- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике (10 класс)
Рабочая программа по информатике (10 класс)
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Беломыльцева Е.А. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новоусманская СОШ №3» Новоусманского муниципального района Воронежской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
среднего общего образования
по ИНФОРМАТИКЕ
для обучающихся 10 классов
на 2015 - 2016 учебный год
Учитель: Беломыльцева Е.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Информатика (информатика и ИКТ)» составлена на основании: Федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.), с использованием Программы курса «Информатика (информатика и ИКТ)» для 10-11 классов образовательных учреждений Воронежской области под редакцией Л.А. Бачуриной - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2013.
Цели изучения предмета:
-
Приобретение практических навыков использования средств и методов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебной деятельности и в дальнейшем освоении профессий.
-
Развитие исследовательских и творческих способностей обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий.
-
Приобретение навыков проектно-исследовательской деятельности с применением средств ИКТ.
-
Формирование информационно-технологической культуры старшеклассников.
-
Формирование информационного подхода к изучению окружающей действительности.
Задачи изучения:
-
научить применять информационные технологии в учебной деятельности и в дальнейшей профессиональной деятельности;
-
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
-
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
-
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий.
Формы организации учебной деятельности: компьютерные практикумы, учебные и творческие проекты.
Формы контроля: тестирование; выполнение практических работ, защита проектов.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.
Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов.
Учебный процесс реализуется в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения.
Общая характеристика учебного предмета
Программа и учебно-тематический план предмета регионального компонента «Информатика (информатика и ИКТ)» реализуется в профилях, где изучение предмета «Информатика и ИКТ» на федеральном уровне не предусмотрено.
Основная направленность курса - применение информационных технологий в учебной деятельности и в дальнейшей профессиональной деятельности. Изучение курса способствует развитию умений решения практических задач средствами информационных технологий.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Информатика (информатика и ИКТ)» реализуется в 10 классе за счет часов регионального компонента.
Программа рассчитана на 35 учебных часов (по 1 часу в неделю), всего 35 недель. Классы делятся на подгруппы.
Программой предусмотрено проведение:
- итоговый контроль - 2,
- защита творческого проекта - 1.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
-
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
-
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
уметь
-
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
-
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
-
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
-
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами, автоматизации коммуникационной деятельности;
-
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Содержание учебного предмета «Информатика (информатика и ИКТ)»
Учебно - тематический план
№ п/п
Название темы
Количество часов
1.
Информация и информационные процессы.
6
2.
Информационные модели и системы.
2
3.
Информационное моделирование.
3
4.
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.
5
5.
Технологии создания и обработки текстовой информации.
7
6.
Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации.
4
7.
Обработка числовой информации.
8
Итого:
35
Тема 1. Информация и информационные процессы.
Понятие информации и информационного процесса. Свойства информации. Информационные процессы: поиск, сбор, хранение, передача, обработка и использование информации. Информационная деятельность человека (восприятие, запоминание, передача, обработка информации). Информационные процессы в обществе, технике, живой природе.
Хранение информации. Способы и организация хранения информации. Сжатие информации.
Процесс передачи информации. Сигнал, кодирование, декодирование, искажение информации. Скорость передачи информации.
Процесс обработки информации. Виды обработки: поиск, сортировка, преобразование данных.
Многообразие форм и способов представления информации. Виды информации. Представление информации с помощью текстов, гипертекстов, рисунков, таблиц. Информационные ресурсы. Понятие мультимедиа. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Цифровое представление в памяти компьютера числовой, текстовой, графической, звуковой и видеоинформации.
Измерение количества информации. Единицы количества информации.
Тема 2. Информационные модели и системы.
Понятие модели как упрощенного образа реального объекта.
Информационные (нематериальные) модели.
Назначение и виды информационных моделей. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Тема 3. Информационное моделирование.
Моделирование как метод познания.
Понятие о компьютерном моделировании. Этапы и цели компьютерного моделирования.
Имитационное моделирование.
Тема 4. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.
