Рабочая программа по информатике

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКС(к)ОУ «Котовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

«Согласовано» «Утверждаю»

________________ ___________________________

Зам. директора Директор

Аншакова Т.В. Алатарцев В.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ







Составитель: Ситников Алексей Николаевич

Учитель: Информатики









Пояснительная записка



Рабочая программа по информатике составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный компонент государственный компонент государственного образовательного стандарта (2004г.),

  • Программы по информатике для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы. М.: Бином, 2005

  • Программы по информатике под редакцией Н.Макаровой(2009г.)

  • Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом МО и науки РФ, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ

  • Учебный план школы

  • Авторской программе базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы, автор Угринович Н.Д (2004 г);

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения информатике и ИКТ:

  • освоение системы базовых знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочая программа предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний по основным содержательным линиям изучения курса информатики и ИКТ;

  • Овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;

  • Освоение ключевых компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование компьютерной грамотности, направленной на развитие учебно-познавательной компетентности. Во втором - дидактические единицы, которые содержат необходимый компьютерный инструментарий и пошаговую методику его усвоения. общепользовательские умения Это содержание обучения является базой для развития информационно-коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, обеспечивающих использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни, в том числе развитие ценностно-смысловой компетенции. Таким образом, рабочая прогамма обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать информационные процессы, логику построения моделей, для целостного восприятия информационной картины мира. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к (ценностям национальной и мировой культуры), усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Методы и формы обучения: Словесные , индуктивные, репродуктивные, под руководством преподавателя, наглядные, дедуктивные, проблемно-поисковые.

Самостоятельная работа обучаемых

Познавательных игры

Убеждения в значимости учения

Учебные дискуссии

Предъявления требований

Создание эмоционально-нравственных ситуаций

Организационно-деятельностные игры

Индивидуальный опрос

Письменные контрольные работы

Машинный контроль

Фронтальный опрос

Письменные зачеты

Контрольно-лабораторный контроль

Устные зачеты

Письменные экзамены

Устные экзамены

Письменные работы

На практические и лабораторные работы отводится 50% учебного времени.



Содержание программы

История развития вычислительных машин

История возникновения, формирование и развитие современной вычислительной техники. История появления и эволюция электронно-вычислительных машин. Основные знаменательные этапы и даты. Микроминиатюризация схем элементов вычислительных устройств. Крупнейшие деятели и организации, внесшие вклад в развитие вычислительной техники и ЭВМ в том числе. Принцип функционирования универсальных вычислительных устройств Д. фон Неймана. Достижения отечественных ученых в этой области. Поколения ЭВМ.
Понятие об информационно-вычислительных сетях.
Перспективы модернизации и расширения возможностей аппаратной части персональных ЭВМ, Научно-технический прогресс, его приоритетные направления в области вычислительной техники и новых информационных технологий. Новейшие зарубежные и отечественные разработки в этой области

Аппаратное обеспечение ПК

Общий вид ЭВМ. Определение основных блоков, входящих в состав ЭВМ (системный блок, устройство ввода, устройство вывода).
Термин «архитектура» вычислительной машины. Классическая, многопроцессорная и многомашинная архитектура. Структура вычислительной машины. Основные компоненты структуры. Назначение основных узлов и компонентов.
Интерфейс. Определение интерфейса. Основные понятия, разновидности и характеристики интерфейсов. Параллельный и последовательный интерфейс. Устройства, подключаемые к последовательным и параллельным портам.
Системный блок. Основные устройства, входящие в системный блок (процессор, оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), накопители на гибких и жестких магнитных дисках, источник питания и др.). Корпуса системных блоков, их типы
Клавиатура, типы клавиатур основные приемы работы с клавиатурой
Монитор, ЭЛТ мониторы, ЖК мониторы характеристики
Принтеры. Типы принтеров их характеристики

