблюдение за работой компьютера вызывает живой интерес у учащихся, так как к моменту изучения темы "Решение логических задач" у ребят еще нет большого опыта работы на компьютере. Обращаю их внимание на порядок перемещения колец и количество сделанных компьютером ходов. При необходимости повторяем демонстрацию решения данной задачи. Затем увеличиваем количество колец и снова предоставляем машине возможность решить эту задачу.

После просмотра предлагаю детям 2 задания:

1) записать алгоритм перемещения колец;

2) найти алгебраическую зависимость между количеством ходов и количеством колец.

Первая задача решается довольно легко. Ребята сами, практически без моей помощи описывают алгоритм переложения колец, улавливают, что вне зависимости от начального количества колец, задача сводится к переложению трех колец.

Со вторым заданием дело обстоит сложнее. Выдвигаются многие предположения. Каждое из них мы с ребятами рассматриваем и отвергаем неверные. Следует отметить, что в классе нет учеников, не заинтересованных в решении задачи. Работают все и интересно всем.

После того, как найдена формула расчета количества ходов в зависимости от количества колец, предлагаю посчитать, сколько же времени потребуется, чтобы переложить 64 кольца. Результат ошеломляет детей, они переводят секунды в часы, сутки, годы.

Когда страсти утихают, ребята вспоминают аналогичные задачи, с которыми им приходилось встречаться в литературе, на факультативных занятиях по математике.

Таким образом, благодаря самостоятельной работе учащиеся проявляют творческую активность, инициативу, познавательный интерес, прослеживают связь предмета с повседневной жизнью, с другими изучаемыми в школе предметами.

Эффективность наблюдения на данном уроке не вызывает сомнений. Учащиеся в течение всего урока активно и сосредоточенно работали: наблюдали, анализировали, рассуждали.

Так как наблюдения выполняются на основе имеющегося запаса знаний и некоторого житейского опыта школьников, а кроме того, дополняются практической учебной деятельностью, то этим путем создается возможность естественного перехода от чувственного познания к представлениям и понятиям.

При наблюдении как самостоятельной работе правильной постановкой вопросов, рекомендациями в применении элементов сравнения и сопоставления, в наблюдении за вариантами демонстрируемых объектов учитель способствует не только целостному восприятию школьниками наблюдаемых явлений во всем их многообразии, но и раскрытию глубинной сущности явления.

2.2. СРАВНИТЕЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

В процессе самостоятельной работы необходимо широко осуществлять наблюдения сравнительно-аналитического характера.

Сравнение заключается в установлении сходства изучаемых предметов и явлений, что помогает уточнению содержания представлений об этих предметах и явлениях, так как при этом выделяются существенные признаки, которые и составляют некоторую общность явлений или предметов, а установление различий помогает конкретизации знаний и формированию понятий, потому что при этом выясняется "особенное", характеризующее данный предмет или явление, в отличие от общего в сходных предметах и явлениях. Такая работа создает большой стимул для развития произвольного внимания учащихся.

Самостоятельная работа стимулирует у учащихся произвольное внимание, поскольку при её выполнении школьники сосредоточиваются на сравнении, сопоставлении непосредственно изучаемых предметов или явлений и отвлекаются от других раздражителей. Чем занимательнее основной вопрос полученного задания для изучения и разнообразнее возможность его решения, тем более концентрируется внимание, тем более устойчивым и произвольным оно становится. Это позволяет школьникам не только найти правильный ответ на заданный учителем вопрос, но и обобщить проведенный сравнительный анализ, сформулировать заключительные выводы, то есть довести самостоятельную работу до логического конца.

На уроке информатики, изучая раздел программирования, учащиеся не имеют возможности непосредственно наблюдать и сравнивать физические процессы, происходящие в компьютере при решении разных типов задач. В этом случае очень важно теоретически подвести ребят к пониманию различия этих задач путем сравнения алгоритмов решения, подключить полученные ими ранее знания о работе процессора при выполнении разных типов операций - арифметических и логических.

Например, такая работа выполняется при изучении темы "Алгоритмы ветвления".

