Урок по информатике (конспект и презентация) Цикл с параметром

Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 27

«Цикл с параметром»

Обоснование темы: цикл - это базовая структура в алгоритмизации. Практически ни одна серьезная задача не решается без этой конструкции. Очень широк спектр ее применения. Это и игровые программы, и компьютерная графика, и обработка текстов. Цикл используется во всех языках программирования. Кроме того, решение задач с использованием циклических структур, развивает мыслительную деятельность учащихся: анализ, синтез, сравнения и т.д. Для учителя эта тема интересна тем, что она предполагает уроки различных типов: комбинированные, теоретические, лабораторно-практические. Предложенный урок - комбинированный, с элементами игровой технологии.

Цель урока: ввести новые термины «цикл», « переменные цикла», «тело цикла» и подвести учащихся к понятию о существовании цикла с параметром.

Задачи урока:

Обучающая:

  1. Знакомство учащихся с базовыми алгоритмическими структурами;

  2. Научить уч-ся организовывать циклы с параметром;

  3. Использовать циклы при работе с программой.

Развивающая:

  1. Формирование навыков работы при создании программ, отработать приемы вставки в программу блоков цикла;

  2. Формирование у учащихся приемов логического и алгоритмического мышления;

  3. Развитие познавательного интереса;

  4. Развитие умения планировать свою деятельность.

Воспитывающая:

  1. Воспитывать необходимость связывать изучение нового материала с уже известными фактами;

  2. Воспитывать ответственность за выполняемую работу;

  3. Воспитывать аккуратность при выполнении вычислений.

  4. Воспитание целеустремленной, конкурентоспособной личности учащихся.

Тип урока: получения новых знаний.

Оборудование: компьютеры, мульти-медийный проектор.

Формы учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная работа за ПК.

Структура урока:

  1. Актуализация знаний.

  2. Изучение нового материала.

  3. Применение приобретенных знаний и отработка навыков (Практическая работа на компьютере).

  4. Домашнее задание.

  5. Подведение итогов.


Ход урока

  1. Актуализация знаний.

  1. Как называется точное предписание, определяющее последовательность действий исполнителя, направленных на решение поставленной задачи? (Алгоритм)

  2. Как называется алгоритм, действия которого выполняются строго по порядку? (Линейный алгоритм)

  3. Как называется алгоритм, действия в котором выполняются в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия? (Разветвляющийся алгоритм или ветвление)


  1. Изучение нового материала.

При составлении алгоритмов довольно часто встречаются случаи, когда некоторую последовательность команд нужно выполнить несколько раз подряд. Поэтому эти алгоритмы называют циклическими. Алгоритм циклической структуры - это алгоритм, в котором предусмотрено неоднократное выполнение одной и той же последовательности действий. Изучение циклов демонстрирует учащимся главное преимущество компьютера перед человеком - выполнение большого числа действий за короткое время. Ведь даже весьма короткий циклический алгоритм, составить который не так уж долго, при исполнении может потребовать выполнения нескольких сотен действий, с которыми компьютер справится намного быстрее, чем человек. Учащиеся должны уметь организовать цикл и верно определить тело цикла. Более того, при конструировании алгоритмов важно использовать такую конструкцию цикла, которая окажется оптимальной для решения поставленной задачи. Многократное повторение последовательности действий называется циклом, а многократно повторяющиеся действия - телом цикла.

Существует три формы циклов: цикл с параметром, цикл с предусловием, цикл с постусловием. Каждая форма имеет стандартное описание на языке схем, а также соответствующий оператор алгоритмического языка.

Мы рассмотрим цикл с параметром. Цикл с параметром применяют тогда, когда известно число повторений одного и того же действия. Цикл с параметром по другому называют цикл со счетчиком. Если есть счетчик, то у этого счетчика есть начальное значение, конечное значение, приращение (шаг) счетчика.

И цикл с параметром имеет следующий вид:

for <параметр>:=A to B do begin

тело цикла

end;

Здесь параметр - счетчик (переменная счетчика), А - начальное значение счетчика, В - конечное значение счетчика. В Turbo Pascal переменная счетчика изменяется только на 1 по умолчанию.

Рассмотрим небольшой пример.

Пример 1. Составить программу вычисления суммы целых чисел от 1 до 100.

program prim1;

var n,s:integer;

begin

s:=0;

for n:=1 to 100 do begin

s:=s+n;

end;

writeln ('s=',s);

end.

Пример 2. По древней легенде, мудрец, придумавший шахматы, потребовал от персидского шаха такое вознаграждение: пусть на шахматную доску кладут зерна пшеницы - на первую клетку 1 зерно, на 2-ю - 2 зерна, на 3-ю - 4 зерна, на 4-ю - 8 (то есть на следующую клетку кладется в раза больше зерен, чем на предыдущую). Сколько зерен будет лежать на последней клетке? Сколько всего зерна получит мудрец, если 15 зерен равны 1 г пшеницы?

program prim2;

var n:byte;

k,s,m:real;

begin

k:=1;

s:=1;

m:=0;

for n:=2 to 64 do begin

k:=k*2;

s:=s+k;

end;

m:=s/15;

writeln ('k=',k);

writeln ('m=',m);

readln;

end.

  1. Применение приобретенных знаний и отработка навыков (практическая работа на компьютере).

Теперь мы перейдем к практической работе за компьютером. Перед учащимся ставится задача отладить блоки программ за компьютером и ставится задача вычисления значений функции.

Задание 1. (работа на компьютере). Составить программу вычисления значения функции Урок по информатике (конспект и презентация) Цикл с параметром.

program zadanie1;

var n:integer;

y:real;

begin

y:=0;

for n:=1 to 20 do begin

y:=y+1/n;

end;

writeln ('y=',y);

end.

Задание 2. Определите, какое количество раз выполняются операторы цикла?

for n:=10 to 12 do begin

y:=y+2*n;

end;

Задание 3. Определите, какое значение примет переменная y?

y:=0;

for n:=3 to 5 do begin

y:=y+n;

end;

  1. Домашнее задание.

Гражданин 1 марта открыл счет в банке, вложив 1000 руб. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 2 % от имеющейся суммы. Определить сумму вклада через двенадцать месяцев.

program dom_zadanie;

var n:integer;

y:real;

begin

y:=1000;

for n:=1 to 12 do begin

y:=y+0.02*y;

end;

writeln ('y=',y);

end.



  1. Подведение итогов.

Вопросы к учащимся.

  1. С какой новой структурой мы познакомились?

  2. Какие процессы можно описать ее используя?


© 2010-2022