Программное обеспечение ПК

Программное обеспечение ЭВМ. История развития, термины, определения, состав, структура. Понятие о командах и программах. Определение программы. Понятие о лицензионном и нелицензионном программном обеспечении. Виды и особенности нормативно-законодательной литературы.
Краткие сведения об организации хранения информации в ПЭВМ. Классификация программ: ОС, драйверы, служебные, оболочки, инструментальные, прикладные. Принципы построения работы с наиболее распространенными пакетными, системными,
Операционная система WINDOWS-XP
Основные понятия: графическая оболочка, окно, файл, файловая система, папка, ярлык, рабочий стол, приложение, программа, документ.
Операционная система WINDOWS XP: начальные сведения, особенности, преимущества. Графическая оболочка и работа с окнами WINDOWS XP. Файл. Файловая система. Стандартные программы Windows. Калькулятор, блокнот, текстовый редактор WordPad,
Внедрение и связывание объектов. Мультимедийные программы.
Графический редактор MS Paint: общие сведения, структура окна, панель инструментов, палитра. Оформление, редактирование, сохранение рисунка. Вывод рисунка на печать и на рабочий стол. Технология OLE, буфер обмена.
Обслуживание, настройка системы. Архиваторы и антивирусная профилактика. Работа со сканером

Защита от компьютерных вирусов. Антивирусная профилактика. Система антивирусной защиты на базе антивируса Касперского Проверка конфигурации системы, настройка ресурсов и устранение конфликтов Архивирование файлов, типы архиваторов, назначение архивов. Архиваторы Winrar. Winzip, создание архивного файла. Обслуживание системы Windows -XP. Форматирование дискет, лечение зараженной вирусом дискеты, флешки Порядок сканирования документов

Интегрированный пакет MS- OFFICE

Основные понятия: текстовый процессор, графический редактор, электронные таблицы, адрес ячейки, типы и формат данных, стандартные функции, база данных, таблица и картотека, управление базой данных, разработка презентаций.
Текстовый редактор MS Word : общие сведения, запуск и завершение работы. Структура окна MS Word , шрифты, размеры листа, заставки. Коллекция Word Арт, способы ее применения. Элементы рисования в MS Word . Редактирование документа, его сохранение на разных носителях информации. Вывод документа на печать. Создание таблиц, их заполнение, редактирование ячеек..
Программа MS PowerPoint:назначение, запуск, определение стиля, создание слайдов. Анимационные эффекты, сортировщик слайдов. Разработка презентаций.
Электронная таблица MS Excel: назначение, основные возможности. Порядок решения задачи с помощью электронной таблицы. Редактирование, печать таблицы. Мастер функций и мастер диаграмм.


Практические работы:

  • Редактирование и форматирование заданного текста, выбор параметров шрифта.

  • Создание таблиц, колонок.

  • Оформление, редактирование, сохранение рисунка, использование буфера обмена.

  • Распечатка текстового и графического файла на принтере с заданными параметрами печати.

  • Ввод данных и вычисления в электронной таблице.

  • Решение задачи на построение графика и диаграмм в ЭТ.

  • Разработка презентаций.

Телекоммуникационные технологии, типы сетей. Локальные и глобальные

Функции вычислительных сетей, масштаб, перспективы, использование, основные понятия и термины. Разновидности сетей. Технологические отличия локальных и глобальных сетей, их основные характеристики.
Топология локальных сетей. Наиболее часто встречаемые способы объединения компьютеров в локальную сеть: звезда, общая шина и кольцо. Преимущества и недостатки различных способов объединения. Состав и конфигурация сетевой аппаратуры в зависимости от топологии сети.
Глобальная компьютерная сеть INTERNET, структура Internet, адресация и протоколы передачи данных. Подключение к INTERNET. Что такое сайт, Web-сервер
Технология WWW, основы сайтостроения.
Практические работы:

.

  • Создание Web-страницы с использованием HTML

  • Создание Web-страницы с использованием текстового редактора Word.

  • Подключение к Интернет по технологии ADSL

Поиск информации в сети Internet. Общение в сети Internet

Поисковые серверы, универсальные поисковые машины, поиск по сайту, поиск с помощью адресной или поисковой строки Internet Explorer, основные параметры браузера. Настройка сетевого подключения
Практические работы:

  • Настройка обозревателя Internet Explorer

  • Выбор домашний страницы

  • Сохранение на своем ПК web-страниц и рисунков

  • Перекачка файлов из Интернета на свой ПК

  • Найти на Yandex.ru найдите фотографию одного из первых советских персональных компьютеров «Искра-226», картинку сохранить на рабочем столе

Работа с электронной почтой (e-mail).Платежные системы, скайп
Настройка почтового клиента.

