Рабочая программа по информатике 2-4 класс (ФГОС)

Раздел Информатика
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и ФГОС основного общего образования.

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» 2 - 4 классов составлена на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

  3. Авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 год.

Главная цель курса информатики - формирование у обучающихся способностей к адаптации в современном информационном мире, воспитание у него информационной культуры и обучение компьютерной грамотности.

Изучение информатики и информационных технологий при реализации данной рабочей программы в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;

  • знакомство с основными теоретическими понятиями информатики;

  • приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера;

  • формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;

  • формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем;

  • формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажѐры, презентации в учебном процессе;

  • формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т.д.

Основные задачи рабочей программы:

  • формирование общеучебных умений: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);

  • формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения;

  • формирование понятий "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;

  • привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Общая характеристика учебного предмета


С момента экспериментального введения информатики в начальную школу накопился значительный опыт обучения информатике младших школьников. Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Следует отметить, что курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании УУД (общеучебных умений и навыков).

Важной проблемой реализации непрерывного курса информатики является преемственность его преподавания на разных образовательных уровнях. Любой учебный курс должен обладать внутренним единством, которое проявляется в содержании и методах обучения на всех ступенях обучения. Структура курса, его основные содержательные линии должны обеспечивать эту целостность.

Поэтому предполагается, что содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. По окончании обучения обучающиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.

Авторы делают попытку выстроить многоуровневую структуру предмета «Информатика», который бы рассматривался как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и ин- формационно-коммуникационных технологий. Авторы подчеркивают необходимость получения школьниками на самых ранних этапах обучения представлений о сущности информационных процессов. Информационные процессы рассматриваются на примерах передачи, хранения и обработки информации в информационной деятельности человека, живой природе, технике.

В процессе изучения информатики в начальной школе формируются умения классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и др. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.

Предлагаемый пропедевтический курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практико-оринтированность в сочетании с развивающим обучением. В части решения приоритетной задачи начального образования - формирования УУД (общеучебных умений) - формируются умения строить модели решаемой задачи, решать нестандартные задачи. Развитие творческого потенциала каждого ребенка происходит при формировании навыков планирования в ходе решения различных задач.

Во 2 классе дети учатся видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речь учеников постепенно вводятся термины информатики (источник/приемник информации, канал связи, данные и др.). Школьники изучают устройство компьютера, учатся работать с электронными документами.

В 3 классе школьники изучают представление и кодирование информации, ее хранение на информационных носителях. Вводится понятие объекта, его свойств и действий с ним. Дается представление о компьютере как системе. Дети осваивают информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его редактирования, приема/передачи, поиска информации в сети Интернет. Обучающиеся знакомятся с современными инструментами работы с информацией (мобильный телефон, электронная книга, фотоаппарат, компьютер и др.), параллельно учатся использовать их в своей учебной деятельности. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы ребенок мог рассуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что он делает, различая и называя элементарные технологические операции своими именами.

В 4 классе рассматриваются темы «Мир понятий» и «Мир моделей», формируются представления обучающихся работе с различными научными понятиями, также вводится понятие информационной модели, в том числе компьютерной. Рассматриваются понятия исполнителя и алгоритма действий, формы записи алгоритмов. Дети осваивают понятие управления собой, другими людьми, техническими устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления. Школьники учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат, и что иногда полученный результат не соответствует цели и ожиданиям.

В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером школьники осваивают соответствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни.

Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление - это особый, активный способ отношений между объектами. Видеть отношения между объектами системы - это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А это, в свою очередь, способствует развитию у обучающихся начальной школы системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в 4 классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


Предмет информатика 2-4 классов входит в компонент образовательного учреждения. Данный курс обеспечивает непрерывность изучения предмета Информатика в младшем звене. На изучение курса в 2-4 классах отводится 34 часов в каждом классе (по 1 часу в неделю). Полный объём курса - 102 часов. Данный курс проводится в урочное время, стоит в школьном расписании как урок.


Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики

Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в младшей школе, являются:

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие мотивов учебной деятельности;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в младшей школе, являются:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в младшей школе отражают:

  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

  • умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

  • приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Содержание учебного курса


2 класс

Виды информации. Человек и компьютер

Пути получения информации человеком: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа). Пути передачи человеком информации: звуки и речь, мимика, жесты, знаки и сигналы. Виды информации: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная.

