Статья Научно-методические аспекты оценивания

Раздел Информатика
Класс 12 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Научно-методические аспекты оценивания

Результаты учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в оценках (характеристиках ценности, уровня или значения каких-либо объектов или процессов).

Оценка - это определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения и руководящими документами обучения.

При проверке знаний, умений и навыков учащихся большое значение имеет их объективная оценка.

Требования к оценке:

  • оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого,

  • оценка должна выполнять стимулирующую функцию,

  • оценка должна быть всесторонней.

При оценке знаний нужно учитывать:

  • объем знаний по учебному предмету (вопросу),

  • понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом,

  • действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач.

При оценке навыков и умений учитываются:

  • содержание навыков и умений,

  • точность, прочность, гибкость навыков и умений,

  • возможность применять навыки и умения на практике,

  • наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.[5]

С 1935 года начала использоваться пятиступенчатая система словесных оценок (отлично, хорошо, посредственно, плохо и очень плохо), которая в 1944 была заменена пятибалльными цифровыми оценками - 1. 2, 3. 4. 5.

По каждой учебной дисциплине даются рекомендации, как оценивать ответы и письменные работы.

Объективной оценке иногда мешают те образцы и шаблоны, к которым привыкает сам педагог и требует их соблюдения учащимися. Многие педагоги не допускают, что в учебном коллективе есть учащиеся более талантливые, чем их наставник.

В настоящее время существуют пятибалльная, десятибалльная, двенадцатибалльная системы оценивания знаний. В Китае и Израиле 100-балльная. В Чехии высшим баллом при пятибалльной система является 1.

Оценка, как и контроль, имеет образовательное и воспитательное значение. Оценка учебно-познавательной деятельности выражается в оценочных суждениях и заключениях педагога, которые могут быть сделаны в устной или письменной форме. Количественным выражением оценки является отметка.

Отметка - это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом.

Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся, которой и посвящена данная работа. Место системы оценивания в развитии образовательной системы уникально, так как именно она является наиболее очевидным интегрирующем фактором школьного образовательного пространства, основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи, а также наиболее ясно воплощает в себе принципы, которые положены в основу образовательного процесса в целом.

Пятибалльное оценивание в российской школе. Традиционно в большинстве отечественных школ сохраняется система оценивания, построенная на системе из четырех баллов: 2 ("неудовлетворительно"), 3 ("удовлетворительно"), 4 ("хорошо"), 5 ("отлично"). Теоретически присутствует еще 1 (единица), но на практике этот балл почти не используется. Попробуем разобраться, что может означать выставленная в журнал "цифирь" по пятибалльной шкале. Если вдуматься, ответ напрашивается сам собой: все и ничего. Учитель, ставя ее в журнал, обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится неким интегрированным показателем:

а) уровня учащегося относительно определенного эталона,

б) уровня учащегося относительно класса в целом,

в) уровня учащегося относительно его же самого в предшествующий период, причем разделить эти факторы в выставленной отметке возможно только посредством беседы с учителем, если тот, конечно, еще не успел забыть, при каких обстоятельствах была выставлена та отметка.

Разумеется, не в каждой отметке все эти показатели находят свое отражение (к примеру, при оценивании количества и качества выполненных заданий в работе по алгебре на первый план выходит сравнение с эталоном, заслоняя все прочее), но в случаях, когда основным оцениваемым фактором оказывается изложение фактов-аргументов-мнений, не важно, своих или чужих, это, безусловно, так. Добавим к этому функцию кнута и пряника, которую традиционно выполняет школьная отметка, ведь "двойка" - это плохо, а "пятерка" - это хорошо. Не правда ли?

Вывод, который, на мой взгляд, напрашивается. Оценка всегда субъективна, но при существующем в большинстве наших школ положении дел, субъективизм ее возведен в квадрат. Такая отметка является инструментом абсолютной власти учителя, закрепляя и воспроизводя авторитарный подход к образованию, согласно которому учитель - непререкаемый авторитет, носитель истины, что, конечно, далеко не всегда соответствует действительности. Особенно остро эта проблема стоит для предметов, построенных на описании, изложении и аргументации своего (либо чужого) мнения, где нет никакой возможности свести оценивание к подсчету правильно и неправильно решенных примеров. На мой взгляд, не подлежит сомнению, что пятибалльная оценочная шкала, как, впрочем, и любое чисто нормативное оценивание, представляет собой неповоротливый инструмент, которому не хватает точности. Но систему оценивания можно усовершенствовать, сделав ее многофункциональной.

Функции системы оценивания. Прежде всего, попытаемся определить те функции, которые выполняет сегодня система оценивания. Их можно выделить три.

  1. Нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения, а с другой стороны - административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя (в соответствии с печальной практикой, сложившейся несколько десятилетий назад).

