Рабочая программа по информатике 5-7 кл

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел 1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 - 7 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089.

  2. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации;

  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;

  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Рабочая программа создана на основании авторской программы по информатике для основной школы Босовой Л.Л., которая:

- составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);

- требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);

- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

Занятия по информатике включают в себя теоретическую и практическую части. К теоретической части относятся общие принципы решения задач с помощью компьютера, понимание того, что значит поставить и построить компьютерную модель, знание основных способов алгоритмизации, общее представление об информации и информационных процессах и системах, о принципах строения компьютера. Практическая часть курса предполагает выработку навыков использования информационных технологий и умений работать с готовыми программными средствами: информационно-поисковыми системами (ИПС), редакторами текстов и графическими редакторами, электронными таблицами и другими пакетами прикладных программ.

Данная программа ориентирована на классы со средними учебными способностями. С учетом возрастных особенностей классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, продуманы возможные формы контроля, сформулированы ожидаемые результаты обучения.

Изучение информатики в 5-7 классахвносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:


  • развитию общеучебных умений и навыковна основе средств и методов информатики, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проективной деятельности.

Задача современной школы - обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и т. д.).

С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета.

Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Информатика - наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребёнку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нём ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.

Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.

Раздел 3. Место учебного предмета, курса в учебном плане.

В учебном плане МБОУ Степная СОШ №14 преподавание информатики в 5-7 классах предусматривается за счёт школьного компонента. Базовый уровень предусматривает следующий объем часов по информатике:

- в 5 классе - 34 ч в год, 1 час в неделю

- в 6 классе - 35 ч в год, 1 час в неделю

- в 7 классе - 34 ч в год, 1 час в неделю

ИТОГО: 105 часа

Раздел 4. Содержание учебного предмета

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5-7 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

  • информация вокруг нас;

  • информационные технологии;

  • информационное моделирование;

  • алгоритмика;

  • информация и информационные процессы;

  • компьютер как универсальное устройство для работы с информацией;

  • обработка графической информации;

  • обработка текстовой информации;

  • мультимедиа.


Раздел 1. Информация вокруг нас. Информационные процессы. - 22 часа.

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Раздел 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией. 11 ч.

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Раздел 3. Подготовка текстов на компьютере. Обработка текстовой информации.15 ч.

Текстовый редактор.

Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.

Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.

Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).

Создание и форматирование списков.

Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Раздел 4. Компьютерная графика. Обработка графической информации. 8 ч.

Компьютерная графика.

Простейший графический редактор.

Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.

Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.

Устройства ввода графической информации.

Раздел 5. Мультимедиа.Создание мультимедийных объектов. 10 ч.

Мультимедийная презентация.

Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Раздел 6.Объекты и системы. 12 ч.

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.

Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.

Персональный компьютер как система.

Файловая система. Операционная система.

Раздел 7. Информационные модели. 12 ч.

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Раздел 8. Алгоритмика. 12 ч.

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

Резерв - 3 часа.

Перечень контрольных, зачётных и практических работ.

5 класс


Практическая работа №1 «Ввод текстовой информации в компьютер»

Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»

Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы»

Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»

Практическая работа №5 «Вводим текст»

Практическая работа № 6 «Редактируем текст»

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»

Практическая работа № 8 «Форматируем текст»

Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы»

Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»

Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

Практическая работа №14 «Создаём списки»

Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

Практическая работа №17 «Создаём анимацию»

Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»

Защита проекта.

6 класс


Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора - инструмента создания графических объектов»

Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора - инструмента создания текстовых объектов»

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»

Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»

Практическая работа №8 «Создаём графические модели»

Практическая работа №9 «Создаём словесные модели»

Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»

Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»

Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

Практическая работа №13 «Создаём информационные модели - диаграммы и графики»

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели - схемы, графы, деревья»

Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»

Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»

Практическая работа №18 «Выполняем итоговый проект».

Защита проекта.

7 класс


Практическая работа №1 «Всемирная паутина как информационное хранилище»

Практическая работа № 2 «Представление информации различных видов»

Практическая работа № 3 «Единицы измерения информации в компьютере»

Зачетная работа № 1 «Информация и информационные процессы».

Практическая работа № 4 «Как устроен персональный компьютер»

Практическая работа № 5 «Файлы и файловые структуры»

Практическая работа № 6 «Пользовательский интерфейс»

Зачетная работа № 2 «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

Практическая работа № 7 «Формирование изображения на экране компьютера»

Практическая работа № 8 «Создание графических изображений»

Защита проекта.«Обработка графической информации».

