Конспект урока+презентация

Тема: Понятие об информации. Учитель: Шестакова Елена Николаевна. Место проведения: МБОУ Досатуйская СОШ, кабинет информатики. Класс: 8 Количество учеников:10 Количество рабочих мест: 10Время проведения: 1 урок – 40мин(9:30- 10:10) Цель урока: формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах.Данный урок, является уроком изучения новой темы.Изучая урок наблюдается связь с биологией (анатомией).Урок соответствует стандартам ФГОС. Материал интересный, содержит дополнительную информацию.
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Описательная часть

Тема: Понятие об информации.

Учитель: Шестакова Елена Николаевна.

Место проведения: МБОУ Досатуйская СОШ, кабинет информатики.

Класс: 8

Количество учеников:10

Количество рабочих мест: 10

Время проведения: 1 урок - 40мин(9:30- 10:10)

Цель урока: формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах.

Результаты занятия:

Предметные: учащиеся должны знать: понятие информатики как науки;

понятия - информация.

Учащиеся должны уметь: приводить примеры различных видов информации.

Метапредметные: уметь определять понятие, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Личностные: умение вступать в общение и сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной, общественно - полезной, творческой и других видов деятельности. Умение осуществлять совместную деятельность.


Задачи занятия:

Обучения: объяснить, что такое информатика и информация, систематизировать знания учащихся, полученные ими на уроках естественно-математического и гуманитарного циклов по вопросам, связанным с информацией.

Развития: развитие познавательного интереса, внимания учащихся; развитие речевых навыков у учащихся в процессе ответов на вопросы учителя, развитие логического мышления при выполнении упражнений.

Воспитания: способствовать формированию культуры поведения: умение слушать, соблюдать дисциплину во время работы; формирование у учащихся стремления к реализации себя в обществе и общении, используя метод фронтального опроса. Воспитание дружелюбного отношения друг к другу.

Базовые знания и умения учащихся: знать определение информатика, уметь чётко формулировать; знать, что такое информация, при помощи каких органов чувств можно её получить.

Тип: урок изучения нового материала.

Тип и структура урока с указанием затрачиваемого времени:

I. Организационное начало. - 1 мин.

II. Постановка целей и задач урока - 1 мин.

III. Изложение, объяснение нового материала, включение учащихся в самостоятельную работу - 20 мин.

1 Физминутка - 2 мин.

IV. Выполнение практических работ как закрепление нового материала - 13 мин.

V. Домашнее задание и его комментарий - 1 мин.

VI. Подведение итогов урока - 2 мин.


  1. Оргмомент - 1 мин.

  2. Вводное слово: сообщение темы и цели урока - 1 мин.

3. Презентация темы - 20 мин.

4. Физкультминутка - 2 мин.

5. Закрепление - 10 мин.

6. Рефлексия «Трехминутное эссе» - 3 мин.

7. Заключение - 2 мин.

8. Задание на дом - 1 мин.


Метод обучения по уровню познавательной активности учащихся: проблемный.

Способы (формы и методы-приемы) обучения словесный, наглядный, интерактивный - эвристическая беседа с применением учебно-наглядных и технических средств обучения.

Способы (формы и методы-приемы) контроля: фронтальный устный опрос, постановка проблемных вопросов, контрольная письменная работа в форме эссе.

Способы (формы и методы-приемы) мотивирования: анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха.

Оборудование: для учащихся: количество работающих компьютеров: 10;

для учителя: Microsoft Power Point;

оборудование для обеспечения наглядности: мультимедийный проектор.

Дидактические материалы: компьютерная презентация «Понятие об информации», опорный конспект (файл опора.doc).

Содержательная часть.


Ход урока


1. Оргмомент: приветствие;

беседа с дежурным;

отметка присутствующих.

II. Постановка целей и задач урока Сегодня мы рассмотрим тему урока «Понятие об информации» (слайд 1). Понятие «информация» является одним из основных, ключевых понятий не только информатики, но и других наук. Недаром говоря: «Самое ценное в мире - это информация!», т. к. человек, располагающий большей информацией в конкретном случае находится в более выгодном положении, чем менее информированный. Современному человеку, живущему в информационном обществе необходимо разбираться в сути информационных процессов, знать виды и свойства получаемой информации.

