Организация контентной фильтрации в ОУ

Семинар-практикум для педагогов «Организация контентной фильтрации в образовательном учреждении» Федоров А.А. учитель информатики МАОУ «СОШ №7» городского округа г. Стерлитамак РБ Цель: показать возможности контент-фильтра SkyDNS, возможность установки его в образовательном учреждении.   Задачи: – систематизировать теоретические знания о контентной фильтрации в ОУ; – проанализировать и определить влияние степени угрозы контента на обучающихся;  – обменяться имеющимся опытом работы по проектирова...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар-практикум для педагогов «Организация контентной фильтрации в образовательном учреждении»

Федоров А.А. учитель информатики МАОУ «СОШ №7» городского округа г. Стерлитамак РБ

Цель: показать возможности контент-фильтра SkyDNS, возможность установки его в образовательном учреждении.

Задачи:

- систематизировать теоретические знания о контентной фильтрации в ОУ;

- проанализировать и определить влияние степени угрозы контента на обучающихся;

- обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов контентной фильтрации;

Оборудование:

- компьютер, проектор, экран

- презентация "Организация контентной фильтрации в образовательном учреждении "

План проведения семинара

1.Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

2. Вступительная часть

3. Теоретическая часть

4. Практическая часть

5. Итог семинара

I. Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

II. Вступительная часть

Что такое контент-фильтр?

Контент-фильтр или программа ограниче́ния веб-контента (англ. Content-control software или web filtering software) - устройство или программное обеспечение для фильтрации сайтов по их содержимому, не позволяющее получить доступ к определённым сайтам или услугам сети Интернет. Система позволяет блокировать веб-сайты с содержимым, не предназначенным для просмотра.

Принцип работы

Контент - фильтр работает по статистическому принципу, т. е. подсчитывает заранее определённые слова текста, определяет категорию, к которой относится содержимое сайта либо блокирует доступ к сайту если он содержится в черном списке адресов контент-фильтра

Проблема скачивания вредоносного контента.

Интернет является мощным инструментом обучения. Однако помимо полезной информации в Интернете ученики могут встретиться с нежелательным контентом.

Последний можно разделить на две группы:

1. запрещенный контент для любого возраста

2. нежелательный для детей и подростков.

К ресурсам первого рода относятся:

  • сайты с детской порнографией,

  • сайты террористов,

  • сайты разжигающие расовую дискриминацию и т.п.

Наличие во внутренней сети учебного заведения подобной информации может вызвать не только претензии к ученикам, которые подобный контент скачивают на рабочую станцию сети, но и к уголовному преследованию администрации, которая допускает хранение подобных материалов.

К сайтам нежелательным для детей (кроме уже упомянутых) относятся сайты, которые дети не должны посещать по возрастным ограничениям:

  • жестокие игры

  • онлайновые казино

  • порнография

  • сайты, пропагандирующие насилие

  • сайты сексуальных меньшинств

  • сайты магазинов интим-услуг и т.п.

Нежелательным контентом может являться также тот, который отвлекает детей от учебного процесса. Дети могут вместо выполнения учебного задания в Сети, заниматься просмотром материалов разрешенного характера, но не имеющего ничего общего с учебным процессом.

Варианты фильтрации контента.

Контент может фильтроваться на уровне провайдера, на уровне шлюза в Интернет защищаемой сети и на уровне клиентской станции.

Фильтрация может быть построена на основе внешней обновляемой базы данных запрещенных ресурсов и может быть построена на основе локальной программы, которая действует по собственным принципам фильтрации («черные», «белые» списки, ключевые слова и т.п.).

Рассмотрим кратко данные решения и позже вернемся к одному из решений.

1. Система контентной фильтрации на стороне Интернет-провайдера либо специализированной организации, обеспечивающей доступ в сеть Интернет для ОО. В этом случае образовательные организации будут подключаться Интернет-провайдером к сети Интернет через СКФ которая работает по «Черному списку» и по категорям сайтов.

Плюсы и минусы данного решения. Плюсов у данного решения мельше, чем минусов. В связи с тем что 100 % блокировать сайты с нежелательным контентом не получиться в принципе потому что ежедневно в мире появляется огромное количество сайтов с разнообразной тематикой в том числе и с запрещенной.

В связи с этим в связке с данным рещение приходиться использовать дополнительный контент фильтр.

Так же невозможность самостоятельно контролировать список черных сайтов. Так как фильтр может заблокировать сайт нужный сайт.

На уровне клиентской станции.

Программа-фильтр устанавливается на каждом персональном компьютере. Данное решение очень трудоемкое и усложняет процесс администрирования программы контентной фильтрации, так как контролировать список доступа к ресурсам необходимо на каждом ПК. В большинстве случаев такую фильтрацию может отключить поользователь самостоятельно, владеющий минимальными навыками работы с ПК.

На уровне шлюза в Интернет защищаемой сети

Программа фильтр устанавливается на одном компьютере который обеспечивает доступ в сеть Интерет остальным компьютерам в локальной сети. Либо на роутере который предоставляет доступ в «Интернет» имеется специальная программа либо прописанны DNS адреса отличные от тех которые предоставляет провайдер.

Плюсы данного решения настраивать фильтрацию нужно только на одном компьютере либо роутере. Можно задавать различные уровни фильтрации для компьютера либо группы компьютеров, вести статистику посещений сайтов, статистику трафика, минимален риск обхода данной системы.