Практическая работа № 9 «Создание текстовых документов на компьютере»

Практическая работа № 10 «Прямое форматирование»

Практическая работа № 11 «Стилевое форматирование»

Практическая работа № 12 «Распознавание текста и системы компьютерного перевода»

Практическая работа № 13 «Оценка количественных параметров текстовых документов

Практическая работа № 14 «Оформление реферата История вычислительной техники»

Зачетная работа №3 «Обработка текстовой информации».

Практическая работа № 15 «Создание мультимедийной презентации»

Практическая работа № 16 «Настройка анимации»

Практическая работа № 17 «Оформление и дизайн презентации»

Защита проекта «Мультимедиа технологии»

Раздел 5. Тематическое планирование уроков информатики 5 - 7 классов.

Раздел программы

Основное содержание раздела

Планируемые результаты

Контроль

Знать

Уметь

Тема 1. Информация вокруг нас.

Информационные процессы.


(22 часа:

5 класс- 12 ч.

6 класс- 1 ч.

7 класс - 9 ч.)

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

  • процессы передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • типы информационных носителей информации;

  • классификацию информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

  • почтовые службы сети Интернет


  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

  • работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

  • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

  • создавать электронный почтовый ящик с помощью почтовой службы в сети Интернет;

  • систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

  • вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;

  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

  • решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах.

Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы»

(5 кл.)

Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»(5 кл.)

Практическая работа №14 «Создаём списки» (5 кл.)

Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет» (5 кл.)

Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»(5кл.)

Практическая работа № 1 «Всемирная паутина как информационное хранилище» (7кл.)

Практическая работа №2 «Представление информации различных видов» (7кл.)

Практическая работа №3 «Единицы измерения информации в компьютере» (7кл.)

Зачетная работа № 1 «Информация и информационные процессы». (7кл.)



Тема 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией.


(11 часов:

5 класс - 4 ч.

7 класс - 7 ч.)

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

  • аппаратное и программное обеспечение компьютера;

  • устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

  • технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

  • выбирать и запускать нужную программу;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;

  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Практическая работа №1 «Ввод текстовой информации в компьютер»(5кл.)

Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»(5кл.)

Практическая работа № 4 «Как устроен персональный компьютер» (7кл.)

Практическая работа № 5 «Файлы и файловые структуры» (7кл.)

Практическая работа № 6 «Пользовательский интерфейс» (7кл.)

Зачетная работа № 2 «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»(7кл.)









Тема 3. Подготовка текстов на компьютере.

Обработка текстовой информации.


(15 часов:

5 класс - 6 ч.

7 класс - 9 ч.)

Текстовый редактор.

Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.

Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.

Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).

Создание и форматирование списков.

Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

  • основные этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;

  • основные инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.

  • создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

  • создавать и форматировать списки;

создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.

Практическая работа №5 «Вводим текст»(5кл.)

Практическая работа № 6 «Редактируем текст» (5кл.)

Практическая работа № 7 «Работаем с фрагментами текста» (5кл.)

Практическая работа № 8 «Форматируем текст» (5кл.)

Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы»(5кл.)

Практическая работа № 9 «Создание текстовых документов на компьютере» (7кл.)

Практическая работа № 10 «Прямое форматирование» (7кл.)

Практическая работа № 11 «Стилевое форматирование» (7кл.)

Практическая работа № 12 «Распознавание текста и системы компьютерного перевода» (7кл.)

Практическая работа № 13 «Оценка количественных параметров текстовых документов» (7кл.)

Практическая работа № 14 «Оформление реферата История вычислительной техники» (7кл.)

Зачетная работа№ 3 «Обработка текстовой информации». (7кл.)

Тема 4. Компьютерная графика. Обработка графической информации.


(8 часов:

5 класс - 4 ч.

7 класс - 4 ч.)

Компьютерная графика.

Простейший графический редактор.

Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.

Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.

Устройства ввода графической информации.

  • определения: Пиксель, Растр.

  • отличия растровой и векторной компьютерной графики;

  • названия растровых и векторных графических редакторов;

  • простые графические объекты (графические примитивы);

  • инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;

  • планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;

  • использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;

  • создавать простейшие графические изображения с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.

  • использовать функцию «PrintScreen» в графическом редакторе Paint.

Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»(5кл.)

Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» (5кл.)

Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» (5кл.)

Практическая работа № 7 «Формирование изображения на экране компьютера»(7кл.)

Практическая работа № 8 «Создание графических изображений» (7кл.)

Защита проекта «Обработка графической информации» (7кл.).

Тема 5. Создание мультимедийных объектов


(10 часов:

5 класс - 5 ч.

7 класс - 5 ч. )


Мультимедийная презентация.

Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.


  • планирование последовательности событий на заданную тему;

  • как подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.


  • использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;

  • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;

  • Использовать функцию анимирования объектов в мультимедийной презентации.

Практическая работа №17 «Создаём анимацию»(5кл.)

Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу» (5кл.)

Защита проекта «Первая презентация» (5кл.)

Практическая работа № 15 «Создание мультимедийной презентации»(7кл.)

Практическая работа № 16 «Настройка анимации» (7кл.)

Практическая работа № 17 «Оформление и дизайн презентации» (7кл.)

Защита проекта «Мультимедиа технологии» (7кл.)

Тема 6.

Объекты и системы


(12 часов:

6 класс - 12 ч.)

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.

Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.

  • как анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки - свойства, действия, поведение, состояния;

  • как выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществление деления заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации;

  • примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

  • изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;

  • изменять свойства панели задач;

  • узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;

  • упорядочивать информацию в личной папке;

  • создавать, удалять, копировать файл;

  • использовать Поиск файлов в корневом каталоге внешней долговременно памяти компьютера.

Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»(6кл.)

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» (6кл.)

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора - инструмента создания графических объектов» (6кл.)

Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора - инструмента создания текстовых объектов» (6кл.)

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (6кл.)

Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы» (6кл.)

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»(6кл.)






Тема 7. Информационные модели.


(12 часов:

5 класс - 3 ч.

6 класс - 9 ч.)

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

  • натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;

  • приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира;

  • структуру и правила оформления таблицы.


  • создавать словесные модели (описания);

  • создавать многоуровневые списки;

  • создавать табличные модели;

  • создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;

  • создавать диаграммы и графики;

  • создавать схемы, графы, деревья;

создавать графические модели.

Практическая работа №10 «Строим диаграммы»(5кл.)

Практическая работа №8 «Создаём графические модели»(6кл.)

Практическая работа №9 «Создаём словесные модели» (6кл.)

Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки» (6кл.)

Практическая работа №11 «Создаем табличные модели» (6кл.)

Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» (6кл.)

Практическая работа №13 «Создаём информационные модели - диаграммы и графики» (6кл.)

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели - схемы, графы, деревья» (6кл.)

Тема 8. Алгоритмика.


(12 часов:

6 класс - 12 ч.)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

  • определение Алгоритма, его свойства;

  • неформальных и формальных исполнителей, приводить примеры;

  • форму записи алгоритмов;

  • примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями в повседневной жизни;

  • правила составления линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлением и циклами.

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;

  • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

  • составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителем;

  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.

Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»(6кл.)

Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками» (6кл.)

Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию» (6кл.)

Практическая работа №18 «Выполняем итоговый проект». (6кл.)

Защита итогового проекта. (6кл.)

Резерв - 3 часа.

Показатель уровня успешности. Норма оценок.

ПР 2,3,4,5

Защита проектов 2,3,4,5

ТР 95-100 % - оценка «5»

75-94 % - оценка «4»

60-74 % - оценка «3»,

Менее 59 % оценка «2»


Раздел 6. Календарно-тематическое планирование. (Приложение 1.)

Раздел 7. Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса.


  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5-6 классы. 7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5-6 классы. 7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  9. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/ )

Дополнительная литература для учителя и учащихся:


  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика 2-11 классы. 2-е издание. Москва. БИНОМ. Лаборатория 2005г.

  2. Программа по информатике и ИКТ. Информатика 5-11 классы. Макарова Н.В.Санкт - Петербург. ПИТЕР. 2007г

  3. Информатика. Начальный курс. Учебник для 5-6 класса. Н. В. Макарова - Санкт - Петербург. ПИТЕР. 2011.

  4. Информатика. Учебник 7 -9 кл. Н. В. Макарова - Санкт - Петербург. ПИТЕР. 2011.

  5. Информатика. Практикум по ИТ. 7 -9 кл. Н. В. Макарова - Санкт - Петербург. ПИТЕР. 2011.

  6. Информатика. Задачник по моделированию. 7 -9 кл. Н. В. Макарова - Санкт - Петербург. ПИТЕР. 2011.

  7. Информатика. Учебник 7 класс для общеобразовательных учреждений/ Н.Д. Угринович: Бином. Лаборатория Знаний,2011.

  8. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие для учителей/ И. Г. Семакин, Т Шеина - Москва: Лаборатория Базовый Знаний.2001.

  9. Компьютер в вашей школе. Учебное пособие \ Симонович С., Евсеев Г. \ Москва АСТ Пресс 2001г.

  10. Общая информатика. Учебное пособие\ Симонович С., Евсеев Г. \ Москва АСТ Пресс 2001г.

  11. Тематический контроль по информатике. Житкова О. А., Кудрявцева Е. К. - М.: Интеллект-Центр, 1999.

  12. Тестовые задания. Методическое пособие для учителей. Москва: Лаборатория Базовый Знаний.2002.