3. Презентация темы:


Предмет изучения информатики

Учитель: Окружающий мир очень разнообразен и состоит из огромного количества взаимосвязанных объектов. Чтобы найти свое место в жизни, ребенок с раннего детства вместе с родителями, а затем с учителями шаг за шагом познает это многообразие. В школе человек приобретает знания, которые накопило человечество за многие тысячелетия. Каждая дисциплина помогает познать мир с позиции своей области знаний.

Так, на уроках географии изучаются географические объекты и процессы, происходящие на планете Земля, а уроки истории знакомят с этапами развития человеческого общества. Объектами изучения биологии являются представители живой природы: растения, животные, человек. На уроках физики изучаются физические свойства объектов и физические процессы, а на уроках химии - химические свойства объектов и химические процессы. Таким образом, формируется физическая, биологическая, историческая и другие картины мира.

Чтобы свести эти представления в единое целое, надо попытаться найти что-то общее во всем этом многообразии. Этим общим является информация. Человек получает информацию из окружающего мира и на основе этой информации формирует свое представление о нем, то есть создает информационную картину мира. Очень важно, чтобы человек научился воспринимать мир, получая и обрабатывая для этого необходимую информацию об объектах и информационных процессах. Поиском решения данной проблемы и занимается информатика (слайд 2).

Информатика - это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.

Из определения видно, что информатики есть как бы две стороны. С одной стороны она занимается изучением устройств и принципов действия средств вычислительной техники, а с другой - систематизацией приемов и методов работы с программами, управляющими этой техникой. Информатика отвечает на вопрос КАК..?

  • Как принимать и хранить информацию?

  • Как обрабатывать информацию и преобразовывать ее в форму, удобную для человека?

  • Как использовать вычислительную технику с наибольшей эффективностью?

  • Как управлять техническими средствами с помощью программ?

Слово «информатика» в нашей стране прижилось не сразу (слайд 3). Сначала исследования, связанные с использованием информации в системах управления, называли кибернетикой, и этот термин стал синонимом информатики. Но постепенно выяснилось, что кибернетика - вполне самостоятельное направление, являющееся лишь частью информатики. В англоязычных странах новую науку стали называть вычислительной наукой (Computer Science), а во франкоязычных странах появился термин «информатика». Именно из французского и был заимствован этот термин, который, начиная с 70-х годов прочно вошел в обиход.

К основным понятиям информатики относятся информация, структура, модель, алгоритм.

Понятие информации - одно из самых фундаментальных в современной науке.

Учитель: Что вы понимаете под термином «информация»?

Ученик: Информация для меня это различные сведения.

Учитель: Приведите примеры информации в неживой природе, в биологических системах, в технических устройствах, в жизни общества.

Ученик: предметы быта, украшения, найденные на раскопках; гены; список контактов в мобильном телефоне; исторические сведения, реклама, средства массовой информации, общение людей.

Учитель: Информация - от латинского informatio - сведения, разъяснения, изложение (слайд 4).

В зависимости от области знаний существуют различные подходы к определению информации (слайд 5).

Под информацией в быту понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами.

Под информацией в технике понимают сообщения, предаваемые форма в форме знаков и сигналов.

Под информацией в теории информации понимают те сведения, которые снимают полностью или уменьшают неопределенность. По определению К. Шеннона, информация - это количественная мера устранения неопределенности (энтропии).

Под информацией в кибернетике, по определению Н. Винера, понимают ту часть знаний, которая используется в целях сохранения, совершенствования, развития системы.

Под информацией в семантической теории (смысл сообщения) понимают сведения, обладающие новизной.

Под информацией в документалистике понимают все то, что зафиксировано в знаковой форме в виде документов.

Активной сферой применения информации является генетика, в рамках которой было сформулировано понятие генетической информации - код биосинтеза белков, представленных в цепочках ДНК. Реализуется эта информация в ходе развития особи.

