- Преподавателю
- Информатика
- Конспект урока+презентация
Конспект урока+презентация
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шестакова Е.Н. |
Дата | 08.02.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Описательная часть
Тема: Понятие об информации.
Учитель: Шестакова Елена Николаевна.
Место проведения: МБОУ Досатуйская СОШ, кабинет информатики.
Класс: 8
Количество учеников:10
Количество рабочих мест: 10
Время проведения: 1 урок - 40мин(9:30- 10:10)
Цель урока: формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах.
Результаты занятия:
Предметные: учащиеся должны знать: понятие информатики как науки;
понятия - информация.
Учащиеся должны уметь: приводить примеры различных видов информации.
Метапредметные: уметь определять понятие, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Личностные: умение вступать в общение и сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной, общественно - полезной, творческой и других видов деятельности. Умение осуществлять совместную деятельность.
Задачи занятия:
Обучения: объяснить, что такое информатика и информация, систематизировать знания учащихся, полученные ими на уроках естественно-математического и гуманитарного циклов по вопросам, связанным с информацией.
Развития: развитие познавательного интереса, внимания учащихся; развитие речевых навыков у учащихся в процессе ответов на вопросы учителя, развитие логического мышления при выполнении упражнений.
Воспитания: способствовать формированию культуры поведения: умение слушать, соблюдать дисциплину во время работы; формирование у учащихся стремления к реализации себя в обществе и общении, используя метод фронтального опроса. Воспитание дружелюбного отношения друг к другу.
Базовые знания и умения учащихся: знать определение информатика, уметь чётко формулировать; знать, что такое информация, при помощи каких органов чувств можно её получить.
Тип: урок изучения нового материала.
Тип и структура урока с указанием затрачиваемого времени:
I. Организационное начало. - 1 мин.
II. Постановка целей и задач урока - 1 мин.
III. Изложение, объяснение нового материала, включение учащихся в самостоятельную работу - 20 мин.
1 Физминутка - 2 мин.
IV. Выполнение практических работ как закрепление нового материала - 13 мин.
V. Домашнее задание и его комментарий - 1 мин.
VI. Подведение итогов урока - 2 мин.
-
Оргмомент - 1 мин.
-
Вводное слово: сообщение темы и цели урока - 1 мин.
3. Презентация темы - 20 мин.
4. Физкультминутка - 2 мин.
5. Закрепление - 10 мин.
6. Рефлексия «Трехминутное эссе» - 3 мин.
7. Заключение - 2 мин.
8. Задание на дом - 1 мин.
Метод обучения по уровню познавательной активности учащихся: проблемный.
Способы (формы и методы-приемы) обучения словесный, наглядный, интерактивный - эвристическая беседа с применением учебно-наглядных и технических средств обучения.
Способы (формы и методы-приемы) контроля: фронтальный устный опрос, постановка проблемных вопросов, контрольная письменная работа в форме эссе.
Способы (формы и методы-приемы) мотивирования: анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха.
Оборудование: для учащихся: количество работающих компьютеров: 10;
для учителя: Microsoft Power Point;
оборудование для обеспечения наглядности: мультимедийный проектор.
Дидактические материалы: компьютерная презентация «Понятие об информации», опорный конспект (файл опора.doc).
Содержательная часть.
Ход урока
1. Оргмомент: приветствие;
беседа с дежурным;
отметка присутствующих.
II. Постановка целей и задач урока Сегодня мы рассмотрим тему урока «Понятие об информации» (слайд 1). Понятие «информация» является одним из основных, ключевых понятий не только информатики, но и других наук. Недаром говоря: «Самое ценное в мире - это информация!», т. к. человек, располагающий большей информацией в конкретном случае находится в более выгодном положении, чем менее информированный. Современному человеку, живущему в информационном обществе необходимо разбираться в сути информационных процессов, знать виды и свойства получаемой информации.
