- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа информатика 8 кл. ФГОС
Рабочая программа информатика 8 кл. ФГОС
Раздел | Информатика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Стельмах М.А. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
« Утверждаю»
директор
МОУ Дмитровская СОШ №2
____________Л. В. Корягина
Приказ №________________
От «___»____________2015
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
для учащихся 8 классов
( базовый уровень)
Составитель: учитель
Физики и информатики
первой категории
Потапкина Оксана
Владимировна
Оглавление:
1.Пояснительная записка:
1.1. нормативные основания;
1.2.Характеристика предмета;
1.3. Место предмета в учебном плане школы;
1.4. Название УМК;
1.5. Формы контроля;
2.Тематичкское планирование.
3. Календарно- тематическое планирование.
4. Учебно- методическое и материально техническое обеспечение.
5.Список литературы.
1.Пояснительная записка:
1.1. Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 8 классов (базовый уровень) составлена на основе:
- примерной программы среднего ( полного) общего образования по информатике и информационным технологиям («Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы».- Москва.- Бином, Лаборатория знаний, 2010 г.) ;
-Федерального компонента государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089).
1.2.Характеристика предмета.
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, структуризация материала и процесс обучения построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
-
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
-
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
-
владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux.
Цели обучения:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
-
программный принцип работы компьютера;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
-
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
-
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
1.3. Место предмета в учебном плане МОУ ДСОШ №2 выбран вариант Федерального БУПа, по которому курс информатики изучается в течение двух лет: в 8 класс 1 час в неделю (35 часа в год), в 9 классе 2 часа в неделю (68 часа в год).
1.4. Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
-
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 кл.: методическое пособие. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Программное обеспечение: ОС Windows, Microsoft Office и т.д.
Примечание. В образовательном учреждении нет возможности изучить и провести практические занятия по темам «Обработка звука», «Цифровое фото и видео» и «Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видео-
монтажа», часы отведенные на практические работы будут использоваться для изучения темы «Системы счисления». Это объясняется высокой значимостью темы для успешного прохождения учащимися итоговой аттестации.
1.5. Формы контроля:
Обучение предмету «Информатика» осуществляется с помощью традиционных методов и технологий, активных форм обучения. Контроль осуществляется посредством текущих практических работ, устных опросов, проверки выполненных домашних заданий.
Содержание учебника Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ», 8 кл (и компьютерный практикум, входящий в состав учебника), является мультисистемными, т.е. ориентированы как на Windows, так и на Linux, установленную в компьютерном классе
Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189. время непрерывной работы учащихся 8-9 классов за видеодисплеями не должно превышать 25 мин.
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.
Практические работы .
Практическая работа 1.1. «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора»,
Практическая работа 1.2. «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с помощью клавиатурного тренажера»,
Практическая работа 2.1. «Кодирование текстовой информации»,
Практическая работа 2.2. «Кодирование графической информации»,
Практическая работа 4.1. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»,
Практическая работа 4.2 « Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»,
Практическая работа 4.3. «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»
Практическая работа 4.4. «Построение диаграмм различных типов»
Практическая работа 5.1. «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах »
Практическая работа 6.1. «Подключение к Интернету»,.
Практическая работа 6.2. «География Интернета»,.
Практическая работа 6.3 «Разработка сайта с использованием языка разметки HTML»,
Контрольные работы:
Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы»
Контрольная работа №2 «Кодирование и обработка текстовой информации»
Контрольная работа № 3 «Кодирование и обработка числовой информации»
Защита практической работы 6.3 «Разработка сайта с использованием языка разметки HTML»
Тематическое планирование.
№ раздела
Наименование раздел
Количество часов
Содержание
Виды деятельности
8 класс
1.
Информация и информационные процессы
8
Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
информационные процессы, свойства информации, примеры использования информации человеком, знаковые систем; основы двоичной системы счисления.
Приводить примеры получения, передачи и использования информации в живой и неживой природе. Определять количество информации алфавитным и содержательными подходами. единицы измерения информации,
переводить информацию из одних единиц в другие, вычислять информационную емкость одного знака алфавита или сообщения.
2
Кодирование и обработка текстовой информации
6
Обработка текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов и абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование текстовой информации. Обработка графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.
Создание документов в текстовых редакторах и редактирование текстового документа.
Создание растровой и графической анимации, использование графических редакторов.
Применение палитры цветов для изображений.
3
Обработка графической информации, цифрового фото и видео
1
Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.
Иметь представление кодирование и обработка звуковой информации.
4
Кодирование и обработка числовой информации
9
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления.
Двоичное кодирование чисел в компьютере.
Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков.
Задавать числовую информации с помощью систем счисления, выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления, создавать электронные таблицы, относительные, абсолютные и смешанные ссылки, диаграммы и графики, применять встроенные функции в электронных таблицах
5
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц
2
Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Применять сортировку и поиск данных в электронных таблицах.
6
Коммуникационные технологии
и разработка web-сайтов
8
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы.
применять технологии поиска данных в Интернете; структуру WEB -страницы, создавать простейший WEB-документ, форматировать текст, оформлять Web-страницу, размещать на ней изображение, создавать гиперссылки, организовывать списки, создавать собственную Web-страницу, загружать файлы из Интернета.
Календарно- тематическое планирование.
