- Преподавателю
- Информатика
- На тему: Роль современных информационных технологий в гуманитарном, инженерном и экономическом образовании
На тему: Роль современных информационных технологий в гуманитарном, инженерном и экономическом образовании
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Козак О.А. |
Дата | 26.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Роль современных информационных технологий
в гуманитарном, инженерном и экономическом образовании
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него современных информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности: инженерию, экономику, лингвистику и т.д., обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство.
Хотелось бы подробнее остановиться на роли ИТ в образовательном процессе т.к. воспитание всесторонне грамотной, гуманистически направленной и сформированной личности в области ( экономики, инженерии, политики...) невозможно осуществить без корректно организованных образовательных процессов. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в ПМР идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечений. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.
Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в школе не нашли еще своего должного применения. В школах же, где ведется обучение детей на компьютере, не все его возможности реализуются в полной мере. Большинство учителей начальных классов даже не знакомы с компьютерными технологиями и не имеют представления о способах их использования в обучении. Уроки с применением компьютера в большинстве случаев ведут учителя информатики, в силу специфики своей подготовки слабо представляющие условия, которые необходимо соблюдать при использовании компьютерных технологий при обучении конкретным предметам.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:
-
Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:
-
повышение эффективности и качества процесса обучения;
-
повышение активности познавательной деятельности;
-
углубление межпредметных связей;
-
увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
-
Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:
-
развитие различных видов мышления;
-
развитие коммуникативных способностей;
-
формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
-
эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
-
формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
-
развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
-
формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.
-
Работа на выполнение социального заказа общества:
-
подготовка информационно грамотной личности в области инженерии, экономики, политики, образовании...;
-
подготовка пользователя компьютерными средствами;
-
осуществление профориентационной работы в области информатики.
Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако, процесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно, согласно какой- либо реформе, он является постепенным и непрерывным.
Практическая реализация компьютерных технологий и переход на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к школьному образованию. Образовательные учреждения разрабатывают новые направления деятельности для создания условий перехода на современные информационные технологии.
Положительный момент применение информационных технологий в образовании связан с возможностью самостоятельного обучения с открытым доступом к обширным информационным ресурсам, наличие обратной связи. С помощью компьютера учащийся может очутиться в самом разном окружении, требующем от него творческого подхода. Использование Интернета способствует смене авторитарного стиля обучения на демократический, когда обучающийся знакомится с различными точками зрения на проблему, сам формулирует свое мнение. В то же время, не следует переоценивать возможности новых образовательных технологий. Компьютер только в определенной степени может моделировать межличностную коммуникацию преподавателя и учащегося, суть которой составляют отношения наставничества, сотрудничества и поддержки, невербальные компоненты человеческого общения.