Методическая разработка на тему: «Диагностика сформированности коммуникативных УУД»

Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка на тему:

«Диагностика сформированности коммуникативных УУД»

Подготовил: преподаватель обществознания

ГБПОУ ПУ№33 Ю.Н.Лихобабина

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и. умений, включая организацию этого процесса. «Умение учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

ФУНКЦИИ УУД

 обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;  создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

БЛОКИ УУД 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Коммуникативные УУД включают в себя:

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

 постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

 разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

 формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;  формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);  формирование невербальных способов коммуникации - посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

 формирование умения работать в парах и малых группах;  формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:

 учитывать позицию собеседника (партнера);

 организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;  адекватно передавать информацию;

 отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.










Рассмотрим технологическую карту формирования коммуникативных УУД в начальной школе.



Вид коммуникативных УУД



Показатели

Уровень сформированности коммуникативных УУД




Диагностика

высокий

средний

низкий

Педагог

Психолог


1 класс


Коммуникация как кооперация

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время.

Работать в паре.


- отвечает на все вопросы.

- осознанно стремится к сотрудничеству.

- частично отвечает на вопросы.

-работает в паре ситуативно.

- не идет на контакт (агрессивен или пассивен).

Наблюдение

Методика «Рукавички»

Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого.

Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, важно положительное одобрение со стороны взрослого.

Рекомендации:

консультация специалистов, поощрения за минимальный результат, групповые задания с друзьями по классу.

Коммуникация как интеракция

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Понимать речевое обращение другого человека.

- тактичен, вежлив, соблюдает этикет.

- понимает речевое обращение другого человека

- частично соблюдает этикет.

- не всегда понимает речевое обращение другого человека

- молчалив или агрессивен.

- не понимает речевое обращение другого человека.

Наблюдение

Методика «Левая и правая стороны»

Рекомендации: продолжает изучение правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого.

Рекомендации: изучение правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение.

Рекомендации: консультация специалистов, изучение речевого этикета и правил позитивного общения, поощрения за результат, совместное выполнение заданий с друзьями по классу.

Коммуникация как интериоризация

Слушать и понимать речь других.

- слышит, понимает и дает собеседнику обратную связь

- слышит, понимает, обратную связь дает ситуативно.

- не слышит, не может дать обратную связь

Наблюдение

Методика «Узор под диктовку»

Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого.

Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, важно положительное одобрение, больше времени отводить на обратную связь

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, совместное выполнение задания с друзьями по классу, изучение правил активного слушания.

2 класс

Коммуникация как кооперация

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки,

выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- осознанное стремление к сотрудничеству.

- доброжелатель-но идет на контакт, участвует в совместном решении проблемы (задачи)

- участвует выборочно в диалоге.

- идет на контакт, когда уверен в своих знаниях

- не идет на контакт (агрессивен или пассивен)

Наблюдение

Методика «Рукавички»

Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, положительное одобрение, поддержка активной позиции в диалоге.

Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, важно положительное одобрение, выработка активной позиции в диалоге.

Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, поощрения за минимальный результат, совместное выполнение задания с друзьями по классу.

Коммуникация как интериоризация

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.


- обладает хорошим словарным запасом и активно им пользуется

- усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ)

- читает, высказывает свои мысли по алгоритму.

- читает, но не понимает прочитанного, и не может найти нужных слов при высказывание обратной связи.

Наблюдение

Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ), учиться по алгоритму составлять небольшие сообщения, положительное одобрение со стороны взрослого.

Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, учиться по алгоритму составлять небольшие сообщения, важно положительное одобрение, больше времени отводить на обратную связь

Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, важно положительное одобрение, совместные задания с друзьями по классу, изучение правил активного слушания.

3 класс

Коммуникация как кооперация

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.


- активно принимает участие в работе группы, умеет договариваться с другими людьми,

- понимает смысл высказываний других людей и выражает свою точку зрения.

- понимает смысл высказываний других людей, но испытывает трудности при выражении обратной связи.