№
п/п
Содержание
Дата
По плану
фактически
а
б
а
б
Группа 1
Группа 2
Группа 1
Группа 2
Группа 1
Группа 2
Граппа1
Группа 2
Глава 1. Информация и информационные процессы ( 8 часов)
1
1
Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в природе, обществе и технике.
2
2
Информационных процессы в различных системах
3
3
Кодирование информации с помощью знаковых систем
4
4
Знаковые системы. Практическая работа 1.2. «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с помощью клавиатурного тренажера»,
5
5
Вероятностный (содержательный) подход к
измерению количества и формации Практическая работа 1.1. «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора»
6
6
Алфавитный подход к измерению количества
информации
7
7
Алфавитный подход и содержательный подход к измерению информации. Решение задач.
8
8
Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы»
Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации ( 6 часов)
9
1
Кодирование текстовой информации
10
2
Определение числовых кодов символов и перекодировка текста. Практическая работа 2.1. «Кодирование текстовой информации»
11
3
Кодирование графической информации
12
4
Палитры цветов в системах цветопередачи
RGB, CMYK и HSB. Практическая работа 2.2. «Кодирование графической информации»
13
5
Кодирование и обработка звуковой информации
14
6
Контрольная работа №2 «Кодирование и обработка текстовой информации»
Глава 3. Обработка графической информации, цифрового фото и видео.
15
1
Цифровое фото и видео
Глава 4. Кодирование и обработка числовой информации ( 9 часов)
16
1
Кодирование числовой информации. Системы
счисления
17
2
Развернутая и свернутая формы записи чисел. Перевод из произвольной в десятичную систему счисления
18
3
Перевод из десятичной в произвольную систему счисления
19
4
Двоичная арифметика. Практическая работа 4.1. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»,
20
5
Электронные таблицы. Практическая работа 4.2 « Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»,
21
6
Основные возможности. Практическая работа 4.3. «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»
22
7
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Практическая работа 4.4. «Построение диаграмм различных типов»
23
8
Кодирование и обработка числовой информации. Обобщающий урок.
24
9
Контрольная работа № 3 «Кодирование и обработка числовой информации»
Глава 5. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц ( 2 часа)
25
1
Базы данных в электронных таблицах
26
2
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа 5.1. «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах »
Глава 6. Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов( 9 часов)
27
1
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Практическая работа 6.1. «Подключение к Интернету»,.
28
2
Глобальная компьютерная сеть Интернет .Структура и способы подключения
29
3
Адресация в Интернете .Маршрутизация и транспортировка данных в сети. Практическая работа 6.2. «География Интернета»
30
4
Разработка сайта с использованием языка разметки гипертекстового документа. Публикации в сети.
Структура и инструменты для создания.
31
5
Форматирование текста на web-странице. Практическая работа 6.3 «Разработка сайта с использованием языка разметки HTML
32
6
Вставка изображений и гиперссылок. Продолжение выполнения практической работы 6.3 «Разработка сайта с использованием языка разметки HTML»
33
7
Вставка и форматирование списков. Продолжение выполнение практической работы 6.3 «Разработка сайта с использованием языка разметки HTML»
34
8
Использование интерактивных форм. Продолжение выполнение практической работы 6.3 «Разработка сайта с использованием языка разметки HTML»
35
9
Повторение по теме «Информация и информационные процессы»
Учебно- методическое и материально техническое обеспечение.
Учебно-методический комплект:
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
-
.Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 кл.: методическое пособие. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Информатика. Задачник - практикум в 2 т. (под редакцией Семакина И.Г.) . - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Дополнительная литература:
-
Белоусова Л.И. Сборник задач по курсу информатики. - М.: Издательство «Экзамен», 2008.
-
Босова Л.Л. и др. Обработка текстовой информации: Дидактические материалы.- М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
-
Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
-
Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007
-
Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. - СПб: БХВ-Петербург, 2002.
-
«Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие/ Н.Д. Угринович- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
-
Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы) (Угринович Н.Д.).// Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы./ Сост. М.Н. Бородин. -6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
-
Практикум. Информатика и ИКТ./ под. ред. Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. - М.: БИНОМ, 2001..
-
Кузнецов А.А., Пугач В. Тестовые задания. Методическое пособие. - М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2003.
-
Макарова Н.В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум - задачник по моделированию. - Спб. «Питер», 2004.
-
Полякова Е.В. Информатика. 9-11 классы: тесты (базовый уровень) - Волгоград: «Учитель», 2008.
-
Самылкина В. Построение тестовых заданий по информатике. Методическое пособие. - М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2003.
-
Чернов А.А. Информатика 9-11: конспекты уроков. - Волгоград, «Учитель», 2008.
Цифровые образовательные ресурсы:
-
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2008.
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru.
Программное обеспечение: ОС Windows, Microsoft Office и т.д.
Электронные ресурсы:
-
metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
-
it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
-
metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
-
fcior.edu.ru eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
-
pedsovet.su Педагогическое сообщество
-
school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
7. Сайт «Информатика в школе»: inf777.narod.ru
8. Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: portal.krsnet.ru
9. Сайт «Клякса.ru»: klyaksa.net
10. Сайт Константина Полякова kpolyakov.narod.ru/
11. Сайт учителей информатики г.Кемерово jgk.ucoz.ru/load/ (каталог презентаций)
12. Сайт «Информатика. Учебный курс» infolike.narod.ru/index.html
13. Сайт по информатике gplinform.ucoz.ru/