- Преподавателю
- Информатика
- Элективный курс «Обработка графической информации»
Элективный курс «Обработка графической информации»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бортукова М.А. |
Дата | 22.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Обработка графической информации
Программа элективного курса по информатике
для 9 класса
Разработала: Бортукова М.А.
учитель информатики, первой квалификационной категории
Югорск
2013
Пояснительная записка
Одна из задач современной школы - разностороннее развитие детей, их творческих способностей, навыков самообразования, создание условий для реализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности.
В рамках школьной программы компьютерной графике практически не уделяется времени. Только на уровне знакомства. Поэтому возникает необходимость разработки элективного курса изучения обработки графической информации.
Невозможно охватить всю предметную область компьютерной графики в рамках одного курса, поэтому изучение сведено к рассмотрению вопросов работы с редактором растровой графики, при этом основной акцент сделан на технологию создания иллюстраций и полиграфической продукции (открытки, реклама и др.)
Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми - одно из условий образовательной компетентности ученика, мультимедийные презентации наиболее популярное и доступное средство представления текстовой, графической и иной информации.
Основа курса - личностная, практическая и продуктивная направленность. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками - анализировать информацию, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать в иную форму.
Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информационным технологиям, а самое главное, профориентации в мире профессий, связанных с использованием знаний в области графического дизайна. Кроме того, приобретенные знания и навыки должны стать хорошим фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства.
Цель:
Предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации, используя практическое освоение принципов работы растрового графического редактора GIMP.
Задачи:
-
познакомить с основными возможностями редактирования и обработки изображения в GIMP;
-
развить практические навыки по использованию приложения GIMP;
-
научить эстетическому оформлению используя современные информационные технологии;
-
помочь учащимся определиться с профилем обучения в 10 классе.
Методы обучения.
Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам самостоятельной, индивидуальной работы по практической обработке графической информации.
Конкретная программная среда рассматривается с позиции приобретения учащимися технологических навыков работы с программным инструментарием на основе моделирования объектов, процессов, информационных продуктов.
Преобладающий тип занятий - практикум. Все задания курса выполняются с помощью персонального компьютера в приложении GIMP. Выполняя практические задания, учащиеся не только закрепляют навыки работы с программами, но и развивают свои творческие способности.
Планируемый результат.
Результатом деятельности учащихся являются проекты коллажей, фотомонтажей. А также учащиеся смогут определиться с профилем обучения в 10 классе.
Новый пакет знаний будет использоваться ребятами для создания ярких сообщений, реклам, «живых» объявлений и многого другого. Данная работа во многом определяется воображением, художественным вкусом, нестандартным видением предмета.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
-
назначение и основные возможности приложения GIMP;
-
основные элементы интерфейса, назначение панелей;
-
возможность работы со слоями, текстом;
-
наличие фильтров и технологию их применения для получения различных эффектов над изображением;
-
способы ретуширования изображений различными инструментами
-
назначение инструментов рисования
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
-
настраивать интерфейс программы
-
выделять области изображения, применяя различные инструменты;
-
создавать многослойные документы и управлять слоями;
-
рисовать, используя инструменты рисования;
-
ретушировать изображения;
-
осуществлять цветовую и тоновую коррекцию;
-
применять фильтры.
Тематическое планирование
№
Тема занятия
кол-во
часов
Представление о GIMP
1
Ввод изображения
1
Выделение областей изображения
2
Коррекция изображения
2
Ретушь фотографий
3
Рисование и раскрашивание
3
Основы работы со слоями
3
Маски и каналы
1
Текст
1
Выполнение творческой работы
1
Представление о GIMP (1 ч)
Область использования приложения. Особенности меню. Панель инструментов. Настройка панелей. Масштабирование документа.
Учащиеся должны знать:
-
назначение и функциональные возможности GIMP;
-
объекты и инструменты GIMP;
-
технологию настройки дополнительных панелей;
учащиеся должны уметь:
-
запускать приложение GIMP;
-
настраивать панели инструментов
-
увеличивать/ уменьшать изображения.
Ввод изображения (1 ч)
Сканирование изображения. Ввод изображения с цифрового фотоаппарата. Кадрирование изображения. Предварительная обработка изображения. Практическая работа №1 «Ввод изображения в память компьютера».
