Консультация для воспитателей «Использование новых подходов в адаптации детей»

Адаптация дошкольников к детскому саду нередко проходит с осложнениями. Эта проблема стоит настолько остро, что необходимость создания системы работы в этом направлении очевидна. Когда ребёнок приходит в первые в детский сад, у него происходит ломка всех привычек, серьёзная перестройка отношений с людьми. Резкая смена условий нередко сопровождается тяжёлыми переживаниями, понижениями активности, серьёзными заболеваниями, малыши тяжело переносят разлуку с мамой. Тяжело и родителям. Приём новых де...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация для воспитателей

«Использование новых подходов в адаптации детей».

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям.

Когда ребенок впервые приходит в детский сад, у него происходит ломка привычек, серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Резкая смена условий нередко сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности (речевой, игровой), сказывается на здоровье, малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша.

Прием новых детей связан с определенными трудностями и для воспитателей: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новенького.

Не всегда воспитателям, как и родителями, удается облегчить процесс привыкания детей к условиям общественного воспитания. Зачастую это связано с тем, что в группу сразу приходят несколько новичков, постоянно нуждающихся во внимании, ласке. Это не позволяет воспитателю обеспечить необходимый контакт с детьми, найти правильный подход к ним. Иногда процесс привыкания осложняется тем, что у некоторых воспитателей сложилось неправильное, упрощенное представление об эмоциональных реакциях детей, впервые пришедших в детский сад. Они считают, что плачь и капризы - это результат избалованности и изнеженности в семье. Многие вообще не видят в этом проблемы: «Скучно ребенку в детском саду, он и плачет? Ничего страшного нет, поплачет - перестанет, пройдет время - привыкнет». Время проходит, а в группе остаются «не адаптированные» или впоследствии трудно адаптированные дети, у которых уже сформировались нежелательные черты характера. Чтобы этого не происходило и, чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее необходимо в комплексе использовать различные адаптационные методики и приемы.

Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Необходимым условием является согласованность между родителями и воспитателями, соблюдение одинакового подхода к детям в семье и детском саду.

В целях предупреждения отрицательных эмоций не следует резко изменять привычный уклад жизни детей.

В привыкании к новым условиям важную роль играет интимизация предметов, возможность принести с собой свои игрушки. Это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт.

Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку. На прогулке легче ориентироваться в окружающем, легче познакомиться с воспитателем и детьми, так как условия здесь напоминают условия домашнего двора.

Воспитатель должен использовать прогулку для установления эмоционального контакта с ребенком, для подвижных игр, которые помогут удовлетворить потребность его в движениях и повысить эмоциональный тонус. Для того, чтобы воспитатели как можно быстрее смогли установить тесный контакт с вновь поступающими детьми, следует принимать в группу не более 2 - 3 детей одновременно, с интервалом 4 - 5 дней. Упражнения двигательного характера и подвижные игры приносят детям огромную радость, снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движениях. Поэтому такие упражнения, как «Полетаем, как птички», «Полетели, полетели, сели», «Полетели, как самолеты», «Попрыгаем, как зайчики» и другие, надо проводить как можно чаще, привлекая к их выполнению и новеньких. Их обычно очень увлекает этот прием, они отвлекаются от своих переживаний. Чтобы ребенок не перевозбуждался, надо своевременно переключать его с подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней. Игрушка - забава положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, отвлекает его от мамы, приближает воспитателю и детям.

В период адаптации возможен применения метод «песочной терапии». Игры с песком - это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя обучающие, развивающие и коррекционные занятия. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, то есть умения нормально общаться.

Все игры условно можно разделить по трем направлениям:

1. Обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка).

2. Познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира).

3. Проективные (через их осуществляется диагностика, коррекция и развитие ребенка).

На этапе адаптации используются обучающие игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении:

Примерные упражнения:

1. Отпечатки наших рук. Поверхность песка ровная; песок влажный. Ребенок вместе с воспитателем по очереди делают отпечатки кистей рук - то внутренней, то внешней стороной. Необходимо слегка вдавить руку в песок, прислушаться к своим ощущениям (песок прохладный, теплый, сухой, мокрый, когда двигаем руками по песку, ощущаем маленькие песчинки…). Делаем другие упражнения

2. Отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом - цветок, солнышко, ежик).

3. Скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные, круговые движения - как машина едет, ползет змея, карусель); то же самое, поставив ладонь ребром

4. «Пройтись» поочередно по поверхности пальчиком правой и левой руки (потом двумя пальчиками одновременно).

5. «Прошагать» по поверхности песка, как на пианино (движения мягкие «вверх - вниз» - движется вся кисть).

6. Оставить следы одновременно двумя пальцами (вместе пофантазировать: чьи это следы).

Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики мы учим ребенка говорить о своих ощущениях, развиваем речь, произвольное внимание и память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблему» в игре.

Еще одним подходом в установлении доброжелательного отношения ребенка с воспитателем и детьми в период адаптации можно использовать чтение сказок. Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Существует множество видов сказок (медитативные, дидактические, художественные, психопрофилактические и т.д.), но в процессе адаптации детей приемлемы художественные сказки. Слушая сказку, которую воспитатель читает с эмоционально-насыщенным выражением, выделяя нужные моменты, ребенок эмоционально привязывается к воспитателю и детям, переживая события сказки, снимается напряжение по поводу отсутствия родителей, он «впитывает» философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения, потом может разыгрывать это с друзьями. Причем, все процессы осмысления протекают на бессознательно-символическом уровне. Многократно проживая события одной и той же сказки, ребенок косвенно приобретает значимый для себя жизненный опыт.

Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны. Например: сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому о животных лучше передают маленьким детям жизненный опыт.

Также в процессе адаптации детям можно включать звуки живой природы. Негромкая, веселая, мелодичная музыка вызывает у детей улыбку. Они начинают под нее приплясывать, следовательно, музыка тоже может быть использована как средство вовлечения ребенка в общение с взрослым.

Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками; шум, громкие разговоры сверстников его раздражают. Он, если и умеет сам есть, раздеваться, то делает это медленно, отстает от всех. Все это накладывает свой отпечаток на его отношения с окружающими. Такому ребенку необходим более длительный срок на период адаптации. Болезненным, стеснительным детям необходимо в середине недели устраивать «выходной». Следует иметь в виду, что длительные перерывы (от семи - десяти дней и более) затягивают и осложняют период адаптации.

В этот период следует активно взаимодействовать с родителями. Во время адаптационного периода важно создать в доме спокойную обстановку, с пониманием относиться к немотивированным капризам малыша, больше гулять с ним, предлагая снять эмоциональное напряжение активными движениями интересной деятельностью и т.п. Следует пораньше укладывать детей на ночной сон после теплой ванны. В этот период нужно как можно реже ходить в гости, посещать поликлинику, парикмахерскую, чтобы лишний раз не перегружать малыша впечатлениями. Необходимо охранять нервную систему ребенка, окружить его любовью. Только при таких условиях можно увидеть улыбку малыша в период адаптации.

© 2010-2022