Источники информации. Природные источники информации. Искусственные источники информации. Приѐмники информации. Приемники различных видов информации. Устройства для передачи информации. Радио. Телефон.

Инструменты. Компьютер как инструмент. Основные части компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, мышь. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Носители информации.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • пути получения информации человеком;

  • пути передачи человеком информации;

  • основные виды информации;

  • искусственные и естественные источники информации;

  • устройства передачи информации;

  • устройство персонального компьютера;

  • правила работы с компьютером и технику безопасности;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера.

Уметь:

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;

  • передавать информацию об объекте различными способами;

  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: запускать программы, тренажѐры и тесты.уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши.

Кодирование информации

Носители информации. Кодирование информации. Формы представления информации: звуковое кодирование; рисуночное письмо, буквенное кодирование, иероглифы и др. Алфавит и кодирование информации: греческий и латинский алфавиты как основа алфавитного Шатрова Н.Н. Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» 2-4 кл. 10 письма. Английский алфавит и славянская азбука: происхождение и использование.

Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы.

Естественный язык. Искусственные (формальные) языки. Компьютерный алфавит. Передача данных. Обработка данных. Исполнитель. Команда. Алгоритм.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

  • что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;

  • как можно сохранить данные;

  • понятие память компьютера;

  • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;

  • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей.

Уметь:

  • кодировать информацию различными способами и декодировать еѐ, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач;

  • уметь составить алгоритм для исполнителя с заданным набором систем команд исполнителя (СКИ) и записать его в заданной форме.

Информация и данные

Данные. Их виды. Текстовые данные. Память компьютера.

Текстовая информация. Текстовый редактор. Инструменты текстового редактора.

Кодирование графической информации. Виды графической информации. Компьютер и графика. Графические примитивы. Графический редактор. Инструменты графического редактора.

Числовая информация. Способы счета предметов в древности. Число как способ представления информации о времени, даты, календарь. Кодирование числовой информации. Код из двух знаков. Двоичное кодирование информации. Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • как можно закодировать текстовую, графическую и числовую информацию;

  • виды графической информации;

  • назначение и основные операции графического редактора.

  • области использования числовой информации;

  • основные устройства, используемые при работе с числовой информацией.

Уметь:

  • использовать компьютер для решения задач обработки текстовой, графической, числовой информации.

Документ и способы его создания

Письменные документы. Документ.

Электронно-вычислительная машина. Устройства и программы для обработки данных. Электронные документы. Файл. Имя файла. Расширение.

Поиск документа. Архив. Библиотеки. Интернет. Ключевое слово. Окно поиска. Поисковая система. Сервер.

Создание текстового документа. Редактирование. Форматирование. Шрифт. Устройства для работы с графической информацией. Графический планшет. Сканер. Цифровой фотоаппарат. Мобильный телефон.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • понятие документа;

  • виды данных, которые может содержать электронный документ;

  • понятия редактирование и форматирование текста.

  • как организуется поиск информации.

Уметь:

  • создавать, хранить и обрабатывать электронные документы;

  • использовать компьютер для поиска информации, в том числе и в сети Интернет;

  • применять различные технические устройства для работы с графической информацией.

Обобщение и повторение изученного за год

3 класс

Виды информации. Человек и компьютер

Правила работы на компьютере и ТБ. Человек и информация. Источники и приѐмники информации. Искусственные и естественные источники информации. Носители информации. Что мы знаем о компьютере.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • что бывают искусственные и естественные источники информации;

  • основные источники информации;

  • правила работы с компьютером и технику безопасности;

Уметь:

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;

  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: запускать тренажѐры и тесты.

Действия с информацией

Немного истории о действиях с информацией. Сбор информации. Представление информации. Кодирование информации. Декодирование информации. Хранение информации. Обработка информации.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

  • что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде.

Уметь:

  • кодировать информацию различными способами и декодировать еѐ, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.

Объект и его характеристика

Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие решения. Элементный состав объекта. Действия объекта. Отношения между объектами.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • что тексты и изображения - это информационные объекты;

  • как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами;

Уметь:

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;

  • работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера.

Информационный объект и компьютер

Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект. Электронный документ и файл. Текст и текстовой редактор. Изображение и графический редактор. Схема и карта. Число и электронные таблицы. Таблица и электронные таблицы.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • что документ - это информационный объект;

  • как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы).

Уметь:

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

  • работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск);

  • запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор; электронные таблицы.