Основные понятия и назначение почтового клиента. Отправка и получение почты. Создание контакта. Адрес электронной почты, отправка и получение электронных писем
Интернет телефония, Платежная система Яндекс-деньги, порядок общения по скайпу

Практические работы

  • Работа с почтовой программой Outlook Express

  • Работа почтовиком The.bat

  • Создание адресной книги и закладок

  • Порядок регистрации в системе Яндекс-деньги

5 класс

Содержание материала. Включение и выключение компьютера. Устройства ввода, вывода, обработки и хранения информации. Меню: панель задач. Главное меню. Диалоговое окно. Основное окно. Основные действия с окном. Компьютер как устройство обработки информации: текстовой редактор. Программа Блокнот. Клавиатура: цифровые клавиши, специальные символы. Редактирование текста. Программа Калькулятор. Совместная работа в двух программах.

Практические работы. Включение и выключение компьютера. Использование меню для выбора элементов: смена языка текущего алфавита. Запуск стандартных программ из Главного меню. Завершение работы с программами. Освоение основных действий с окном. Ввод и редактирование текста в программе Блокнот. Знакомство с интерфейсом программы Калькулятор. Выполнение арифметических действий на Калькуляторе.

Учащиеся должны знать:

  • устройства ввода, вывода, обработки и хранения информации;

  • основные правила набора текста;

  • назначение текстового редактора.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно включать и выключать компьютер;

  • переключать алфавиты (русский/латинский);

  • запускать программы через Главное меню;

  • изменять размеры окна программы;

  • изменять форму представления окна программы;

  • перемещать окно программы по Рабочему столу;

  • завершать работу с программами;

  • вводить специальные символы;

  • вставлять пропущенные буквы;

  • удалять лишние буквы;

  • заменять одну букву на другую;

  • разрезать и склеивать строки;

  • быстро перемещать курсор по документу;

6 класс

Содержание материала. Файлы и папки. Копирование файла или папки. Перемещение файла или папки. Удаление файла или папки. Корзина. Создание новой папки. Сохранение файла. Поиск файлов и папок. Создание ярлыка. Программа WordPad. Работа с фрагментами текста. Форматирование текста. Освоение совместных действий при работе с программами WordPad и Калькулятор. Компьютер как устройство обработки информации: графический редактор. Программа Paint. Создание рисунков. Работа с цветом. Работа с рисунками.

Практические работы. Создание своей папки. Копирование и перемещение файлов в папку. Удаление и восстановление файлов и папок. Поиск файла. Создание ярлыка файла и папки. Ввод, форматирование и редактирование текста песен в программе WordPad. Запись и решение математической задачи при помощи программ WordPad и Калькулятор. Составление изображения в графическом редакторе. Настройка инструментов и палитры. Создание комбинированного документа (поздравительная открытка).

Учащиеся должны знать:

  • назначение графического редактора;

  • назначение файлов и папок.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять основные действия с файлами и папками (копировать, перемещать, создавать, удалять, восстанавливать, сохранять, искать, создавать ярлык);

  • выделять двойным щелчком нужное слово;

  • выделять строку текста;

  • копировать выделенный фрагмент в буфер;

  • удалять выделенный фрагмент в буфер;

  • вставлять фрагмент из буфера в нужное место текста;

  • заменять один фрагмент текста на другой;

  • изменять размер, тип, начертание, цвет шрифта выделенного фрагмента текста;

  • применять различные варианты выравнивания абзацев текста;

  • переносить данные из одной программы в другую;

  • выбирать, настраивать и пользоваться инструментами и палитрой графического редактора;

7 класс

Содержание материала. Организация информации: жесткие и гибкие диски. Мои документы. Рабочий стол: изменение фонового рисунка, заставки, темы. Настройка мыши. Воспроизведение музыкальных компакт-дисков при помощи проигрывателя Windows Media. Копирование записей с компакт-диска. Изменение внешнего вида проигрывателя. Программа Microsoft Word. Параметры страницы. Вид документа. Фон. Вставка символа. Создание таблицы. Редактирование таблицы. Использование панели рисования для создания документа.

Практические работы. Изменение фона, заставки, темы Рабочего Стола. Изменение функции кнопок мыши, параметров указателя. Воспроизведение, копирование музыкальных записей. Изменение внешнего вида проигрывателя. Изменение параметров страницы в программе Microsoft Word. Изменение вида документа. Создание и редактирование таблицы. Создание комбинированного документа, используя панель рисования. Печать документа.