- ведомый

- не хочет участвовать в диалоге.

- не слушает и не понимает других.

Наблюдение

Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), участие в дискуссиях, дебатах и т.д.

Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), важно положительное одобрение, выработка активной позиции в диалоге, привлекать к участию в дебатах, дискуссиях

Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, поощрения за минимальный результат, совместные задания с одноклассниками (в парах и группах).

Коммуникация как интериоризация

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.


- владеет большим словарным запасом и активно им пользуется.

- усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ)

- читает, высказывает свои мысли, но с помощью алгоритма.

-молчит, не может оформить свои мысли

-читает, но не понимает прочитанного

Наблюдение

Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), положительное одобрение, составление рефератов, докладов, участие в литературных конкурсах

Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), привлекать к составлению рефератов, докладов, (по алгоритму), привлечение к участию в литературных конкурсах

Рекомендации: консультация специалистов, учить высказыванию своих мыслей по алгоритму, важно положительное одобрение, совместные задания с одноклассниками.

Коммуникация как интеракция

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета и дискуссионной культуры

Понимать точку зрения другого.


- отстаивает свою точку зрения, вежлив, тактичен, доброжелателен.

- умеет слушать и слышать, дает обратную связь

- ситуативно отстаивает свою точку зрения, не всегда вежлив и тактичен.

- слушает, но не всегда дает обратную связь

- пассивен или агрессивен.

- молчит, игнорирует другого человека

Наблюдение

Рекомендации: продолжение изучения правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение.

Рекомендации:

продолжение изучения правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение.

Рекомендации: консультация специалистов, изучение речевого этикета и правил позитивного общения, поощрения за результат, совместные задания с одноклассниками.






4 класс

Коммуникация как кооперация


Умение договариваться, находить общее решение.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.


- умеет договариваться, находить общее решение,

- умеет аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

- владеет адекватными выходами из конфликта.

- всегда предоставляет помощь.

- не всегда может договориться.

- не всегда может сохранить доброжелательность.

- предоставляет помощь только близким, знакомым.

-не может и не хочет договариваться.

-пассивен или агрессивен.

- не предоставляет помощь.

Наблюдение

Задание «Совместная сортировка»


Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), положительное одобрение, выступление на школьных конференциях, олимпиадах.

Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), важно положительное одобрение, выработка активной позиции при общении.

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за минимальный результат, совместные задания с одноклассниками (в парах и группах), выработка активной позиции при общении., продолжение коррекционных занятий по развитию коммуникативных навыков

Коммуникация как интериоризация

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.


- имеет богатый словарный запас и активно им пользуется, бегло читает,

- усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ)

-читает, но понимает смысл прочитанного с помощью наводящих вопросов,

- высказывает свои мысли по алгоритму

-молчит, не может оформить свои мысли

-читает, но ни понимает прочитанного

Наблюдение

Задание «Дорога к дому»

Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), положительное одобрение, составление рефератов, докладов, участие в литературных конкурсах.

Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), привлекать к составлению рефератов, докладов, (по алгоритму), привлечение к участию в литературных конкурсах

Рекомендации: консультация специалистов, учить высказыванию своих мыслей по алгоритму, важно положительное одобрение, совместные задания с одноклассниками.

Коммуникация как интеракция


Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

Уважение позиции других людей, отличную от собственной.

Учет разных мнений и умение обосновать собственное.


-различает и понимает различные позиции другого, дает обратную связь, проявляет доброжелательность.

-понимает различные позиции других людей, но не всегда проявляет доброжелательность, дает обратную связь, когда уверен в своих знаниях.

-редко понимает и принимает позицию других людей, считая свое мнение единственно верным.

Наблюдение

Методика «Кто прав?»

Рекомендации: продолжение изучения правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, умение презентовать себя, участие в диспутах и дебатах городского уровня

Рекомендации:

Продолжение изучения правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, умение презентовать себя, участие в диспутах и дебатах городского уровня

Рекомендации: консультация специалистов (умение контролировать свои эмоции), изучение речевого этикета и правил позитивного общения, поощрения за результат, совместные задания с одноклассниками.

