Алгоритмы ветвления (5 класс, 1 час в неделю)

Урок представлен на городском конкурсе проектов и методических разработок в городе Барнауле "Здоровое поколение третьего тысячелетия" в 2013 году. Цели урока: сформировать практические умения по представлению алгоритма в виде блок схемы на материале о наркомании как факторе, разрушающем здоровье. Сформировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, алкоголю и табакокурению. Показать опасность принятия даже одной дозы. Формировать жизненные навыки - умение сказать “нет”. Сформировать у учащихс...
Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Карпенко Елена Борисовна

МБОУ «Гимназия № 69»




Полное название ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 69»

Юридический адрес ОУ: г. Барнаул, пр. Красноармейский, 110

ФИО педагога: Карпенко Елена Борисовна

Квалификация педагога: высшая

ФИО директора ОУ: Злобина Татьяна Михайловна




Урок информатики по теме: «Алгоритмы ветвления».

Цели урока: сформировать практические умения по представлению алгоритма в виде блок схемы на материале о наркомании как факторе, разрушающем здоровье. Сформировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, алкоголю и табакокурению. Показать опасность принятия даже одной дозы. Формировать жизненные навыки - умение сказать "нет". Сформировать у учащихся сопротивление негативному влиянию социального окружения; установку на ведение здорового образа жизни и позитивного будущего.

Тип урока: Изучение нового материала и первичного закрепления знаний.

ТСО: компьютер, проектор для демонстрации материалов к уроку.

Материалы для проведения урока взяты на сайте Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков fskn.gov.ru/ .

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу.

  1. Актуализация знаний.

На доске заставка

Алгоритмы ветвления (5 класс, 1 час в неделю)

Учитель вовлекает учащихся в эвристическую беседу, начиная рассказывать о том, что сегодня в России распространение и потребление наркотических и психотропных веществ приобретает глобальный характер. Проблема распространения наркотиков в Российской Федерации в последние годы значительно обострилась и оказывает крайне негативное влияние не только на отдельные слои населения, здоровье нации, но и на социально-психологическую атмосферу в обществе в целом.

В таких условиях всегда возникает почва для социально негативных явлений, таких как падение нравов, алкоголизм, преступность и наркомания.

Сообщение, заранее подготовленное двумя учениками.

1 ученик. История употребления наркотических препаратов восходит к цивилизации шумеров, за 5 тысяч лет до нашей эры. Именно в раскопках тех времен были найдены первые письменные упоминания о приготовлении и употреблении опиума, который они называли «gil», что значит «радость».

К третьему тысячелетию до нашей эры позднейшая традиция относила лечебник китайского императора Шэнь-нуна о применении гашиша как «лекарства от рассеянности, кашля и поноса». Значительную древность имеют и погребальные комплексы южноамериканских индейцев, изображавшие на стенах людей, жующих листья коки.

2 ученик. Наркотики, как вещества, изменяющие состояние человека, были известны и древним грекам, и древним римлянам. Кроме того, греческая культура дала название препарату, приготовляемому из млечного сока засохших головок мака - слово «οπος» («опиум») в переводе с греческого означает «сок».

Римские врачи I века нашей эры очень хорошо относились к опиуму, применяя его для лечения различных заболеваний. С авторитетом римского врача Клавдия Галенпа (129 -201 годы), восторженно относившегося к опиуму, некоторые историки связывают чрезвычайную популярность опиума в Риме в начале первого тысячелетия.

Любопытным историческим свидетельством можно считать записки римского военачальника Плиния (коменданта крепости Трир в западной Германии). В своем письме в Рим, он жаловался на употребление солдатами выварки горькой полыни - «абсинтум», после которого «ходят как в дурмане». По всей видимости речь идет о подобии напитка «Абсент», бывшего чрезвычайно модным во Франции XIX века.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня начали урок с проблемы наркотической зависимости? Связана ли эта проблема с информатикой?

Ученики высказывают свое мнение.

Учитель благодарит за высказанные учениками идеи и плавно на примерах подводит к пагубным привычкам и к алгоритмической конструкции ветвления «если <условие> то <действия> иначе <действия>».

Каждый день человек находится в условиях выбора: помочь пожилому человеку перейти через дорогу или не делать этого, прочитать параграфы заданные учителем истории или нет, поддержать шум в классе во время урока или призвать к порядку, пойти за взрослым человеком, предлагающим подарок, находящийся у него в машине или не ходить, согласиться со взрослыми ребятами попробовать покурить или отказаться, взять у незнакомого человека «конфетку», от которой он обещает, что станет удивительно хорошо или отказаться и т.д. Таких примеров можно приводить достаточно долго. На языке информатике - это называется алгоритмом ветвления - в котором делается выбор, выполнять или не выполнять какую-нибудь группу команд в зависимости от условий.

Учитель: напомните, пожалуйста, что мы называем алгоритмом?

Ученик: алгоритм - это точное описание упорядоченной последовательности действий, приводящей за конечное число шагов к необходимому результату.

Учитель: перечислите свойства алгоритма.

Ученик: понятность, однозначность, дискретность (пошаговость), массовость (универсальность), результативность, конечность, безошибочность.

Учитель: верно. Какие виды алгоритма вы знаете?

Ученик: линейные, циклические, ветвления.

Учитель: верно. Как можно представить алгоритм? Какие формы представления алгоритмов вы знаете?

