Элективный курс «Обработка графической информации»

Элективный курс «Обработка графической информации» разработан для учащихся 9 классов и рассчитан на 18 часов. Данный курс предоставляет учащимся возможность личностного самоопределения  и самореализации, используя  практическое освоение принципов работы растрового графического редактора GIMP. Курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информационным технологиям, а самое главное, профориентации в мире профессий, связан...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»










Обработка графической информации

Программа элективного курса по информатике

для 9 класса




Разработала: Бортукова М.А.

учитель информатики, первой квалификационной категории





Югорск

2013

Пояснительная записка

Одна из задач современной школы - разностороннее развитие детей, их творческих способностей, навыков самообразования, создание условий для реализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности.

В рамках школьной программы компьютерной графике практически не уделяется времени. Только на уровне знакомства. Поэтому возникает необходимость разработки элективного курса изучения обработки графической информации.

Невозможно охватить всю предметную область компьютерной графики в рамках одного курса, поэтому изучение сведено к рассмотрению вопросов работы с редактором растровой графики, при этом основной акцент сделан на технологию создания иллюстраций и полиграфической продукции (открытки, реклама и др.)

Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми - одно из условий образовательной компетентности ученика, мультимедийные презентации наиболее популярное и доступное средство представления текстовой, графической и иной информации.

Основа курса - личностная, практическая и продуктивная направленность. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками - анализировать информацию, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать в иную форму.

Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информационным технологиям, а самое главное, профориентации в мире профессий, связанных с использованием знаний в области графического дизайна. Кроме того, приобретенные знания и навыки должны стать хорошим фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства.

Цель:

Предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации, используя практическое освоение принципов работы растрового графического редактора GIMP.

Задачи:

  • познакомить с основными возможностями редактирования и обработки изображения в GIMP;

  • развить практические навыки по использованию приложения GIMP;

  • научить эстетическому оформлению используя современные информационные технологии;

  • помочь учащимся определиться с профилем обучения в 10 классе.

Методы обучения.

Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам самостоятельной, индивидуальной работы по практической обработке графической информации.

Конкретная программная среда рассматривается с позиции приобретения учащимися технологических навыков работы с программным инструментарием на основе моделирования объектов, процессов, информационных продуктов.

Преобладающий тип занятий - практикум. Все задания курса выполняются с помощью персонального компьютера в приложении GIMP. Выполняя практические задания, учащиеся не только закрепляют навыки работы с программами, но и развивают свои творческие способности.

Планируемый результат.


Результатом деятельности учащихся являются проекты коллажей, фотомонтажей. А также учащиеся смогут определиться с профилем обучения в 10 классе.

Новый пакет знаний будет использоваться ребятами для создания ярких сообщений, реклам, «живых» объявлений и многого другого. Данная работа во многом определяется воображением, художественным вкусом, нестандартным видением предмета.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • назначение и основные возможности приложения GIMP;

  • основные элементы интерфейса, назначение панелей;

  • возможность работы со слоями, текстом;

  • наличие фильтров и технологию их применения для получения различных эффектов над изображением;

  • способы ретуширования изображений различными инструментами

  • назначение инструментов рисования

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • настраивать интерфейс программы

  • выделять области изображения, применяя различные инструменты;

  • создавать многослойные документы и управлять слоями;

  • рисовать, используя инструменты рисования;

  • ретушировать изображения;

  • осуществлять цветовую и тоновую коррекцию;

  • применять фильтры.



Тематическое планирование


Тема занятия

кол-во

часов

Представление о GIMP

1

    Ввод изображения

    1

      Выделение областей изображения

      2

        Коррекция изображения

        2

          Ретушь фотографий

          3

            Рисование и раскрашивание

            3

              Основы работы со слоями

              3

                Маски и каналы

                1

                  Текст

                  1

                    Выполнение творческой работы

                    1

                    Представление о GIMP (1 ч)

                    Область использования приложения. Особенности меню. Панель инструментов. Настройка панелей. Масштабирование документа.

                    Учащиеся должны знать:

                    • назначение и функциональные возможности GIMP;

                    • объекты и инструменты GIMP;

                    • технологию настройки дополнительных панелей;

                    учащиеся должны уметь:

                    • запускать приложение GIMP;

                    • настраивать панели инструментов

                    • увеличивать/ уменьшать изображения.

                    Ввод изображения (1 ч)

                    Сканирование изображения. Ввод изображения с цифрового фотоаппарата. Кадрирование изображения. Предварительная обработка изображения. Практическая работа №1 «Ввод изображения в память компьютера».

                    Учащиеся должны знать:

                    • технологию сканирования изображения;

                    • технологию ввода изображения с цифрового фотоаппарата;

                    • технологию кадрирования изображения;

                    учащиеся должны уметь:

                    • вводить изображение с помощью сканера;

                    • передавать изображения с цифрового фотоаппарата в память компьютера;

                    • кадрировать изображение;

                    • преобразовывать изображения из одного формата в другой.