3. Презентация темы:
Предмет изучения информатики
Учитель: Окружающий мир очень разнообразен и состоит из огромного количества взаимосвязанных объектов. Чтобы найти свое место в жизни, ребенок с раннего детства вместе с родителями, а затем с учителями шаг за шагом познает это многообразие. В школе человек приобретает знания, которые накопило человечество за многие тысячелетия. Каждая дисциплина помогает познать мир с позиции своей области знаний.
Так, на уроках географии изучаются географические объекты и процессы, происходящие на планете Земля, а уроки истории знакомят с этапами развития человеческого общества. Объектами изучения биологии являются представители живой природы: растения, животные, человек. На уроках физики изучаются физические свойства объектов и физические процессы, а на уроках химии - химические свойства объектов и химические процессы. Таким образом, формируется физическая, биологическая, историческая и другие картины мира.
Чтобы свести эти представления в единое целое, надо попытаться найти что-то общее во всем этом многообразии. Этим общим является информация. Человек получает информацию из окружающего мира и на основе этой информации формирует свое представление о нем, то есть создает информационную картину мира. Очень важно, чтобы человек научился воспринимать мир, получая и обрабатывая для этого необходимую информацию об объектах и информационных процессах. Поиском решения данной проблемы и занимается информатика (слайд 2).
Информатика - это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.
Из определения видно, что информатики есть как бы две стороны. С одной стороны она занимается изучением устройств и принципов действия средств вычислительной техники, а с другой - систематизацией приемов и методов работы с программами, управляющими этой техникой. Информатика отвечает на вопрос КАК..?
-
Как принимать и хранить информацию?
-
Как обрабатывать информацию и преобразовывать ее в форму, удобную для человека?
-
Как использовать вычислительную технику с наибольшей эффективностью?
-
Как управлять техническими средствами с помощью программ?
Слово «информатика» в нашей стране прижилось не сразу (слайд 3). Сначала исследования, связанные с использованием информации в системах управления, называли кибернетикой, и этот термин стал синонимом информатики. Но постепенно выяснилось, что кибернетика - вполне самостоятельное направление, являющееся лишь частью информатики. В англоязычных странах новую науку стали называть вычислительной наукой (Computer Science), а во франкоязычных странах появился термин «информатика». Именно из французского и был заимствован этот термин, который, начиная с 70-х годов прочно вошел в обиход.
К основным понятиям информатики относятся информация, структура, модель, алгоритм.
Понятие информации - одно из самых фундаментальных в современной науке.
Учитель: Что вы понимаете под термином «информация»?
Ученик: Информация для меня это различные сведения.
Учитель: Приведите примеры информации в неживой природе, в биологических системах, в технических устройствах, в жизни общества.
Ученик: предметы быта, украшения, найденные на раскопках; гены; список контактов в мобильном телефоне; исторические сведения, реклама, средства массовой информации, общение людей.
Учитель: Информация - от латинского informatio - сведения, разъяснения, изложение (слайд 4).
В зависимости от области знаний существуют различные подходы к определению информации (слайд 5).
Под информацией в быту понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами.
Под информацией в технике понимают сообщения, предаваемые форма в форме знаков и сигналов.
Под информацией в теории информации понимают те сведения, которые снимают полностью или уменьшают неопределенность. По определению К. Шеннона, информация - это количественная мера устранения неопределенности (энтропии).
Под информацией в кибернетике, по определению Н. Винера, понимают ту часть знаний, которая используется в целях сохранения, совершенствования, развития системы.
Под информацией в семантической теории (смысл сообщения) понимают сведения, обладающие новизной.
Под информацией в документалистике понимают все то, что зафиксировано в знаковой форме в виде документов.
Активной сферой применения информации является генетика, в рамках которой было сформулировано понятие генетической информации - код биосинтеза белков, представленных в цепочках ДНК. Реализуется эта информация в ходе развития особи.