Учащиеся должны знать:
-
технологию сканирования изображения;
-
технологию ввода изображения с цифрового фотоаппарата;
-
технологию кадрирования изображения;
учащиеся должны уметь:
-
вводить изображение с помощью сканера;
-
передавать изображения с цифрового фотоаппарата в память компьютера;
-
кадрировать изображение;
-
преобразовывать изображения из одного формата в другой.
Выделение областей (2 ч)
Практика по созданию выделений. Дублирование, перемещение содержимого выделения. Выделение инструментом Волшебная палочка. Выделение инструментом Лассо. Трансформирование выделения. Комбинирование инструментов выделения. Стирание изображения внутри выделения. Практическая работа №2 «Создание виньетки».
Учащиеся должны знать:
-
правила выделения фрагментов изображения;
-
технологию работы с выделенной областью;
учащиеся должны уметь:
-
выделять части изображения с помощью различных инструментов;
-
перемещать рамку выделения;
-
отменять выделение;
-
перемещать и дублировать выделение;
-
добавлять в выделения новые области и вычитать их из выделений;
-
трансформировать выделение;
-
стирать внутри выделения.
Коррекция изображения (2 ч)
Автоматическая и ручная тоновая коррекция, контраста и яркости, света и тени. Коррекция отдельных участков.
Учащиеся должны знать:
-
основы коррекции тона;
-
основы коррекции цвета;
учащиеся должны уметь:
-
выполнять ручную и автоматическую коррекцию тона, контраста и яркости, света и тени;
-
выполнять коррекцию отдельных участков изображения.
Ретушь фотографий (3ч)
Увеличение резкости. Устранение дефектов изображений (пятен, царапин, трещин). Устранение эффекта «красных глаз». Практическая работа №3 «Устранение дефектов старой фотографии».
Учащиеся должны знать:
-
технологию увеличения резкости;
-
технологию удаления различных дефектов (пятна, царапины, трещины);
учащиеся должны уметь:
-
устранять различные дефекты изображений;
-
устранять эффект красных глаз.
Рисование и раскрашивание (3ч)
Инструменты свободного рисования. Выбор основного и фонового цветов. Размер и параметры инструментов рисования. Создание изображений инструментами рисования. Закраска областей. Создание градиентных переходов. Раскрашивание черно-белых фотографий. Практическая работа №4 «Раскрашивание черно-белой фотографии».
Учащиеся должны знать:
-
правила выбора основного и фонового цветов;
-
технологию создания изображения с помощью инструментов рисования;
-
технологию градиентной заливки;
-
технологию раскрашивания черно-белых фотографий;
учащиеся должны уметь:
-
изменять основной и фоновый цвета;
-
настраивать размеры нового изображения;
-
создавать рисунки с помощью инструментов рисования;
-
создавать градиентные переходы;
-
раскрашивать черно-белые фотографии.
Основы работы со слоями (3ч)
Палитра слои. Копирование слоя. Параметры слоя. Особенности работы с многослойными изображением. Коллаж. Фотомонтаж. Практическая работа №5 «Создание коллажа. Создание фотомонтажа».
Учащиеся должны знать:
-
особенности работы со слоями;
-
технологию работы с буфером обмена;
учащиеся должны уметь:
-
преобразовывать фоновый слой в обычный и наоборот;
-
пользоваться буфером обмена;
-
создавать коллаж;
-
создавать фотомонтаж.
Маски каналы (1ч)
Быстрая маска. Редактирование маски. Использование каналов. Маски слоя.
Учащиеся должны знать:
-
технологию создания быстрой маски;
-
технологию редактирования маски;
-
технологию работы с каналами;
учащиеся должны уметь:
-
создавать быструю маску;
-
редактировать маску;
-
использовать каналы;
-
выполнять операции с маской слоя.
Текст (1ч)
Работа с текстом в GIMP (ввод, редактирование форматирование символов и абзацев). Преобразование текста в фигуру. Использование различных эффектов.
Учащиеся должны знать:
-
технологию ввода текста;
-
технологию изменения формы текста;
-
технологию применения эффектов для текста;
учащиеся должны уметь:
-
вводить текст;
-
изменять форму текста;
-
применять различные эффекты для текста.
Выполнение творческой работы (1ч)
Рабочий вариант учебной программы
№ п/п
Тема
Количество часов
Задачи
Понятийный аппарат
Планируемый результат
Формы и методы
Диагностика
Т
П
К
1
Представление о GIMP.