  2. Информативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей. Ведь именно оценивание в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным процессом в конкретном классе, как и по поводу школьного благополучия отдельных учеников.

  3. Карательно-поощрительная функция , связанная с мотивацией деятельности учащихся, не требует дополнительных пояснений.

Требования к системе оценивания.

В первую очередь, система оценивания должна давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык , то есть, другими словами, - возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс. При этом представляется целесообразным брать за точку отсчета именно обязательный минимум, поскольку лишь он может быть более или менее четко определен.

Во-вторых, система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.), что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся на пути получения образования.

В-третьих, уже в самом механизме выставления отметок была должна быть заложена возможность адекватной интерпретации заложенной в них информации , для чего система оценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. В противном случае, на первый план вместо информативно-диагностической выходит карательно-поощрительная функция оценивания, в отношении правомерности существования которой в рамках среднего звена школы существуют большие сомнения.

В-четвертых, в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. Собственно, полная прозрачность системы оценивания уже является фактором, подталкивающим к самооцениванию, но это, конечно, только одно из условий.

В-пятых, система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы. Без такой связи едва ли возможен системный подход к формированию учебного процесса, а значит и обеспечение его целостности.

Нетрудно заметить, что последовательное применение указанных требований трансформирует функциональное значение системы оценивания, перенося и многократно усиливая упор на информационно-диагностической функции, серьезно изменяя содержание нормативной и стремясь если не вообще отделаться от карательно-поощрительной функции, то, во всяком случае, полностью изменить механизм ее действия.

Оценка представляет собой определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения и руководящими документами обучения.

Критериями оценки служат: объем знаний учащихся по учебному предмету, понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом, степень систематизации и глубины знаний, действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач, наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.

Но контроль за усвоением знаний обучающимися может быть не только со стороны преподавателя, но также и со стороны самого обучаемого, то есть самоконтроль.

Список литературы:

  1. Агранович М., Кондрашов П. Индикаторы оценки качества образования // Директор школы.-2007.-№5.-С.5-16,

  2. Бахмутский А.Е., Кондракова И.Э., Писарева С.А. Оценка деятельности современной школы: Учебное пособие. - М.: АПК и ППРО, 2009. - 72 с.

  3. Бойцова, Е.Д. Модульно-рейтинговая система на базе тестовых технологий / Е.Д. Бойцова // Высшее образование в России. - 2005. - №4. -С 5-9.

  4. Болотов В.А., Ковалева Г.С. Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №4.

  5. Болотов В.А. О построении общероссийской системы качества образования // Вопросы образования. №1. - 2005. - С.5-11.

  6. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М. : Школа-Пресс, 1995. С. 448.

  7. Как создать управляющий совет школы: учебно-методические материалы / под. ред.: Моисеева А. М. - М.: Вердана, 2007.

  8. Качество современного отечественного образования. Сущность и проблемы. Новосибирск, 2009, С. 33.

  9. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике : обучение на основе исследования, игры и дискуссии : (Анализ зарубежного опыта). Рига : НПЦ «Эксперимент», 1995. 176.

  10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года : науч. метод. материалы для регион. практ. семнаров. М. : ИРО, 2001-2002; Образовательная политика России на современном этапе : справка Госсовета России // Официальные документы в образовании : информ. бюл. 2002. № 2 (173) январь. С. 2-49.

  11. Краевский, В. В. Состав, функции и структура научного обоснования обучения : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М. : НИИ общей педагогики АПН ССР, 1976. 37 с.

  12. Кузнецова, Л.М. Рейтинговая система контроля знаний/Л.М. Кузнецова // Специалист. - 2006. - №4. -С. 12-15.

  13. Лазарев, В.С. Управление нововведениями - путь к развитию школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. - 2003. - № 1. -С. 9-10.

  14. Н. Л. Худякова О структуре философии современного образования. Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11 (149). Философия. Социология. Культурология. Вып. 11. С. 77-82.

  15. Образовательная политика России на современном этапе : справка Госсовета России // Официальные документы в образовании : информ. бюл. 2002. № 2 (173) январь. С.3.

  16. Поташник, М.А. Горе от «ума» / М.А. Поташник// Народное образование. - 2005. -№1. -С. 203-215.

  17. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич//Современное слово. - 2005. -№7. -С. 121-126.

  18. Современные проблемы философии бразования : науч.-аналит. обзор. М., 1998.

  19. Худякова, Н. Л. Развитие Человека и воспитывающая функция образования : в 2 т. Челябинск : ЧелГУ : Урал. науч.-образоват. Центр РАО, 2002. Т. 1. 146 с.; Т. 2. 196 с.

  20. Шишов С.Е. Школа: мониторинг качества образования. М., 2000, с. 320.



© 2010-2022