Методическая разработка урока «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»

Тема урока: «Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей»   Тип урока: комбинированный Вид урока: урок-практикум  Форма учебной работы с группой: работа в парах Место урока в  учебной программе: урок № - 52  в теме 4.3. Представление об организации баз данных  и базы знаний и  системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения в том числе глобальной сети Интернет   Место проведения урока: класс информатики и информационных технологий   Цель урока: сформировать у студентов умение самостоятельно решать задачи по поиску и отбору информации с помощью запросов к глобальной сети Интернет.
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

гМетодическая разработка урока «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»осударственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Калининградской области

«Колледж сервиса и туризма»


Методическая разработка урока


по учебной дисциплине


«Информатика и информационно-коммуникационные технологии»


Тема урока: «Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей»


Специальность (профессия): по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания», 1 год обучения на базе 9-и классов общеобразовательной школы.




Составил(а): преподаватель Тарских Н.А.











Одобрено

ПЦК общепрофессиональных дисциплин

Председатель ______________

Протокол № от «» __________2014 года

Тема урока: «Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей»


Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-практикум

Форма учебной работы с группой: работа в парах

Место урока в учебной программе:

урок № - 52 в теме 4.3. Представление об организации баз данных и базы знаний и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения в том числе глобальной сети Интернет

Место проведения урока: класс информатики и информационных технологий

Цель урока: сформировать у студентов умение самостоятельно решать задачи по поиску и отбору информации с помощью запросов к глобальной сети Интернет.

Задачи урока:

Обучающая: сформировать знания о типах ЭОР России и навыках получения доступа к ним

Развивающая: развития у студентов умений выделять главное, существенное в изучаемом материале, способности к анализу получаемой информации и синтезу собственных знаний путем встраивания дидактических единиц учебной информации

Воспитательная: формировать коммуникативную компетентность через работу в группах, ответственность перед другими за проделанную работу и самостоятельность в получении знаний. Воспитывать гордость за свою страну.

Методическая цель: показать методику проведения урока-практической работы с применением веб-квеста, структурированного в Quandary (freeware), а также применения интерактивных упражнений в среде LearningApps.org (Web2.0), собранных на сайте kst-tarskih.jimdo.com

Методы и приемы обучения:

  • Метод словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: эвристическая беседа)

  • Метод наглядной передачи и зрительного восприятия (приемы: наблюдение и демонстрация)

  • Метод контроля (приемы: самостоятельная работа или работа в паре с проблемным заданием в виде образовательного web-квеста. заполнение таблицы с вопросами в тетради)

  • Метод стимулирования и мотивации (приемы: «ледокол», индивидуальная практическая деятельность, создание ситуации взаимопомощи)

Принципы обучения: научность, системность, наглядность, логичность.

Средства обучения: для «ледокола» - доска и Fruit Machine (ClassTools.net) , для входа в тему - набор интерактивных упражнений, паззл с темой урока, для выполнения практической части - web-квест по поиску информации.

Междисциплинарные связи: данная тема связана с дисциплинами русский язык и культура речи (вьетнамки - сланцы), история (А.В. Суворов), Введением в специальность (поиск учебников по специальности.

Внутридисциплинарные связи: изучение данной темы предполагает наличие знаний по темам «Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением», «Гипертекстовое представление информации», «Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети»

Учебное оборудование (оснащение) урока: компьютер, проектор, белая доска, задания LearningApps.org (Web2.0) , задания веб-квеста.

Методическое обеспечение урока: сценарий урока, включающий в себя: «ледокол» и генератор объединения студентов в пары, задания для опроса и паззл для сбора словосочетаний темы урока, задания веб-квеста и помощь в чате по квесту.

Критерии уровня формируемых знаний, умений и навыков

Уметь

Знать

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

  • представлять информацию различными способами (таблица);

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • федеральные и местные адреса ЭОР;

  • признаки достоверной информации

Общие и профессиональные компетенции

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Структура урока

Этапы урока

Время, мин

Ресурсы

Деятельность

преподавателя

Деятельность студентов

1

Организационный момент

3

Предлагает сесть парами «как обычно», достать тетради

Рассаживаются, достают конспекты, записывают дату

Удивляй! «Ледокол - 1»

7

Генератор Fruit Machine (ClassTools.net)

Вам удобно? Вы так привыкли. Придется менять привычки, потому как не всегда удается работать в паре с тем, кто близок по духу. Будем ломать стереотипы.

Рассаживаются согласно случайной генерации.

2

Мотивация и «Ледокол -2 ».

Если напряжение остается еще «Ледокол - 3»

10

Доска и тряпочный мяч

Говорит, что успешная работа в коллективе зачастую зависит от межличностных отношений.

Ледокол «Правда или нет?» «Три утверждения». Одно ложно. Определяем, что, правда, а что ложь.