  13. Задачник - практикум -1. 2-11 классы. Москва. 2004г. И.Г. Семакин. БИНОМ. Лаборатория знаний.

  14. Задачник - практикум -2. 2- 11 классы. Москва. 2004г. И.Г. Семакин. БИНОМ. Лаборатория знаний.

  15. Современные открытые уроки информатики 8-11 классы. В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжикова. Ростов-на-Дону 2003г. ФЕНИКС.

19. Новые информационные технологии. А.Г. Кушниренко. Москва. 2002 г. ДРОФА.

Цифровые образовательные ресурсы:


  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) school-collection.edu.ru


  1. Методические материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. metodist.lbz.ru/avt_masterskaya_BosovaLL.html




Материально - техническое обеспечение образовательного процесса


Вид УМО

Содержание

Рабочая программа по информатике 5-7 кл

учебное оборудование

Рабочее место ученика, оснащённое:

  • системным блоком,

  • видеомонитором,

  • клавиатурой,

  • мышью

Локальная сеть

Рабочая программа по информатике 5-7 клучебное оборудование для учителя

Интерактивная доска, проектор, принтер.

Рабочая программа по информатике 5-7 кл

средства телекоммуникаций

Сеть Интернет, электронная почта.

Рабочая программа по информатике 5-7 кл

дидактический материал

Тесты тематические и обобщающие за курс каждого класса.

Раздаточный материал для работы на уроке и дома.

Зачётные работы.

Контрольные работы.

Практические работы.

Рабочая программа по информатике 5-7 кл

программное обеспечение по базовым предметам

Программы для использования на уроках указаны в каталоге.







Раздел 8. Результаты (в рамках ФГОС общего образования - личностные, метапредметные и предметные) освоения

предмета информатики в 5-7 классах.


Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.

Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Раздел 1. Информация вокруг нас

Выпускник научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;

  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Выпускник получит возможность:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • сформировать представление о способах кодирования информации;

  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки - свойства, действия, поведение, состояния;

  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

Раздел 2. Информационные технологии

Выпускник научится:

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;

  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;

  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

  • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность:

  • овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;

  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;

  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

  • научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;

  • расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

Раздел 3. Информационное моделирование

Выпускник научится:

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Ученик получит возможность:

  • сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

  • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Раздел 4. Алгоритмика

Выпускник научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

Выпускник получит возможность:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся по информатике и информационным технологиям.

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).
3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.
Практическая работа на компьютере считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.
5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при практической работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

Оценка ответов учащихся
для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

- оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
- оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
- оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
- оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- оценка «1» выставляется, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Для письменных работ учащихся:

- оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
- оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.

Практическая работа на компьютер оценивается следующим образом:

- оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.

Формы контроля деятельности учащихся на уроке информатики

Основные требования к уровню знаний:

· при текущем контроле проверке подлежат лишь вопросы, затронутые на предыдущем уроке;

· при тематическом контроле подлежат проверке знания, зафиксированные необходимыми нормативными документами (Федеральным стандартом, обязательным минимумом содержания);

· итоговый контроль осуществляется при переходе с одной ступени на другую и предполагает наличие необходимого минимума знаний для дальнейшего обучения.

Тестирование

Тесты, состоящие из пяти вопросов используются после изучения каждого материала (урока).

При переходе от процентного содержания правильных ответов к оценочной системе:

- 95-100 % верных ответов - оценка «5»

- 80-94 % верных ответов - оценка «4»

- 60-79% верных ответов - оценка «3»

- менее 60 % верных ответов - оценка «2».

Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. И тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала:

Для теста из 5 вопросов

· нет ошибок - оценка «5»

· одна ошибка - оценка «4»

· две ошибки - оценка «3»

· три ошибки - оценка «2»

Для теста из 15 вопросов

· 14-15 правильных ответов - оценка «5»

· 12-13 правильных ответов - оценка «4»

· 9 -11 правильных ответов - оценка «3»

· Меньше 8 правильных ответов - оценка «2»

Для теста из 30 вопросов

· 25-30 правильных ответов - оценка «5»

· 19-24 правильных ответов - оценка «4»

· 13-18 правильных ответов - оценка «3»

· Меньше 12 правильных ответов - оценка «2»

Оценивание знаний учащихся

Факторы, влияющие на оценку

-Грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

-Погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствует о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

- Недочет неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

- Мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенные во всех предметных областях выставляется оценка:

· «5» - при условии безупречного ответа, либо, при наличии 1-2 мелких погрешностей;

· «4» - при наличии 1-2 недочетов;

· «3» - грубые ошибки, много недочетов, мелких погрешностей;

· «2» - незнание основного программного материала и отказ от выполнения учебных обязанностей.

9


© 2010-2022