- Преподавателю
- Информатика
- Применение методики мини-проекта с использованием Интернет-ресурса
Применение методики мини-проекта с использованием Интернет-ресурса
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рыжикова Н.Б. |
Дата | 13.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Применение методики мини-проекта с использованием Интернет-ресурса
1-С:Школа ЭКОНОМИКА И ПРАВО
при проведении уроков по информатике в 11 классе по теме «Социальная информатика»
Автор: учитель информатики в. кв. кат.
МБОУ СОШ №9 г. Новочеркасска
Рыжикова Наталья Борисовна
По мере перехода нашего общества в информационное увеличивается потребность в обучении и воспитании детей, которые будут способны жить в нем. То есть задача учителя - способствовать развитию детей, обладающих информационной культурой, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве. Будущее самоопределение наших учеников во многом зависит от умения добывать и применить свои знания, от уровня развития творческих способностей, от умения реально подходить к своей самооценке, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, от коммуникативных навыков, от умения использовать для работы с информацией новые информационные технологии.
Информатизация общества вызвала необходимость перестройки и образовательной системы. В современной педагогике в условиях преобладания традиционного иллюстративно-объяснительного метода, в практике школы все шире используется метод проектов. Возрождение этой методики способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности, обучения приемам мышления и деятельности в процессе учебной деятельности, которые недостаточны в традиционном обучении. В процессе работы мы пришли к пересмотру дидактических возможностей проектного метода, продолжаем поиск форм его реализации, поиск методики использования учебных проектов в преподавании различных школьных предметов.
При обучении информатике проектный метод позволяет реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию. Мы предлагаем рассмотреть методику использования мини-проекта, ограниченного рамками урока как форму самостоятельной работы учащихся, на предмете информатика для изучения тематического блока содержания «Социальная информатика». При работе учащиеся 11 классов используют диск 1-С:Школа ЭКОНОМИКА И ПРАВО 9-11 классы, как Интернет-ресурс. Для загрузки ресурса в адресной строке браузера вводим адрес:
На странице «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» выбираем предмет : Право
Затем класс, и ставим флажок в окне Ресурсы на СD\DVD и кнопку «Найти»:
З
агружаем заархивированный ресурс 1-С:Школа ЭКОНОМИКА И ПРАВО 9-11 классы:
Данный ресурс устанавливается на всех компьютерах класса, что позволяет провести самостоятельную работу учащихся в рамках мини-проекта, работа рассчитана на три урока.
На первом уроке перед учащимися ставится следующие проблемы:
-
Особенности формирования информационного общества в России.
-
Проблема информационной безопасности личности, общества и государства.
-
Правовое регулирование проблем, связанных с информацией и компьютерами.
В течение урока учащиеся проводят обсуждение этих проблем, анализируют ситуацию и делают вывод о юридическом, правовом пути их решения. Учащиеся приходят к выводу, что необходима защита прав личности, общества и государства на секретность некоторой информации, они формулируют основные, на их взгляд, сложности и опасности, которое несет информационное общество. Среди них, как они считают самые серьезные:
-
«Психологические проблемы виртуальной реальности» - влияние компьютерных игр на неокрепшую психику детей и подростков;
-
Большое количество информации, что затрудняет её выбор и увеличивает количество недостоверной информации;
-
Сокращение количества рабочих мест, связанных с внедрением информационных технологий в промышленном производстве;
-
Борьба с компьютерными вирусами и их создателями;
-
Проблемы хищения информации. Информационные войны. Авторские права и их нарушения.
Затем, на первом уроке, мы обсуждаем с учениками Концепцию формирования информационного общества в России, принятую в 1999 году и отвечаем на вопросы:
-
Почему задача движения к информационному обществу для России относится к числу приоритетных?
-
В чем состоят особенности условий вхождения России в информационное общество?
-
Какие существуют предпосылки для успешного решения этой задачи?
На втором уроке учащиеся самостоятельно работают с диском 1-С:Школа ЭКОНОМИКА И ПРАВО 9-11 классы. Класс разбит на две подгруппы, каждый ученик работает за своим компьютером. Учащиеся должны, используя базу законов и постановлений, представленных на диске найти информацию о правовом регулировании в информационной сфере, и сделать выводы о юридическом и правовом решении проблем, поставленных на первом уроке.
Сценарий урока №2.
Цель урока: изучение правовых проблем, связанных с информацией и компьютерами, защитой авторских прав и информационной безопасностью личности, общества и государства.
Оборудование: компьютер, диск 1-С:Школа ЭКОНОМИКА И ПРАВО 9-11 классы.
Постановка задачи: найти с помощью базы нормативных документов «Законодательство Российской Федерации», входящей в состав диска 1-С:ШКОЛА ЭКОНОМИКА И ПРАВО 9-11 КЛАССЫ статьи Уголовного кодекса, рассматривающие преступления в сфере информатики.
Ход урока:
1
. Запустить программу:
Выбрать режим работы: Навигатор.
2
. После запуска первой страницы выбрать в меню раздел Справочники:
3. В появившемся окне выбрать гиперссылку базы нормативных документов «Законодательство Российской Федерации»:
4. В окне Законодательство России выбрать Уголовный кодекс РФ:
5
. Найти и выписать в тетрадь статьи, предусматривающие ответственность за преступления в сфере информатики:
6. Сделать выводы.
Конец урока.
В ходе самостоятельной работы ученики находят тексты Законов: «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «Об информации, информатизации и защите информации». В уголовном кодексе они находят информации о наказаниях за неправомерный доступ к компьютерной информации, за создание вредоносных программ, за нарушение эксплуатации ЭВМ и их сетей, за нарушение авторских прав. В течение урока ученики делают записи, необходимые для последующих выводов.
На третьем уроке ученики проводят обсуждение и анализируют полученную информацию, делают выводы и, разбившись на группы, делают сообщения по проблемам, выявленным ими на первом уроке. В результате работы учащиеся делают выводы о том, что такие проблемы, как «Психологические проблемы виртуальной реальности - влияние компьютерных игр на неокрепшую психику детей и подростков» и «Большое количество информации, затрудняющее её выбор и увеличение количество недостоверной информации» правовых и юридических решений не имеют. Что переход к информационному обществу не сулит каких-либо социальных изменений, и может привести к массовой безработице. Что нарушение неприкосновенности частной жизни, кража информации, нарушение авторских прав, создание вирусов и порча ЭВМ являются уголовно или административно наказуемыми преступлениями.
Мы используем эту методику третий год, и можно сделать вывод, что по результатам контрольной работы в прошлом учебном году по этой теме качество знаний и уровень обученности заметно повысился:
Класс
2002-03 уч.год
2007-08 уч.год
УО%
КЗ%
УО%
КЗ%
11-а
75
45
100
80
11-б
78
50
98
80
11-в
65
40
100
82
Таким образом, применение диска 1-С:Школа ЭКОНОМИКА И ПРАВО 9-11 классы на уроках информатики в нашей школе привело к повышению информационной культуры учащихся, их умению общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, умению добывать и применять свои знания, умению реально подходить к своей самооценке, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, умению использовать для работы с информацией новые информационные технологии.