1
Ознакомить с
-
компьютерная графика;
З
-
назначение и функциональные возможности графического редактора Gimp;
У
-
запускать приложение;
-
настраивать панели.
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
2
Ввод изображения
0,5
0,5
Научить вводить изображения в память компьютера
-
сканирование;
-
кадрирование;
-
масштабирование.
З
-
правила ввода изображений;
У
-
сканировать и сохранять изображение.
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Практическая работа №1.
Выполнение практической работы
3
Выделение областей изображения
1
1
Научить выделять фрагменты изображений различными способами
-
лассо;
-
волшебная палочка;
-
выделение области по цвету.
З
-
правила выделения фрагментов изображения;
-
технологию работы с выделенной областью
У
-
выделять части изображения с помощью различных инструментов;
-
перемещать рамку выделения;
-
отменять выделение;
-
перемещать и дублировать выделение;
-
добавлять в выделения новые области и вычитать их из выделений;
-
трансформировать выделение;
-
стирать внутри выделения.
Объяснительно-иллюстративный.
Практическая работа №2.
Выполнение практической работы
4
Коррекция изображения
1
1
Научить выполнять ручную и тоновую коррекцию, коррекцию отдельных участков
-
автоматическая и ручная тоновая коррекция;
-
контрастность и яркость, свет и тени.
З
-
основы коррекции тона;
-
основы коррекции цвета;
У
-
выполнять ручную и автоматическую коррекцию тона, контраста и яркости, света и тени;
-
выполнять коррекцию отдельных участков изображения.
Объяснительно-иллюстративный.
Выполнение практических заданий
5
Ретушь фотографий
1
2
Научить увеличивать резкость, устранять дефекты изображений (пятен, царапин, трещин), устранять эффект «красных глаз».
-
ретуширование;
-
дефекты изображения.
З
-
технологию увеличения резкости;
-
технологию удаления различных дефектов (пятна, царапины, трещины);
У
-
устранять различные дефекты изображений;
-
устранять эффект красных глаз
Объяснительно-иллюстративный.
Практическая
Работа № 3.
Выполнение практической работы
6
Рисование и раскрашивание
1
2
Научить задавать параметры изображения, создавать изображения с помощью инструментов рисования, закрашивать области созданными градиентами, раскрашивать черно-белые изображения
-
свободное рисование;
-
градиент;
З
-
технологию создания изображения;
-
технологию градиентной заливки;
-
технологию раскрашивания черно-белых фотографий
У
-
устранять различные дефекты изображений;
-
изменять основной и фоновый цвета;
-
настраивать размеры нового изображения;
-
создавать рисунки с помощью инструментов рисования;
-
создавать градиентные переходы;
-
раскрашивать черно-белые фотографии.
Объяснительно-иллюстративный.
Практическая
работа № 4.
Выполнение практической работы
7
Основы работы со слоями
1
2
Научить работать с многослойным документом, создавать коллажи, фотомонтажи
-
палитра слои
-
многослойный документ;
-
коллаж;
-
фотомонтаж.
З
-
особенности работы со слоями;
-
технологию работы с буфером обмен;
У
-
преобразовывать фоновый слой в обычный и наоборот;
-
пользоваться буфером обмена;
-
создавать коллаж;
-
создавать фотомонтаж.
Объяснительно-иллюстративный.
Практическая
Работа №5.
Выполнение практической работы
8
Маски и каналы
0,5
0,5
Научить работать с маской
-
маска
-
быстрая маска
-
маски слоя
З
-
технологию создания быстрой маски;
-
технологию редактирования маски;
-
технологию работы с каналами;
У
-
создавать быструю маску;
-
редактировать маску;
-
использовать каналы;
-
выполнять операции с маской слоя.
Объяснительно-иллюстративный.
9
Текст
1
-
управляющая кнопка;
-
гиперссылка.
З
-
технологию ввода текста;
-
технологию изменения формы текста;
-
технологию применения эффектов для текста;
У
-
вводить текст;
-
изменять форму текста;
-
применять различные эффекты для текста.
Объяснительно-иллюстративный.
Выполнение практических заданий
10
Выполнение творческой работы
1
Воспитание чувства ответственности за результаты своего труда
У У
-
эстетическое оформление творческой работы
Практическая работа №6(индивидуальная форма)
Выполнение практической работы
Используемая литература:
-
Графический редактор GIMP: первые шаги / И. Хахаев
-
Электронный учебник gimpinfo.ru/faq/