- Преподавателю
- Информатика
- Урок по информатике (конспект и презентация) Цикл с параметром
Урок по информатике (конспект и презентация) Цикл с параметром
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Убасев С.В. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Урок 27
«Цикл с параметром»
Обоснование темы: цикл - это базовая структура в алгоритмизации. Практически ни одна серьезная задача не решается без этой конструкции. Очень широк спектр ее применения. Это и игровые программы, и компьютерная графика, и обработка текстов. Цикл используется во всех языках программирования. Кроме того, решение задач с использованием циклических структур, развивает мыслительную деятельность учащихся: анализ, синтез, сравнения и т.д. Для учителя эта тема интересна тем, что она предполагает уроки различных типов: комбинированные, теоретические, лабораторно-практические. Предложенный урок - комбинированный, с элементами игровой технологии.
Цель урока: ввести новые термины «цикл», « переменные цикла», «тело цикла» и подвести учащихся к понятию о существовании цикла с параметром.
Задачи урока:
Обучающая:
-
Знакомство учащихся с базовыми алгоритмическими структурами;
-
Научить уч-ся организовывать циклы с параметром;
-
Использовать циклы при работе с программой.
Развивающая:
-
Формирование навыков работы при создании программ, отработать приемы вставки в программу блоков цикла;
-
Формирование у учащихся приемов логического и алгоритмического мышления;
-
Развитие познавательного интереса;
-
Развитие умения планировать свою деятельность.
Воспитывающая:
-
Воспитывать необходимость связывать изучение нового материала с уже известными фактами;
-
Воспитывать ответственность за выполняемую работу;
-
Воспитывать аккуратность при выполнении вычислений.
-
Воспитание целеустремленной, конкурентоспособной личности учащихся.
Тип урока: получения новых знаний.
Оборудование: компьютеры, мульти-медийный проектор.
Формы учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная работа за ПК.
Структура урока:
-
Актуализация знаний.
-
Изучение нового материала.
-
Применение приобретенных знаний и отработка навыков (Практическая работа на компьютере).
-
Домашнее задание.
-
Подведение итогов.
Ход урока
-
Актуализация знаний.
-
Как называется точное предписание, определяющее последовательность действий исполнителя, направленных на решение поставленной задачи? (Алгоритм)
-
Как называется алгоритм, действия которого выполняются строго по порядку? (Линейный алгоритм)
-
Как называется алгоритм, действия в котором выполняются в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия? (Разветвляющийся алгоритм или ветвление)
-
Изучение нового материала.
При составлении алгоритмов довольно часто встречаются случаи, когда некоторую последовательность команд нужно выполнить несколько раз подряд. Поэтому эти алгоритмы называют циклическими. Алгоритм циклической структуры - это алгоритм, в котором предусмотрено неоднократное выполнение одной и той же последовательности действий. Изучение циклов демонстрирует учащимся главное преимущество компьютера перед человеком - выполнение большого числа действий за короткое время. Ведь даже весьма короткий циклический алгоритм, составить который не так уж долго, при исполнении может потребовать выполнения нескольких сотен действий, с которыми компьютер справится намного быстрее, чем человек. Учащиеся должны уметь организовать цикл и верно определить тело цикла. Более того, при конструировании алгоритмов важно использовать такую конструкцию цикла, которая окажется оптимальной для решения поставленной задачи. Многократное повторение последовательности действий называется циклом, а многократно повторяющиеся действия - телом цикла.
Существует три формы циклов: цикл с параметром, цикл с предусловием, цикл с постусловием. Каждая форма имеет стандартное описание на языке схем, а также соответствующий оператор алгоритмического языка.
Мы рассмотрим цикл с параметром. Цикл с параметром применяют тогда, когда известно число повторений одного и того же действия. Цикл с параметром по другому называют цикл со счетчиком. Если есть счетчик, то у этого счетчика есть начальное значение, конечное значение, приращение (шаг) счетчика.
И цикл с параметром имеет следующий вид:
for <параметр>:=A to B do begin
…
тело цикла
…
end;
Здесь параметр - счетчик (переменная счетчика), А - начальное значение счетчика, В - конечное значение счетчика. В Turbo Pascal переменная счетчика изменяется только на 1 по умолчанию.
Рассмотрим небольшой пример.
Пример 1. Составить программу вычисления суммы целых чисел от 1 до 100.
program prim1;
var n,s:integer;
begin
s:=0;
for n:=1 to 100 do begin
s:=s+n;
end;
writeln ('s=',s);
end.
Пример 2. По древней легенде, мудрец, придумавший шахматы, потребовал от персидского шаха такое вознаграждение: пусть на шахматную доску кладут зерна пшеницы - на первую клетку 1 зерно, на 2-ю - 2 зерна, на 3-ю - 4 зерна, на 4-ю - 8 (то есть на следующую клетку кладется в раза больше зерен, чем на предыдущую). Сколько зерен будет лежать на последней клетке? Сколько всего зерна получит мудрец, если 15 зерен равны 1 г пшеницы?
program prim2;
var n:byte;
k,s,m:real;
begin
k:=1;
s:=1;
m:=0;
for n:=2 to 64 do begin
k:=k*2;
s:=s+k;
end;
m:=s/15;
writeln ('k=',k);
writeln ('m=',m);
readln;
end.
-
Применение приобретенных знаний и отработка навыков (практическая работа на компьютере).
Теперь мы перейдем к практической работе за компьютером. Перед учащимся ставится задача отладить блоки программ за компьютером и ставится задача вычисления значений функции.
Задание 1. (работа на компьютере). Составить программу вычисления значения функции .
program zadanie1;
var n:integer;
y:real;
begin
y:=0;
for n:=1 to 20 do begin
y:=y+1/n;
end;
writeln ('y=',y);
end.
Задание 2. Определите, какое количество раз выполняются операторы цикла?
for n:=10 to 12 do begin
y:=y+2*n;
end;
Задание 3. Определите, какое значение примет переменная y?
y:=0;
for n:=3 to 5 do begin
y:=y+n;
end;
-
Домашнее задание.
Гражданин 1 марта открыл счет в банке, вложив 1000 руб. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 2 % от имеющейся суммы. Определить сумму вклада через двенадцать месяцев.
program dom_zadanie;
var n:integer;
y:real;
begin
y:=1000;
for n:=1 to 12 do begin
y:=y+0.02*y;
end;
writeln ('y=',y);
end.
-
Подведение итогов.
Вопросы к учащимся.
-
С какой новой структурой мы познакомились?
-
Какие процессы можно описать ее используя?