Функциональная структура персонального компьютера, периферийное оборудование. Архитектура и развитие аппаратных средств.
Выбор конфигурации компьютера и периферийного оборудования в зависимости от решаемых задач.
Классификация программного обеспечения (ПО). Системное и прикладное ПО. Операционные системы персональных компьютеров. Развитие, назначение и основные функции операционных систем. Многообразие операционных систем.
Инструментальные программные средства общего назначения. Инструментальные программные средства специального назначения.
Программные средства организации личного информационного пространства, архивации и защиты информации.
Инсталляция программ.
Тема 5. Технологии создания и обработки текстовой информации.
Принципы и технологии автоматизированной обработки текстовой информации. Сканирование и распознавание текста.
Структурирование текста. Операции смысловой обработки текста. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Тезаурусы. Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей. Программные средства и технологии обработки «специальных» текстов. Использование специализированных средств редактирования математических текстов и графического представления математических объектов.
Текстовые процессоры. Создание текстовых документов. Приемы редактирования и рецензирования текстовых документов. Форматирование и подготовка документа к печати.
Понятие о настольных издательских системах. Издательская терминология и требования. Шрифты. Верстка текста. Стили.
Подготовка компьютерных публикаций.
Использование готовых и создание собственных шаблонов текстовых документов.
Гипертекстовое представление информации.
Тема 6. Технологии создания и обработки графической и мультимедийной информации.
Графические информационные объекты.
Принципы формирования изображений на экране.
Основные понятия компьютерной графики. Деловая, инженерная и научная графика.
Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов.
Тема 7. Обработка числовой информации.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Основные способы представления математических зависимостей между данными в электронных таблицах.
Средства и технологии работы с электронными таблицами. Назначение и основные функции табличных процессоров. Типы табличных процессоров и их возможности.
Использование табличных процессоров для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).
Темы учебных проектов для 10 класса
-
Изучение потребностей администрации школы в шаблонах стандартных документов. Разработка форм для таких документов.
-
Создание электронного литературного альманаха творческих сочинений учащихся класса (школы).
-
Разработка комплекта информационно-рекламных материалов о деятельности образовательного учреждения.
-
Сбор и подготовка в электронном виде материалов (интервью, заметок, репортажей, фотографий и т.п.) для выпуска информационного бюллетеня о новостях школьной жизни.
-
Разработка компьютерного сопровождения школьного мероприятия. Подготовка электронного отчета о его проведении.
-
Проведение социологического опроса по актуальной для образовательного учреждения теме, статистическая обработка и визуализация его результатов.
-
Разработка логотипа образовательного учреждения. Подготовка шаблона «фирменного» бланка школы и размещение в его колонтитуле созданного логотипа.
-
Разработка мультимедийной презентации о памятных уголках родного города (села, поселка).
Программой предусмотрено проведение:
- итоговый контроль - 2,
- защита творческого проекта - 1.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п\п
Название темы
Кол-во
час.
Характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне ЗУН
1.
Информация и информационные процессы.
6
Знания: Свойства и виды информации. Информационные процессы: поиск, сбор, хранение, передача, обработка и использование информации. Информационная деятельность человека. Информационные процессы в обществе, технике, живой природе. Информационные ресурсы. Понятие мультимедиа. Цифровое представление в памяти компьютера числовой, текстовой, графической, звуковой и видеоинформации. Единицы количества информации.
Умения и навыки: Обрабатывать информацию путём поиска, сортировки, преобразования данных. Выбирать способ представления информации в соответствии с поставленной задачей. Измерять количество информации. Решать задачи на представление информации в памяти компьютера.
2.
Информационные модели и системы.
2
Знания: Понятие модели как упрощённого образа реального объекта.
Назначение и виды информационных моделей.
Умения и навыки: Использовать информационные модели в учебной и познавательной деятельности.
3.
Информационное моделирование.
3
Знания: Определение и цели моделирования. Этапы и цели компьютерного моделирования. Представление об имитационном моделировании.
Умения и навыки: Разрабатывать модели объектов и явлений окружающего мира с помощью компьютерных программ. Создавать имитационные модели.
