- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа Матвеева 3 класс
Рабочая программа Матвеева 3 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фастов И.Н. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Ростова
«Рассмотрена» на заседании МО «Утверждаю»
Учителей естественно - Директор школы
Математического курса __________ Е.И. Буянова
Руководитель МО
Елисеева И. Л «_01_» _09_2015 г.
Протокол № 1 от
«_28_»08.2015г
Рабочая программа
По предмету «Информатика и ИКТ»
Класс _3_
Учитель: Фастов Игорь Николаевич
г. Ростов, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального общего образования и авторской программы курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы. Программа для начальной школы: 2 - 4 классы (ФГОС)/ Н.В.Матвеева, М.С. Цветкова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
-
Учебник (ФГОС) в 2 частях «Информатика и ИКТ» 3 класс , Н.В.Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П.
Панкратова, Н.А. Нурова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.
-
Рабочая тетрадь (ФГОС) в 2 частях «Информатика и ИКТ» 3 класс, Н.В.Матвеева, Н.К.Конопатова, Л.П.Панкратова,
Е.Н.Челак, Н.А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.
-
Контрольные работы (ФГОС) «Информатика» 3 класс, Н.В.Матвеева. Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. М.: Бином, Лаборатория знаний,2013г.
-
Методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 - 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Изучение предмета проходит за счѐт компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-
формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
-
знакомство с базовой системой понятий информатики;
-
развитие способностей ориентироваться в информации разного вида; элементов алгоритмической деятельности; образного и логического мышления; строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;
-
освоение знаний, составляющих основу информационной культуры;
овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
-
воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности; этических норм работы с информацией, бережного отношения к техническим устройствам.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-
компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаѐт основные ценностные ориентиры
содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения
образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее
ценными являются следующие компетенции, отражѐнные в содержании курса:
-
основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и
алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
-
основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приѐмами поиска, получения,
представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка,
совокупность;
-
основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств
ИКТ) для решения информационных задач;
-
основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно
формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приѐмом и передачей информации. Сюда же
относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий,
использованием языка для приѐма и передачи информации.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты
1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями еѐ реализации;
3) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых
объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач;
5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном
пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе
умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и
анализировать изображения, звуки, готовить своѐ выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением;
6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменной форме;
7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий; ФГОС. Информатика 3 класс. УМК Матвеевой Н.В
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений
действительности;
11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами;
Предметные результаты
1) владение базовым понятийным аппаратом:
цепочка (конечная последовательность);
мешок (неупорядоченная совокупность);
утверждения, логические значения утверждений;
исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры,
ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
2) владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению
информатических и неинформатических задач:
выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
проведение полного перебора объектов;
определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью
истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
использование имѐн для указания нужных объектов;
использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.)
и энциклопедий;
сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию
повторения;
использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры.
Содержание программы. Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классе.
Глава 1. Информация, человек и компьютер. (6 часов).
Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер.
Контрольная работа (тестирование)
Учащиеся должны знать:
- что живые существа получают информацию из окружающего мира с помощью органов чувств;
- что бывают источники и приемники информации;
- что такое носитель информации;
- что компьютер предназначен для обработки различных видов информации с помощью программ;
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
- называть органы чувств и различать виды информации;
- различать источники и приемники информации;
- называть древние и современные носители информации;
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами с помощью программ;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач разных учебных дисциплин;
Глава 2. Действия с информацией (9 часов).
Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Кодирование информации и шифрование данных. Хранение информации. Обработка информации.
Контрольная работа (тестирование) по теме «Действия с информацией»
Учащиеся должны понимать:
- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
знать:
- что данные - это закодированная информация;
уметь:
- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.
Глава 3. Мир объектов (9 часов).
Объект, его имя и свойства. Функции объекта. Элементный состав объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и данные об объекте.
Контрольная работа (тестирование) по теме «Мир объектов»
Учащиеся должны знать:
- понимать и знать определение объекта;
- что каждый объект обладает именем, свойствами и функциями;
- что каждому объекту можно дать характеристику;
- что документы - это информационные объекты, содержащие данные об объектах;
уметь:
- называть виды имен объектов;
- различать функции объектов: назначение, элементный состав, действия;
- давать характеристику объекту;
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;
- работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
Глава 4. Компьютер, системы и сети (7 часов).
Компьютер - это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы.
Контрольная работа (тестирование) по теме «Компьютер, системы и сети».
Учащиеся должны знать:
- что компьютер - это система, состоящая из оборудования, программ и данных;
- назначение и виды различных программ: системных, прикладных, инструментальных;
- что электронный документ - это файл с именем;
- что существует определенный порядок хранения файлов - файловая система;
- что такое компьютерная сеть: локальная и глобальная;
- что такое информационная система и из чего она состоит;
уметь:
- называть части компьютера, программы и виды данных;
-уметь различать системные, прикладные и инструментальные программы;
-уметь находить файл в файловой системе;
- использовать информационные системы: библиотеку, медиатеку, Интернет;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.
Повторение, изученного за год. Резерв времени - 4 часа.
Тематическое планирование
Информатика - 3 класс. ФГОС (35 часов)
№
Дата
Тема урока
Какие УУД развиваем
Основные понятия
Домашнее задание
1
02.09.2015
Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.
Человек и информация.