В начале урока я напоминаю учащимся, что на предыдущем уроке мы выяснили, что такое линейный алгоритм, из чего он состоит, какой вид имеет его блок-схема.

Для закрепления и контроля пройденного мы составляем блок-схему и программу для следующей задачи:

"Найти значение функции Реферат на тему: Самостоятельная работа обучающихся на уроках информатики для любого значения аргумента".

Это задание не вызывает затруднения. Ребята быстро составляют блок-схему и программу (блок-схему смотри в приложении 2) :

10 REM Вычисление функции

20 INPUT "Ввести значение аргумента x";X

30 y=2*x^2+3*x+5

40 PRINT "При х=";х;"y=";y

50 END

После этого я предлагаю следующую задачу:

Реферат на тему: Самостоятельная работа обучающихся на уроках информатики

Вычислить Y для любого значения аргумента.

Сначала задача вызывает недоумение. Мы вспоминаем определение функции, раздел алгебры "Исследование функции", выясняем, что для разных X данная функция вычисляется по-разному. На вопрос: "Как же узнать, по какой из двух формул нам следует вычислять Y?", ребята отвечают: "Подставить значение X в указанные неравенства. Если неравенство получится верным, то вычисления производить по соответствующей формуле."

Отмечаю правильность ответа и обращаю внимание учеников на то, что нет необходимости подставлять значение Х в оба неравенства. Достаточно проверить одно из них, так как они являются взаимно обратными, то есть если верно одно неравенство, то неверно другое, и наоборот.

Следует отметить, что при самостоятельной работе такого рода имеет смысл сразу давать детям основные термины и понятия информатики, так как при активной работе происходит осознание и глубокое понимание новых для детей понятий и терминов. В данном случае я ввожу понятие "условие", разъясняю, что значит "условие выполняется" и "условие не выполняется".

Прошу сравнить рассмотренные только что задачи и найти, что в них общего, и чем они отличаются друг от друга. Ребята быстро находят отличие: во второй задаче появился выбор.

Учащиеся работают с большим интересом. В результате сравнительного анализа они самостоятельно установили разницу в приведенных задачах.

Теперь можно запомнить новое понятие - алгоритм ветвления, и мы записываем определение. В результате самостоятельной работы на уроке у детей активизирована память, дети буквально как губка впитывают все новое, и осознание новых понятий не вызывает затруднений.

Спрашиваю, как нам реализовать новый алгоритм на компьютере. Учащиеся замечают, что для этого уже недостаточно известных им операторов.

Важно заметить, что дети сами подошли в своих рассуждениях к необходимости новых для них знаний. В таких случаях новый материал легче и быстрее усваивается, у учащихся появляется мотивация к дальнейшему изучению предмета, знания систематизируются.

Объясняю детям новые операторы: оператор условного перехода IF и оператор безусловного перехода GOTO.

Теперь можно написать программу. Предлагаю учащимся сделать это самостоятельно, используя только что полученные знания. Как правило, задание вызывает некоторые затруднения. Но такая работа заставляет учеников сконцентрировать внимание, усиливает их познавательную деятельность, активизирует их аналитические способности.

Я не остаюсь пассивным наблюдателем, помогаю им наводящими вопросами, например:

-"Сколько условий в этой задаче?"

-"Сколько операторов условного перехода будем использовать?"

-"Сколько операторов безусловного перехода будет в программе?"

-"Какое условие будем проверять?"

-"Что изменится, если использовать другое условие?", и так далее.

Наконец, блок-схема (смотри приложение 2) и программа составлены.

10 REM Вычисление функции

20 INPUT "Введите значение аргумента"; X

30 IF X<=0 THEN Y=2*X^2+3*X: GOTO 50

40 Y=3*X+5

50 PRINT "При Х=";X;"Y=";Y

60 END

Для проверки работоспособности программы выбираем два значения Х, устанавливаем, какие значения Y им соответствуют. Затем реализуем программу на компьютере.

По окончании работы учащиеся уже готовы самостоятельно решить подобные задачи. Раздаю карточки с индивидуальными заданиями, и ребята сами составляют блок-схему и программу.