4.
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.
5
Знания: Архитектура и развитие аппаратных средств. Системное и прикладное ПО. Операционные системы ПК, их назначение и основные функции. Инструментальные программные средства общего и специального назначения.
Умения и навыки: Осуществлять выбор конфигурации компьютера и периферийного оборудования в зависимости от решаемых задач.
Сравнивать особенности и преимущества разных ОС,
выбирать ОС.
Инсталлировать программы. Уметь архивировать и защищать информацию, организовывать личное информационное пространство.
5.
Технологии создания и обработки текстовой информации.
7
Знания: Принципы и технологии автоматизированной обработки текстовой информации. Системы проверки орфографии и грамматики. Тезаурусы. Системы двуязычного перевода и электронные словари.
Специализированные средства редактирования математических текстов и графического представления математических объектов. Приемы редактирования и рецензирования текстовых документов. Издательская терминология и требования. Шрифты. Верстка текста. Стили. Особенности подготовки компьютерных публикаций. Требования к оформлению и дизайну. Понятие шаблона документы, создание и сохранение шаблонов. Особенности гипертекстового документа.
Умения и навыки: Сканировать и распознавать текстовую информацию. Проверять орфографию и грамматику. Использовать справочную систему. Организовывать поиск и замену информации в текстовом документе, электронный перевод, работать со словарями.
Осуществлять набор и редактирование математических текстов. Рецензировать текстовые документы. Форматировать и подготавливать документ к печати. Осуществлять верстку текста с использованием стилевого форматирования, подготовку документов с использованием готовых и самостоятельно созданных шаблонов текстовых документов, с использованием гиперссылок, сносок и оглавлений.
6.
Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации.
4
Знания: Понятие графического объекта, пикселя. Деловая, инженерная и научная графика. Типы файлов.
Умения и навыки: Создавать графические объекты (эмблемы, логотипы, флаеры), учитывая их особенности. Сохранять в виде различных графических файлов. Создавать и редактировать графические документы.
7.
Обработка числовой информации.
8
Знания: Таблица как информационный объект. Основные способы представления математических зависимостей между данными в электронных таблицах. Назначение и основные функции табличных процессоров. Типы табличных процессоров и их возможности.
Умения и навыки: Создавать и редактировать электронную таблицу. Работать с функциями и формулами. Представлять в графическом виде числовую информацию (на примере различных предметных областей). Выполнять проект с использованием табличного процессора.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебный и программно-методический комплекс
для учащихся:
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 классов./ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов./ И.Г. Семакин , Е.К. Хеннер - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
для учителя:
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 классов./ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень 10-11 класс: Методическое пособие./ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
-
3алогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л.А. Залогова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.-245 с.
-
google.com/earth/index.html.
Необходимое оборудование
1. Компьютерный класс ПК.
2. Наличие выхода в Интернет с каждого рабочего места.
3. Принтер, сканер.
4. Микрофоны и наушники на каждом рабочем месте.
5. Фотоаппараты, видеокамера.
6. Мультимедийный проектор.
7. Интерактивная доска.
Необходимые программные средства
Тема
Лицензионное программное обеспечение
Свободно распространяемое программное обеспечение
Настройка и техническая под держка персонального компьютера.
MSWindows ХР, Vista, 7
Антивирусная программа
Linux (одна из версий) Антивирусная программа
Работа в сети Интернет.
MSInternetExplorer, Apple Safari
GoogleChrome, Firefox, Opera
Обработка графической информации.
MSOffice 2003, 2007,2010
Gimp, Picasa
Обработка табличной информации.
MSOffice 2003, 2007,2010
Open Office.Org
Обработка звуковой информации.
MSWindowsXP, Vista, 7 - встроенные средства для работы со звуком
MSOffice 2003, 2007, 2010
Audacity
Обработка видеоинформации.
Киностудия Windows Live,
Adobe Premiere
Ulead Media Studio Pro
Создание мультимедийных презентаций.
MSOffice 2003, 2007,2010
Open Office.Org