• Преподавателю
  • Информатика
  • Использование программы Smart Notebook для формирования мотивации учащихся на уроках информатики в 5 классе (на примере раздела «Компьютерная графика»)

Использование программы Smart Notebook для формирования мотивации учащихся на уроках информатики в 5 классе (на примере раздела «Компьютерная графика»)

Проведение уроков с использованием программы Smart Notebook в учебном процессе способствует повышению уровня применения наглядности на уроке и производительности урока, установлению межпредметных связей, воспитанию интереса учащихся к учебному предмету, позволяет сделать процесс обучения интересным, насыщенным.Разработала 11 фрагментов урока на раздел «Компьютерная графика». Соотнесены формируемые компетенции по разделу «Компьютерная графика» и возможности программы Smart Notebook.
Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование программы Smart Notebook для формирования мотивации учащихся на уроках информатики в 5 классе

(на примере раздела «Компьютерная графика»)

Акимова Вероника Яковлевна,

учитель информатики высшей категории

Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования. Один из ведущих специалистов по информационной культуре Н.И Гендина пишет, что характер изменений происходящих в системе образования, отражается в понятии «новая парадигма образования». Новая образовательная парадигма - это своего рода стратегия «образования для будущего». Суть новой парадигмы образования характеризуются следующими факторами:

  • Смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;

  • Освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного, а не репродуктивного типа мышления;

  • Дополнение традиционного принципа «формировать профессиональные знания, умения, и навыки» принципом «формировать профессиональную компетентность».

Наша кафедра работает над проблемой «Формирование у обучающихся ключевых компетенций». Вначале рассмотрим, что стоит за термином «компетентность», который начинает активно использоваться в отечественной педагогике и в официальных документах Министерства образования и науки. За основу понятия «компетентностный человек» взяты способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решения. Для каждого предмета вырабатывается свое понятие компетентности. Определение ИКТ компетентности вводится на базе определения ИКТ - грамотности. ИКТ-грамотность это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации или сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. Под ИКТ - компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ - грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

Успешная компьютеризация образования зависит не от количества компьютеров, а от качества средств обучения и методического обеспечения их использования. Проблемы разработки и использования электронных средств обучения актуальны на протяжении всего периода внедрения информационных технологий в образовательный процесс.

Программа Smart Notebook позволяет изготовлять своего рода «презентацию» к уроку, состоящую из отдельных страниц (слайдов), сменяющих друг друга в произвольном порядке. Готовить материалы к уроку с использованием интерактивной доски можно на любом компьютере, где установлена программа Smart Board, затем созданный файл-презентацию нужно переместить на ПК, непосредственно соединенный с интерактивной доской и проводить урок. Причем, в отличие от обычной презентации, каждая страница Smart Notebook в процессе урока интерактивна, с ней могут работать учитель и ученики, изменяя ее содержание, внося любой текст, перемещая, удаляя и добавляя различные объекты с помощью набора предоставленных инструментов.

Цель: разработка фрагментов уроков с использованием программы Smart Notebook для формирования мотивации учащихся на уроках информатики в 5 классе (на примере раздела «Компьютерная графика»).

Гипотеза: разработка фрагментов уроков с использованием программы Smart Notebook для формирования мотивации учащихся на уроках информатики в 5 классе (на примере раздела «Компьютерная графика») возможно, если соотнести формируемые компетенции по разделу «Компьютерная графика» и возможности программы Smart Notebook.

Мотивом для изучения информатики, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром.

Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу. Поэтому выигрышно применять технические новинки. Проведение уроков с использованием программы Smart Notebook в учебном процессе способствует повышению уровня применения наглядности на уроке и производительности урока, установлению межпредметных связей, воспитанию интереса учащихся к учебному предмету, позволяет сделать процесс обучения интересным, насыщенным.

Разработала 11 фрагментов урока на раздел «Компьютерная графика». Соотнесены формируемые компетенции по разделу «Компьютерная графика» и возможности программы Smart Notebook:

Фрагменты уроков

Формируемые компетенции

Возможности Smart Notebook

Фрагмент №1 на тему: Инструменты для рисования

Коммуникативная, учебно-познавательная, информационная

Страница 1. С помощью интерактивного средства Word Biz задан вопрос

Страница 2-3. С помощью инструментов Линии и Перья учитель выделяет главное при объяснении новой темы.