Учащиеся должны знать:

  • назначение жёстких и гибких дисков компьютера;

  • формы организации информации компьютера;

  • возможности музыкального проигрывателя Windows Media.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять настройку Рабочего Стола;

  • изменять параметры кнопок и указателя мыши;

  • воспроизводить музыкальные записи;

  • копировать музыкальные записи с компакт-диска;

  • изменять внешний вид проигрывателя;

  • выбирать зрительные образы проигрывателя;

  • использовать кнопки управления воспроизведением;

  • изменять параметры страницы документа;

  • изменять вид документа;

  • создавать таблицу с определённым количеством строк и столбцов;

  • вставлять и удалять строку, столбец или ячейку;

  • объединять ячейки;

  • изменять и выравнивать ширину строк и столбцов;

  • изменять направление и положение текста в ячейке;

  • удалять таблицу;

  • вставлять автофигуры в документ и менять их размер и положение;

  • добавлять объекты WordArt;

  • менять фон документа;

  • вставлять рисунок или картинку;

  • менять ширину и тип линий рисунка;

  • менять объём рисунка, добавлять тень.

8 класс

Содержание материала. Стандартные игры. Фотографий и изображений. Видеофайлы. Справочная система компьютера. Диаграммы. Маркеры. Колонки. Свойства шрифта. Свойства абзаца. Программа PowerPoint.

Практические работы. Выполнение стандартных игр. Просмотр фотографий и изображений в режиме диафильма и слайдов. Просмотр видеофайлов в программе Windows Media. Поиск информации о программе Windows Media. Построение простой диаграммы. Организация текста в колонки. Нумерование и маркировка списков. Изменение интервала шрифта. Анимация шрифта. Изменение абзаца. Создание анимации на заданную тему.

Учащиеся должны знать:

  • стандартные программы компьютера и их назначение;

  • назначение диаграммы;

  • назначение программы PowerPoint.

Учащиеся должны уметь:

  • просматривать фотографии и изображения;

  • просматривать видеофайлы;

  • пользоваться справочной системой компьютера для решения вопросов;

  • создавать простую диаграмму;

  • организовать текст в колонки;

  • создавать нумерованный и маркированный список;

  • изменять интервал и анимацию шрифта;

  • изменять абзац;

  • создавать новый слайд в программе PowerPoint;

  • помещать на слайд ранее подготовленные рисунки;

  • настраивать анимацию отдельных объектов;

  • просматривать анимацию.

9 класс

Содержание материала. Операционные системы. Типы файлов. Общие понятия о служебных программах. Программы: установка и удаление. Понятие о сети Интернет. Электронная почта. Поиск информации в Интернете. Документа Microsoft Word. Презентация PowerPoint.

Практические работы. Изменение вида папки. Установка и удаление программы. Открытие страницы отображения информации в Интернете. Поиск информации в Интернете. Использование Электронной почты. Создание документа Microsoft Word. Создание анимации на свободную тему. Создание презентации на заданную тему.

Учащиеся должны знать:

  • основные сведения об операционных системах;

  • основные типы файлов;

  • назначение служебных программ;

  • основные сведения о сети Интернет;

  • Назначение электронной почты.

Учащиеся должны уметь:

  • изменять вид содержимого папки;

  • определять тип файлов;

  • устанавливать и удалять несложные программы;

  • выполнять поиск информации в Интернете;

  • использовать электронную почту на одном из сайтов Интернета;

  • использовать программу Microsoft Word для написания документов, создания таблиц и простых диаграмм;

  • использовать программу PowerPoint для создания анимации и презентации.

Календарно тематическое планирование

5 класс

Тема

Индивидуально-диференцированный подход

оборудование

Кол-во часов

Дата

1

Техника безопасности и правила поведения в кабинете.

Стенд по ТБ

2


2

Включение и выключение компьютера.

Включение и выключение компьютера.


Системный блок

2


3

Устройства ввода, вывода, обработки и хранения информации.

Клавиатура

10


4

Меню: панель задач. Главное меню.

Использование меню для выбора элементов: смена языка текущего алфавита. Запуск стандартных программ из Главного меню.

Слайд презентации

4


5

Диалоговое окно.

Завершение работы с программами.

Скринсерверы

4


6

Основное окно. Основные действия с окном.

Освоение основных действий с окном.


4


7

Развивающие программы.

Работа с программами, обучающими работе на клавиатуре.

Клавиатура и клавиатурный тренажер

4


8

Развивающие игры.