                    Выделение областей (2 ч)

                    Практика по созданию выделений. Дублирование, перемещение содержимого выделения. Выделение инструментом Волшебная палочка. Выделение инструментом Лассо. Трансформирование выделения. Комбинирование инструментов выделения. Стирание изображения внутри выделения. Практическая работа №2 «Создание виньетки».

                    Учащиеся должны знать:

                    • правила выделения фрагментов изображения;

                    • технологию работы с выделенной областью;

                    учащиеся должны уметь:

                    • выделять части изображения с помощью различных инструментов;

                    • перемещать рамку выделения;

                    • отменять выделение;

                    • перемещать и дублировать выделение;

                    • добавлять в выделения новые области и вычитать их из выделений;

                    • трансформировать выделение;

                    • стирать внутри выделения.

                    Коррекция изображения (2 ч)

                    Автоматическая и ручная тоновая коррекция, контраста и яркости, света и тени. Коррекция отдельных участков.

                    Учащиеся должны знать:

                    • основы коррекции тона;

                    • основы коррекции цвета;

                    учащиеся должны уметь:

                    • выполнять ручную и автоматическую коррекцию тона, контраста и яркости, света и тени;

                    • выполнять коррекцию отдельных участков изображения.

                    Ретушь фотографий (3ч)

                    Увеличение резкости. Устранение дефектов изображений (пятен, царапин, трещин). Устранение эффекта «красных глаз». Практическая работа №3 «Устранение дефектов старой фотографии».

                    Учащиеся должны знать:

                    • технологию увеличения резкости;

                    • технологию удаления различных дефектов (пятна, царапины, трещины);

                    учащиеся должны уметь:

                    • устранять различные дефекты изображений;

                    • устранять эффект красных глаз.

                    Рисование и раскрашивание (3ч)

                    Инструменты свободного рисования. Выбор основного и фонового цветов. Размер и параметры инструментов рисования. Создание изображений инструментами рисования. Закраска областей. Создание градиентных переходов. Раскрашивание черно-белых фотографий. Практическая работа №4 «Раскрашивание черно-белой фотографии».

                    Учащиеся должны знать:

                    • правила выбора основного и фонового цветов;

                    • технологию создания изображения с помощью инструментов рисования;

                    • технологию градиентной заливки;

                    • технологию раскрашивания черно-белых фотографий;

                    учащиеся должны уметь:

                    • изменять основной и фоновый цвета;

                    • настраивать размеры нового изображения;

                    • создавать рисунки с помощью инструментов рисования;

                    • создавать градиентные переходы;

                    • раскрашивать черно-белые фотографии.

                    Основы работы со слоями (3ч)

                    Палитра слои. Копирование слоя. Параметры слоя. Особенности работы с многослойными изображением. Коллаж. Фотомонтаж. Практическая работа №5 «Создание коллажа. Создание фотомонтажа».

                    Учащиеся должны знать:

                    • особенности работы со слоями;

                    • технологию работы с буфером обмена;

                    учащиеся должны уметь:

                    • преобразовывать фоновый слой в обычный и наоборот;

                    • пользоваться буфером обмена;

                    • создавать коллаж;

                    • создавать фотомонтаж.

                    Маски каналы (1ч)

                    Быстрая маска. Редактирование маски. Использование каналов. Маски слоя.

                    Учащиеся должны знать:

                    • технологию создания быстрой маски;

                    • технологию редактирования маски;

                    • технологию работы с каналами;

                    учащиеся должны уметь:

                    • создавать быструю маску;

                    • редактировать маску;

                    • использовать каналы;

                    • выполнять операции с маской слоя.

                    Текст (1ч)

                    Работа с текстом в GIMP (ввод, редактирование форматирование символов и абзацев). Преобразование текста в фигуру. Использование различных эффектов.

                    Учащиеся должны знать:

                    • технологию ввода текста;

                    • технологию изменения формы текста;

                    • технологию применения эффектов для текста;

                    учащиеся должны уметь:

                    • вводить текст;

                    • изменять форму текста;

                    • применять различные эффекты для текста.

                    Выполнение творческой работы (1ч)




                    Рабочий вариант учебной программы

                    № п/п

                    Тема

                    Количество часов

                    Задачи

                    Понятийный аппарат

                    Планируемый результат

                    Формы и методы

                    Диагностика

                    Т

                    П

                    К

                    1

                    Представление о GIMP.

                    1

                    Ознакомить с


                    • компьютерная графика;


                    З
                    • назначение и функциональные возможности графического редактора Gimp;

                    У

                    • запускать приложение;

                    • настраивать панели.