Фрагмент №2 на тему: Компьютерная графика

Учебно-познавательная

Страница 1. На шаблоне Keyword pad задано определение и дополнительная информация

Фрагмент №3 на тему: Создание компьютерного рисунка

Коммуникативная

Страница 1. На готовом бланке Lesson pages -> Instructions задана главная информация

Страница 2. Использовано интерактивное средство Scoreboard для подсчета баллов

Фрагмент №4 на тему: Настройка инструментов

Информационная, учебно-познавательная

Страница 1. С помощью интерактивного средства Click and Reveal - circle спрятаны настройки: линий, кисти, замкнутых фигур

Страница 2. С помощью инструментов линий со стрелками можно обсуждать какие инструменты для рисования пейзажа использовались

Фрагмент №5 на тему: Редактирование компьютерного рисунка

Учебно-познавательная

Страница 1. Использован интерактивный шаблон Keyworpad для объяснения главного

Фрагмент №6 на тему: Фрагмент рисунка

Коммуникативная

Страница 1. На интерактивном шаблоне Lesson pages - Blank с помощью интерактиного средства Image math задан вопрос для проверки

Фрагмент №7 на тему: Деталирование рисунка, сборка рисунка из деталей.

Учебно-познавательная, информационная

Страница 1. На интерактивном шаблоне Lesson pages - Sentens Arrange задан алгоритм создания рисунка по фрагментам

Страница 2. Объяснительно-иллюстративная: с помощью инструмента Перья указать ход работы

Фрагмент №8 на тему: «Построения с помощью клавиши Shift»

Коммуникативная

Страница 1. С помощью инструмента Question flipper задан вопрос.

Страница 2. С помощью интерактивного средства Balloon Pop спрятаны правила построения квадрата и круга.

Фрагмент №9 на тему: Построение эллипсов и окружностей. Вписанные фигуры

Учебно-познавательная, информационная

Страница 1. На интерактивном шаблоне Lesson pages - Blank дано задание для практической работы, и дополнительная информация

Фрагмент №10 на тему: «Пиксель»

Информационная, учебно-познавательная

Страница 1. На данной странице с помощью инструмента Перо ученик заполняет таблицу. (Ответ: пиксель)

Страница 2. Использовано интерактивное средство Word Generator, при помощи которой выскакивает определение по словам

Фрагмент №11 на тему: «Пиктограммы»

Информационная, учебно-познавательная

Страница 1.

С помощью инструмента «Anagram» созданы упражнения - анаграммы. При правильном ответе выставляет баллы.

Страница 2. Использован инструмент «Показать или скрыть затенение экрана».

Фрагмент №3 на тему: Создание компьютерного рисунка

Цель: Научиться создавать рисунки на графическом редакторе Paint

Тип урока: Изложение нового материала

Место фрагмента

Формируемые компетенции

Деятельность учителя

Деятельность ученика

страница 1 - Объяснение новой темы

Коммуникативная: Владение способами работы с информацией

Итак, кто знает?: С помощью какого инструмента рисуют на компьютере?

Записывают в тетрадях

страница 2 - Закрепление знаний

Коммуникативная: ответить на вопрос, умение работать в группе

Давайте, повторим, что мы сегодня узнали. Разбиваемся на 2 команды. За правильный ответ команде 1 балл.

В конце урока поставлю оценки по итогам баллов

Работа в группах. Отвечают на вопросы поднимая руки.

Использование программы Smart Notebook для формирования мотивации учащихся на уроках информатики в 5 классе (на примере раздела «Компьютерная графика»)Использование программы Smart Notebook для формирования мотивации учащихся на уроках информатики в 5 классе (на примере раздела «Компьютерная графика»)Страница 1

Страница 2



Применение на уроках информатики интерактивную доску показывает, что значительно улучшают качество усвоения поурочного материала, а также помогают работе учителя на уроке. Приобретенные формируемые компетенции, у учащихся становится на много шире и глубже. Это доказывает нашу гипотезу - разработка фрагментов уроков с использованием программы Smart Notebook для формирования мотивации учащихся на уроках информатики в 5 классе (на примере раздела «Компьютерная графика») возможно, если соотнести формируемые компетенции по разделу «Компьютерная графика» и возможности программы Smart Notebook.

Литература

  1. Макарова, Н.В. Информатика: основы компьютерной грамоты. Начальный курс/ Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2001.

  2. Маркова, А.К. Формирование интереса к учению у школьников / А.К.Марковой. М., 1986. С.14.

  3. Розенфельд, А.Б. Коллекция Lat 2.0 // [Электронный ресурс]/ А.Б. Розенфельд - Режим доступа: fizecl.ucoz.ru/_ld/0/9.doc, свободный

  4. Хуторской, А.В. Ключевые формируемые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов./А.В. Хуторской. - М.: ИОСО РАО, 2002.

  5. Шукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. /Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение. 1984.- 176 с.

  6. Ярославцева, Е.И. Компенсаторные возможности интерактивных устройств SMART/ Е.И. Ярославцева // Информационные технологии в образовании. XV международная конференция-выставка. Сборник трудов. М.: «Современные тетради», 2005. - С.145-150.








© 2010-2022