Сравнительно-аналитическое наблюдения, использованные на данном уроке позволяют учащимся глубже понять тему, стимулируют познавательный интерес, содержат элемент исследования, вынуждают отыскивать в разных задачах черты сходства и отличия.

Быстрее и результативнее развивается у школьников наблюдательность, совершенствуется произвольное внимание, так как сравнительно-аналитическое наблюдение заставляет их действовать целенаправленно и сосредоточенно, чтобы получить данные для самоконтроля, достичь цели. Кроме того, знания, полученные в результате такой работы отличаются большей глубиной понимания, большей устойчивостью и результативностью.

2.3. УЧЕБНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И КОНСТРУИРОВАНИЕ

Учебный эксперимент значительно сложнее других методов самостоятельной работы, поэтому при его использовании учащиеся затрачивают больше времени и сил. Он всегда связан с наблюдением, однако имеет свои качественные отличия. Эксперимент заставляет глубже проникнуть в сущность изучаемого вопроса.

Учебный эксперимент как метод самостоятельного приобретения знаний школьниками имеет сходство с научным экспериментом, но вместе с тем и отличается от него. Учебный эксперимент содержит цель, которая уже достигнута наукой, но учащимся это достижение еще неизвестно.

На уроках информатики метод учебного эксперимента и конструирования целесообразно применять, когда у учащихся уже имеются практические навыки в работе с компьютером, знания основ программирования и приемов программирования.

Я применяю этот метод при изучении темы "Движение на экране", когда теория этого вопроса учащимся уже известна.

Предлагаю получить на экране изображение падающего мяча, причем обращаю внимание школьников, что движение на экране должно быть достоверно, то есть мяч должен упасть и несколько раз подпрыгнуть.

Следует отметить, что непосредственная работа с компьютером на уроке информатики, как ни на каком другом уроке, дает учащимся возможность сразу наблюдать результаты своего эксперимента, вносить необходимые коррективы в программу, самостоятельно менять, усложнять или упрощать задание, то есть творчески и с интересом подходить к поставленной перед ними проблеме.

Перед тем, как сесть за компьютер, ребята уточняют цели, приемы и средства их достижения. Обговариваются следующие вопросы:

- в каком режиме экрана следует работать и почему;

- на какие этапы разбивается работа (получение изображения, расчет массива и запоминание в нем рисунка, получение движения мяча вниз и вверх);

-типы алгоритмов, используемые в программе.

В процессе работы выясняется необходимость не только многократного повторения рисунка в разных областях экрана, но и последующего его стирания. Уточняется, как получить более быстрое или более замедленное движение. Учащиеся экспериментируют, внося в свою программу изменения и выбирая наиболее подходящее.

Работа увлекает ребят, они работают быстро и осмысленно, нередко придумывая и внося что-то новое в задание, усложняют и приукрашивают его.

В результате учащиеся усваивают новый материал не механически, а увлеченно, глубоко. Экспериментирование со своей программой заставляет их логически и творчески мыслить, давая более глубокое понимание не только новой темы, но и повседневных явлений в жизни, над которыми они раньше не задумывались, просто принимая их как должное. Приятно услышать после окончания урока от ученика такую фразу: "Теперь-то я понял, как создаются компьютерные мультики!" Конечно, "мультики" создаются далеко не так, но зерно интереса к этому уже упало на благодатную почву.

Таким образом, самостоятельная работа учащихся выражается в суждениях и умозаключениях, способствует появлению собственных идей. Присутствие в учебном эксперименте элементов исследования стимулирует познавательный интерес учащегося, обостряет процессы чувственного познания и усиливает целеустремленность мышления.

Учебный эксперимент как метод самостоятельной работы учащихся, сохраняя характерные черты научного эксперимента, является наиболее ценным методом обучения школьников. Он обеспечивает не только углубленное усвоение содержания изучаемой дисциплины, но и позволяет овладеть одним из ведущих методов науки, каким является научный эксперимент.