«Если бы я была животным, то я была бы собакой Если бы я был(а) фруктом, я была бы Если бы я был(а) цветом, я бы был(а) бы»

Один студент бросает мяч, говоря фразу, например, «Я сегодня выспался», тот, кто ловит, отвечает: «Ложь», - и бросает назад. И так три фразы.

Актуализация знаний. Проверка усвоенного на прошлых уроках.

15

Методическая разработка урока «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»

bit.ly/1a7rSDy

Дает задание и контролирует выполнение.

Преподаватель выписывает словосочетание в тетрадь, те, кто ответил быстрее всех, получают стикеры на монитор, это будут дополнительные баллы

Выполняют задания, записывают словосочетания в тетрадь. Те, кто выполнил, встают и помогают отстающим.

Подготовка к работе на основном этапе урока.

5-10 мин

Методическая разработка урока «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»

Методическая разработка урока «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»

Предлагает собрать паззл. но предупреждает, что зачастую приходится не только часто отрываться от работы, а затем возвращаться к работе, а потому следует приготовиться собирать паззл на бегу, обходя все компьютеры по очереди.

По сигналу в течение 1 минуты собирают паззл на компьютере. а затем перемещаются по часовой стрелке к следующему компьютеру и продолжают собирать паззл. Первый кто соберет - оглашает тему и все записывают ее тетрадь. Тот, кто успел это сделать первым, поощряется еще один спикером н монитор.

3

Усвоение новых знаний и способов действия.

5

веб-квест

Организует работу студентов, Объясняет задания

Знакомятся с интерфейсом квеста

4

Реализация и закрепление полученных знаний и способов действия.

10-15

веб-квест и викторина с вводом ответа

Методическая разработка урока «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»

Методическая разработка урока «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»

отвечает в чат, помогает испытывающим затруднения

Заполняют таблицу : 5 основных и 2 дополнительных

Номер

Ответ

1

2

3

Номер

Ответ

4

5

6

7

5

Контроль и самооценка знаний и способов действия.

2

Тетрадь с ответами

Собирает тетради и раздает случайным образом

Меняются тетрадями

6

Коррекция знаний и способов действия

3

Тетрадь с ответами

С помощью генератора опрашивает, какие ответы в ходе квеста были записаны в тетрадь

Студенты зачитывают ответы однокурсников.

7

Подведение итогов занятия. Информация о домашнем задании.

5

Экран с одним из заданий о ресурсах Интернет в виде подсказки.

Организует игру «Я знаю пять-три- два …

  • федеральных ЭОР; Единое окно доступа к ЭОР - раз

  • поисковых систем

Рамблер - раз…

Записывают домашнее задание

И получают отметки

8

Рефлексия

5-10

Доска


Просит отметить себя на доске

Рисуют себя в мишени.



ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности студентов.

Актуализация знаний осуществляется во время выполнения интерактивных упражнений. По выполнении каждого студенту становится доступно словосочетание их темы урока.

Для того чтобы обучение проходило в движении следует во время собирания паззла организовать перемещение их от компьютера к компьютеру. Это помогает студенту имитировать рабочие условия, когда он отвлекается, а затем снова сосредотачивается на проблеме, после смены рода деятельности. После того как паззла с темой собран, студенты записывают его в тетрадь.

  1. Изучение нового материала.

Изучение нового материала выглядит как учебный квест, где даны 5 основных вопросов средней трудности, и два задания, требующие некого творческого подхода.

За время выполнения квеста, студент выбирает стратегию поиска (с подсказкой или без, свободный поиск или по инструкции). Затем при помощи свободных ассоциаций, образует цепочку умозаключений, позволяющих встроить факт как дидактическую единицу.

Например, я знал, что «незамерзайка» называется атифриз, оказалось, в крови рыб есть такие антифризные белки.

Студенты учатся определять достоверность информации, подразделяя ее источники на научные, научно-популярные и иные, по степени охвата на федеральные и местные.

Учатся отсортировывать информацию в каталоге при помощи определенных критериев.

Наиболее трудным является иноязычный поиск с помощью автоперевода и подбора синонимов.

Еще одним способом поиска ифнофрмации является посик по картинке с помощью сервиса Google.

  1. Закрепление изученного материала.

В качестве закрепления используется дидактическая игра: «Я знаю ЭТО» по типу «Я знаю пять имен девочек» Когда студенты вспоминают названия федеральных ЭОР, поисковых машин и так далее»

Домашнее задание

  1. Совершить виртуальную экскурсию в Эрмитаж «Зимний дворец в зеркале эпох»

Кратко записать впечатления оттого, как изменилось убранство дворца во Методическая разработка урока «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»

Приложения

1) Генератор фамилий случайным образом

2) Задания по актуализации опорных знаний

3) Паззл с темой

4) Квест

5) Задание по поиску картинки


© 2010-2022