Работа с программой «Баба Яга учится читать»

ПК

4


9

Урок проверки знаний.

ПК

4


1

Развивающие программы.

Работа с программами, обучающими работе на клавиатуре.

ПК

4


2

Компьютер как устройство обработки информации: текстовой редактор. Программа Блокнот.

Ввод текста в программе Блокнот.

ПК

4


3

Развивающие программы.

Работа с программами, обучающими работе на клавиатуре.

ПК ПК

4


4

Клавиатура: цифровые клавиши.

Ввод текста в программе Блокнот.

ПК

4


5

Редактирование текста.

Редактирование текста в программе Блокнот.

ПК ПК

4


6

Развивающие игры.

Работа с программой «Баба Яга учится читать»

ПК

4


7

Развивающие игры.

Работа с программой «Баба Яга учится читать»

ПК

4


8

Урок проверки знаний.

Тесты в Power Point

4


















6 класс

Тема

Индивидуально-дифференцированный подход

Оборудование

Кол-во часов

Дата

1

Техника безопасности и правила поведения в кабинете. Включе-ние и выключение компьютера.

Презентация по ТБ

2


2

Меню: панель задач. Главное меню. Основное окно. Основные действия с окном.

Использование меню для вы-бора элементов: смена языка текущего алфавита. Запуск стандартных программ из Гла-вного меню.

ПК

6


3

Файлы и папки. Копирование файла или папки. Перемещение файла или папки. Удаление файла или папки. Корзина.

Копирование и перемещение файлов в папку. Удаление и восстановление файлов и папок.

Лист А4, папка для документов, файлы

4


4

Создание новой папки. Сохранение файла.

Создание своей папки.

ПК

4


5

Компьютер как устройство обработки информации: текстовой редактор. Программы Блокнот и WordPad.

Ввод текста песен в программах Блокнот и WordPad.

ПК

4


6

Программа WordPad. Работа с фрагментами текста.

Ввод и редактирование текста песен в программе WordPad.

ПК ПК

4


7

Программа WordPad. Форматирование текста.

Ввод и форматирование текста песен в программе WordPad.

ПК

4


8

Развивающие игры.

ПК

4


9

Урок проверки знаний.


4


1

Программа Калькулятор.

Знакомство с интерфейсом программы Калькулятор.

ПК

4


2

Освоение совместных действий при работе с программами WordPad и Калькулятор.

Запись и решение математической задачи при помощи программ WordPad и Калькулятор.

ПК

4


3

Развивающие игры.


4


4

Компьютер как устройство обработки информации: графический редактор. Программа Paint.

Составление изображения в графическом редакторе.

ПК ПК

4


5

Создание рисунков.

Составление изображения в графическом редакторе.

ПК

4


6

Создание рисунков.

Самостоятельное создание рисунка

ПК

4


7

Развивающие игры.

ПК

4


8

Урок проверки знаний.


4










7 класс

Тема

Индивидуально-дифференцированный подход

Оборудование

Кол-во часов

Дата

1

Повторение. Техника безопасности и правила поведения в кабинете. Включение и выключение компьютера.


Плакат по ТБ

2


2

Развивающие игры.

интернет

4


3

Организация информации: жесткие и гибкие диски

Наглядное пособие Жесткий диск

2


4

Мои документы.

ПК

2


5

Рабочий стол: изменение фонового рисунка, заставки, темы.

Изменение фона, заставки, темы Рабочего Стола.

Видеофильм Интерфейс

2


6

Развивающие игры

Интернет

2


7

Настройка мыши.

Изменение функции кнопок мыши, параметров указателя.

ПК

2


8

Развивающие игры

.

ПК

2


9

Урок проверки знаний.

Тест в программе Flasch

2


1

Проигрыватель Windows Media.

Знакомство с интерфейсом проигрывателя.

Проигрыватель Windows Media.

2


2

Воспроизведение музыкальных компакт-дисков при помощи проигрывателя Windows Media.

Воспроизведение музыкальных записей

CD - диск

2


3

Развивающие игры

ПК

2


4

Копирование записей с компакт-диска.

Копирование музыкальных записей

ПК. Программа NERO

2


5

Внешний вид проигрывателя.

Изменение внешнего вида проигрывателя.

ПК

2


6

Развивающие игры

ПК

2


7

Развивающие игры

ПК

2


8

Урок проверки знаний.