В социальных науках (социологии, психологии, политологии и др.) под информацией понимают сведения, данные, понятия, отраженные в нашем сознании и изменяющие наши представления о реальном мире. Эту информацию, передающуюся в человеческом обществе и участвующую в формировании общественного сознания, называют социальной информацией.
С точки зрения индивидуального человеческого сознания информация - это то, что поступает в наш мозг из различных источников и разных формах, образует структуру знания. Информацией для человека являются не только сухие факты, строгие инструкции, но и то, что радует нас, волнует, заставляет переживать, восторгаться, презирать и негодовать. Более половины общего объема сведений, полученных в процессе разговора, приходится на так называемую несмысловую информацию, которую говорящий сообщает особой тональностью разговора, жестикуляцией, выражением лица, глаз и т. д.
Информация нужна человеку не вообще, а конкретно и в нужное время для ориентирования в окружающем мире и принятия решений о своих дальнейших действиях.
Поэтому, наиболее общим будет следующее определение: информация - это отражение внешнего мира с помощью знаков и сигналов (слайд 6).
Виды информации
Учитель: Информация может быть представлена различным образом (слайд 9). Сегодня на уроке мы рассмотрим вид информации по способу восприятия.(слайд 8).
У человека пять органов чувств, пять каналов поступления информации (слайд 8):
-
зрение; с помощью глаз люди различают цвета, воспринимают зрительную информацию, к которой относится и текстовая, и числовая, и графическая;
-
слух; уши помогают воспринимать звуковую информацию - речь, музыку, звуковые сигналы, шум;
-
обоняние; с помощью носа люди получают информацию о запахах окружающего мира;
-
вкус; вкусовые рецепторы языка дают возможность получить информацию о том, каков предмет на вкус - горький, кислый, сладкий, соленный;
-
осязание; кончиками пальцев (или просто кожей), на ощупь можно получить информацию о температуре предмета - горячий он или холодный, о качестве его поверхности - гладкий или шершавый.
Человек получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств (слайд 9). Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% - при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств.
Следует отметить, что органы чувств человека получили названия анализаторов, поскольку именно через эти органы информация попадает в головной мозг.
Для животных значимость того или иного органа чувств различна (слайд 10). Например, для собаки, лисы и других животных основная информация та, которая попадает через нос. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация - звуковая, они воспринимают ее своими большими, чуткими ушами. Для волка (слайд 10) ведущую роль играет обоняние, именно оно позволяет ему найти след жертвы. А крот без тонкого осязания вряд ли смог бы жить под землей. Орлу без острого зрения нельзя - умрет с голоду. Одним словом, у каждого вида животных сильнее развит какой-то орган чувств, тот, который отвечает его образу жизни.
4. Физкультминутка. Ребята, вы немного устали. Давайте расслабимся, и выполним следующие упражнения: (слайд 11)
Упражнение первое: сжимать и разжимать кулаки. Повторить 4- 5 раз.
Упражнение второе: вращать кистями рук в одну и другую сторону. Повторить 4-5 раз.
Упражнение третье: перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. Закрепление. Контрольные вопросы и задания:
1. Укажите (слайд 13), в каком виде представлена информация в следующих примерах (см. таблицу 1).
Таблица 1. Виды информации
Пример
по форме
восприятия
Задача по алгебре
Письмо
Картина
Опера
Радиопередача
Телевизионная передача
Аромат сирени
Вкус лимона
Желтый цвет
3. Вопросы-проблемы
-
Является ли информацией для вас сведения, содержащиеся в библиотеке затонувшей Атлантиды или хотя бы в библиотеке конгресса США?
-
Являются ли информацией нерасшифрованные космические послания?
-
Получаете ли вы информацию при повторном прочтении книги, учебника?
6. Рефлексия «Трёхминутное эссе». Напишите то, что узнали по данной теме и задайте вопрос, на который так и не получили ответа.
7. Заключение. Анализ и оценка работы учеников.
8. Задание на дом. конспект, ответить на вопросы с. 15. (Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9 класс/ Под ред. проф. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2008. - 416 с.: ил.)