                    Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

                    2

                    Ввод изображения

                    0,5

                    0,5

                    Научить вводить изображения в память компьютера


                    • сканирование;

                    • кадрирование;

                    • масштабирование.

                    З
                    • правила ввода изображений;

                    У

                    • сканировать и сохранять изображение.

                    Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

                    Практическая работа №1.

                    Выполнение практической работы

                    3

                    Выделение областей изображения

                    1

                    1

                    Научить выделять фрагменты изображений различными способами

                    • лассо;

                    • волшебная палочка;

                    • выделение области по цвету.

                    З
                    • правила выделения фрагментов изображения;

                    • технологию работы с выделенной областью

                    У

                    • выделять части изображения с помощью различных инструментов;

                    • перемещать рамку выделения;

                    • отменять выделение;

                    • перемещать и дублировать выделение;

                    • добавлять в выделения новые области и вычитать их из выделений;

                    • трансформировать выделение;

                    • стирать внутри выделения.

                    Объяснительно-иллюстративный.

                    Практическая работа №2.

                    Выполнение практической работы

                    4

                    Коррекция изображения

                    1

                    1

                    Научить выполнять ручную и тоновую коррекцию, коррекцию отдельных участков


                    • автоматическая и ручная тоновая коррекция;

                    • контрастность и яркость, свет и тени.

                    З
                    • основы коррекции тона;

                    • основы коррекции цвета;

                    У

                    • выполнять ручную и автоматическую коррекцию тона, контраста и яркости, света и тени;

                    • выполнять коррекцию отдельных участков изображения.

                    Объяснительно-иллюстративный.


                    Выполнение практических заданий

                    5

                    Ретушь фотографий

                    1

                    2

                    Научить увеличивать резкость, устранять дефекты изображений (пятен, царапин, трещин), устранять эффект «красных глаз».

                    • ретуширование;

                    • дефекты изображения.

                    З
                    • технологию увеличения резкости;

                    • технологию удаления различных дефектов (пятна, царапины, трещины);

                    У

                    • устранять различные дефекты изображений;

                    • устранять эффект красных глаз

                    Объяснительно-иллюстративный.

                    Практическая

                    Работа № 3.

                    Выполнение практической работы

                    6

                    Рисование и раскрашивание

                    1

                    2

                    Научить задавать параметры изображения, создавать изображения с помощью инструментов рисования, закрашивать области созданными градиентами, раскрашивать черно-белые изображения

                    • свободное рисование;

                    • градиент;

                    З
                    • технологию создания изображения;

                    • технологию градиентной заливки;

                    • технологию раскрашивания черно-белых фотографий

                    У

                    • устранять различные дефекты изображений;

                    • изменять основной и фоновый цвета;

                    • настраивать размеры нового изображения;

                    • создавать рисунки с помощью инструментов рисования;

                    • создавать градиентные переходы;

                    • раскрашивать черно-белые фотографии.

                    Объяснительно-иллюстративный.

                    Практическая

                    работа № 4.

                    Выполнение практической работы

                    7

                    Основы работы со слоями

                    1

                    2

                    Научить работать с многослойным документом, создавать коллажи, фотомонтажи

                    • палитра слои

                    • многослойный документ;

                    • коллаж;

                    • фотомонтаж.

                    З
                    • особенности работы со слоями;

                    • технологию работы с буфером обмен;

                    У

                    • преобразовывать фоновый слой в обычный и наоборот;

                    • пользоваться буфером обмена;

                    • создавать коллаж;

                    • создавать фотомонтаж.

                    Объяснительно-иллюстративный.

                    Практическая

                    Работа №5.

                    Выполнение практической работы

                    8

                    Маски и каналы

                    0,5

                    0,5

                    Научить работать с маской

                    • маска

                    • быстрая маска

                    • маски слоя

                    З
                    • технологию создания быстрой маски;

                    • технологию редактирования маски;

                    • технологию работы с каналами;

                    У

                    • создавать быструю маску;

                    • редактировать маску;

                    • использовать каналы;

                    • выполнять операции с маской слоя.

                    Объяснительно-иллюстративный.

                    9

                    Текст

                    1


                    • управляющая кнопка;

                    • гиперссылка.

                    З

                    • технологию ввода текста;

                    • технологию изменения формы текста;

                    • технологию применения эффектов для текста;

                    У

                    • вводить текст;

                    • изменять форму текста;

                    • применять различные эффекты для текста.

                    Объяснительно-иллюстративный.

                    Выполнение практических заданий

                    10

                    Выполнение творческой работы


                    1

                    Воспитание чувства ответственности за результаты своего труда

                    У У

                    • эстетическое оформление творческой работы

                    Практическая работа №6(индивидуальная форма)

                    Выполнение практической работы


                    Используемая литература:

                    1. Графический редактор GIMP: первые шаги / И. Хахаев

                    2. Электронный учебник gimpinfo.ru/faq/


                    © 2010-2022