Повторение изученного за год

4 класс

Повторение

Правила работы на компьютере и ТБ. Человек и информация. Действие с информацией. Объект и его свойства. Отношение между объектами. Компьютер.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • что тексты и изображения - это информационные объекты;

  • назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

  • правила работы с компьютером и технику безопасности.

Уметь:

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами.

Понятие, суждение, умозаключение

Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение».

Уметь:

  • приводить примеры совместимых и несовместимых понятий;

  • высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей;

  • приводить примеры отношений между понятиями.

Модель и моделирование

Модель объекта. Модель отношений между понятиями. Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Компьютерная программа.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • что модели объектов могут быть большие и маленькие;

  • описания алгоритмов на языке блок-схем; - что исполнителем алгоритма могут быть человек и компьютер;

  • способ записи алгоритмов при помощи блок-схемы;

  • основные структуры алгоритмов;

  • как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы).

Уметь:

  • приводить примеры алгоритмов;

  • выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;

  • работать с простейшими компьютерными программами.

Информационное управление

Управление собой и другими людьми. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • что человек может управлять собой другими живыми и неживыми объектами.

Уметь:

  • осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;

  • создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера .

Повторение изученного за год.


Учебно-тематический план

2 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория и практика

Контрольные работы

1

Виды информации. Человек и компьютер

7

6

1

2

Кодирование информации

6

5

1

3

Информация и данные

8

7

1

4

Документ и способы его создания

9

8

1

5

Повторение

3

2

1

6

Резерв

1

1


Всего

34

29

5

3 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Контрольные работы

1

Информация, человек и компьютер.

6

5

1

2

Действия с информацией.

9

8

1

3

Мир объектов.

9

8

1

4

Компьютер, системы и сети

7

6

1

5

Повторение

3

3


Всего

34

30

4

4 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория и практика

Контрольные работы

1

Повторение. (Информация. Объекты. Компьютер)

7

6

1

2

Понятие, суждение, умозаключение

9

8

1

3

Мир понятий

8

7

1

4

Управление

9

8

1

5

Итоговая контрольная работа

1


1

Всего

34

29

5


Основные виды учебной деятельности


Основные виды учебной деятельности обучающихся начальной школы на уроках информатики представлены в двух вариантах: в виде аналитической и практической деятельности.

Аналитическая деятельность:

  • выделение и называние объекта окружающей действительности, в том числе в терминах информатики (источник информации, приемник, канал связи, носитель информации, управляющий объект, объект управления, средство управления, управляющий сигнал, цель управления и др.);

  • называние свойств и отношений, функций и действий, анализ элементного состава объекта (системы), называние свойств текста, рисунка, модели, алгоритма, исполнителя алгоритма и других объектов информатики;

  • выделение и называние свойств объекта (системы), которые отражены в той или иной его модели;

  • сравнение между собой объектов, в том числе абстрактных объектов информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления, сравнение функций прикладных программ между собой и др.);

  • формулирование суждения и умозаключения.

Практическая деятельность:

  • преобразование одной формы представления информации в другую (текста в схему, текста в числовое выражение, таблицы в текст или схему и т. д.);

  • описание объекта окружающей действительности по схеме: имя, внешние свойства, действия, функции, отношения;

  • создание текстовой, математической и графической моделей объекта окружающего мира;

  • создание электронной версии текста, рисунка, схемы с ее сохранением на электронном носителе;

  • сравнение между собой объектов, в том числе объектов информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления и др.)!

  • обмен письменными сообщениями и файлами по электронной почте;

  • поиск данных в сети Интернет (но ключевым словам), анализ и отбор документов, поиск нужной информации в них.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности


Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) удовлетворяет требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Технические средства обучения

  1. Рабочее место учащегося - 11 компьютеров, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), аудио/видео входы/выходы.

  2. Рабочее место учителя

  3. Подключения к сети Интернет.

Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным оборудованием:

  • мультимедийный проектор, подсоединяемый к компьютеру преподавателя;

  • интерактивная доска;

  • акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;

  • оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет.

Данный курс рассчитан на обучение с обязательным применением компьютера, но при этом нет жестких требований ни к компьютерам, ни к программному обеспечению. При обучении можно использовать любые современные компьютеры с выходом в Интернет. Должно быть установлено ПО: AdobeReaderи AdobeFlashPlayer. На компьютерах учеников установлено электронное приложение к учебникам, которое размещено в открытом доступе на методическом сайте издательства (metodist.lbz.ru).