2












9 класс

Тема

Индивидуально-дифференцированный подход

Оборудование

Кол-во часов

Дата

1

Повторение. Техника безопасности и правила поведения в кабинете.


Презентация по ТБ

2


2

Повторение. Меню.

Обучающий видеофильм

2


3

Повторение. Основное окно.

Выполнение действий с окном.

Тест

2


4

Развивающие программы.


2


5

Программа Калькулятор.

Выполнение арифметических действий.

ПК

2


6

Программа Paint.

Создание рисунка.

Картина. Пейзаж

2


7

Программа Microsoft Word.

Написание заявления

Бланк заявления на стенде

2


8

Развивающие программы.

ПК

2


9

Урок проверки знаний


2


1

Операционные системы.

Работа со справкой Windows.

ПК

2


2

Типы файлов.

Изменение вида папки. Поиск файлов

ПК

2


3

Развивающие программы.


2


4

Общие понятия о служебных программах.

Запуск служебных программ.

Учебник Угринович

2


5

Программы: установка и удаление.

Установка и удаление программы.

ПК

2


6

Развивающие программы.


2


7

Развивающие программы.

ПК

2


8

Урок проверки знаний


2




Краткое описание методики работы:

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к учебной деятельности, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения. Для того чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, дедуктивные и индуктивные методы.

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает обучение информатике в объеме 2 часа в неделю в 5-7 классах и 1 час в неделю в 8-9 классах. На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по информатике и информационным технологиям и с учетом направленности классов реализуется программа разных уровней. С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, планируемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование практических навыков обработки информации будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе использования шаблонов информационных объектов различных типов (текстовых, графических, мультимедийных, структурных) и разных уровней сложности (элементарные и комплексные шаблоны, реализованные в общедоступных программных пользовательских средствах). Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики (деловых ролевых игр, проблемных дискуссий, интерактивных лекций имитационного моделирования).
Для компетентностного образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свое информационное пространство и познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов - в плане это является основой для целеполагания

Планируемый результат

На ступени основной школы задачи учебных занятий (в схеме - планируемый результат) определены как:

  • закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья,

  • выделять характерные причинно-следственные связи,

  • определять структуру объекта познания,

  • значимые функциональные связи и отношения между частями целого,

  • сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям,

  • поиск информации.

Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение организовать собственное индивидуальное информационное пространство, создания личных коллекций информационных объектов.

При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять рациональные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.


Требования к учащимся:

  • Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения творческих и жизненных задач,

  • формулировать проблему и цели своей работы,

  • определять адекватные способы и методы решения задачи,

  • прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями.

  • должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах исследовательского проекта, публичной презентации.
    Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
    Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности - приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
    Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать информацию в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, обрабатывать ее, создавать новые информационные объекты. На уроках учащиеся могут более уверенно:

  • создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей.

  • проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • осуществлять организацию индивидуального информационного пространства для создания личных коллекций информационных объектов;

  • использовать телекоммуникационные каналы передачи информации.

Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и способы представления информационных объектов.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании и характере проектных заданий. В процессе создания информационного объекта, выполнения творческой работы должны учитываться правовые и этические нормы использования информации из различных источников и на этой основе осуществляется воспитание гражданственности и патриотизма.

Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: разноуровневые тесты, задания; лабораторные работы, алгоритмы и задания для выполнения проектной деятельности. Наполнение и характер практических заданий зависит от линии дифференциации и позволяет реализовывать межпредметные связи. На практических занятиях предусмотрена индивидуальная и групповая формы работы. Используется проектный метод для реализации поставленных задач. Темы проектов предлагаются учащимся в зависимости от линии дифференциации. Домашние задания имеют творческий рабочей программы характер, так как подготовка ведется в зависимости от выбранной темы проекта.
Для реализации данного система информационно-методического обеспечения учебного процесса представлена в виде:

  • операционной системы Widows XP Professional,

  • текстового процессора Microsoft Word,

  • пакета презентационной графики Microsoft Power Point,

  • Internet Explorer,

  • встроенного редактора Блокнот.

Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения компьютерной грамотности ученик должен по окончанию знать/понимать:

  • роль информатизации в развитии общества;

  • понятие об информационной культуре;

  • принципы кодирования информации;

  • двоичную систему счисления;

  • единицы измерения информации (содержательный и алфавитный подход);

  • структурную схему компьютера и принципы его работы;

  • назначение основных функциональных блоков;

  • назначение и виды памяти;

  • основные приемы обработки текстовой информации;

уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

  • уметь приводить примеры информации и информационных процессов в социальных, технических и биологических системах;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники информации;

  • классифицировать программные продукты и оперировать различными видами информационных объектов;

  • использовать графический интерфейс Windows для организации информационной среды на компьютере;

  • выполнять основные файловые операции в среде Windows;

  • записывать и считывать информацию с дисков;

  • переводить числа из десятичной системы в двоичную и выполнять обратный перевод;

  • кодировать информацию, используя таблицы кодировки;

  • решать задачи по обработке текстовой информации в среде текстового редакторов;

  • создавать простые презентации.

владеть компетенциями:

Тема

Компетенции

1.

Информатизация общества. Информация и информационные процессы

учебно-познавательная,

информационно-технологическая,
ценностно-смысловая

2.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

учебно-познавательная,
информационно-технологическая,
ценностно-смысловая,
коммуникативная

3.

Обработка текстовой информации

учебно-познавательная,
информационно-технологическая,
ценностно-смысловая

5.

Мультимедийные технологии

учебно-познавательная,
коммуникативная,
ценностно-смысловая

способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • создавать простейших модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических презентаций;

  • создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • осуществлять организацию индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передавать информацию по телекоммуникационным каналам, использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.





Контроль и оценка деятельности учащихся:

Контроль и оценка деятельности учащихся осуществляется с помощью контрольных заданий в конце каждой четверти.

Характер заданий для проверки навыков и умений доступен для учащихся и построен на пройденном и отработанном материале.

Предлагаемые задания тестов и контрольных работ имеют цель показать учащимся реальный уровень их достижений и обеспечить необходимый уровень мотивации дальнейшего изучения информатики.

Учебно-методическое обеспечение предмета

Информационные ресурсы:

Для учителя:


  1. Федеральный компонент государственный компонент государственного образовательного стандарта (2004г.)



  1. Примерные программы по информатике (2009г.)



  1. Учебно-методического комплект "Информатика и ИКТ" для 8-9 класса под редакцией Н.Д.Угриновича, включающий следующие компоненты: учебник, методическое пособие для учителя, CD-диск



  1. ЦОР к практическим работам. Информатика в школе. № 6. 2009



  1. Макарова Н.В. Информатика и информационные технологии. Учебник. 5-7 класс. - СПб.: Питер, 2009

  2. Макарова Н.В. Практикум. 8-9 класс.- СПб.: Питер, 2003, 2004, 2005,2008,2009

  3. Макарова Н.В. Задачник по моделированию. 8-9 класс.- СПб.: Питер, 2003, 2004, 2005,2008

  4. Макарова Н.В. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Методическое пособие для учителей. - СПб.: Питер, 2005,2008,2009

  5. Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ, 2004, 2005,2006,2008,2009,2010

  6. Linux-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ, 2004, 2005,2006,2008,2009, 2010


  1. klyaksa.net


  1. uroki.net


  1. edu.rin.ru

  2. scholl-collection.ru

Для учащихся:

  1. Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ. Учебник для 5- 8 класса. М.: Бином. Лаборатория базовых знаний, 2009.

  2. Макарова Н.В. Информатика и информационные технологии. 5-9. Учебник. 5-9 класс. - СПб.: Питер, 2009

  3. Макарова Н.В. Практикум. 5-9 класс.- СПб.: Питер, 2003, 2004, 2005,2008,2009

  4. Сборник задач под ред. И. Семакина в 2-х частях (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 г.);

  5. «Путеводитель по компьютеру для школьника», автор Т.А. Юркова, Д.М.Ушаков, (М. «Олма - пресс», 2003г)

Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ, 2004, 2005,2006,2008,2009

  1. Linux-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ, 2004, 2005,2006,2008,2009

  2. klyaksa.net

  3. scholl-collection.ru



Электронные учебные пособия и ЦОР:



  1. Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ, 2004, 2005,2006,2008,2009

  2. Linux-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ, 2004, 2005,2006,2008,2009

  3. ЕГЭ-Информатика. Электронное пособие для подготовки к ЕГЭ по информатике

  4. ЕГЭ-2008. . Электронное пособие для подготовки к ЕГЭ по всем предметам

  5. klyaksa.net

  6. scholl-collection.ru

  7. egeru.ru

kpolyakov.narod.


© 2010-2022