Ученик: словесный, табличный, графический, программа на алгоритмическом языке.

Учитель: верно. Наша задача сегодня научиться представлять алгоритм ветвления в виде блок-схемы на примере «Скажи зависимостям НЕТ!».


  1. Объяснение нового материала осуществляется на интернет странице «Родителям и детям» (fskn.gov.ru/pages/main/parents_childrens/index.shtml). Совместно с учениками учитель выясняет, в чем заключается вред табакокурения, алкоголизма, токсикомании и наркомании. Объясняет форму записи алгоритма ветвления в виде блок-схемы.

После обсуждения ученикам предлагается ряд вопросов для обсуждения в группах:

  • Как вы понимаете - здоровый человек?

  • Что такое зависимость?

  • Курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания - что это такое?

  • Будет ли человек здоровым и счастливым, употребляя курево, алкоголь, наркотики?

От каждой группы выступает по одному человеку (участники группы могут дополнять ответ выступающего).

Практически все учащиеся говорят о здоровом образе жизни, о вреде курения, алкоголя, наркотиков, о том, что наркоманом может стать любой человек (все, что запомнили при обсуждении проблемы зависимости на основе интернет-материалов).

Надежда на то, что "я сильный, попробую и больше не буду", не оправдывается. Всё начинается с первой пробы. Достаточно одной-трёх проб, чтобы сформировалась психическая зависимость. Потом и физическая. Организм наркомана изнашивается за несколько лет. Они умирают от различных заболеваний, потому что у организма нет сил бороться с болезнями. Длительный прием наркотиков приводит к токсическому повреждению внутренних органов. Это тяжёлые поражения печени, почек, сердца. Нарушаются все функции мозга. Выпадают волосы. Человек становится "живым трупом".

Алкоголизм - болезнь, при которой человек становится рабом своей пагубной привычки, но и она сопровождается поражением всех внутренних органов. Начало алкоголизма обычно тихо и незаметно. Болезнь подкрадывается исподволь, о чем ни больной, ни сами его родственники поначалу и не подозревают и обращаются за помощью к наркологам, когда не идти уже нельзя. Алкоголь является наркотическим ядом, он действует, прежде всего, на клетки головного мозга, парализуя их. Доза 7-8 г чистого спирта на 1 кг массы тела является смертельной для человека. По данным Всемирной организации здравоохранения, алкоголизм ежегодно уносит около 6 миллионов человеческих жизней.

Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез.

Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли.

Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь).

Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид - другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению.

Некоторые люди думают: "Мне хорошо от наркотиков, я получаю удовольствие, они помогают мне справиться с проблемами." НО ведь ничего не бывает просто так. Сначала вам хорошо, но ведь за все нужно платить, и именно за это "хорошо" вы заплатите здоровьем, и даже чаще ЖИЗНЬЮ. А жизнь это самое дорогое что есть у человека. Поэтому, подумайте и решите для себя, какой образ жизни выбирать. Выбор за вами!!!

Учитель: А что нужно, чтобы жизнь была долгая, здоровая, счастливая? Ответы сформулировать в виде предложения «Если …, то … иначе …» (Приложение 2).

Ученики говорят о том, что жизнь дарит великое множество возможностей. Сложнее сделать правильный выбор. Жизнь - это счастье! Каждый день нужно жить! Не сдаваться, не попадать на крючок зависимостей. Алкоголь и наркотики не сделают мир приветливее, напротив исказят все, что может быть в нем истинно прекрасного. Все «пагубные привычки» - смертельная угроза. ЖИЗНЬ - мечта, тайна, счастье, долг, красота, игра и счастье!


  1. Рефлексия.

В заключении ученикам предлагается просмотр мультфильма «Запретные игры», созданный ученицами студии «акварель» Гимназии №1572 г. Москвы Полиной Каревой и Дарьей Денисовой. После просмотра учащиеся делятся впечатлением и высказывают свое мнение и делают вывод (Приложение 1).


  1. В качестве домашнего задания ученикам предлагается представить алгоритм в виде блок-схемы «Скажи наркотикам НЕТ!» (Приложение 2).

Приложение 1.

Фотографии урока

Алгоритмы ветвления (5 класс, 1 час в неделю)Алгоритмы ветвления (5 класс, 1 час в неделю)

Алгоритмы ветвления (5 класс, 1 час в неделю)Алгоритмы ветвления (5 класс, 1 час в неделю)

Алгоритмы ветвления (5 класс, 1 час в неделю)Алгоритмы ветвления (5 класс, 1 час в неделю)

Приложение 2.

Работы учащихся.

Алгоритмы ветвления (5 класс, 1 час в неделю)Алгоритмы ветвления (5 класс, 1 час в неделю)


Алгоритмы ветвления (5 класс, 1 час в неделю)Алгоритмы ветвления (5 класс, 1 час в неделю)


Алгоритмы ветвления (5 класс, 1 час в неделю)Алгоритмы ветвления (5 класс, 1 час в неделю)


Алгоритмы ветвления (5 класс, 1 час в неделю)Алгоритмы ветвления (5 класс, 1 час в неделю)


Алгоритмы ветвления (5 класс, 1 час в неделю)Алгоритмы ветвления (5 класс, 1 час в неделю)


Алгоритмы ветвления (5 класс, 1 час в неделю)

© 2010-2022