Список методик для проведения мониторинга по формированию коммуникативных УУД

1. Узор под диктовку.

2. «Рукавички».

3. «Левая и правая стороны»

4. «Совместная сортировка»

5. «Дорога к дому»

6. «Кто прав?».


Таким образом сформируем следующую таблицу:

Диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД

Низкий уровень

Базовый уровень

Высокий уровень

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

6 баллов

Письменная

Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста, за­данных образцом.

Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графи­ки, заданных образцом.

Ученик изложил тему, включающую несколько вопросов с соблюдени­ем норм и правил оформления текста.

Ученик изложил тему, включающую несколько вопросов с соблюдением норм и правил оформле­ния текста и вспомога­тельной графики, задан­ных образцом.

Ученик изложил тему, имеющую сложную структуру, и грамотно использовал вспомога­тельные средства.

Ученик изложил во­прос, самостоятель­но предложил струк­туру текста в соот­ветствии с нормами жанра.

Устная

Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, со­ставленному с помощью учителя.

Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя.

Ученик самостоятельно подготовил план высту­пления и соблюдал нормы публичной речи и регламент.

Ученик использовал жес­тикуляцию или подготов­ленные наглядные мате­риалы, предложенные учителем.

Ученик самостоятельно использовал невер­бальные средства или грамотно подготовлен­ные наглядные мате­риалы

Ученик самостоя­тельно реализовал логические или рито­рические приемы.

Ученик повторил нужный фрагмент своего выступ­ления в ответ на уточ­няющий вопрос.

Ученик привел дополни­тельную информацию в ответ на уточняющий вопрос.

В ответ на вопрос, за­данный на понимание, ученик повторил фраг­мент выступления, рас­крывая термины, причинно-следственные связи.

Ученик дал односложный ответ по существу вопро­са, заданного в развитии темы.

Ученик дал разверну­тый ответ по существу вопроса, заданного в развитии темы.

Ученик высказал свое отношение к вопросу и привел новые аргументы.

Работа в группе

Ученики высказыва­лись, следуя теме и процедуре обсужде­ния, если учитель вы­ступал в роли коорди­натора дискуссии.

Ученики в основном са­мостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учите­лем.

Ученики перед началом обсуждения договори­лись о правилах обсуж­дения и согласовали основные вопросы с помощью учителя.

Ученики самостоятельно договорились о правилах и вопросах для обсужде­ния.

Ученики следили за соблюдением проце­дуры обсуждения и обобщили результаты обсуждения в конце работы.

Ученики зафиксиро­вали полученные ответы и мнения и использовали прие­мы выхода из ситуа­ции, когда дискуссия зашла в тупик.

Ученики высказывали идеи, возникшие непо­средственно в ходе обсуждения, или свое отношение к идеям других членов группы, если их к этому стиму­лировал учитель.

Ученики высказывали идеи, подготовленные заранее.

Ученики разъяснили свою идею, предлагая ее, или аргументирова­ли свое отношение к идеям других членов группы.

Ученики задавали вопро­сы на уточнение и пони­мание идей друг друга.

Ученики высказывали собственные идеи в связи с идеями, выска­занными другими уча­стниками.

Ученики сопоставляли свои идеи с идеями других членов группы, развивали и уточняли идеи друг друга.




Литература:

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как

проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к

мысли: пособие для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

2. Афанасьева Н.В., Коптяева О.Н., Малухина Н.В. Программа стартовой диагностики

универсальных учебных действий первоклассников. / Под ред. Н.В. Афанасьевой -

Вологда: ВПК, 2011. - 80 с.

3. Битянова М.Р. Мониторинг универсальных учебных действий: о проекта к результату //

Материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. - М.: ООО «Федерация психологов

образования России», 2011 - С.32-34.

4. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая

поддержка. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.-112 с

© 2010-2022