В социальных науках (социологии, психологии, политологии и др.) под информацией понимают сведения, данные, понятия, отраженные в нашем сознании и изменяющие наши представления о реальном мире. Эту информацию, передающуюся в человеческом обществе и участвующую в формировании общественного сознания, называют социальной информацией.

С точки зрения индивидуального человеческого сознания информация - это то, что поступает в наш мозг из различных источников и разных формах, образует структуру знания. Информацией для человека являются не только сухие факты, строгие инструкции, но и то, что радует нас, волнует, заставляет переживать, восторгаться, презирать и негодовать. Более половины общего объема сведений, полученных в процессе разговора, приходится на так называемую несмысловую информацию, которую говорящий сообщает особой тональностью разговора, жестикуляцией, выражением лица, глаз и т. д.

Информация нужна человеку не вообще, а конкретно и в нужное время для ориентирования в окружающем мире и принятия решений о своих дальнейших действиях.

Поэтому, наиболее общим будет следующее определение: информация - это отражение внешнего мира с помощью знаков и сигналов (слайд 6).



Виды информации

Учитель: Информация может быть представлена различным образом (слайд 9). Сегодня на уроке мы рассмотрим вид информации по способу восприятия.(слайд 8).

У человека пять органов чувств, пять каналов поступления информации (слайд 8):

  • зрение; с помощью глаз люди различают цвета, воспринимают зрительную информацию, к которой относится и текстовая, и числовая, и графическая;

  • слух; уши помогают воспринимать звуковую информацию - речь, музыку, звуковые сигналы, шум;

  • обоняние; с помощью носа люди получают информацию о запахах окружающего мира;

  • вкус; вкусовые рецепторы языка дают возможность получить информацию о том, каков предмет на вкус - горький, кислый, сладкий, соленный;

  • осязание; кончиками пальцев (или просто кожей), на ощупь можно получить информацию о температуре предмета - горячий он или холодный, о качестве его поверхности - гладкий или шершавый.

Человек получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств (слайд 9). Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% - при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств.

Следует отметить, что органы чувств человека получили названия анализаторов, поскольку именно через эти органы информация попадает в головной мозг.

Для животных значимость того или иного органа чувств различна (слайд 10). Например, для собаки, лисы и других животных основная информация та, которая попадает через нос. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация - звуковая, они воспринимают ее своими большими, чуткими ушами. Для волка (слайд 10) ведущую роль играет обоняние, именно оно позволяет ему найти след жертвы. А крот без тонкого осязания вряд ли смог бы жить под землей. Орлу без острого зрения нельзя - умрет с голоду. Одним словом, у каждого вида животных сильнее развит какой-то орган чувств, тот, который отвечает его образу жизни.


4. Физкультминутка. Ребята, вы немного устали. Давайте расслабимся, и выполним следующие упражнения: (слайд 11)

Упражнение первое: сжимать и разжимать кулаки. Повторить 4- 5 раз.

Упражнение второе: вращать кистями рук в одну и другую сторону. Повторить 4-5 раз.

Упражнение третье: перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.


5. Закрепление. Контрольные вопросы и задания:

1. Укажите (слайд 13), в каком виде представлена информация в следующих примерах (см. таблицу 1).

Таблица 1. Виды информации


Пример

по форме

восприятия

Задача по алгебре



Письмо



Картина



Опера



Радиопередача



Телевизионная передача



Аромат сирени



Вкус лимона



Желтый цвет




3. Вопросы-проблемы

  1. Является ли информацией для вас сведения, содержащиеся в библиотеке затонувшей Атлантиды или хотя бы в библиотеке конгресса США?

  2. Являются ли информацией нерасшифрованные космические послания?

  3. Получаете ли вы информацию при повторном прочтении книги, учебника?

6. Рефлексия «Трёхминутное эссе». Напишите то, что узнали по данной теме и задайте вопрос, на который так и не получили ответа.


7. Заключение. Анализ и оценка работы учеников.


8. Задание на дом. конспект, ответить на вопросы с. 15. (Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9 класс/ Под ред. проф. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2008. - 416 с.: ил.)


© 2010-2022