Кстати то что мы рассмотрим более подробно это решение от проекта SkyDNS

По принципу фильтрация может быть построена на:

1. «Запрещаем все, кроме того, что можно»

2. «Можно все, кроме того, что запрещено»

Конечно, реализовать фильтрацию по принципу «Запрещаем все, кроме того, что можно» построить достаточно просто, подобная форма, возможно, имеет смысл для младших школьников, но в этом случае Интернет теряет многие свои функции.

Второй вариант требует построения и обновления огромной базы данных (поддерживать ее должен провайдер сервиса), которая постоянно пополняет базу запрещенного контента.

Для полноценной реализации второго вида фильтрации необходимо проиндексировать миллиарды Web-страниц и это под силу только крупным провайдерам подобного сервиса

Сложности фильтрации контента в школах.

Каждый день в Интернете появляются тысячи новых сайтов, поэтому, даже используя обновления баз данных с нежелательными ресурсами, добиться 100%-ной фильтрации невозможно. Отдельная проблема это недостаточная фильтрация русскоязычного контента западными продуктами. Возможны ошибки, когда фильтр будет отсеивать сайты полезного содержания. В общем, чем более интеллектуален фильтр, и чем больше база, на которую он опирается, тем дороже решение и тем оно менее доступно для школ.

Администраторы в школах имеют различный опыт работы с компьютерами и даже непрофессионал должен иметь возможность создавать и поддерживать политику фильтрации. Образовательный процесс включает множество различных областей науки и фильтрация должна быть всеобъемлющей, настраиваемой, а также обеспечивать защиту от новейших угроз.

Мониторинг Интернет-активности.

Мониторинг и протоколирование - это во многих случаях первый и важнейший шаг в контролировании интернет доступа. Данная функция наглядно показывает серфинг-профиль пользователя. Учитель может проверить, где находился ученик, что просматривал, в какое время и как долго.

Мониторинг дает быструю и точную картину Web серфинга. Данные об интернет активности защищены криптографически и хранятся в недоступном для неавторизованного просмотра виде. Любой посещенный ресурс может быть просмотрен, и впоследствии добавлен в список разрешенных или запрещенных листов.

Отчеты мониторинга четко показывают, какие Web-страницы посещались, время визита, Web-адрес, и прочая информация.

Требования к программе или устройству контентной фильтрации

  • работа по категориям контента;

  • работа по черным и белым спискам;

  • простота установки и настройки;

  • мультиплатформенность;

  • ведение статистики посещаемых сайтов;

  • оптимальная цена.

Что такое SkyDNS

SkyDNS - российский облачный интернет-сервис, предоставляющий услуги контент-фильтрации. Сервис запущен в 2010 году и в настоящее время работает как в бесплатном режиме, так и предлагает коммерческие продукты для частных лиц, организаций, образовательных учреждений и операторов связи.

В режиме работы с авторизацией предоставляется возможность самостоятельного управления и выбора категорий сайтов доступ к которым блокируется.

На данный момент в базе сервиса содержится более 8.6 млн категорированных записей об именах сайтов, разбитых на 56 категорий.

III. Практическая часть

Установка, настройка и использование интернет-центра ZyXEL Keenetic Lite 2 В качестве устройства контентной фильтрации.

Работа службы SkyDNS в интернет-центрах Keenetic реализована в виде отдельного модуля микропрограммы. Пользователь может добавлять или исключать этот интернет-фильтр из микропрограммы, а также включать или полностью выключать, не затрагивая параметров основного подключения к Интернету: SkyDNS будет работать за любыми NAT'ами и при сколь угодно часто меняющемся динамическом адресе.

Для работы с данным модулем необходимо иметь учетную запись SkyDNS. Для ее получения нужно зарегистрироваться на сайте skydns.ru

В Личном кабинете нас интересуют вкладки Фильтр и Исключения, в которых настраиваются политики контентной фильтрации. На вкладке Фильтр можно настроить разрешенные или запрещенные категории сайтов (распределение по категориям осуществляется сотрудниками SkyDNS, базы постоянно обновляются).

На вкладке Исключения доступ к указанным сайтам можно настроить более тонко. Например, на вкладке Фильтр запрещены Социальные сети и разрешены Поисковые системы. А на вкладке Исключения, независимо от этих настроек, мы можем разрешить доступ к социальной сети ВКонтакте (vk.com) и запретить доступ к поисковой системе Yahoo (yahoo.com).

VI. Итог семинара

Контентная фильтрация в школах, это конечно хорошо, но почему то многие не замечаю того факта, что сейчас практически в каждом доме есть компьютер и интернет, где ребенок может найти любую интересующую его информацию. Я считаю, наиболее важно вести пропаганду и доступно объяснить родителям, как установить дома фильтр, хотя бы от рекламы. Не раз был свидетелем того, как ребенок ищет в интернете вполне безобидные вещи, но находит сайты, где слева и справа висят баннеры, на которых размещены фотографии эротического характера, и фотографии уродливых частей тела. Хоть кто-то думает, насколько это травмирует психику ребенка? А еще потом удивляемся, откуда он «столько всего» знает. Интернет представляет серьезную опасность для подрастающего поколения и важно это понимать.

© 2010-2022