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
сообщение, информация (звуковая, текстовая, графическая, числовая), компьютер
П. 1. Т№1. с. 3-5 № 2,4,7
2
9.09.2015
Источники и приемники информации.
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
источник информации, приемник информации, естественный и искусственный источник
П. 2. Т№1. с. 7-10 № 2,5,6
3
16.09.2015
Носители информации.
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
носитель информации, долговечный и недолговечный носитель
П. 3. Т№1. с. 12-14 № 3,4,5,7
4
23.09.2015
Компьютер
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
компьютер, ПК, состав ПК, клавиатура, мышь, принтер, сканер, монитор, системный блок
П. 4. Т№1. с. 16- 18 № 3,4,5(в)
5
30.09.2015
Подготовка к контрольной работе №1 «Информация, человек и компьютер»
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Информация, виды информации, источники, приемники, носители информации, компьютер.
повторить п. 1-4
Т.№1 С. 22 № 5
6
7.10.2015
Контрольная работа №1 по теме «Информация, человек и компьютер»
Личностные
Познавательные
повторить п. 1-4
7
14.10.2015
Анализ контрольной работы №1. Получение информации.
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Получение информации, передача информации, хранение информации, наблюдение, вычисления.
П. 5. Т№1. с. 24 - 26 № 2,3
8
21.10.2015
Представление информации.
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Представление информации, способы и формы представления
П. 6. Т№1. с. 28- 32 № 3,4,5,7
9
28.10.2015
Кодирование информации.
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Код, преобразование, способы кодирования, данные, кодирование информации
П. 7 Т№1. С. 34-36 № 3, 4,5(б, в, г)
10
11.11.2015
Кодирование и шифрование данных
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Кодирование и шифрование информации, код, кодировочная таблица, декодирование
П. 8 Т №1. С. 38-42 № 2( в,г,д), 5,6
11
01.12.2015
Хранение информации.
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Хранение информации, носители информации, библиотека, медиатека, электронная память
П.9 Т№1 с. 44-47 № 2,3(б),4
12-13
08.12.2015
15.12.2015
Обработка информации
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Обработка информации, виды информации, программа
Урок 12: П. 10 с. 110-113 Т №1 с. 49-52 № 2,4
Урок 13: П. 10 (весь) Т. с. 52-57 № 5,7,9
14
22.12.2015
Подготовка к контрольной работе №2 «Действия с информацией»
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Код, кодирование, декодирование, шифрование, обработка информации
Т.№1 С. 59 - 65 № 3,5,7,8
15
29.12.2015
Контрольная работа №2 по теме «Действия с информацией».
Личностные
повторить п. 5-10
16
19.01.2016
Объект и его имя
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
объект нашего внимания, предмет, живое существо, явление, событие, виды имен объектов
П. 11.(с. 7- 11) Т№2. с. 3-8 № 2,5,8(б),9
17
26.01.2016
Объект и его свойства
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
объект, свойства, совокупность свойств, характеристика
П. 11. С. 11-16 Т.№2 с. 5-9 № 6,7,11
18-19
02.01.2016
01.03.2016
Функции объекта
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Назначение, элементный состав, действия объекта
Урок 18: П. 12
( с. 21- 25 до слов: « слово «функция» говорит нам…»)
Т №2 с. 13 - 16 № 1,3
Урок 19: П. 12 Т №2 с. № 5
20
15.03.2016
Отношения между объектами
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Отношения объектов, виды отношений
П. 13 Т №2 с. 18 - 24 № 2,3,4,7,9
21
Характеристика объекта
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
объект, элементный состав объекта, назначение части, цель описания, характеристика
П. 14 Т №2 с.26- 32 № 1,4,5,6(в,г),8
22
Документ и данные об объекте
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Документ, электронный документ, описание объекта в документе
П. 15 Т №2 с. 36-38 № 3,5,7
23
Повторение. Подготовка к контрольной работе №3 « Мир объектов»
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
объект, действия объекта, функции, элементный состав объекта
Повт п. 11-15 Т №2 с. 40- 47 № 1,3,5,6
24
Контрольная работа №3 «Мир объектов»
Личностные
повторить п. 11-15
25
Компьютер - это система
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Компьютер, части компьютера, программы и данные
П. 16 Т №2 с. 49-53 № 2, 5,6
26
Системные программы и операционная система
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Программы, системные программы: драйверы, утилиты, архиваторы, антивирусы, операционная система
П. 17 Т №2 с. 55-58 № 2, 4, 6
27
Файловая система
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Файл, система хранения файлов
П. 18 Т №2 с. 60-63 № 2,4,7
28
Компьютерные сети
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Компьютерная сеть, локальная сеть, сервер, браузер
П. 19 Т №2 с. 65-68 №2,4,6
29
Информационные системы
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Библиотека, энциклопедия, Интернет
П. 20 Т №2 с. 70-74 № 2,3,8, 9
30
Подготовка к контрольной работе №4
Личностные Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Компьютер, операционная система, системные программы, файл, файловая система, компьютерная сеть, локальная сеть, Глобальная сеть
повторить п. 16-20
Т.№2 С. 76-79 № 2,4,5
31
Контрольная работа №4
Личностные
Компьютер, операционная система, системные программы, файл, файловая система, компьютерная сеть, локальная сеть, Глобальная сеть
повторить п. 16-20
32
Годовое повторение
Личностные Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Повторить термины на с. 106-107
33-35
Резерв учебного времени