2.4. РЕШЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ

Разнообразные учебные задачи, используемые в обучении, имеют очень большое значение как метод, способствующий углублению, запоминанию и проверке усвоения знаний учащимися. Подобно другим методам самостоятельной работы учебные задачи заключают в себе логический путь усвоения изучаемых знаний и стимулируют познавательные процессы школьников. Особенно они усиливают процессы отвлеченного мышления, внимания, памяти.

Важно отметить, что так как информатика является "слугой" других наук, то в качестве учебных задач можно и нужно использовать задачи из других изучаемых предметов, в частности алгебры, геометрии, физики, химии. Но в отличие от указанных дисциплин, на уроках информатики учащиеся могут получить не только количественные результаты, но и убедиться в универсальности тех или иных применяемых методов решения, устанавливать межпредметные связи.

Решение задач на уроках информатики сводится, как правило, к программированию этих задач и реализации их на компьютере. В процессе решения происходит повторение уже изученных методов решения задач по тому или иному предмету и применения в каждом конкретном случае уже известных учащимся методов и приемов программирования.

Приведу примеры нескольких задач из разных учебных дисциплин:

1. Стрела, выпущенная из лука вертикально вверх, упала на землю через 6 с. Какова начальная скорость стрелы и максимальная высота подъема?

2. Пловец, спрыгнув с пятиметровой вышки, погрузился в воду на глубину 2 м. Сколько времени и с каким ускорением он двигался в воде?

3. Сколько молекул содержится в углекислом газе массой 1г.?

4. Какова масса 500 моль углекислого газа?

5. Вычислить значение Y для произвольного значения Х. При значении Х, не входящем в область определения функции, сделать соответствующее сообщение.

Реферат на тему: Самостоятельная работа обучающихся на уроках информатики.

6. Вычислить значение Y для произвольного значения Х. При значении Х, не входящем в область определения функции, сделать соответствующее сообщение.

Реферат на тему: Самостоятельная работа обучающихся на уроках информатики.

7. Стороны прямоугольника равны 12,4 и 26. Найдите угол между диагоналями.

8. Основание равнобедренного прямоугольного треугольника равно a. Найдите боковую сторону.

9. Внутри окружности радиуса R взята точка на расстоянии d от центра. Найдите наибольшее и наименьшее расстояния от этой точки до точек окружности.

10. Даны две окружности с радиусами R1 и R2 и расстоянием между центрами d>R1+R2. Чему равны наибольшее и наименьшее расстояния между точками X и Y этих окружностей?

Задачи способствуют значительному расширению и углублению познавательной деятельности учащихся, формированию отвлеченного мышления, а оно в свою очередь обеспечивает осознанное и прочное усвоение изучаемых основ наук. Работа на компьютере, реализация решений задач усиливают мотивацию изучения программирования как способа быстрого и наглядного получения результатов, использования ЭВМ как инструмента познания.

2.5. РАБОТА С КНИГОЙ

Умение работать с книгой является одним из важнейших умений, которым необходимо владеть учащимся средней общеобразовательной школы. "Образование временных связей... это есть понимание, это и есть знание, это и есть приобретение новых знаний."- писал И.П.Павлов.

Учебник, книга являются необходимым условием для того, чтобы у учащегося образовались новые устойчивые временные связи, чтобы учащиеся прочно усвоили материал, объясненный учителем.

По предмету "Основы информатики и вычислительной техники" выпущено много учебников, отвечающих требованиям современного подхода к изучению предмета. Но на уроках информатики вполне допустимо пользоваться различной специальной литературой, не являющейся учебником по изучаемому предмету.

По плану я предлагаю составить краткий конспект темы, используя книгу.

Часто при изучении какой-либо темы, на мой взгляд, использование самостоятельной работы с книгой предпочтительнее устного объяснения из-за большого объема информации при ограниченном времени на изучение.

Работая с книгой, дети не все сразу понимают и усваивают, но результатом их работы является собственный конспект, что очень важно при дефиците и дороговизне специальной литературы.