Учебно-методическая литература:

1. Матвеева Н.В. Информатика: учебник для 2 класса: в 2 частях. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ, 2013г.

2. Матвеева Н.В. Информатика: учебник для 3 класса: в 2 частях. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ, 2013г.

3. Матвеева Н.В. Информатика: учебник для 4 класса: в 2 частях. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ, 2013г.

4. Матвеева Н.К. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 2 класса. Ч 1, Ч 2. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - 2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г.

5. Матвеева Н.К. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 3 класса. Ч 1, Ч 2. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - 2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г.

6. Матвеева Н.К. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса. Ч 1, Ч 2. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - 2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г.

7. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ. 2 класс: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2014.

8. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ. 3 класс: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2014.

9. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ. 4 класс: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2014.

10.Матвеева Н.К. Информатика и ИКТ: контрольные работы для 2-4 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г

11.Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

  • ЭОР Единой коллекции (school-collection.edu. ги/) к учебнику Н. В. Матвеевой и др. «Информатика», 2 класс;

  • ЭОР Единой коллекции «Системы виртуальных лабораторий но информатике: задачник 2-6»;

  • ЭОР на CD-диске (электронная рабочая тетрадь ученика), 2 класс, Н. В. Матвеева и др.;

  • ЭОР на CD-диске (электронная рабочая тетрадь ученика), 3 класс, Н. В. Матвеева и др.;

  • ЭОР на CD-диске (электронная рабочая тетрадь ученика), 4 класс, Н. В. Матвеева и др.;

  • авторская мастерская Н. В. Матвеевой (metodist. lbz .ru/authors/informatika/4/);

  • лекторий «ИКТ в начальной школе» (metodist. lbz.ru/lections/8/).

Литература для ученика:

1. Матвеева Н.В. Информатика: учебник для 2 класса: в 2 частях. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ, 2013г.

2. Матвеева Н.В. Информатика: учебник для 3 класса: в 2 частях. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ, 2013г.

3. Матвеева Н.В. Информатика: учебник для 4 класса: в 2 частях. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ, 2013г.

4. Матвеева Н.К. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 2 класса. Ч 1, Ч 2. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - 2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г.

5. Матвеева Н.К. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 3 класса. Ч 1, Ч 2. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - 2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г.

6. Матвеева Н.К. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса. Ч 1, Ч 2. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - 2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

В результате изучения информатики в начальной школе ее выпускник научится:

2 класс

Знать/понимать, что:

  • по способу восприятия информации ее подразделяют на зрительную, звуковую, тактильную, обонятельную и вкусовую;

  • по способу представления информации ее подразделяют на текстовую, числовую, графическую;

  • информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния;

  • человек может быть и источником информации и приемником информации;

  • правила работы с компьютером и технику безопасности;

  • понятие носители информации; основные этапы развития вычислительной техники;

  • понятие алгоритма и исполнителя;

  • систему команд исполнителя; графические, текстовые, вычислительные возможности компьютера;

  • возможности сети Интернет.

Уметь:

  • представлять одну и туже информацию в виде текста, рисунка, числа;

  • осуществлять поиск, преобразование, хранение, использование и передачу информации;

  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач;

  • уметь работать в текстовом редакторе, создавать и редактировать несложный текстовый документ;

  • уметь производить вычисления с помощью Калькулятора;

  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • составлять простейшие алгоритмы для исполнителя.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

3 класс

Знать/понимать

  • что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, еѐ называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

  • что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, еѐ называют текстовой, числовой, графической, табличной;

  • что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

  • что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;

  • что человек, природа, книги могут быть источниками информации;

  • что человек может быть и источником информации, и приѐмником информации.

Уметь:

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

  • кодировать информацию различными способами и декодировать еѐ, пользуясь кодовой таблицей соответствия.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

4 класс

Знать/понимать:

  • что данные - это закодированная информация;

  • что тексты и изображения - это информационные объекты;

  • что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

  • как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

  • правили работы с компьютером и технику безопасности;

Уметь:

  • работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

  • пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;

  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы);

  • запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажѐры и тесты;

  • создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Система оценка достижения планируемых результатов

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять знания на практике.

Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, письменные контрольные работы (тексты контрольных работ даны в рабочих тетрадях обучающихся).

Формы контроля:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • контрольные работы.

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися:

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания обучающихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.









© 2010-2022