Самостоятельная работа с книгой должна сочетаться с другими видами самостоятельных работ на уроке. В частности, я предлагаю, используя конспект, выполнить ряд заданий. Например, предлагаю создать каталог со своим именем; скопировать туда некоторые файлы из других каталогов; выйти в корневой каталог; загрузить файл из своего каталога, указав путь к нему; и так далее. Учащиеся, выполняя задание, сразу видят результаты своего труда, используют собственный конспект, осознавая, что трудились ненапрасно.

Кроме того, при работе с книгой происходит начальное усвоение материала, которое получает свое развитие и углубление на последующих уроках.

Я считаю, что использование самостоятельной работы с книгой на уроках информатики нельзя недооценивать. Современная вычислительная техника развивается столь бурно, программное обеспечение становится все более мощным, что в дальнейшем детям во взрослой жизни не раз придется пользоваться специальной литературой для самообучения работе с теми или иными прикладными программами.

Навыки работы с такого рода книгами должны быть заложены еще в школьные годы.

Самостоятельная работа с книгой на уроках информатики активизирует абстрактное и образное мышление школьников, концентрирует их внимание, обостряет аналитические способности, является теоретической подготовкой к практической работе на компьютере.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

При всем многообразии видов самостоятельной работы учащихся успех обучения информатике обусловлен определенными условиями. Первое условие - наличие у учащегося знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения. Второе условие - присутствие в содержании задания нового материала, придающего заданию исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес учащегося и требующего самостоятельного решения. Третье условие - необходимость фиксации результатов самостоятельной работы в записях, рисунках, блок-схемах, программах. Четвертое условие - самостоятельная работа, успешно завершенная на уроке, должна соответствующим образом быть оценена учителем, что является стимулом для проявления школьниками старательности при выполнении заданий на компьютере.

Активность и самостоятельность школьников выражается и в психологическом настрое их деятельности, сосредоточенности, внимании, мыслительных процессах, в интересе к совершаемой деятельности, личной инициативе.

Самостоятельная работа учащихся на уроке информатики, в зависимости от содержания, характера учебного материала может быть простой, непродолжительной и сложной, длительной по времени, требующей от учащихся интенсивной познавательной деятельности.

Рационально организованная и систематически проводимая на уроке информатики самостоятельная работа учащихся способствует овладению всеми учащимися глубокими и прочными знаниями, активизации умственных операций, развитию познавательных сил и способностей к длительной интеллектуальной деятельности, обучению учащихся рациональным приемам самостоятельной работы.

Работая с компьютером на уроках информатики, учащиеся кроме сказанного выше осознают важность получения знаний в различных областях науки для их дальнейшей жизни, осваивают такой новый для человечества инструмент познания как ЭВМ. Возможность самим влиять на ход решения тех или иных задач, радость творчества, получения практически мгновенных ответов на волнующие их проблемы, ощущение своей важности и значимости при работе со столь "умной" техникой, вызывает повышенный интерес к предмету.

Самостоятельная работа на уроках информатики является неотъемлемой частью учебного процесса. При самостоятельной работе на компьютере достигается две очень важные цели:

1) обучающая - усвоение и систематизация полученных знаний;

2) побудительная - поиск новых решений поставленных перед учащимися задач.

3) мотивационная - усиление интереса к дальнейшему изучению предмета.

Работа на компьютере укрепляет в детях уверенность в своих силах, активизирует все познавательные процессы, мотивирует их на дальнейшее изучение предмета. Нельзя переоценить роль и место самостоятельной работы учащихся на уроках информатики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы М.,Педагогика, 1987 г.

2. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. М., Просвещение,1984 г.

3. Пидкасистый П.И., Коротяев Б.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. М., 1978 г.

4. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М., Педагогика, 1986

5. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М., Просвещение, 1986

6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, 1979


ПРИЛОЖЕНИЯ



Приложение 1.



Задача "Ханойская башня"




Реферат на тему: Самостоятельная работа обучающихся на уроках информатики


Приложение 2.


Блок-схема задачи № 1 Блок-схема задачи № 2

Реферат на тему: Самостоятельная работа обучающихся на уроках информатики


© 2010-2022